Философия Средневековья Средние века (Средневековье) исторический период, следующий после Античности и предшествующий Новому времени
Скачать 3.43 Mb.
|
Философия Средневековья Сре́дние века́ (Средневеко́вье) — исторический период, следующий после Античности и предшествующий Новому времени. Российская и мировая медиевистика считают началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века (считается, что империя прекратила своё существование 4 сентября 476 года, когда Ромул Август отрёкся от престола). Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения: предлагалось считать таковым написание "Комедии" Данте Алигьери (1321), падение Константинополя (1453), изобретение книгопечатания (середина XV века), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517) или начало Английской революции (1640). В последние годы отечественная медиевистика относит окончание периода Средневековья к концу XV — началу XVI веков. Однако, любая периодизация Средневековья носит условный характер. План учебного занятияОбщая характеристика европейской средневековой теологии. Основные направления теологии: Патристика Мистика Схоластика Теология= Богословие = Теософия ТЕОЛОГИЯ — БОГОСЛОВИЕ — ТЕОСОФИЯ — религиозно-культурные типы богопознания; версии философствования. ТЕОЛОГИЯ — БОГОСЛОВИЕ — ТЕОСОФИЯ — исследование, предмет которого – существование Бога и его природа. ТЕОЛОГИЯ — БОГОСЛОВИЕ — ТЕОСОФИЯ — это рациональное обоснование догм и обрядов религии. ТЕОЛОГИЯ — БОГОСЛОВИЕ — ТЕОСОФИЯ опирается на тексты («Писание») и руководствуется верой. Различают позитивную теологию, рассматривающую единство с божеством как расцвет и реализацию человеческих возможностей, и негативную теологию, провозглашающую постепенное исчезновение человека, считая при этом слияние с божеством недостижимым пределом, которого можно достигнуть лишь через смерть. Основные концепции теологииИммортализм - учение о бессмертии души. Экклесиология - учение о месте церкви в деле спасения человека. Христология - учение о соотношении человеческой и божественной природы в лице Иисуса Христа. Сотериология - учение о факторах и путях спасения. Тринитология - учения о Боге, который троичен в лицах и един по существу. Эсхатология - учение о конечных судьбах Вселенной и человечества и тому подобные трактовки христианского религиозного мировоззрения. Основные понятия теологииВера – основной способ познания мира Догматы – непреложные правила веры Отцы Церкви – канонизированные философы Ипостаси – различимые «лица», выражающие одну сущность (Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Святой Дух) Ересь – отступление от сути веры Политеизм – многобожие Монотеизм – единобожие Сакральность - обожествление Предмет теологии – соотношение веры и разума, т.е., религии и философии. Основные проблемы средневековой философии Сотворен ли мир Богом или существует от века? Постижима ли воля и намерения Бога и сотворенный им мир? Каково место человека в мире и какова роль его в истории сквозь спасения человеческой души? Как сочетаются свобода воли человека и божественная необходимость? Что есть общее, единоличное и отдельное в свете учения о «тринитарности» (триединстве, троице)? Если Бог есть истина, добро и красота, то откуда в мире зло и почему Творец его терпит? Как соотносятся истины откровения, выраженные в Библии, и истины человеческого разума? ПатристикаПатристика — первый этап, начало концептуализации текстов Библии Патристика – это философия лидеров христианства до VII века. Они заложили основу христианского мировоззрения и внесли неоценимый вклад в формирование этики и эстетики. Чтобы послание Христа стало частью новой интеллектуальной традиции, необходимо было собрать многочисленные тексты, материалы, документы, которые появились с середины I в. н.э., отделить истинные, настоящие тексты от ненастоящих, выработать каноны, объяснить расхождения между различными книгами и т.