Главная страница

Философия в 6 столетии до н э ввел поние математик и мыслитель Пифагор Любовь и мудрость, любовь к мудрости. Или Любомудрие


Скачать 236.34 Kb.
НазваниеФилософия в 6 столетии до н э ввел поние математик и мыслитель Пифагор Любовь и мудрость, любовь к мудрости. Или Любомудрие
Дата18.12.2019
Размер236.34 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаfilosofia_otvety.docx
ТипДокументы
#100980
страница3 из 3
1   2   3
ВОПРОС 34

Прагматизм — фил-е воззрение, видящее наиболее яркое выраж-е человеч-й сущности в действии и ставящее ценность или отсутствие ценности мышления в зависимость от того, явл-я ли оно действием, служит ли оно действию, жизн-й практике.С такой позиции относится прагматизм и к религии. Религ-я вера, как утвержд. представители прагматизма, в той мере заслуживает оправдания, в какой она может быть полезна. И идея Бога м.б. признана вполне приемлемой, если она служит удовлетворению каких-либо соц. или лич. человеч-х чувств и достижению некоторых полезных целей.Родоначальником прагматизма считается видный америк-й философ Чарлз Сандерс ПИРС. Пирс определяет прагматизм как "учение о том, что каждое понятие есть понятие о мыслимых практических последствиях".работах Уильяма Джеймса прагматизм формулируется как метод разрешения философ-х споров путем срав-я «практических последствий», вытекающих из той или иной теории, и как теория истины: истина есть то, что «лучше «работает» на нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и нашего опыта». Глав. принцип прагматизма провозглашает тезис о том, что у каждого человека — своя философия. Уильям Джемс считал, что сама действительность обладает множеством форм, а свободное творчество каждого человека создает плюралистическую картину мира. У каждого человека свои, свойственные только ему способы философствования

ВОПРОС 39

Главной фил-ой пробл-ой для Д. была проблема чел-ка, над разрешением которой он бился всю свою жизнь: «Ч-к есть тайна. Ее надо разгадать…». Сложность, двойственность,ч-ка, отмечал писатель, сильно затрудняют выяснение действительных мотивов его поведения. Причины действий ч-а обычно гораздо сложнее и разнообразнее, чем мы их потом объясняем. Зачастую ч-к проявляет своеволие из за своего бессилия изменить что либо. Познание нравственной сути ч-ка, с его точки зрения, задача чрезвычайно сложная и многообразная. Сложность ее заключается в том, что ч-к обладает свободой и волен сам делать выбор между добром и злом. Вершиной философского творчества Достоевского явился роман «Братья Карамазовы» (1879–1880) – последне его произведение.Здесь сталкиваются два истолкования чел-ой свободы, представленные Великим инквизитором и Христом. Первое – понимание свободы как благополучия, обустройства материальной стороны жизни. Второе – свобода как духовная ценность. Парадокс заключается в том, что, если ч-ек откажется от свободы духовной в пользу того, что Великий инквизитор назвал «тихим, смиренным счастьем», тогда он перестанет быть свободным. Свобода, след-но, трагична, и нрав-ое сознание ч-ка, будучи порождением его свободной воли, отличается двойственностью. Главной фил-ой пробл-ой для Д. была проблема чел-ка, над разрешением которой он бился всю свою жизнь: «Ч-к есть тайна. Ее надо разгадать…». Сложность, двойственность,ч-ка, отмечал писатель, сильно затрудняют выяснение действительных мотивов его поведения. Причины действий ч-а обычно гораздо сложнее и разнообразнее, чем мы их потом объясняем. Зачастую ч-к проявляет своеволие из за своего бессилия изменить что либо. Познание нравственной сути ч-ка, с его точки зрения, задача чрезвычайно сложная и многообразная. Сложность ее заключается в том, что ч-к обладает свободой и волен сам делать выбор между добром и злом. Вершиной философского творчества Достоевского явился роман «Братья Карамазовы» (1879–1880) – последне его произведение.Здесь сталкиваются два истолкования чел-ой свободы, представленные Великим инквизитором и Христом. Первое – понимание свободы как благополучия, обустройства материальной стороны жизни. Второе – свобода как духовная ценность. Парадокс заключается в том, что, если ч-ек откажется от свободы духовной в пользу того, что Великий инквизитор назвал «тихим, смиренным счастьем», тогда он перестанет быть свободным. Свобода, след-но, трагична, и нрав-ое сознание ч-ка, будучи порождением его свободной воли, отличается двойственностью.

