Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы

  • Философия религии Минаев. Философия религии Г. В. Ф. Гегеля


    Скачать 20.53 Kb.
    НазваниеФилософия религии Г. В. Ф. Гегеля
    Дата05.12.2020
    Размер20.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия религии Минаев.docx
    ТипКурс лекций
    #157310

    Философия религии Г.В.Ф.Гегеля.

    За свою жизнь Гегель написал значительное количество работ, например, «Жизнь Иисуса», «Дух христианства и его судьба», а также курс лекций. В этой работе речь пойдёт о его философии религии. В общественной жизни религия важна и всегда таковой была. Запретить её невозможно, полемика же может состояться только при знании аргументов оппонента и умении их опровергнуть. Особый интерес в этом плане представляет богословская концепция, взрывающая религию изнутри. Именно такова суть гегелевской философии религии.

    Гегель закончил теологическое отделение Тюбингенского университета, но от духовной карьеры отказался. Проблемы религии очень долгое время занимали главенствующее положение в его духовном мире; через призму этих проблем он смотрит и на множество других. После окончания университета Гегель долго жил в Берне. Там он написал, хоть и не до конца, работу «Народная религия и христианство». Народная религия по Гегелю - это языческие верования античного общества, демократические порядки которого для молодого Гегеля были образцом государственности, это основа свободы, чего нельзя сказать о христианстве. Там же Гегель пишет работу, которая связана с положительными чертами христианства.

    Цитата: «Позитивная религия противоестественна или сверхъестественна, содержит понятия, сведения, для рассудка и для разума недосягаемые и чрезмерные, требует таких чувств и действий, которые никогда не были бы произведены человеком естественным, но которые, если взять чувства, насильственно вызываются особыми средствами, а если взять действия, то совершаются только по указке и из послушания, без личной заинтересованности» (1)

    В Берне Гегель пытался исходить «непосредственно из индивида» (в «Жизни Иисуса»), что не мешало ему одновременно исходить «из общества». В этой работе скрывается ясная философская позиция, которая важна для творческой эволюции. Христос Гегеля - моралист. Заметим, что теперь Гегель превозносит разум, а ранее первоочередным было чувство.

    Цитата: «Чистый, не знающий пределов разум есть само божество. В соответствии с разумом упорядочен план мироздания; разум раскрывает перед человеком его назначение, непреложную цель жизни; он часто меркнул, но никогда полностью не угасал, даже во мраке всегда сохранялось слабое его мерцание».

    После переезда во Франкфурт у Гегеля усилился интерес к христианству. В «Жизни Иисуса» он писал: «...служение богу и разуму несовместимо со служением чувствам: одно исключает другое» (т. 1, стр. 45-46). Во Франкфурте он хотел и то, и другое совместить. Гегель, обращаясь к Христу и христианству, выступает не как богослов, и не как историк, а как философ, решающий свои общемировоззренческие задачи.

    Позже Гегель читал курс лекций по философии в Берлинском университете. Первый - летом 1821 г., последний - десять лет спустя. По прошествии такого количества времени его философские взгляды укрепились. Религия вместе с философией почти на равных правах венчает грандиозное здание человеческого знания, но всё же последнее слово остаётся за философией. Гегель писал, что проблема в различных методах постижения бога в философии и в религии.

    Философия религии Гегеля принадлежит истории атеизма. Она с необходимостью сменила наивное безбожие просветителей, видевших в религии обман, шарлатанство и ничего больше. Гегель показал закономерное возникновение и развитие религиозных верований. Из этого можно сделать вывод об исчезновении веры в бога, правда сам Гегель не высказывался по этому поводу. Рассмотрев «дело» о формах общественного сознания, Гегель вынес смертный приговор искусству и оправдательный - религии. Однако история решила иначе.

    Список литературы:

    1. Гегель. Работы разных лет, т. 1. М., 1970, стр. 89. Работа написана в 1795 г., но процитированный отрывок из введения к ней относится к 1800 г.

    2. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х томах. Т. 1. Отв. ред. А. В. Гулыга. Пер. с нем. М. И. Левиной. М., «Мысль», 1975. 532 с. (стр 5-35).



    написать администратору сайта