д. Все эти и другие многочисленные проблемы композиционного, терминологического, содержательного характера решали Отцы церкви. «PATER» - отец ПАТРИСТЫ - философы Иисус и его ученики - апостолы «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи 1498 год Церковь Санта-Мария-делле-Грацие, Милан Четыре евангелиста (миниатюра Ахенского Евангелия, ок. 820 г.) Матфей Мытарь (сборщик налогов). Проповедовал в Эфиопии, где принял мученическую смерть ок. 60 года (по другим данным был казнён в малоазийском городе Иераполис). Марк Племянник апостола Варнавы, ученик апостола Петра. Считается основателем Александрийской церкви и её первым епископом. Принял мученическую смерть в 68 году. Лука Врач, сподвижник апостола Павла. Кроме Евангелия является автором книги Апостольских деяний. Принял мученическую смерть в греческих Фивах. Иоанн Младший брат апостола Иакова, до призвания Иисусом был рыбаком. Кроме Евангелия написал Книгу Откровения и три послания, вошедшие в Новый Завет. Единственный из апостолов, кто умер естественной смертью, а не был замучен. Использование Отцами и Учителями христианской церкви (патристами) философии пошло на пользу христианству и в то же время нанесло непоправимый вред самой философии.Фридрих Ницше (1844-1900), «Христианство испортило кровь философии". Церковь воспользовалась философией для формулирования догматов своего вероучения, для приведения в определенную систему своего вероучения и мировоззрения. Патристика поработила философию, превратив ее в богословие (теологию), - в учение, оправдывающее и разрабатывающее религиозное мировоззрение. Климент Александрийский (Тит Флавий) 150-215 г.г. «Философия – служанка богословия» Квинт Септи́мий Флоре́нс Тертуллиа́н 155/165— 220/240 г.г.впервые выразил концепцию Троицы; положил начало латинской патристике и церковной латыни — языку средневековой западной мысли; утверждал, что вера самодостаточна и не нуждается в обосновании; создатель знаменитых максим: Credo quia absurdum est («Верую, ибо абсурдно», то есть метафизично в понимании): «Сын Божий умер: это бесспорно, ибо нелепо. И, погребённый, воскрес: это несомненно, ибо невозможно!» - один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов, автор 40 трактатов, из которых сохранился 31 Основные трактаты: «Апологетик», «К язычникам»,«О зрелищах», «К жене», «Об идолопоклонстве», «О женском убранстве», «О крещении», «О молитве», «О покаянии», «Об отводе возражений еретиков» Ориген 185-254 г.г. Ориген - греческий христианский теолог, философ, ученый, один из восточных Отцов Церкви. Основатель библейской филологии. Учился в Александрийской богословской школе, которую возглавлял Климент Александрийский. С 203 года преподавал в ней философию, теологию, диалектику, физику, математику, геометрию, астрономию. После того, как Климент покинул Александрию, Ориген возглавил школу и был её наставником в 217—232 годы. В 254 в Тире, во время очередной волны антихристианских репрессий, Ориген был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер. Выступал сторонником идеи конечного спасения всего сущего (Апокатастасис). Автор термина «Богочеловек». До наших дней не дошёл его главный труд «Гексапла» — колоссальный по объёму сравнительный анализ изводов Ветхого Завета с целью установления критически выверенного текста. Аврелий Августин (Августин Блаженный) 354-430 г.г. — епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православных церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный — Блаженный Августин). Родоначальник христианской философии истории. Основные произведения - "Исповедь", "О Граде Божьем". АвгустинизмУчение о предопределении и ТЕОДИЦЕИ (причинах земного ЗЛА): человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие: отсюда объяснение тому – почему одни люди святые, а другие – грешники…. Учение о самодостоверности человеческого сознания. Учение о познавательной силе любви. Учение о том, что при сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются… Человеческая история есть борьба двух враждебных царств — «Града Земного», т.