ВОПРОС 40

Фил-я Соловьева Всеединства – любая вещь познается в ее отношении к целому. Это целое следует понимать как всеединство.

Отношение данного предмета во всему может существовать для нас, лишь поскольку в нас самих есть принцип всеединства, то есть разум

Истинное знание явл-ся рез-том эмпириеского, рационального и мистического познания в их взаимосвязи

Бог является всеединством, которое етсь, а мир – всеединство в состоянии становления. Мир содержит бодественный элемент в виде идеи, а небожественным является материя, проявляющаяся в множественности и разделенности

Развитие мира – стремление к всеединству

Работы: Кризис западной философии, чтение о богочеловечестсе, Смысл любви

Всеединство – это свободное объекдинении в Абсолюте всех элементов бытия

Соловьев не принимал эмпиризм и рационализм. Выдвигал фи-я всеединства, во главе которой стоит Бог. Благо он видиел как проявление воли, истина как проявление разума, красоту как проявление чувства. Весь материальный мир он видел подконтрольным ему, человек выступал связующим звеном между Богом и природой, Им созданной, нр не совершенной. До совершенства ее должен довести человек, как смысл его жизни – Движение к Абсолюту. Поскоьку человек знаимает промежуточное положение между Богом и природой, его нравственная активность проявл-ся в любви к другому человеку, к природе, и к Богу.




ВОПРОС 41

Трубецкой Евгений Ник-ч – русский философ и правовед, публицист, оббщественный деятель, ученик соловьева.

Ему было дано откровение при исполнении 9-й сиффонии Бетховена . Восприятие Бетховенской симонии привело его к вере, которая открылась ему как источнмк высшей радости

Трубецой – один из основных пред-лей метафизики всеединства, созданной словьевым. Он критически пересмартивает фил-ю Соловьева, определяет некоторое ядро и ставит задачу развития их этого ядра цельной и систематической ифлософии Богочеловека.

С.н Трубецой в работео природе человечкского сознания развивает учение о соборности сознания.

Подходы трубецого к Абсолютному:

Оно сверхотносительно, свободно, имеет потенцию своего другого, Мир относительных вещей и существ раскрывает всемогущество абсолютного, Абсолютное есть реальный субъект, содержащий в себе начал своего Логоса, Основанием логики явл-ся реальность абсолютного.

ВОПРОС 50

Движение – как способ сущ-ия материи, обозначающий любые взаимод-я и иземения материальных систем, как в природе так и вобщ-ве

Формы – механическая, физическая, химическая, Биологическя , Социальная

Само понятие движеник как ии материя – есть абстракия. Нет движение как такового, а есть движение конкртеных мат предметов

Англ-ий философ Толанд высказал убеждение, что движение есть способ существования материи.

У Фалеса изменения первичной субстанции воды – вели к образованию разлных вещей, У Герклита деалектична идея ыечных изменениях огня, Демокрит исходи из того, что атомы непрерывно движутся в пустоте.

Диалектический материлизм утр-ет, что материя без движения так же немыслима как и движениебез материи.

Все формы движения взаимосвязаны между собой, более простые входят в более сложные. Каждая из этих форм вклчючет в скбя мнодество видов движения. По Энгельсу простейшая механика включает в себя сного видов движения: равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное, криволинейное, хаотическое.

Мерой движения явл-ся энергия, мерой покая , инертности –масса,

Освальд пытаясь создать новое фил-е направление, сделал вывод, чьл субстанцией , первоначалом всез вещея вля-ся энергия. – получила название энергетизма. Протев него выступали Планк, Лебедев.

ВОПРОС 54

Сознание и бессознательное

Сознание – высш, свойственная только чел-ку и связанная с речью функция мозга, заключ в целенаправ, осмысленном и обобщенном отражении действит в виде идеальных образов, в творч ее преобразовании, в разумном регулир поведения чел-ка и его взаимоотношений с природой и соц средой.

