Философия в 6 столетии до н э ввел поние математик и мыслитель Пифагор Любовь и мудрость, любовь к мудрости. Или Любомудрие
Скачать 236.34 Kb.
|
ВОПРОС 1 Философия – в 6 столетии до н э ввел пон-ие математик и мыслитель Пифагор Любовь и мудрость, любовь к мудрости. Или Любомудрие. Платон говорил, философы – это люди, которые открывают тайны природы и человеческой жизни, учат дей-ть и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Ф-я – это теор-е мировоззрение, система взглядов на мир, место в нем человека, осознание различных форм отношения человека к миру, которое опирается на достижения наук о природе иобщ-ве и владее т определенной мерой лоргич-ой доказ-ти. Ценность философии – пробуждение творческого, конструктивного осмысления человеком самого себя. Стр-ра философии: Включает учение об общих принципах бытия мироздания(онтология и метафизика) , о сущности и развитии Чел –го общ-ва ( социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире(философская антропология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры, и наконец итсорию философии. Предмет философии – не одна какая-то сторона сущего, а все сущее в полноте своего содержания и смысла, т.е. мир в целом в своих наиболее общих закономерностях. Она исследует природу и сущность мира, природу, сущность и назначение человека, систему человек-мир в целом и состояние, в котором он находится. ВОПРОС 2 Философия отвечает на вопрос почему, а наука – как, философия – это знание всеобщего, поскольку наука изучает лишь фрагмент релальности, философии присуще диалоговое мышление. Специфика философии в том, что она имеет дело с явлениями, уже освоенными культурой, представленными в знании. В том числе фил-ия играет роль в развитии научных знаний: Философия разрабатывает систему категорий (причина, следствие, сущность, явление, содержание). Она вности вклад в разработку картины мира, оказывает на науку ценностно-этическое воздействие. Генезис (Развитие) философия: 1 – Древего мира (античная, индийская, китайская) – 7 в до н э -3 в н.э. 2 – Фил-я средневековья – 4-14 в (арабомусульманская и европейская) 3 – Возрождения – 14-16 в 4 – Нового времени – 17 в 5 – Просвещения – 18 в 6 – Немецкая классическая фил-я – кон19, первая четверть 20 в 7 – Постоклассическая западно-европейская – 19-20 в Отечественная фил-я. Стр-рра фил знания: 1-онтология – учение о бытии 2-гносеология – учение о познании 3- логика – учение о законах и формах мышления 4 – соц фил-я – учение об об-ве 5 – натурфилософия – философское естествознание 6 – философская актропология – учение о человеке 7 – этика – фил учение о морали и нравственности 8 – эстетика – фил учение о прекрасном и безобразном 9 – аксиология – фил учение о ценностях чел-го сущ-ия 10 – история фил-ии – развитие. ВОПРОС 3 Основой фил-ии явл-ся мировозрение. – сов-ть взглядов человека на мир и смысл жизни. Способ духовно-практического освоения мира человеком в его теор-м и практич-м отношении к дей-ти. Основные ком-ты мировоззрения: знания, ценности, убедения, идеалы, верования, чувства, эмоции, жизненные нормы. Есть 3 типа мировоззрения: Обыденное, религиозное, философское. Обыденное – порождается условиями жизни и передающимся из поколение в поколение опытом людей Религиозное – дает неадекв-ю картину мира, связзанное с признанием сверхъест-го мирового начала и выражается в эмоционально образной форме. Философское – теоре-ки обобщаются опыт духовного и практического освоения мира. Фил-я как мировоззрение прошла 3 этапа развития: Космоцентризм – когда весь мир объяснялся через влияние и мог-во внешних сил – космоса Теоцентризм – объяснение всего сущего через господство сверх-ой силы- Бога Антропоцентризм – фил-е мировоззрение, основной проблемой которого была судьба человека. ТИПЫ: Мифологичское мировззрение. – первый тип.