е., врагов божьих и «Града Божия». Эти два царства (града) развиваются параллельно , переживая шесть эпох, в конце которых граждане «Града Божия» получат блаженство, а граждане «Земного Града» будут преданы вечным мучениям. Августин отождествлял Царство Божие с римской церковью. Мистика(греч. mystikos – таинственный) -первоначальное название для тайных религий или тайных религиозных организаций, в которые принимались и посвящались только избранные. ФИЛОСОФСКАЯ МИСТИКА - стремление постигнуть божественное путем ухода от чувственного мира и погружения в глубину собственного бытия (медитация) и стремление соединиться с Богом посредством мистического единения (транс, гипноз). Основные представители: Бернар Клервоский, Иоганн Экхарт, Гуго Сен-Викторский, Таулер и другие. Бернар Клервоский 1091 -1153 г.г. — французский средневековый мистик, общественный деятель, цистерцианский монах, аббат монастыря Клерво. Экхарт Иоганн (Мейстер Экхарт) 1260 -1327 г.г. - немецкий мыслитель, виднейший представитель философской мистики позднего средневековья в Западной Европе. Монах-доминиканец. Мистика - существенное содержание всякой религии, но не совпадающее с нею. «Божественная мистика» служит доказательству истинности христианской религии и проявляется в откровениях, провидениях, в экстатических состояниях, внушенных Богом и служащих укреплению веры. Существует также "демоническая", «Сатанинская мистика», связанная с притязаниями человека на всеведение, всемогущество, обретение бессмертия или спасения без божественного участия и проистекающая из "общения человека с нечистой силой" и "дьявольского наущения". Такая мистика имеет своей целью уничижение Бога и проявляется в магических действиях, чудотворствах, ведовстве и колдовстве, вследствие чего сурово осуждается церковью. СХОЛАСТИКА Схола́стика (греч. σχολαστικός, «учёный, школьный») — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Отличительные черты Составление «Сумм» — всеобъемлющих компендиумов по тому или иному вопросу. Доскональное изучение поставленного вопроса со скрупулёзным рассмотрением всех возможных случаев и опровержением неортодоксальных воззрений. Высокая культура цитирования. Основные проблемы Соотношение веры и знаний Получение доказательств бытия Бога Общее и единичное (проблема универсалий) Средневековые теологические университеты14 лет обучения: «Факультет свободных искусств» - 6 лет «Факультет теологии» - 8 лет Ансельм Кентерберийский 1033-1109 г.г. «Верую, чтобы понимать!» «второй Августин», выдающийся философ, теолог, схоласт. Родился в знатной семье , получил прекрасное классическое образование. После трагической гибели матери, принял монашеский постриг и много странствовал. Стал настоятелем монастыря, затем – архиепископом в Кентербери. Боролся против всесилия Папы и Короля. Был сослан на материк. Первым признал роль философии в богословии… Впервые создал доказательства Бытия Бога. Основные произведения «Монологиум», «Прослогиум», «Диалог об истине». Вера и разум дополняют друг друга; между естественным и Бого-откровенным знанием существует принципиальное согласие: если мы не уверуем – мы не поймём! Доказательства Бытия Бога от Ансельма КентерберийскогоОнтологический аргумент «Мы мыслим Бога, значит, он существует, ибо нельзя мыслить то, чего нет, никогда не было и не может быть вовсе!» Космологический аргумент «Первопричиной мира (космоса) может быть только нечто более совершенное, то есть, Бог». Телеологический аргумент (греч. «телеос» - цель) «Мир вокруг упорядочен, гармоничен и целесообразен, ритмичен, поэтому он просчитан высшей силой - Богом». Спор об «УНИВЕРСАЛИЯХ»«Универсалии» – это умственные конструкции, предшествующие конкретным вещам. «Универсалии» вызвали бурный спор в теологии: РЕАЛИСТЫ (в т.ч., Ансельм Кентерберийский) утверждали, что универсалии (идеи, эйдосы – как у Платона) существуют «до» вещей: … создавая лошадь, Бог имел ввиду её образ – универсалию, и лишь потом он воплотился в тело… НОМИНАЛИСТЫ (напр., Иоганн Росцеллин) тоже утверждали, что универсалии существуют «до» вещей, но порождены не Богом, а человеческим умом. Вещь продолжает существовать в сознании человека и после её уничтожения (в воспоминаниях), что доказывает первичность материи над её идеей… Конец спору положил Пьер Абеляр, заняв промежуточную позицию «концептуализма» : универсалии как умственные концепции, не существуют отдельно от вещей… Фома Аквинский (Фома Аквинат) 1225/1226 – 1274 г.