Бессознательное : 1. Совокуп психич процессов, актов и состояний, обусловл явлениями действительности, сущ вне чел сознания и не поддающихся контролю со стороны сознания чел. Бессознат явл то, что не становится предметом особых действий по осознанию. 2. Форма отражения психич, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет спец рефлексии и составл нераздельное целое.

Отличается от сознания тем, что отраж им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношением к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов. В бессознательном действит переживается через такие формы уподобления и отождествления себя с др людьми и явлениями:1) непосредственное эмоциональное чувствование;2) идентификация;3) заражение эмоциональное 4) объединение различ явл в 1 ряд через сопричастие, а не через выявление логич противоречий и различий между объектами по каким-то сущ признакам. Зачастую в бессознат прошл, наст и будущ сосуществуют, объединяясь в одном психич акте (например, в сновидении). Бессознат находит выражение в ранних формах познания ребенком действит и в первобытном мышлении, интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, в привычных действиях, в непроизвольном запоминании и пр., а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины коих не осознаются.



ВОПРОС 37

По мнению славянофилов, единство идей православия, русской народности и российской государственности способствует формированию целостности национального самосознания, в том числе политического, в котором органически слиты политические идеи, чувства, интуиция и воля людей. Это отличает его от «односторонней логической рассудочности» западного сознания, которое нередко столь же односторонне оправдывает революции и насильственные перевороты, что делает шатким само существование государства. Как и И.В. Киреевский, А. С. Хомяков исходил из того, что односторонний рационализм и основанный на нем формализм объединяют духовный мир человека и общества. Этому способствует и государство, деятельность которого по сути закрепляет принципы рационализма, а также право, погрязшее в разного рода юридических формальностях.

ВОПРОС 38

Чаадаев (1794-1856) принадлежал к поколению высокообразованных офицеров русского общества XIX в., которое совершило победоносный поход против армии Наполеона за свободу Отечества и, восприняв идеи западноевропейского либерализма, желало для России просвещения на европейский манер. А.С. Пушкин, друг Чаадаева, писал о нем так: «...рожден в оковах службы царской, он в Риме был бы Брут, в Афинах - Периклес, а здесь он - офицер гусарский».

Чаадаев выступил с оригинальной концепцией христианской философии (католической, но не православной).

Герцен (1812-1870) - основоположник теории «русского социализма» и народничества, крупный философ, социальный и политический мыслитель радикального направления русского западничества.

Определяя философию как «теорию решения самых общих вопросов науки», он обосновывал положение о материальном единстве мира, объективном характере природы и её законов, широко используя данные химии, физики, биологии и др. естественных наук. Объясняя идеальное как порождение материального, рассуждая о материальных основах сознания, Чернышевский опирался также на данные опытной психологии и физиологии.

в XVIII и первой половине XIX вв. в России стали складываться крупные направления философской мысли, возникает идеясвоей национальной философии. Отчетливо видна самостоятельность, которая присуща целому ряду философов, хотя часто они только ещестоят на пороге систем. Русское философское творчество этого периода неотделимо от размышлений над судьбой России и перспективами ее развития. В этих поисках выхода из кризиса российской действительности, вызванных самодержавием и крепостничеством, выделились философские течения западников и славянофилов. На волне зарождающегося революционного движения в России появляются социалистические идеи и проекты перехода к более совершенному общественному устройству.

ВОПРОС 44

Франк последователь соловьева. Главная идея всеединства. Но отличие его в способе описания этого всеединства – не чернз расммотрение внешнего, окр мира, но через внутренний опыт личности. Близок к Аврелию Августину,.

Он считал как и Ильин, что нельзя выразить сущность человеческого бытия отвлеченными понятиями. Понять человека можно не наукой, а сердцем, которое соединяет Бога с каждым человеком. Зло – только в человеке. Поэтому надо найти возможности для человека достичь высшего совершенства, исключающего зло и страдания.

Создание новой личности, обладающей цельностью духа, .е.е сочетала бы разум и духовную веру. Один из способов ее соединения – соборность, .т.е. познание общечеловеческого опыта.

Русский религиозный философ. Прошел пть от легального марксизма к религиозной фил-ии, разработал учении о всеединстве в традиции отрицательной теологии и христианского платонизма. Он выстпал против социализма как крайней степени общественного рационализма. Все социальные рез-ты Франк объяснял как результаты деятельности индвидидуумов.

