философия 1.4. Философская мысль в России развивалась под воздействием следующих факторовсоциальнокультурного
Скачать 23.63 Kb.
|
Задание 1 Философская мысль в России развивалась под воздействием следующих факторовсоциально-культурного характера природного фактора Истоками русской философской мысли является немецкая философия. Первыми свидетельствами, что философские рассуждения были неразрывно связаны сполитическими, религиозными идеями, с житейской практикой, были древние греки. Своеобразным философско-нравственным кодексом Древней Руси стало произведениеВладимира Мономаха «Поучение». Идеологема «Москва – III Рим» появилась в XVвеке, ее оформил Филофей, старец псковского Елеазарова монастыря. Основной идеей ее была идея о том, что Москва - третий Рим, а четвёртому миру не быть. Если падёт Москва и Россия, то это будет знак о скором конце света. «Философское пробуждение» России относят к XVIII веку – веку эпохи Просвещения Первым философом на Руси, в точном смысле этого слова, «русским Сократом», В. В.Зеньковский (историк русской философии) назвал Сковорода Григория Саввича У истоков материалистической традиции русской философии стоял А.И. Герцен М. В. Ломоносов, говоря о Боге, называл его «великим архитектором», создавшим мир и его законы. После чего мир развивается согласно этим законам самостоятельно.Здесь зафиксирована позиция атеизма Специфическими чертами русской идеалистической философии являются религиозное влияние, роль проблем морали и нравственности. Сторонниками особого пути России, который якобы обусловлен религиозностью еенарода, общинным характером собственности и быта, тягой к нравственным ценностям, были Юрий Фёдорович Самарин, Фёдор Иванович Тютчев, Николай Яковлевич Данилевский , Николая Николаевич Страхов Принцип устроения бытия, сформулированный кратко в суждении: «Единство вомножестве», называется триединство. Впервые его сформулировал Бенедикт Спиноза. Истина, наполненная нравственным смыслом и идеей естественного права, есть определение. Национальная идея русского народа, определяющая цели его исторического развития и задачи – дух народа. Историософская идея, согласно которой русский народ должен выполнить какую-то важную роль в мировой истории - «Древлее любомудрие» В русской идеалистической философии мудрость мира, принявшая форму духовнойткани бытия, возникающая одновременно с Богом и участвующая в творении мира, есть София Книга В. С. Соловьева «Оправдание добра» посвящена вопросам нравственности. Направление в отечественной философии, рассматривающее мир как саморазвивающуюся систему, не нуждающуюся для своего существования ни в каких потусторонних силах – диалектический материализм. Назовите его представителей.Э. В. Ильенков, А. А. Зиновьев, М. К. Мамардашвили Проблема богочеловечества разрабатывалась в русской философии с конца XIX - начала XX века. Главная идея философии и жизненное кредо Н. А. Бердяева.«Философия неравенства» Я бы хотел в вечной жизни быть с животными, особенно с любимыми. «Философические письма» и «Апология сумасшедшего» принадлежат перу П.Я.Чаадаева Философию ненасилия обосновал и развил в русской общественно-политической и этической мысли А.А.Гусейнов. 2 задание
3 задание Отличия русской философии по А.Ф. Лосеву «Если мы теперь возьмёмся кратко сформулировать общие формальные особенности русской философии, то можно выделить такие пункты: 1. Русской философии, в отличие от европейской, и более всего немецкой философии, чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям и определениям, а только в символе, в образе посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности (LebensDynamik). 2. Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики, которая берет начало в общем духе времени, со всеми его положительными и отрицательными сторонами, со всеми его радостями и страданиями, со всем его порядком и хаосом. Поэтому среди русских очень мало философов parexellence: они есть, они гениальны, но зачастую их приходится искать среди фельетонистов, литературных критиков и теоретиков отдельных партий. 3. В связи с этой «живостью» русской философской мысли находится тот факт, что художественная литература является кладезем самобытной русской философии. В прозаических сочинениях Жуковского и Гоголя, в творениях Тютчева. Фета. Льва Толстого. Достоевского, Максима Горького часто разрабатываются основные философские проблемы, само собой в их специфически русской, исключительно практической, ориентированной на жизнь форме. И эти проблемы разрешаются здесь таким образом, что непредубеждённый и сведущий судья назовет эти решения не просто «литературными» или «художественными», но философскими и гениальными». |