г. философ, теолог, систематизатор схоластики. Монах – доминиканец. В юности имел прозвище «немой бык», после смерти – «ангельский доктор». Основные трактаты: «Сумма теологии», «Сумма против язычников». ТОМИЗМ – учение Аквината: сформулировал 5 доказательств бытия Бога (как первопричина, конечная цель всего сущего и т.д.); создал свою гносеологию: познание делится на НАУЧНОЕ (исследование Бытия, т.е., внешнего мира) и ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ (исследование внутреннего мира человека с помощью веры); рассматривал философию как «рационалистическую подпорку» для иррациональной веры; разрешил спор об универсалиях: «до» - в Божественном разуме, «в вещах» - как их сути, «после вещей» - как названия вещи. Максимы ТомизмаПравители нуждаются в мудрецах гораздо больше, чем мудрецы в правителях. Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника. Пусть мысли, заключённые в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого – процентами на него. То, что ты не хочешь иметь завтра, отбрось сегодня, а то, что хочешь иметь завтра – приобретай сегодня. Я часто раскаивался в том, что говорил, но редко сожалел о том, что молчал. Кого можно считать умным? Того, кто стремится к достижимой цели. Бытие – это творение Бога. Воспринимая Бытие чувствами и разумом, (т.е., философски), мы постигаем божественное и приближаемся к Богу. Значит, философия приближает человека к Богу: «Философия – служанка богословия». Основной путь познания Бога – ВЕРА: Молитва, Пост, Благоговение, Трепет – эти факторы дают Божественное Откровение как величайшую и вечную истину: «Религия выше философии, вера выше разума». Если возникают противоречия между верой и разумом, значит, ошибается разум: «Вера ошибаться не может!» Молитва «Отче наш»Отче наш, иже еси на небеси! Да святится имя твое, да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим. И не вводи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь. Библия(греч. Biblia, буква, книга) – собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ – это старая Библия, признаваемая и иудеями, и христианами. НОВЫЙ ЗАВЕТ – новая Библия, созданная христианами и признаваемая только ими. «ЗАВЕТ» – это мистический договор (союз), заключённый Богом с народом: первоначально – только с иудеями (Ветхий Завет); позже – со всеми народами (Новый Завет). Ветхий Завет- это памятники древнееврейской литературы XII-II в.в. до н.э., написанные на древнееврейском и арамейском языках. Ветхий Завет делится на три больших цикла: Тора (Пятикнижие), приписываемое пророку Моисею; Пророки – несколько древних хроник, принадлежащие народным проповедникам VIII-V в.в. до н.э. – Исайе, Иеремии, Иезекиилю и другим; Писания (Агиографы) – религиозная лирика, сборник афоризмов, повести, хроники и т.д. Новый Завет - это памятники раннехристианской литературы второй половины I века и начала II века н.э., написанные на греческом языке: исторические тексты (четыре Евангелия и книга Деяний апостольских); учительные тексты – соборные послания евангелистов и апостолов; пророческие тексты – Апокалипсис или Откровения Иоанна Богослова. Основные черты, особенности и идеи средневековой философии Вторичность философских истин по отношению к догматам католического вероисповедания Средневековой философии был свойственен Библейский традиционализм и ретроспективность. Особое значение приобретала экзегетика – искусство правильного толкования и разъяснения положений Завета Рационалистическое обоснование догматов церкви, а на ранних этапах – борьба с язычеством, патристика В противоположность мистике метафизическая методология апеллировала к формальной логике и схоластике Философии средневековья была присуща тенденция к назидательству, учительству Прошедшая красной нитью через все средневековье дискуссия о природе универсалий Значение европейской теологииПериод Средневековья нельзя считать периодом застоя философской мысли: теология внесла существенный вклад в развитие гносеологии (особенно, формальной логики); теология отличала знание от веры; теология обосновала необходимость изучения природы. |