Философия в профессиональной деятельности экономиста доклад. Философия в профессиональной деятельности экономиста. Философия в профессиональной деятельности экономиста
Скачать 13.75 Kb.
|
Философия в профессиональной деятельности экономиста Сколько бы ни прошло веков и тысячелетий, открытые философами разных эпох закономерности мышления, принципы анализа и синтеза, дедукции и индукции никто не отменял, их практическая польза проверена временем, а потому и знание по-прежнему помогает представителям любых профессий. Для экономистов же они не только не утратили актуальность, а, напротив, стали еще более необходимыми. Это может быть объяснено подвижностью современной экономической ситуации и ее увеличивающейся неопределенностью, появлением все новых и новых факторов, которые одновременно оказывают влияние на хозяйствующие субъекты, экономику государства, мировую систему в целом. В современном мире не достаточно просто знать, что маркетинговая внешняя среда предприятия – это влияние политических, социальных, экономических и технологических факторов. Каждый из них включает в себя огромное количество собственных направлений воздействия. Умение выделить их, отфильтровать по степени значимости, проанализировать особенности воздействия на хозяйствующий субъект – значит, правильно обозначить основной вектор развития компании в будущем. А осуществление всех этих операций невозможно без философии. В качестве второго фактора изучения философии экономистами необходимо выделить фундаментальный принцип справедливости. Изучая историю и теорию философии, будущие экономисты смогут не только проследить его эволюцию, освоить основные концепции справедливости, предлагаемые учеными, но и оценить их сущность и содержание, возможность применения в современности. Дело здесь, прежде всего, в использовании достижений и принципов философии при решении вопросов о распределении доходов в обществе. Эта проблема всегда выступала в качестве одной из центральных в экономике. Попытки достичь справедливости оборачиваются реформами налоговой системы, совершенствованием социальной политики, использованием прочих инструментов государственного регулирования. Наконец, третьим, не менее важным для экономистов обстоятельством, выступает основополагающий для философии императив выживания человека. Сколько бы ни говорили об экстенсивных и интенсивных факторах экономического роста, сколько бы ни утверждали, что современное экономическое развитие невозможно без нарастания научно-технического прогресса и использования информационных технологий, важно помнить о том, что именно экономика, которая приобрела в современном мире глобальные масштабы, одной из первых перестала выступать как автономная наука. Именно поэтому современные исследователи — экономисты и социологи, политологи и глобалисты — говорят о необходимости экологизации экономического сознания. В основу современной экономики должен быть положен ведущий принцип – сохранения жизни на Земле. Непреходящая ценность человеческой жизни, осознание того, что безграничное потребление имеющихся ресурсов, бездумное влияние на окружающую среду в процессе хозяйственной деятельности, бесконтрольное нарастание технических гаджетов — это путь в никуда, это точка начала конца земной цивилизации. Законы рынка таковы, что спрос рождает предложение, конкуренция между производителями толкает на поиск все более новых и эффективных решений, и сама экономическая система остановить этот круговорот не в состоянии. Только воспитание экономистов нового типа способно заставить мир отказаться от подобной ориентации, и философия, с ее принципами и постулатами, концепциями ценности природы и человеческой жизни может оказать в этом незаменимую помощь. В результате станет возможным формирование нового механизма, основанного на тесной связи экономики, экологии и социологии. Итак, как бы ни казалась устаревшей философия в современных условиях, обойтись без нее экономистам по-прежнему нельзя. Именно интеллектуальный капитал является основной и непреходящей ценностью, несмотря на изменение условий хозяйствования и появление все новых достижений научно-технического прогресса. Благодаря эвристической функции философии, формируется мышление нового типа, креативное и вариативное, свидетельствующее о способности быстро принимать нестандартные и такие нужные в нынешних экономических условиях решения. . |