Основные труды – Предмет знаний, Смысл жизни, Духовные основы общ-ва, непостижимое, Метафизика человечкского бытия


ВОПРОС 46

Философия языка. Если лосев придерживался традициям номиналистической трактовки языка, то Степанов в основном примыкал к линии классичсего реализма, восходящей к Аристотелю.

В фил-ии Лосева синтезировались античный космос с его конечным пространством и Эйнштейн, схоластика и неокантианство, монасть и брак.

Лосев сформирмулировал тезисы об имени Божьем!

Имя Божие – энергия сущности Божией. Имя Божие екотделимо от самой сущности и потому есть сам бог. Имя Божие не есть звук и требует поклонения. В его имени встерча человека и Бога.

Есть у него книза Философия имени. Диалектика обязаны быть логикой протиоречия. Метод диалектики состоит в логическом примирении, синтезировании противоречий. Создается реальность бытия, ибо для диалектики – реально все то, что она вывела, и что она ввела реально.

Степанов акцентировал внимание не на проблеме соотношения слова и сущности, а на рпоблеме истинности и предметности языковой номинации. ОН выделял 3 модели естественного языка. 1 – слова которые группируются только в один класс – пример кошка, собака, барсук

2 – представление о единстве объекта и субъекта – пример – кошка ловитмышей, человек ест яблоко

ВОПРОС 48

В фил-мм, сознание рассматр-ся как способность соотноситься, сознавать предмет – Гегель

Сознание есть: форма или способ данностиэтого предмета, и форма или способ анности мира вообще

Сознание – особая форма управл-я взаим-я человека с миром.

Сознание – многогранный феномен, потому что явля-ся объектом изучения многих наук: психология,социоология, лингвистика, семиотика, физиология, кибернетика, Информатика

Проблема в фил-ии – что первично, материя или дух-отношения к материи или к бытию.

3 подхода к пониманию лзнания

Субстанциальная, функциональная, экзистенцииално-феноменологическая.

Субстанциональная модель – Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель, рассматривающая идеальные начала в кач-ве первосущности –субстанция мира.

Фунциональная модель – Дидро, Бюхнер, Фозт – интерпретируют сознание как ф-ию матер-ых систем, в своих хар-ках не сод-их ничего идеального и мыслящего. Сознание обесп-ся нервной системой и мозга

ЭФ – Гуссерль, Хайдегер, Сартр – делаец=т акцнет на описании опыта индивидуально созгания, центр-ой хар-кой которог явл-ся интенциональность. Сознание рассм-ся не как отражение, а осмысление дей-ти, исходящего не от внешнего мира, а от самого человека и его экзистенцилнальной ситуации.

ВОПРОС 49

Матеия Античная фил-я – как первиный материал – вода, огон, атом..

2 этап – метафизический материализм – материя как сумма определенных неизменных свойств

3 этап – современная философия – материя как объективная реальность, которая дана человеку в ощущениях.

Материя – философская категрия для обозначения объективной реальности, которая дается человеку в его ощущениях, которую он может и пытается понять, но при этом материя существует независимо от самого человека.

Основные подходы: Объективно-иделистический – материя объективно существует как порождение идеальной субстанции – Мира идей, Абсолютной идеи

Субъектиный – Материя кака самостоятельная реальность не сущ-ет, представляет лишь собой продукт опыта и мышления субъекта – человека и человечества

Позитивистский – Материя – утоя понятие, а потому ложное, поскольку отражаемый в нем предмет не может быть воспроизведен в опыте или эксперименте

Материалистический – Материя не только существует, но и являтся субстанцией всех иных форм бытия, вклчая природный мир, общество и человека с сознанием.

Этапы становления в материализме:

Материя как субст-я сводится к прир-м стизиям – милетцы, Гераклит, Эмпедокл – или же к образным представлениям конечных чстиц мира – атомах – Демокрит, Эпикур.

Матнрия отождетсвтвляется как с вщееством как таковым, предельно малой частицей которог явлся атом

Материч есть фил-я категория для обозначения объект-ой реальности, данной нам в наших ощущениях, копируемой, фотографируемой ими, но при этом независимой от них – Ленин.