В основе лежит миф –выдуманный рассказ о прошло, объяснение настоящего или будущего. Мифы поддерживали систему ценностей и нормы поведения. Религиозное – Релгия – мировоззрение и мироощущение, а также соот-ее поведение, которое основывается на вере в сущ-ие богов, такого начала, которое находится за чертой естественного. Главынй признак – вера в сверхъестественное. Если персонажи в мифе живут в реальном мире, то в религии сверхъ-ый мир недоступен органам чувств. Филос-ое – отлич-ся от рел-го тем, что основано на знании, а не на вере. Логично опирается на четкие понятя и категории. Представление о мире и человеке обосновывается рпациональными средствами с использованием понятий, логических критериев. Стремится не к чувствам, а к разуму, Обосновывает свои идеи с пом-ю рациональных аргументов и лог-х док-в. Цель типов – дать картину мира. В одно окно смотрели двое: один увидел – жодждь и грязь, другой – листвы зеленой вязь, Весну и небо голубое!.. В одно окно смотрели двое… ВОПРОС 4 Проблемы типологизации фил учений: И. Фихте считал, что необходимо всего 2 учения – идеализщм и догматизм, под которыми он понимал материализм: Первое учение – гносеологическое – дисц-на, которая занимается возмножностью познания мира человеком, критика и теория познания. Второе – сенсуалитическое – признание того, что ничего нет в интеллекте, чего не было бы раньше в чувствах. Данный принцип активно отстаивал Дж Локк 1632-1703, хотя он восходит еще к Аристотелю. Противоположность ему – рационализм – когда чувсвтенное знание полностью не отвергается ,Ю но рассматривается как знание темное.., несовершенное, не сопосбное проникнуть в глубь вещей. Рационализм употребляется как противоположность иррационалиму – в его основе лежит постулат об абсурдности, алогичности самого бытия, не поддающегося ни разумному обоснванию ни объяснению. Типология фил учений – матер-их иидеалист-х, диалектич-х и метафизич-х и т.д., - это типология не по временному, а по содержательному принципу. К мат типу мы отнесем и античный материализм, а рацион-му – рационализм Декарта. Классич-я фил-я Гегеля: Стремление объяснения объективной и суб-0ой реальности, рац-ое познание, безграничная вера в науку, в прогресс, в возможность переустройства мира на началах разума, Высшая абсолютная ценность – разум. Свобода – как свобода, не имеющая границ, как абсолютная свобода личности. Стиль философствования – строгость, лоргичность, доказательность. Неклассическая фил-я – Шопенгауэр, Ницше. Человек рассматривается как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, преобразующее природу и социум.Переходит к субъективной стилистике.. От поиска всеобщих принципв, предельных сущностей, переходит в самоценности индивидуального, уникального, своебразного. Осуществляется смена парадигм – переход от философии сознания к филомсофии языка. Критерии – атеистическое, религиозно-мдеалистическое По отн-ю к науке – сциентим, антисциентизм По отн-ию ужизни – оптимичтическое, пессимистическое, созерцательный, деятельностный. ВОПРОС 5 Материализм и идеализм. Мат-м: «Наивный» - наглядно образный – Демокрит, Эпикур, Лукреций Метафизический – новое время – Бэкон, Локк, Спиноза, Гольбах и Фейербах Диалектический и исторический – 2 половина 19 века – Маркс, Энгельс, Плеханов, Ленин. Идеализм: Объективный – мир идей, Бога, Мировой разум – Платон, Аврелий Августин, Фома Аквинский, Гегель, Неотомизм Субъективный - - сознание субъекта, как отдельного человека как и человечества – Беркли, Юм, Фихье, Мах, Экзистенциализм. Материализм – общее направление развития философии, признающее, что материя – это первооснова всего. Идеализм - направление филомсофии, признающее, что первоосновой всего явля-ся духовное начало, что-то идеальное. Формы идеализма – Объективный – принцип: мир есть инобытие абсолютной идеи, мирового разума Субъективный – мир существует лишь в сознании субъекта Неотомизм – этьо объективный идеализм, Экзистенциализм и неопозитивизм – суб-ый Иделизм от греч-го идея. Стремление к возвышенным ценнностям. Формы мат-ма – сстихийный, Метафизический, Диалектический, Последовательный, Неполседовательный, Вульгарный. Стихийный – под материей понимается проявления в виде огня, воздуха, земли, воды. Диалектический – первичность материи и ее развитие во времени Механический мат-м – мир рассматривается как механизм. Метафизический – материя первична к сознанию. ВОПРОС 6 Рационализм – фил направление, утверждающее раузм (рацио) основой всего нашего познания и поведения. Предполагает всесилие разума и его способности проникнуть в сущность вещей и явлений. Порядок и связь идей в разуме соотвтетствует порядку и связи вещей в мире – спиноза Иррационализм – направление, обратное рационализму, полагающее, что разум не способен постичь сущность всех вещей. Разум не всесилени не все вещи являются для него проницаемым – Шеллинг Рационализм берет начало от философии древнегреческого мыслителя Сократа, который верил, что прежде чем познать мир, люди должны познать самих себя. Единственный птуь – рационалистическое мышление. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм – Декарт, Лейбниц исходил из идеи естественного порядка. Разум способен постиигать не тлько частное, случайное, но и всеобщее, необходимое. Представители иррационализма выдвигают на первый план – волю, непосред-ое созерцание, чувство, интуицию, воображение, инстинки, бессознательное. Объявляют недоступными для научного познания такие понтия как Бог, бессмертие, религиозные проьлемы, и т.д. Они неподвластны законам и закономерностям. Последователь Фридрих Шеллинг. Ключевая философия Кьеркегора, Артура Шопенгауэра, Ницше. Иррационализм и рационализм явл сторонниками в духе дополнительности. Например – разум и чувствва, логика и интуиция, наука и искусство, тело и душа. ВОПРОС 7 Философи древней индии. Выделяют есколько школ, так называемых – даршан. Все даршаны складывались под знаком того или иного отношения в ведийской традиции. Те, кто признают авторитет Вед, наызваеют астика. Те, кто признаютне признают авторитета Вед – настика. К ортодоксальным отнсят школы веданта, миманса, санкхья, цога, ньяя, вайшешика К неортодоксальным – чарваку-локаяту, ранний будизм, джайнизм. Джайнизм – основоположник – Махавира. Отрицает святость Вед, осуждает жертвоприношения, допускает женщин к изучению священный текстов, основа мировоззренич – педставления о карме, космическом законе, карму можно победить с помощью обетов воздержания, правдивости, чистоты, строгости в себе, невозмутимочти. Аскетизм признается высшей добродетельностью человека. Буддизм – основатель Будда(просветленный) Суть в 4 истинах – жизнь есть страдание (старость, болезнь, невзгоды, смерть), Корень страдания – в жажде жизни, Страдание имеет причину, а раз так, то прекращение от страдания – достижение нирваны – такое состояние в котором невозмутисмотсь духа и особождение от телесной зависимости избавляет человека от страданий. Слово чравака синоним слова материалист. Локаята – как относящееся к народу. Основатель – Брихаспати. Отдельные учение присваювают Чраваке. Основное содержание учения о бытии – представление что все предметы Вселенной состоят из 4 элементов В, З, О, В. + бывает эфир. Они вечны и неизмеримы. Сознание, разум, органычувств возникают таким же образом. После смерти человека это сочетние распадается, а элементы присоед-ся к элементам живой природы. Единственный источник познания – ощущения. Отрицало сущ-е Бога, и души, рая и ада, любогго другого мира, а также законы кармы. Отрицало аскетизм. – т.е. приницпы поведения и образа жини, харктеризующийся предельной воздержанностью в удовлетворении потребностей. ВОПРОС 8 Фил-ие школы в Китае. Зародилась в период – 6-3 векаов до н.э. Прежде всего пердстваления о 2 полярных силах бытия – инь и янь. О женском и мужском началах, представление о дао как космическом законе. О 5 стизиях – огонь, вода, земля, металл и дерево. Конйуцианство – Конвуция, - это скорее не религия, а система морально-этических норм. Эти нормы Кон-й считал обязательными для собоюдения всеми уважающими себя людьми. Они включали строгое собоюдение традиций, почтительность к старшим, повиноваение власти, соблюдения порядка устан-го высшими силами. Гос-во рассматривается ка большая сеья, в котороц старише должны проявлять заботу о народе. Главные книги – пятикниие и четверокнижин, сборники правил повдеения. Ель – воспитание народа в духе уважения у сущ-им порядкам. Коне-ий изучал 6 книг. Он говорил я передаю а не создаю. Даосизм – религия, в основе каоторой лежит учение о дао – пути достижения гармонии. Дао – начало всего и основными его правилом явля-ся следование своей судьбе без сопротивления, а иногда и просто плывя по течению. Главным принципом явл-ся равновесие и взаимосвязьи мужского начала –ян и женского инь. Основатель Лао Цзы. Все в мире заисит от дао и человек не силахизменить ествественный порядок вещей, поэтому удел человека – это пассивное созерцание ествественного хода событий. Главные источники философские трактаты, даоцзин, дэцзин, даодэцзин. Моизм – этико политическая проблематика Легизм – законы, управляющие жизнью, общества, и способы управления людьми Номинализм – проблемы семантики: связь между именами и обозачаемыми объектами или явлениями. ВОПРОС 9 Милетская школа . – первая школа наивно-материалистическая школа древнегреческой философии, предстваленная Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом. 6 в до нэ Она знаменовала начало древнегреческой философии: милетские философы поднялись выше видимости и за многообразием явлений усмотрели некую отличную от них сущность вещей – первоначало Расматривая имр как целое живое, милтская школа не давала различия медду живым и мертвым, психическим и физическим. Сама дша рассматривалась как тонкий и подвижный вид первовещества. Она оказала большое влияние на дальнейшее развития материалистической мысли Древней Греции. Фалес – началом всего явля вода.. Мир одушевлен и полон демонов. Анаксимандр – признавал началу всего сущего природу беспредельного, из которой воникают небеса и находязиеся в них миры Апейрон есть нечно иное как материя Анаксимен – так же как наша душа, будучи воздухом, скрепляет каждого из нас, так и дыхание и воздух объемляют все мировоззрение. Это учение о становлении Космоса, непрерывном процессе, которое включает последовательные переходы или сутпени, которые прохожит космическое начало – огонь, водаЮ земля, воздх. Космос образует элементы, следующие в определенном порядке, Главная роблема этой школы был вопрос об архе – первоначале, из которого произошло все сущее. Исследователи этой школы заниались изучением природы и полоджили начало натурфилософии. ВОПРОС 10 Пияагор древнегреч-ий математик и философ. Родился в 580 году до нэ на отсрове Самос. Умел разговаривать с животными и птицами. Исцелял больных людей. Был убежден что земля это шар. Открытие доказательств теоремы Пифагора, Создание своей таблицы. Он был первым, кто назвал Вселенную Космосом, по причине упорядоченности.Все принципы мирозданиямоджно выразить в математике Говорит что термин философ – это человек не мудрец, а кто любит мужрость. Они не беспокоются о деньгах и славе, посящают всю жизнь изучению природы вещей. Вселенная по Пифагору являя шарообразной и состоит из 10 небесных тел В Центре – страж Зевса. Все небесные тела движутся вокруг него и издают свой собственный звук, что получается хор небесных тел. Бог по Пифагору – число чисел. Проявляется как закон и сам есть закон. А принятие этого закона – клятва закону. Ою эволюции – учение об эволюции, как законе космоса, едином для всего. Бессмертная душа согласно этому закону переходит из одного тела в другое, набирается необходимого опыта, познает законы, природу, завоевывет Мудрость, чтобы возвратиться на свою божественную родину. ВОПРОС 11 Гераклит – оракул одноц из первых педагогических концепций. Педагогические идеи: об обучаемости и освоении нравственности как свойствах человека, о разму и чувствах как орудий познания, о необходимости познавать сущность, а не только факты: Многознание уму не научает! Считал важнейшим в познании и образовании диалектическиц йметод. Он был убежден что диалектическая взаимосвязь осущ-ся во всем. Диалетика – свой-во и порождение логоса – порядка, закона природы, который существует не вне мира, а в нем самом, делая его космосом. Единство макрокосма и микрокосма – человеческой души – одна из ключеавых идей Гераклитовской натурфилософии. Космос – уптортебление Гераклитом, как смысл красоты, порядка, соразмерности, гармонии, отсюда слово Косметика! Началом всего сущего явл-ся огонь, наделенный свойствами божетсвенности и вечности. Он гооврит все сущее течет, движется и ничего не остается на месте, Ему приписывают – нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Все находится в постоянно меняющемся состоянии. Говорил о боррьбе противостоящего – огня и воды, влажного и сухого, Он создатель диалектиики, понимаемой как учение о единстве противополодностей. Отвергал богов народной религии. Чувственные знания не могут привести нас к истине, ее находит только тот, кто старается вникнуть в божественный закон разума, правящего вселенной. Кто покоряется этому закону, отт получает душевноеспокойствие. Человеческая душа состоит из сухого пара, она – чистейшаее проявление божественного огня, она питается теплотою, получаемого от огня. Если пар, составляющей душу, становится серым, то душа теряет свои хорошие качества и разум ее слабеет. Когда человек умирает его божетсвенная часть отделяется от тела. Главная задачи философа – путем глубоокой внутренней интуиции проникнуть в суть живого мирового процесса. |