Философия в 6 столетии до н э ввел поние математик и мыслитель Пифагор Любовь и мудрость, любовь к мудрости. Или Любомудрие
Скачать 236.34 Kb.
|
ВОПРОС 12 Парменид – древнегреческий философ. Различал 2 уровня познания – рациональное (истина) и чувсвтенное (мнение), Противопоставил бытие небытию, Элейская школа философии. Бытие едино и неподвижно. Древнегреческий философ. Ученик Анаксимандра. Первоисточником греческой философии была мифология. Космические мифы. Происхождение и структура мира , свойства природы – главный объект изучения. Поэтому их назыали физиками. Натурфилососфия – наука, изучающая философию природы, мудрость природы. Дилемма – Есть – не есть! – это то, что не может быть,это бытие. Бытие – это то, что существует. Не есть – это наоборот то, что существовать не может, т.е. небытие. Главное то, что небытие нельзя познать, невозможно выразить в слове. Более того, смысль о небытии предполагает существование данного небытия. Значит оно не существует. Но если оно существует, то в каком смысле оно бытие. Мысль о небытии доказывает что небытие не существует. Существует лишь то, что мыслимо и выразмо в словах. Т.е. Мыслить – то же что быть. Он выделял призники и свойчтва бытия: бытие не возникло, бытие не подвержено гиели, не состоит из многих частей, оно единственно, неподвижно, закончено или совершено. Его учение противостоит учению гераклита, у которого все изменчиво. Чтобы мыслить противоречиями нужно 2 головы, иначе проиворечащие мысли не могут быть поняты. ВОПРОС 13 Софисты – древнегреч-е платные препод-ли ерасноречия, пред-ли фил-го направления. Софист – обозначения искусного или мудрого человека. Софист – мудрец, авторитетный человек. Они могли логично и аргументировано доказывать любою точку зрения, независимо от того была они истинной или ошибочной. У тебя есть то, что ты не потерял. Ты не терял рога, значит ты рогат Считали что мудрость – это свобода мышления, способность взглянуть на мир с разных сторон. Человек – мера всех вещей и он сам решает, что явл—ся истоиной и что нет – говорили софисты. Они не признавали сущ-ие моральных норм, единых для всех. Все относительно, и одна и та же вещь или явления могут быть благом для одногго и злом для другого. Болезнь есть зло для умирающих, а для продавцов вещей, нужных для похорон, и для могильщиков – благо. Протагор задавался вопросом – что есть истина для чеовека. Он утверждал что истины и лжи не существует. Эти понятия относительны. Был первым философом требующий вознаграждения за свой труд – его приглашали на рассуждения, а он брад деньги и дорогие подарки. Но большую часть средств тратил на учениеов и благотворительность. Как мы чувствует- так оно и есть - Протагор. Горгий говорил, что учит только ораторскому искусству и ничего не знает и не хочет знать о добродетели, нравственности или мудрости, Сочинение его « О том чего нет или о Природе. Мир непознаваем тт.е. Ничего не существует, но даже нечно существует, то оно непознаваемо, но даже если и познаваемо – то необъяснимо для другого. ВОПРОС 14 Сократ древнег-ий философ. Получил разностороннее образование, принимал участие в жизни Афин. Был одинм из родоначальников философской диалектики. Был учителем Алкивиада.. В 399 г до нэ, ему был пред-но обвинение в том, что он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повиновен в том, что развращает юношество. Не был подвержен казни, а сам принял ЯД! Сократ – современник Демокрита. Оказал влияние на античную и мировую философию. Его фраза – я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого. Родился в Аинах в 470 г. Его отец был каменотесом, мать повитухой – помочь ребенком появится на свет. Научился ремеслу скульптора, у матери перенял ее искусство, Он говорил, что принимает роды у мужей, а не у жен, роды души а не тела. Оракул Афинский сказал его отцу при смотре его сына, пусть сын делает то, что ему благорассудится.. так как он имеет внутри ебя руководителя, который лучше 1000 учителей и учеников. Сократ руководился необходимость каждому «Познать самого себя», и что ни один чеовпк ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает. ОН еритиковал Софистов! Уделял время вопросам этики, рассуждает о человесческом сознании, душе. Познание самого себя по Сократу – это поиск настоящего знания и того, по каким принципам лучше жить, .