ВОПРОС 51

Простр-во и время – фил-ие категории, поср-вом кот-ых обоз-ся формы бытия вещей и явлений, отражающие с одной стороны, из событие, сосуществование (в прост-ве), процессы смены их друг дугом, продолжительность сущ-ия (во времени)

Простр-во – форма бытия материи, которая выражает протяженность, струк-ру, порядрк сосуществоавания и рядоположенность материальных обектов.

Время – форма бытия материи, которая выражает длительность существования мат объектов и последовательнотьс изменений, просих-их с ними.

Время и простр-во тесно переалетены между собой: то, что совершается в простр-ве, происходит одновременно и во времени.

То, что происходит во времне, находится в простр-ве.

Это формы бытия материи. Форма явля-ся внутренней орг-ией сод-я. Отделение их о тматериального мира возм-но лшь в процессе абстрагирования. Материя не сущ-ет вне этих форм.

Сущ-е 2 конц-ц.

Субстанц-ая – род-к Демокрит и Платон. Толковали простр-во и время кака самостоятельные сущности, не зависимые не от материи, ни друг от друга. Простр-во по Эпикуру, Демокриту – однородно, бесконечно. Есть вместилище совокупности атомтов.

Проивоположность – реляционная концепция Аристотеля. Он отрицаетсущ-е пустоты как таковой. Согласно ему Про-во неоднородно и конечно, оно есть система есте-ых мест, занимемых материальными телами,

Реляционная конц-ия – Аристотель, Лейбниц и ,Гегель – воспринимали время и пространство как отношения, образ-ые взаимо-ем материальных объектов. Основана на идее взаимосвязи, тесного взаимоотношенич пространс-ых и временных характ-к материи между собой.Их просто не существует. Свое обоснование конц-я получила у теории относительности Эйнште йна и невклидовых геометриях Лобачевского.

Время – формы бытия материи, которая выраает длительность сущ-я материальных объектов и последовательность изменений данны х объ-в ы процессе развития

Простр-во – формы быттия материи, которая хакра-ет протяженность, сьтрук-ру, взаимодей-й элементов внутри мат объектов.

Они тесно переплетены между собой.

ВОПРОС 52

В фил-мм, сознание рассматр-ся как способность соотноситься, сознавать предмет – Гегель

Сознание есть: форма или способ данностиэтого предмета, и форма или способ анности мира вообще

Сознание – особая форма управл-я взаим-я человека с миром.

Сознание – многогранный феномен, потому что явля-ся объектом изучения многих наук: психология,социоология, лингвистика, семиотика, физиология, кибернетика, Информатика

Проблема в фил-ии – что первично, материя или дух-отношения к материи или к бытию.

3 подхода к пониманию лзнания

Субстанциальная, функциональная, экзистенцииално-феноменологическая.

Субстанциональная модель – Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель, рассматривающая идеальные начала в кач-ве первосущности –субстанция мира.

Фунциональная модель – Дидро, Бюхнер, Фозт – интерпретируют сознание как ф-ию матер-ых систем, в своих хар-ках не сод-их ничего идеального и мыслящего. Сознание обесп-ся нервной системой и мозга

ЭФ – Гуссерль, Хайдегер, Сартр – делаец=т акцнет на описании опыта индивидуально созгания, центр-ой хар-кой которог явл-ся интенциональность. Сознание рассм-ся не как отражение, а осмысление дей-ти, исходящего не от внешнего мира, а от самого человека и его экзистенцилнальной ситуации.

ВОПРОС 53

Сознание сущ-ет не менее реально, чем материя, однако прест-ет собой другой вид реальгности.
Фил-е понимание созн-я связано с решение проблемы соотношения 2 видов реальности – сознания и материи:

Как относится сознание к внешнему материальному миру? Как относится сознание к мат-му мозгу?

С точки зрения фил-го идеализма сознание есть некая изначальная данность в мире, пред-щая в виде субстанции – основы всех вещей и процессов. Сознание первично по отношению к материи. Сторонники дуализма рассматривают сознание как независ-ие друг от друга начала и отрицают тесную взаимосвзять псих-их и физиол-их процессов в орг-ме.

