Главная страница
Навигация по странице:

  • Эмпириокритицизм

  • Философия XIX века. Философия XIX века


    Скачать 23.19 Kb.
    НазваниеФилософия XIX века
    Дата09.10.2019
    Размер23.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия XIX века.docx
    ТипДокументы
    #89331


    Философия XIX века

    Иррационализм - философское учение, согласно которому решающим фактором в познании, в поведении людей, в мировоззрении, в ходе исторического процесса и общественного развития играют не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное (неразумный, бессознательный). На передний план выдвигаются внемыслительные аспекты духовной жизни — воля, непосредственное созерцание, чувство, интуиция, бессознательное, мистическое озарение, воображение, инстинкт и т.п. Основным его представителем был А. Шопенгауэр.

    Позитивизм. Источник подлинного (положительного), «позитивного» знания - отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения. Философия, по мнению позитивистов, не может претендовать на самостоятельное исследование реальности.

    О. Конт вывел исторический закон познания: каждая отрасль наших познаний проходит последовательно через три различных теоретических состояния:

    теологическое, или состояние вымысла;

    метафизическое, или абстрактное;

    научное, или положительное.

    Явления внешнего мира допустимо изучать только одной науке — естествознанию.

    Отрицание всего предшествующего развития философии и сведение ее к конкретным наукам, что существенно ограничивает познавательные возможности позитивистов.

    Эмпириокритицизм – идеалистическое течение, выступающее в качестве разновидности позитивизма. Считая основным законом познания, эмпириокритицизм «очищает» понимание опыта от понятий материи, необходимости, причинности и т.д. Это течение выдвигает представление о мире как совокупности «ничьих» ощущений. Основоположники – Мах, Оствальд, Авенариус. Они философствуют на основе открытий делимости атома и радиоактивности (1я НТР). Исходя из делают вывод, что материя исчезает; основа мира – энергия, сила

    дух.

    Философия жизни. Основное понятие и предмет - «жизнь» как, во-первых, органическая целостность и во-вторых — творческая динамика бытия.

    Жизнь целостна и находится в непрерывном становлении. Поскольку она целостна, ее нельзя познать рациональными, а потому односторонними методами науки. Поскольку она развивается, в нее не входит все застывшее, остановившееся в развитии. Поскольку жизнь — это спонтанный поток становления живого, она не имеет целесообразности, а соответственно в истории как части целостной жизни нет объективных законов. История, как и человек, имеет только свою судьбу.

    Человек переживает, инстинктивно чувствует. Но он не пассивен. Его постоянное стремление — вырваться за рамки своего бытия, особенно социального, возвыситься над собственной судьбой. Отсюда трагичность его существования, ибо судьбу победить нельзя. Однако человек должен быть горд, аристократичен, силен волей, благороден. Такой человек стремится к целостной жизни, не боится смерти, желает быть сильнее других, постоянно ищет целостность своего существования, максимально приближает его к целостности жизни.

    Философия XX века

    Герменевтика. Само название этого философского направления означает понимание текста, искусство его интерпретации. Текст для них — это любая культурная, жизненная информация, а его понимание — это способ существования познающего эту информацию.

    Понимание — вообще основная категория герменевтики, метод философии. Оно может осуществляться только через диалог, опять же трактуемый расширительно, как общение с текстом. В диалоге всегда участвуют сам текст, его интерпретатор и Время. Интерпретатор трактует текст через исторический контекст, в котором он находится; этот контекст герменевтики называют «предпониманием». Иными словами, он понимает текст по-своему, исходя как из личного, так и из «средового» опыта.

    Понимание — средство достижения согласия и преемственности.

    Экзистенциализм. Переводится как «существование». Экзистенциализм исходит из единичности человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций — озабоченностью, страхом, сознанием конечности бытия. Различают два направления экзистенциализма — атеистическое и религиозное.

    Единственная подлинная действительность для экзистенциалистов — это бытие человеческой личности. Исходя из своего существования, человек может так или иначе определять себя. Он вынужден это, делать, ибо ничто другое не определяет его жизнь. Вся его жизнь зависит от его индивидуальной цели, от его выбора. Одна из основных категорий экзистенциализма — свобода человека. Но свобода эта вынужденная, это бремя, на которое осужден человек, ибо его окружает чуждый, бессмысленный мир. Осознание своей свободы и принятие на себя этого «креста» определяют достоинство, ответственность и истинность существования человека.

    Он живет рядом с другими людьми, в социуме, он общается с окружающими, либо подчиняясь, либо подчиняя — но он одинок в своих чувствах. Человек может принять позицию другого или ориентироваться на общественные ценности и всеобщие цели. Но в этом случае он теряет свободу, свою экзистенцию, самого себя как личность, снимает с себя ответственность — основной атрибут свободы-экзистенции.

    Проблемы гносеологии в экзистенциализме сопряжены с его онтологией. Человек рождается в социуме и ограничен его законами и повседневностью существования. Но он чувствует неполноту самовыражения, реализации своих возможностей и стремится восполнить недостающее. Это и является стимулом к познанию. Но познание у экзистенциалистов возможно только через чувство и только через самопознание. В такой ситуации нет и не может быть объективной истины, истин столько, сколько людей. Это заставляет отвергнуть современное научное рациональное познание и заменить его экзистенциальным.