е. поиск знания и добродетели. Его концепция : от невежества, через знание, к добродетели, а далтьше – к совершенству человекка и добродетельным отношением между людьми. Его диалектика – это учение о преодолении противоречия, отрицания противоречеия, недопушщения его.. Сократом завершается натурфилософский период и начинается новый этам выраженный в работах Платона и Аристотеля. ВОПРОС 15 Теория врожденных идей Человек – существо трансграничное. Он живет в пещере, но после смерти душа его уходит в высший мир, мир идей. Там она созерцает идеи, приобщаясь к истинному знанию. Через какое-то время Душа возр-ся в пещру. Здесь вселяется в новое тело и забывает высший мир. Поскольку ей знаком высший имр, мир идей то процесс познания мира – это процесс припоминания, узнавания забытого. Т,О. Душа может припомнить, что она когда-то знала. – беседа с платоном млм диалектика Сократа. Человек стермится к познанию благодаря разуной и волевой части души, он стремится выявить общее в единичныом, неизменное в изменчивом, вечное в преходящем. Вспомниая идеи, человек движется к приближению истины, но воспоминания не так точны. Поэтому цель души – возвращение к миру идей. Истинный мудрец, по платону, стремится к смерти. Философ – это тот, кто стоит между полным знанием и незнанием и стремится от менее совершенного знания восхоить к более совершенному.Диалектика Платона – путь или движение мысли через неистинное у истинному. ВОПРОС 16 Платон выделяет 7 типов гос-ва: Идеальное гос-во будущего, которого пока не сущ-ет в котором нет необ-ти власти, законов, 6 типов другихх гос-в 2 – Монархия – справедливая власть одного челорвека, 3 – Тирания – несправедливая влпсть 1 человека, 4 – аристократия – справедливая власть меньшинства -5 олигархия – несправедливая власть меньшинства, демократия – справледливая власть большиснтва, тимократия – неспр-ая власть боль-ва, власть военных вождей, армии. 2 стабильные формы – э аристократия и монархия. Демократия как правило вырождается в тиранию, олигархию или тимократию. План гос усрр-ва: Идельное гос-во есть сообщество: земледельцев и ремесленников, производящие все небоходимое, воины, охранябющие безопасность, философы-правители, осущ-ие мудрое и справедливое управление. – то есть деление на 3 сосолоивя. Филоософы и войны не должны иметь частной соб-ти. Жители гос-ва вместе проводят время, вместе едят, вместе отдыхают Не существует брака, все жены и дети общие Дети воспиты-ся в общ-ых детдомах, где проявляются из способности к разным видам де-яти, допускается и привет-ся труд рабов, как правило варваров, захваченных в плен. Под справедливсть он понимает преданность своему делу и четкое выполнение своиз обязанностей каждым сословием. Главная цель идеального гос-ва – достижение благой жизни. ВОПРОС 17 Метафизика – рассммотрение , связь между материальным и идеальным. Аристотель считал, что идея только форма, в которой материя становится отдельным предметом, и что материя принимает форму по дей-ю третьего принципа – жвижения Согласно метафизике аристотеля, форма дает предмету дей-ое сущемтвование, а материя предмета закобчает в себе возсожность его существования. Статуя – дей-ый предмет, однако пока не была дана форма материалу, из которог о сделална статуя, он только имел способность, возможность быть статуей, но не был ею в дей-ти. Переход от возможности к дей-ти называл Аристетль возникновением. Лишь когда возможное становится действительным она становится конкретным явлением. Движение – та деятельность, посредством которой возможное становится дейтвительным, материя становится определенным предметом с определенными качествами. Движение, согласно метафизике – процесс непрерынвый и бесконечный.