А Мат-м рассматривает сознание не как что-то автономное, независимое от материи, а напротив, как ее сво-во.

Существуют структурные уровни созна-я – осознаваемое, бессознательное, подсознателное , сверхсознательное

ЯОсознаваеоме –я – все то, что более или менее упорядочено внутри себя

Бессознательное – оно – сов-ть псих-их процессов, явлений, состояний и дей-й вне сферы человеческого разума и не всегда ему подотчетных

Подсоз-е – все то, что уже было оознаваемым или может стать осознаваемым в опред-ых условиях.

Верх Я – Верзний уровень сознания, котоорый пред-ет социум в стр-ре духовного опыта, социоклтурные установки - ,. Требования общ-ой морали. Это высшая инст-ия в струтуре сознания, выполняющая роль в



Вопрос 35

Психоанализ возник н рубеже 19-20 ве, когда была ломка о психологической жизни человека..Его использовали как метод, способ объяснения личностных, культурных и социальных феноменов.

Основатель З. Фрейд – это модель личности состоит из 3 элементов

Оно – глубинный слой бессознательных влечений, который куов-ся только принципом удовольствия бессозн-но к социальной реальности

Я – эго – сфера сознательного посредниека между оно и внешним миро

Супер эго – внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между оно и я в силу неразрушительности конфликта между ними.

Как слуга, Я пытается сохранить свое доброе согласие с Оно и внешним миром. Это ему удается невсега, потом образуется новая интануия – сверх Я, которая царит под Я, как совесть. Сверх Я как бы является высшим сущ-вом в человеке, отражающим заповеди, соц-ые запреты, власть родителей и авторитетов. Сверх я блже к оно.

Смысл в том, чтобы бессознательный материал психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям, чтобы человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.

Фрейд создал динамическую концепцию психики чел-ка. Психоанализ стал мировозрением современности и проник о все сферы жизни. Ценноой оказ-ть переориентация исследований на проблемы мотивации, эмоций и личноти.

Классический психоанали – первые отступники Адлер и Юнг

Нейрофейдизм – Хорни, Фромм, Салливен

Осознание важности рассмотрения соц-ых и культурных факторов для понимания человеческой природы, Важность понимания межличн-ых отношений для изучения характера, тревожности неврозов. Эдипов комплекс, образование суперэго и неполноценность женщины,

Эго-психология – Фрейд и Эриксон

Психология объективных отношений – Кляйн, Кохут

Либидо – человек постоянно переживает конфлик между сознанием и бессознательным влечением

Либидо обуславливает собой творческую де-ть человка во всех сферах дей-ти. Есть вытеснение энергии
ВОПРОС 36
Экзистенциализм.фил.направ.,в кот на 1 месте проблема чел существования и смысла жизни. Направление оказало влиян. На дух жизнь ххв. На становление направ. Оказ влияние:идеи Ницше и”фил. Жиз”и ислед в обл фил. Антропологии. Для экзист. Важен конкрет чел. Его уникальн. Экзист-я-подлин бытие чел. Его жиз.не мб схвачена при помощи понятийно-категориального аппарата науч познания. Представители:Достоевский, Бердяев, камю-стоит ли жизнь того чтобы ее прожить ,Сартр его идея:человек не облад наперед заданной сущностью.снач рождается в теч жиз формир сущность.

ВОПРОС 47

Онтология – учение о бытии.

Античная фил-я. Термин бытие ввел Парменид. Непоколебимый фндамент мира. По Пармениду – бытие это то, что стоит за миром чувствунных вещей, т.е. мысль объект этих вещах. Бытие=мышлению. Оно не возникло, оно не переходяще. Не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия. Протагор: «Человек есть мера всех вещей и бытия», т.е. человек определяет статус всех вещей , если для меня она есть, значит она существует. Скорат: Автономен не сам человек, а его рзум. Рассматривал не бытие, а мознание. Демокрит – бытие – атомы, небытие – пустота. Платон – мышление, идееи получили статус истинного бытия. Аристотель – Бытие – это субстания, обладающая принипами: материальности, принцип причинности – каждая вещь указывает на свет происхождение, принцип цели – каждая вещь иммеет свое значение. Создал систему уровней бытия – мертвая материя, растения, животые, человек, душа и бог.

