Главная страница
Навигация по странице:

  • Методические указания . Средневековая картина мира

  • Картина мира эпохи Возрождения

  • Практикум. Упражнение 1

  • Упражнение 2

  • Упражнение 3

  • сем 2. Философия Средневековья и Возрождения


    Скачать 19.12 Kb.
    НазваниеФилософия Средневековья и Возрождения
    Анкорсем 2.docx
    Дата21.08.2018
    Размер19.12 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласем 2.docx
    ТипМетодические указания
    #23305

    Занятие 2. Философия Средневековья и Возрождения

    План.

    1. Отличие космоцентризма от теоцентризма. Периодизация средневековой философии.

    2. Философский смысл учения о «двух градах» Аврелия Августина.

    3. Суть разногласий номиналистов и реалистов в решении проблемы универсалий в средневековой схоластике. Фома Аквинский. Доказательства бытия Бога.

    4. Характеристика основных направлений философии эпохи Возрождения.

    5. Различие и сходство в пантеистических концепциях Николая Кузанского и Джордано Бруно.

    6. Социально-политические воззрения эпохи Возрождения. (Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Макиавелли).

    Рекомендуемая литература

    1. Августин Бл. Творения: в 4 т. СПб.; Киев, 1998.

    2. Антология средневековой мысли. (Теология и философия европейского Средневековья):в 2 т. СПб., 2001-2002.

    3. Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. М., 2004.

    4. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

    5. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997

    6. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. М., 1977.

    7. Бруно Дж. Избранное. Самара, 2000.

    8. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учебное пособие. М., 1980.

    9. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.


    Методические указания.

    Средневековая картина мира

    Средневековая картина мира имела ярко выраженный религиозный характер. Это объяснялось тем, что в ее основании лежали религиозно-мифологические представления библейской традиции. С этой традицией были связаны Священные Писания иудеев (Танах), христиан (Новый Завет) и мусульман (Коран).

    Центральным понятием средневековой картины мира без сомнения является Бог, который представал в виде вечного и совершенного существа, творящего мир и человека ради дарования им радости существования. Для библейской традиции принципиальное значение имело различие между Богом и миром, которое в дальнейшем получило наименование теизма (от греч. теос - Бог). Это различие заключалось еще и в том, что Бог творил мир из ничего (креационизм, от лат. креацио - сотворение) и поддерживал своим вмешательством его существование (провиденциализм).

    Первые люди нарушают гармонию, существовавшую между Богом и миром, совершают акт неповиновения Божественной воле и тем самым впускают в мир зло. Из сострадания к людям Бог стремится к их спасению (сотериология) и сначала через пророков сообщает правила, которыми им необходимо руководствоваться, а затем посылает в мир своего Сына. Последний воплощается в Иисусе Христе, который своей смертью искупает грехи мира и дает возможность всем верующим в него спастись на Страшном Суде (эсхатология
    Картина мира эпохи Возрождения

    В эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) картина мира претерпела существенные изменения. Изменения в первую очередь коснулись понимания характера связи между Богом и миром. Если раньше Бог мыслился как начало, противостоящее миру, то теперь Он стал пониматься как сила, непосредственно действующая в мире и присутствующая в вещах. Таким образом, мир, как и в эпоху античности, понимался как нечто одухотворенное и божественное.

    Это учение о тождестве Бога и мира, получившее наименование пантеизма, послужило причиной пересмотра средневековых представлений о человеке. Если средневековая картина мира имела теоцентрический характер, то теперь она стала антропоцентрической, то есть центральным предметом философских размышлений стал человек. Это объяснялось тем, что Бог, присутствуя во всех вещах, с необходимостью присутствовал и в человеке. Подобно Богу, являвшемуся творцом естественных вещей, человек должен был стать творцом искусственных вещей, т.е. художником.

    Практикум.

    Упражнение 1. Дайте определения понятиям «космоцентризм» и «теоцентризм», ответьте на следующие вопросы:




    космоцентризм

    теоцентризм

    1. Является ли мир сотворенным?







    1. Вставьте понятия «Бог» и «божество» в соответствующую колонку. Определите их и объясните разницу между ними. С каким из этих понятий соотносится термин «пантеизм»?







    1. Кто или что является носителем души?







    1. Трансцендентно ли первоначало миру?







    1. Творение мира- акт необходимый или случайный?









    Упражнение 2. Установите стрелками соответствие между понятиями.

    Крайний номинализм


    Универсалии существуют реально, но в самих вещах

    Умеренный реализм


    Реально существуют только единичные вещи, однако имена-универсалии могут обозначать множества вещей

    Крайний реализм

    Универсалии существуют в уме, но имеют основу в сходстве вещей. То есть мы мыслим общность не тем же самым способом, каким она существует в действительности. Например, поверхность не существует без тела, границей которого она является, однако мыслится существующей самостоятельно.

    Умеренный номинализм


    Универсалии существуют реально, независимо от вещей

    концептуализм


    Реально существуют единичные вещи, а универсалии – одиночные физические звуки, служащие именами единичных вещей

    Какое из указанных направлений восходит к Аристотелю, а какое - к Платону?

    Какое из направлений вы считаете наиболее обоснованным?

    Упражнение 3. Г.В. Баранов. Философский практикум. М. 2005г. С. 94 (задание 14. Текст для анализа. Фома Аквинский).


    написать администратору сайта