Аристотель вводит понятия: существует нечно движимое, но не движещее, это материя. Существует нечно движущее и движимое, это природы, Существует нечно движещее ,но недвижимое – это бог. Этика: Аристотель говорит что этика не сводится лишь в знанию добра, ато человек может поступать и дурно. Считает, главная суть этики – направление свободной и разумной деятельности души к доброму. Сущ-ет трактат Никомаховая этика Логика часта его называется формальной. Занимался способами доказательства. ВОПРОС 18 Киники – фил школы древней Греции сократичсеского периода. Пред-ли: Антисфен, Диоген, Кратет. Главная цель – не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом( нищенство, одиночество) и проверка данного образа жиззни на себе. Возникла данная философия в период кризиса античногополиса и сразу завоевала симпатию людей. В своременности сходство с философией имеют философия образов жизни йогов и хиппи. Черты – это введение в асоциальную жизнь, одиночество, скитания, паразитический образ жизни, крайний аскетизм – т.е. отрицание настоящего мира ради духовного, непризнание авторитетов, агрессивность в отстаивании своих взгядов, отсутствие патриотизма. ВОПРОС 19 Эпикурейцы – успоокенное самонаслаждение, которое ни от чего не зависело, и существует внутри человека. Эпикур – древнег-ий философ. В Афинах основал фил школу. Фил-я делил на физику, канонику – учение о познаниии этику. Девиз Эпикура – живи уединенно. Цель жизни – отсутсвие страданий, здоровье тела, безмятежность духа – атараксия, познание природы освобождает от стараха смерти, суеверий и религии вообще, Цель философии Эпикура – указать путь к счатью. Критерий истины по Эпикуру – это ощущение, а разум полностью зависит от ощущения. Они ошибаться не могут. Ошибается судящий о них разум. Эпикур говорил, что в своей философии сремится освободить людей от 3 видов страха: страха перед небесными явлениями, страха перед богами и страха смерти. Он был материалистом, пытлася доказать что в мире процессы имею причинно следственный механизм. Если есть причина – можно найти и ответ. Эпикурсчитал что тела сосотоят из атомов, которые находятся в постоянно жвиженнии. Все изменения в телах происходит от движения атомтов.Число атомов бесконечно, а значит и вселенная бесонена. Говорит что не нужно боятмяся смерти, что жизнь и смерть никогда не соприкасаются. Смерти нельщя бояться, как нельзя бояться того, чего не сущестует. Смысл жизни – в самой жизни. Говорит о необходимости душевного удовольствия, а не телесного.. Для того чтобы достичб удовольствий нужно избавиться от страданий и страстей. Над входом в Сад Эпикура висела вывеска – здесь тебе будет хорошо, Здесь удовольтвее – высшее благо. И Тем, кто поинтересовался его вывеской на угощение подавалаи ячменную крупу и воду. Такой человек становится блаженным. Такое состояние назывется атараксия, .т.е. состояние свободы от аффектов и страстей. ВОПРОС 20 Неоплатонизм – одно из ранних направлений философии идеализма, (III- VI век до нашей эры) руководствующееся теориями и концепциями выдающегося философа и мыслителя, представителя античной классической философии Платона. Несмотря на то, что философское учение неоплатонизма возникло на основе учения Платона, неоплатоники систематизировали и структурировали концепции самого Платона, введя в качественную философию платоновского идеализма учения Аристотеля, некоторые части из Восточной философии, и даже замечено присутствие раннехристианских доктрин. Это говорит о присутствии пересекающихся сторон с учением раннехристианских мыслителей в общей картине неоплатонизма. Основателем неоплатонизма принято считать Аммония Саакаса, а к представителям неоплатонизма можно отнести Плотина и Порфирия. Плотин с учениками Плотин с учениками Парадигма неоплатонизма Парадигма учения неоплатонизма состоит из: Диалектики платоновской триады Единое-Ум-Душа Перехода от высшего, единого и всеобщего к разобщенной материи Мистически-интуитивного познания высшего Освобождения души человека от материйной обремененности ВОПРОС 21 Патристика – филоофия итеология отцов церкви, т.