    Позитивизм – философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а Ф. как особая наука не может претендовать на самостоятельное ииследование реальности (т.е. познавательная ценность философского исследования отрицается). Основатель – О. Конт.

    Положительная Ф. может стать единственной твердой основой для социальной арганизации, благодаря которой прекратится кризис, испытываемый наиболее цивилизованными нациями.

    Этическая теория позитивизма (Чернышевский, «Что делать?» - снимать штаны и бегать заголясь)

    Эмпириокритицизм – идеалистическое течение, выступающее в качестве разновидности позитивизма. Считая основным законом познания, эмпириокритицизм «очищает» понимание опыта от понятий материи, необходимости, причинности и т.д. Это течение выдвигает представление о мире как совокупности «ничьих» ощущений. Основоположники – Мах, Оствальд, Авенариус. Они философствуют на основе открытий делимости атома и радиоактивности (1я НТР). Исходя из  делают вывод, что материя исчезает; основа мира – энергия, сила дух.

    Иррационализм – учение, согласно которому решающим фактором в познании, в поведении людей, в мировоззрении, в ходе исторического процесса играют не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное, что предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, чувства – всего того, что противопоставляется разуму, рассудку; различные философские учения, в которых умаляется разумное начало в пользу иррациональных сил. Иррационализм считает действительность хаотичной, лишенной закономерности, подчиняющейся игре случая, слепой воле Один из самых ярких представителей – А. Шопенгауэр. Основа мира и Ч. – воля жизни, некое бессознательное начало, которое признается единой энергийной основой всех личных воль. Первопричина мира – метафизическая воля, которая представляет собой слепое влечение. Основа Ч. – эгоизм.

    Социализм – учения, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы. Термин появился во 2/2 19 в. by Леру. Т.н. теория научного социализма, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом, рассматривала социализм как низшую фазу коммунизма.

    Марксизм (см. вопрос Ф. марксизма)

    1. Позитивизм и его модификации.Рационалистическое направление в зарубежной философии представлено позитивизмом. Основные принципы философии позитивизма были сформулированы О. Контом в курсе «Позитивной философии» Неопозитивизм, Постпозитивизм - направление философии, целью которого является исследование не структуры научного знания (языка, понятий), а развития научного знания. По мнению постпозитивистов наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания.

    2. Структурализм.В 20-е годы ХХ в. Структурализм - это общее название некоторых направлений в социокультурном знании ХХ в., связанных с выявлением структуры, то есть совокупности отношений между элементами целого, детерминированых взаимодействием всех элементов между собой. Основные представители структурализма: К. Леви - Строс, М.П. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакан, К. Барт.

    3. «Философия жизни».Иррационализм ХХ в. представлен «философией жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, А.Бергсон), психоаналитической философией (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм), экзистенциализмом.«Философия жизни» обозначает систему представлений о смысле и ценности жизни, ставит социально - этические, ценностные вопросы в центр внимания.

    4. Психоанализ.Психоаналитическая философия (З. Фрейд, Э. Фромм, А. Адлер, К. Юнг) была основана З. Фрейдом, который обратился к исследованию явлений бессознательного, их природы и форм проявления. Ключевой для философии З. Фрейда становится идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития.

    5. Экзистенциализм. Наиболее распространенным и актуальным течением философии иррационализма является экзистенциализм или философия существования. Эта философия возникает как антропологическая по своей направленности. Ее проблемой является проблема человека, его существования в мире.К. Ясперсом и М. Хайдеггером, и французскую, возникшую в годы Второй мировой войны (Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель).

    6. Религиозная философия.Наиболее авторитетным направлением современной религиозной философии является неотомизм, базирующийся на учении Фомы Аквинского. Главный его принцип - гармония веры и разума. Современные неотомисты стремятся подняться над противоречиями между материей и идеей, гностицизмом и агностицизмом, эмпирической и рациональной формами познания. Основными задачами философии неотомизма являются:

    • доказать истинность католицизма и католической философии;

    • приспособить католицизм к современным условиям;

    • приблизить католицизм к простым людям.

    Другим направлением современной религиозной философии является тейярдизм. Его основоположник - Пьер Тейяр де Шарден. Основной его целью было создание феноменологии - комплексной науки, которая соединила бы в себе достижения наук и теологическую философию и объяснила бы основы Вселенной.

    7. Герменевтика.

    Философская герменевтика - направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени греческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми - истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Главная идея герменевтики: существовать - значит быть понятым. Предметом исследования, как правило, является текст.

    Философия второй половины 19 и начала 20 века представляет из себя совокупность разнообразных школ, направлений, которые по разному ставят и рассматривают философскую проблематику, однако проблема человека, его духовно-интеллектуальное содержание остается в центре философский изысканий.

    Позитивизм – философское течение, которое ставит в центр рассмотрения науку и научную методологию и за философскую основу всего берет опыт (преимущественно в научном понимании этого слова - эксперимент).

    Основная цель позитивизма — получение объективного знания.