Средневеоьве – бытие есть наличие Бога (схоласты) Уровни бытия: Бытие творящее – эссенция – сущность, экзистенция –сущетсвования), 2 – бытие – сотворение – природа, человек. Аквинский рассматривалиерархию с точки зрения ценностей – человек – прин-т к классу людей, это животное, это предмет мат мира.

Новое время – Проблемы бытия связана с человеком, само по себе сущ-ть не может. Человеческое сознание и потребности – единственное несомненное подлинное бытие.

Декарт – Нельзя сомневаться что я мыслю, слдовательно я сущетсвую,

Бэкон – Бытие вечно подвижная материя

Кант – Истинное бытие Вещь в себе ( 2 вида бытия: феноменов и вещей в себе)

Гегель – Бытие – читсая мысль или нечто. Чистое бытие свзяано с началом, а начало связано с возмможностью.

Хайдегер критикует подход к бытию.

Русская фил-я . Бытие – это отправной пункт к познанию бога. Материализм. В марксизме оно рассматривалось через категрии материи.





ВОПРОС 43

Фил-я Николая Бердяева – фил-я и публицист, после Соловьева –самая крпная величина в русской фи-ии.

Сочинения: Философия свободы, Смысл творчества, О назначении человека:Опыт парадоксальной этики.

Философия свободы – двумя субстануиями мира выступают: Свобода, коренящаяся в небытии, И Бог как источник бытия

Свобода возвышает человека, но вместе с тем она и трагична, поскольку может привести ко злу, и трудна, ибо связаня с риском и отв-тью

Большинство людей не гтовы к свободе, не нуждаются в ней

Свобода порождает твворчество, которое выступает одной и звысшей ценностей.

Свобода – Соборность – единство духа и воли составляют основу существования человека, свобода подверается угрозе извне, данную угрозу несут прежде всего об-во и гос-во. Они стремятся подчинить человека, подавить его индвивидуальность. Задача человека – сохранить свою самобытность, не дать общ-ву и гос-ву ассимилировать себя.

Философия его обращена к проблемам духа и духовности, свободы и творчества, смысла жизни и призвания человека. Человек – это малый Бог. Творчество – фундментальное св-во человека.



ВОПРОС 45

Ильин – профессор Моск унив-та, работал в фил-ой академии в Берлине. Взгляы сложились под философией Гегеля. Он полагал, что философия – опытная наука.

Источнмком знаний считал предмет

Главной темой философии явл-ся Россия и русский народ. Его работы: Сущность и мвоеобразие русской культуры, Грядущая Россия. Рассуждает об истории России и о ее будущем, о сильных и слабых сторонах русского народа.

Учение Гегеля как чение о конкретности Бога и человека.

Был идеологом белого движения.

В его работах уделяется внимание эконом-ой жизни, в частности проблемам соб-ти. Он рассматривает владение и распоряжение соб-тью в контексте целостного образа жизни человека. Человек влад-ий соб-тью, должен не только искать эк-ие выгоды, но заботиться об обътах соб-ти, способность любить.

Гоорит, что не всякое применение силы следует рассматривать как насилие. Насилие – это принуждение, исходящее из злой воли иди направленное на зло.

Считает, что не каждый поступок человека можно связать с Богом. Человек всегда сам отвчает за свои дей-я, у него всегда есть воз-ти выбора между добром и злом..



ВОПРОС 42

Лев Шестов (1866-1938) (настоящее имя -Шварцман Иегуда Лейб) — философ-экзистенциалист Его мышление развивалось в русле идей Кьеркегора, Достоевского, Ницше. Существование противопоставлял ориентации на рациональное знание, обездушенное и порабощающее. Выразил протест против общеобязательности истин и нравственных норм. Рационализму противопоставлял откровение Ветхого завета. В отличие от других экзистенциалистов, «бунтующих» перед лицом жизни, принимал ее как чудо, явленное Богом.
Шестов полагал пределы разуму, который вследствие этого утрачивал свою универсальность, а следовательно, и общезначимость. Главные сочинения:
Собр.соч., «Власть ключей», «Кьеркегор и экзистенциальная философия», «Умозрение и откровение»
1   2   3


написать администратору сайта