е. духовно религ-ых вождей хритианства до 7 века. Главная фигура – Аврелий Авугстин Блаженый, последователь учения Платона., он систематизировал христ-е мировоззрение, христианизировал платонизм. Его работы о граде божьем, о троице, овеличине души, о природе и благодати. Взаимотношения бога и мира – центральная проблема в его учении. Он опирается на приципы теоцентрищма и креационизма. Бог – абослютная личность – творит мир по доброй воле из ничего по прототипам вещей, которые находятся у него в уме. Это понятия получило название – экземпляризма – образец, Бог передает в пользование природе законы, но не щабывает о мире, постоянно печется о нем. Говорит что зло, не существует само по себе, зло – умаление добра. Оправдание бога за зло, получило название теодицией. Человек наделен богом свободой воли. Первородных грех – это свид-во свободы человека, выбравшего зло. Зло – результат высокомерия человека. Проблемы – сущность бога, отношение к нему человека, мир и его устроение, цель истории, соотношение философии и теологии.. Цель патристики – для достижения истины нужно раскрыть глубокий смысл библейских сказаний. Теология – то етсь изложение религиозного учения, догматов религии. Аврелий обосновал идею госоплства Церкви над гос-вом, а папы – над монархами. Вывдвинул идею моц конформизма – смирение с бедностью и чужой властью. ВОПРОС 26 Пред-ли эпохи просвещения – Локк, Толанд, Коллинз, Рид, Смит, Во франции – Руссо, Дидро, Гольбах Германия – вершина развития философии нового времени – Кант, Гегель, Фейербах. Основные идеи – Социальные – Монтескье – климат, почва зем поверххности влияют на культуру нрода Руссо – деление истории на 2 периода: натуральный и цивилизационный. Идеал гос-ва – республика. Религиозные идеи: Атеизм и Деизм Атеизм – фил-я концепуия, отрица-ая веру в бога. Предль Гольбах Деизм – Део- Бог, Признает Бога в кач-ве созда-ля мира, но отрицает влияние на развитие этого мира. Просвещение – смысл состоит в утверждении распространения науки и культуры во всех слоях об-ва и возможности, благодаря этому переустроить его на началах разума и справедливости. Предпосылки – распространение буружуазных отношений, нарастание кризисных явлений, предреволюционные ситуации. Проблема гносеологии –познавания мира, взаимосвязь чувств и разума Черты: Уверенность в могуществе человечкгоко разума Лозунг – дерзай пользоваться соим разумом. Вера в прогресс человечества. ВОПРОС 28 Фил-ая система Гегеля строится на кантовских идеях. Но если у Канта камнем преткновения был чистый разум, то Гегель придерживается совершенно иного мнения. Он считал, что наше опытное познание необх-ая категория для понимания сути вещей. Г. даже сравнивал систему познания Канта с чел-ом, который хочет научится плавать, не входя в воду. Исходя из этих принципов, Г. форм-ет свой основной фил-ий принцип – Принцип тождества мышления и бытия. Из этого принципа следует то, что наши эмпирические знания встраиваются в структуру нашего мышления. Через наши методы познания природа открывает нам какую-то свою часть Её ноуменальная сущность как бы просвечивается через явление (феномен). Любое св-во предмета, по словам Г., если оно описывает хар-ку реального целого, само по себе противоречиво. И именно противоречие он считал критерием истины. Отсутствие противоречий – критерий заблуждения. Утв-ие о свойствах предмета называется тезисом. Утверждение, ему противоречащее – антитезис. Третьей составляющей в этой системе является слияние этих двух противоречий с учётом всех логических несостыковок, берущее лучшее от двух утверждений– синтез. Синтез это одно из самых важных явлений в философии Г. Она создана дабы привести тезис и антитезис к общему знаменателю, а затем сформировать из полученного синтеза новый тезис, для которого выбирается антитезис и так далее до тех пор, пока не достигнем некого непротиворечивого Абсолюта. Ведение такого понятия как синтез, по мнению Г. было необходимо для преодоления кантовских антиномий, суждений, в которых тезис и антитезис одинаково доказуемы. Именно по этой схеме и работает практически вся философия Г. ВОПРОС 27 Родоначальником клас-й немецкой Ф принято считать Иммануила Канта (1724-1804 гг.). В центре вним. фил-го твор-ва И. Канта - ч-ек