    Принято выделять четыре этапа развития позитивизма:

    1. Первый (классический) позитивизм. Основатель — Огюст Конт. Представители: Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер.

    2. Эмпириокритицизм. Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус.

    3. Неопозитивизм или логический позитивизм.

    Неопозитивизм – это философская школа, включающая в себя идеи эмпиризма. Данное учение заключается в том, чтобы познавать мир, используя чувственный опыт. И опираясь на логику, рациональность и математику иметь возможность систематизировать полученные знания.

    Главная идея неопозитивизма — философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, — главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир.

    Логический позитивизм – философское течение, современная форма позитивизма.

    Представители: Готлоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн, Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др.

    Постпозитивизм – множество концепций, пришедших на смену логическому позитивизму (неопозитивизму). Сторонники различных постпозитивистских направлений во многом не согласны друг с другом, критикуют устаревшие представления неопозитивизма, при этом сохраняя по отношению к нему преемственность.

    Основной идеей постпозитивизма является рациональный метод познания.

    Представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.

    Экзистенциали́зм это философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы.

    Экзистенциальная философия – это направление, родившееся достаточно давно, но окончательно оформившееся только в 20 веке. Эта наука изучает внутренний мир человека, неразрывно связанный с самим существованием. Экзистенциализм отличается от других философских подходов, тем, что это направление не отделяет субъект от объекта, а рассматривает человека в контексте бытия, так же экзистенциализм не ставит личность над жизненными и глобальными проблемами, но изучает ее во взаимодействии с трудностями. Такая философия иррациональна. Это не какое-либо знание, но информация, которая понята, принята и прожита.

    Непосредственными родоначальниками экзистенциализма являются немецкие философы Мартин Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969); французские философы и писатели Жан-Поль Сартр (1905-1980), Габриэль Марсель (1889-1973), Альбер Камю (1913- I960).

    Герменевтика — искусство толкования различных текстов, символов, смыслов социокультуры, способ философствования, центром которого является процесс понимания.

    Представители: Поль Рикёр (1913-2005), Ганс Гадамер (1900-2002), Фридрих Шлейермахер (1768-1834)

    Феноменология – или учение о феноменах - одно из основных направлений 20 в. Основателем его считается немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938), предшественники — Франц Брентано и Карл Штумпф. Под феноменом в философии понимают явление, постигаемое в чувственном опыте. Гуссерль же понимает под феноменом возникающие в сознании смыслы предметов. Основной вопрос, который перед собой ставит феноменология: каким образом удается человеку постичь суть вещей?

    Марксизм представляет собой одно из крупнейших направлений философской мысли 19 – 20 веков.

    Идейным источником философии марксизма послужила немецкая классическая философия. В первую очередь Гегель, Фейербах. К. Маркс и Ф. Энгельс провозгласили главной задачей философии:

    – быть орудием освобождения всех трудящихся от эксплуатации

    - изначально рассматривали основы человеческой жизни, а после философские вопросы

    - господство исторической необходимости

    - человек - частное производное от общественного целого

    - признавался абсолютный приоритет экономики в жизни общества

    - марксизм принимается как социальная программа

    - диалектически рассматривается общество как высшая социальная форма движения материи; материя по своей сути объективна, субъективна

    - главная задача человека – способность осмысленно трудиться.

    Это диалектика материалистической философии.

    Гегель (идеалистический характер)

    Фейербах (человек)

    Маркс (материалистический характер)

    Человек – единство социального и духовного

    Человек – часть природы, биологическое.

    Социальная философия – момент отчуждения.

    Необходимость отчуждения – замена на общественное, материальное.

    Общество – отношения между индивидуумами.

    Материальные отношения – отношения на материальном уровне в процессе производства.

    Материальное производство

    - производство силы

    производственные отношения

    ! ! !

    производство распределение потребление

    форма собственности

    В отличие от абстрактной антропологии Фейербаха Маркс выработал новый взгляд, направленный на человека. В тезисах о Фейербахе Маркс пишет: «Сущность человека – не есть абстракт присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

    Главным, наиболее существенным признаком понятия человек с точки зрения марксизма – способность осмысленно целесообразно трудиться, создавать орудия труда. Этот признак, присущий человеку, выделяет его из животного мира.

    Вместе с тем человек остаётся природным, биологическим существом, связанным со всем животным миром. Развитие общества по Марксу представляет собой исторический процесс. Т.е. законы общественного развития объективны и этим похожи с естественными законами (законы природы). Действительно, независимо от сознания людей, их невозможно отменить, уничтожить. Но законы развития общества воплощены в жизнь только через деятельность людей, которые сами творят свою историю.

    Люди не в силах отменить естественные исторические законы, но познавая их, они могут тормозить, ускорять их действие.

    Марксизм даёт понятие общественно-экономической формации.

    Общественно-экономическая формация – тип общества на определённом этапе его развития.

    Этапы развития общества

    - первобытнообщинная формация

    - рабовладельческая

    - феодальная

    - буржуазная

    - коммунистическая

    Социализм – первая стадия коммунизма

    Система взглядов – эпоха в философии, история скорректировала некоторые её положения.


    написать администратору сайта