с его сущностными способностями. «Что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться?» - так формулирует филос-ю триаду в познании чел-ка сам И. Кант. Основ. положения крит-й Ф И. Канта излагаются в работах «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». В «Критике чистого разума» И. Кант подробно исследует познавательные структуры человеч-го сознания. Такое исследование, обращенное на сам процесс познания, Кант называет «трансцендентальным». Он исходит из того, что в процессе науч. познания сознание чел-ка выступ. не как пассивное отражение действительности, а как активное начало, кот-е заново творит мир из ощущений. Подобно скульптору, кот-й из бесформенной глыбы мрамора созд. оформленную статую, сознание из материала ощущений воссоздает целостную картину мира. При этом, как и в случае скульптора, создаваемая сознанием картина мира отлич. от того, как мир существ. объективно, независимо от сознания. Картину мира, воссоздаваемую сознанием, И. Кант обозначает термином «феномен», а мир сам по себе называет термином «вещь в себе» или «ноумен».Вещи же, как они существуют сами по себе, вне нашего сознания (ноумены или «вещи в себе», по терминологии Канта) не познаваемы в принципе Три познавательные способности человека, три уровня сознания - чувственность, рассудок и разум. Каждая из них вносит свой вклад в обработку ощущений и формирование целостной картины мира. ВОПРОС 29 Людвиг Фейербах (1804-1872) – нем. ф-материалист, последователь Г.В.Ф. Гегеля, видный представитель младогегельянской школы. Затем (1839 г.) подверг критике идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Осн. сод и смысл ф - отстаивание материализма. Мировоззрение - следствие истор. условий предреволюционной Герм, выражение идеалов револ бурж демокр. В центре ф - ч. Антропологизм ф - в выдвижении на 1 план сущности ч-ка, кот «ед-ный, универсальный и высший» предмет ф. Но провести последовательно материальную точку зрения в этом ''? '' не удается, так как ч для него - абстрактный индивид, чисто биолог сущ-во в теор. познания. Вместе с тем он не отрицал и знач-я мышления в познании, пытался хар-ть объект в связи с деятельностью субъ, высказывал догадки об общ-нной природе ч-го познания и сознания и т.д. Идеалистические воззрения на общ. явления вытекают из стремления прим-ть антропологию как универс. науку к изуч. общ. жизни. Религия- продукт ч фантазии, отчуждение ч свойств: ч как бы удваивается и в лице Бога созерцает свою собств сущность. Таким образом, религия выступает как бессознательное самосознание ч. Причины такого удвоения Л. Фейербах видит в чувстве зависимости ч от стихийных сил природы и общ-ва. Особый интерес представляют догадки о соц и истор корнях религии. В работе «Сущность хр-ва»: специфика религ сознания - в вере в сверхъестественное и фантастические образы. Но Л. Фейербах пытался не упразднить религию, а реформировать, поставив на место веры в Бога веру ч в самого себя - «религию любви» к ч. Основа нравственности - в стремлении ч к счастью, достижимому посредством ч рдинения, взаимосвязи «я» и «ты». В вопросах гносеологии акцент - на роли чувств и опыта в познании. Этим Л. Фейербах значительна отличается от традиции ф и трактовки теории познания Г.В.Ф. Гегелем. Л. Фейербах считал, что прежняя ф преувеличивает роль разума в освоении мира. Ф актропологична: общественные связи трактуются с нравственных позиций. В антропологической парадигме Л. Фейербаха ч обладает изнач. неизменной природой, не зависящей от национальности, соц статуса, эпохи. Характерными чертами этого ч выступают любовь к жизни, стремление к счастью, инстинкт самосохр, эгоизм, которые и опред его поведение в культуре. Л. Фейербах исходил из того, что ч изначально естествен, к нему неприм оцен хар-ки (добрый, злой и т.д.) и только условия ч жизни делают его тем, кем он становится. Подобная антропологически и атеистически ориентир. ф оказала значит влияние на мировоззренческие дискуссии о судьбе идей Г.В.Ф. Гегеля. Особ ценными оказ идеи о возвращ ч в центр ф, необходимости видеть мир через его потребности, что импонировало радик настр кругам. ВОПРОС 30 Марксизм – фил-е, экон-е и полтит-е учение , основопол-ки которого Маркс и Энгкльс. Опирались на изучение немецкой классической фил-ии. Они разработали диалектический материализм, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме. Тезисы марксизма: Марксизм открыто признавал свою связь с интересами пролетариата, в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания. Их философия состоит из 2 частй: Диалектический материализм – учение о природе и познании и исторический материализм – учение об обществе. Заслуга Маркса –разработка новой формы материализма. Он материалистически переработал диалектику Гегеля. Особеннотси: Была создана новая форма материализма, впервые было создано и обосновано материалитическое понимание истории, была разработана и введена в философию категория практика, осущиствилосьсоединение теории и практики. Душой марксизма явл-ся диалектика кака метод, универсальная теориия развития Философская система Марксизма – Философия природы и философия истории. ВОПРОС 31 Фил-я изни. Смерть – естественный конец всего живого. Жизнь – форма существования материи, возникающая при орпед-ы условиях. Человек отличается от всех жив существ, что он никогда не достигает целей жизни родовой, исторической. Человек не удовлетворяется ситуацией. Задача человека – всесторонне развивать все свои способности и по мере воз-ти вносить свой личный вклад в историб, в прогресс общ-ва, его культуры. В этом и заклю-ся смысл жизни отдельной личности. Буддизм – человек вивет для того чтобы прервать церь перерождений и никогда больше не возвращаться. Хритс-во – восхождением человека к богу. Основная миссия чел-ка – спасительная, испытательная, назидательная. Ислам – человек живет для того, чтобы воскреснуть. Средневековая ф-я – в фил-ии одна из главных проблем – жизнь после смерти. Жизнь человека мука Эпоха рац-ма – человек механизм – смертен Задача не умереть раньше времени, выработать максимально свой ресурс Эпоха просвещения – смертен, руковд-я всеми ценностями Человек ед-ое сущ-во которое осознает свою смерть Встает вопрос о смысле и цели жизни. Стоит ли жизнь чирбы ить? Смысл жизни – в согласии с соб-ой природой и удовлетворении потребностей, в получении наслаждения и радости, в развитии творч-их способностей и труде на благо об-ва. Смысл жизни – в самом сущ-ии. Оценки весьма противоречивы… ВОПРОС 22 Схоластика – обозначает термин – ученый, школьный. Если отцы церкви опирались на мистическую интуицию, то теологи-схоласты искали рациональный пути познания Бога. Проблемы ее: рациональное доказательтсво бытия Бога, соотношение веры и разума, свобода воли и теоддицея, борьба с пантееизмом и аверроизмом. Основная проблема – проблема универсалий – природы общих имен или понятий. Пантееизм – отождетсвление бога. Фил-я Фомы Аквинского. Главная его заслуга – разработка проблемы соотношения веры и разума в познании, значения истин, полученных путем логических док-в и принят ых на веру. Он создал свое учение, обосновывающее возможность гармонии веры и разума. Оно включало: Методы – вера и разум не исключают друг друга, а дополняют. Между ними есть различия Вера принимает истину прежде всего истину о существовании бога, основываясь на чувстве, желании, воле. Разум же постоянно сомневается в добытых истинах, ищет док-в даже такой истины, как бытие Бога. Поэтому Веры выше разума – это божественный свет., которым наполнена Библия. Разум же человеческий инструмент. ВОПРОС 23 Основные идея философии эпохи возр-ия: с 15 до 16 в Бог (теология) – противостояние теизма и пантеизма. Секуляризация. Онтология – Бесконечная вселенная. Отказ от дуализма бытия. Существование скрытых сил в природе и человеке Антропология – Гуманизм. Реабилитация телесного начала человека. Возвращение ценности земной жизни. Свобода человека Гносеология – Укрепление позиция разума. Становление научных методов познания. Этика – Человек способен сам определяьт свою судьбу. Социальная философия – Модели совершенного, справлеливого общ-ва. Черты: Светскость, Гуманизм, Антропоцентизм – тип мышления, который центром и смыслом исследования содержит человек и его жизнь Человек понимается как высшее творение, цель и центр всех мирвых процессов, которые осущ-ет Бог. Человек – любимое существо Бога, его творение и создан для счастья и рабости в земной жизни. Мировоззрение – Бог начало всех вещей, а человек центр всего мира. Джжордано Бруно – во всем есть Бог, Николай Кузанский – ставил задачи соединить религию, науку и фиолофию, Лоренсо Валло – вопросы соединения языка и религии, Томас Мор - , Капанелла – город солнца», описывал идеальное гос-во, Леонардо да Винчи - , Франческа Петрарка – итальянское возрождение, начало гуманизма в Европе. Представители – Галилео Галилей, Мишень Монтень, Коперник и т.д. Вопрос 24 Эмпиризм - - от греч опыт, родоначальник англий-й ученый Ф. Бэкон. Различают идеалистический империзм, (Юм, Беркли), единственна яреальность – субъективный опыт (ощущения и представления) и материалистический (Бэкон, Гоббс, Локк) считабщий источником чувственного опыта объективно существующий мир. Основа – опыт Представители Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк. Локк писал – нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (чувствах). Проивостоит рационализму. Рационализм – рацио – разум – основа как бытия так и познания является разум. Основателем классического рац-ма явля- Рене Декарт Пред-ли Спинохза, Лейбниц 2 направления онтологическое и гносеологическое. Онтологический – в основе бытия лежит разумное начало – то есть бытие разумно Гносеологический – в основе познания лежит разум. ВОПРОС 25 рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии Нового времени: — принцип автономно мыслящего субъекта; — принцип методического сомнения; — индуктивно-эмпирический метод; — интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод; — гипотетико-дедуктивное построение научной теории; — разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека. Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идею автономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека. Р. Декарт, франц. Ф, матем, уч. Мыслю, следовательно существую. Реш. Подверг все сомн до тех пор, пока не придём к чему-то ясн и отчетлив, в чем уже невозмож усомниться Осн. Произв:»Рассуждение о методе» «Началала ф» «Философ. Методы» Б. Спиноза, голанд знаток арабск ф, иудаизма, схоластики. Сущест только 1 субстанция-Бог, или Природа, им бесконеч атрибуты и модусы Главная работа_»Этика» Г. Лейбниц немец истинное единство невозможно найти в материи, кот предст собой бескон. Скопл. Частей. Про-во у Лейбница способ проявл реальности, кот предст соб порядок вещей, сосущ в 1 и тоже время, и, соотв оно не облад онтологическим(сущностным) стутусом. ВОПРОС 32 ВОПРОС 33 О Конт – основ-к социологии – науки об об-ве и учения о 3 стадиях – теологической, метафизической, позитивной – развития чел-ва. Позитивная стадия связана с созданием социологии, цель которой исследование законов, дающее воз-ть предвидения события Позитивизм Огюста Конта – он указывает 5 значений этого слова: Реальное – в противовес химерическому, полезное – в противовес негодному, достоверное – в проивовес сомниельному, тчоное – смутному, организующее – разрушительному Позитивная фил-я по Конту – точное опредеоение дуа каждой из них, открытие их связей и отношений, Философия сведена к методологии наук. Позитивная философия осущ-ет синтез научного знания. Он базируется на 3 основных предпосылках 1 соц явления качественно не отличаются от природных 2 – методы познания естественных наук – анализ, синтез, эксперимент – применимы и в исследовании об-ва 3 – Задача соц познания – выработка эмперически теоретиче-их положений как основы дял прогнозировнаия тендеция развития об-ва. Позитивизм Конта противопоставил филоосфию и частные науки Предметная область науки неограничена, пред-ая область философии остается неименной Наук должна описывать явления и формулируя законы должна отвечать на вопрос как, а не на почему Философия должна отказаться от познания причин явления и оджна выполнять воспитатеорую и мировоззренческую ф-ию. |