Главная страница
Навигация по странице:

  • В.Шукшина .

  • 1) Краткая биография В.П.Шукшина.

  • 2) Нравственность рассказов Шукшина.

  • 3) Его рассказы: а) "Думы" и "Дядя Ермолай".

  • 4) Заключение.

  • Используемая литература

  • Философская проблема народной нравственности и правды как центральная в творчестве


    Скачать 28.74 Kb.
    НазваниеФилософская проблема народной нравственности и правды как центральная в творчестве
    Дата27.04.2023
    Размер28.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаreferatmix_127937.docx
    ТипРеферат
    #1092862


    Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова 

    Реферат

    На тему: Философская проблема народной нравственности и правды как центральная в творчестве В.Шукшина .

    Проверила: Идрисова Э.Т.

    Выполнила: Уксумбаева М.С.


    План реферата:

    1) Краткая биография В.П.Шукшина

    2) Нравственность рассказов Шукшина

    3) Его рассказы:

    а) "Думы" и "Дядя Ермолай"

    б) "Микроскоп", "Забуксовал", "Космос, нервная система и шмат сала"

    в) "Осенью"

    г) И многие другие рассказы

    4) Заключение
    1) Краткая биография В.П.Шукшина.

    Василий Макарович Шукшин родился в 1929году в селе Сростки Бийского района Алтайского края. После окончания сельской семилет­ней школы поступил в Бийский автомобильный техникум, но закончить его не удалось, поэтому работал в колхозе. В 1946году покинул род­ное село и переехал в Калугу.

    Вплоть до 1949года работал сначало слесарем-такелажником на турбинном заводе в Калуге, потом на тракторном заводе в городе Вла­димере, слесарем, разнорабочим головного ремонтно-восстановительно­го поезда.

    В 1953году вернулся в село Сростки, экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости.

    Затем приезжает в Москву и в 1954году поступает на режиссерское отделение Всесоюзного государственного института кинемотографии. Именно во время учебы снялся в своей первой главной роли в фильме

    М.Хуциева "Два Федора", это было в 1956году. В этом же году был впервые опубликован в журнале "Смена" с рассказом "Двое на телеге".

    И вот с 1963года В.Шукшин - становится режиссером киностудии им. М.Горького. Снял по своему сценарию фильмы "Живет такой па­рень","Ваш сын и брат".

    Шукшин за свою короткую жизнь был актером, режиссером, литера­тором. Он снялся в 58фильмах, поставил по собственным сценариям та­кие фильмы как "Печки-лавочки" в 1973году, "Калина красная" в 1974году.

    "Перу писателя принадлежат два романа, шесть повестей, множество рассказов и книга публицистики (сборник новелл "Сельские жители"в 1963году, "Там в дали" в 1968году, сборник рассказов "Характеры" в 1974году, в том же году "Беседы при ясной луне", и роман "Я пришел дать вам волю" и др.)."

    Но жизнь этого талантливого человека к сожалению закончилась рано - в 1974году, на 46году жизни В.М.Шукшин скоропостижно скон­чался во время съемок кинофильма "Они сражались за Родину".

    2) Нравственность рассказов Шукшина.

    В литературе 60х - 70х годов одной из главенствующих тем - была тема деревни. Обострение общественного интереса к экономическим и социально-идеологическим процессам, происходящим в сельском хозяй­сиве вызвало в жизни ряд замечательных произведений Ф.Абрамова,

    В.Белова, В.Тендрякова и конечно же Василия Шукшина. Их произведе­ния тем и замечательны, что не замкнуты в границы лишь деревенской темы, в них нашли выражение социальные и духовные, нравственные ин­тересы современного общества. Писатели устремлены к познанию нравс­твенных истоков характера деревенского человека, стремительно меня­ющегося в то время. Преображаются социальные условия деревенского бытия.

    Среди русских современных писателей, мастеров рассказа, Шукшину отведено почетное место. Его новеллистическое творчество - явление яркое и самобытное.

    При всем многообразии жанровых форм Шукшина - есть то, что их объединяет, - излюбленная нравственная проблематика и присущая только этому автору творческая манера, тот творческий почерк, по которому узнаешь каждую его страницу.

    Проза Василия Шукшина явление своеобычное, со своими стилевыми особенностями. Характеры увиденные в жизни, писатель додумывает, развивает, довоображает. Шукшин вглядывается в свой персонаж и исс­ледует его как художник досконально, открывая его душевную многос­лойность, многогранность.

    В его рассказах жизнь предстает в ее многомерности, неисчерпаи­мости, в удивительном разнообразии. Интонация его произведений под­вижна, богата оттенками. Шукшин на нескольких страницах создает не­повторимый человеческий характер и через него показывает какой-то пласт жизни, какую-то сторону бытия.

    Форма у него несет в себе лаконичность, экономию средств выро­жения и необыкновенную насыщенность. Шукшин обращается к обыденно­му, казалось бы значительному, факту, но так раскрывает драматизм жизни, что обогащает читателя более глубоким ее пониманием.

    Его рассказы динамичны, в них нет посторонних описаний, в них обычно отсутствует экспозиция, персонажи стремительно вводятся в действие.

    Никогда не найдешь в шукшинских рассказах пусть самой занятной, но самодовлеющей детали. Детали повествования скупы, но действенны, сюжетны. Его пейзажи, отвечающие душевному состоянию персонажей, всегда предельно кратки.

    Особенно важное средство среди тех средств выразительности, к которым прибегает Шукшин, имеет диалог. Он никогда не несет функции простой информативности, в нем заключено движение повествования, в нем раскрываются характеры. Язык диалога - подвижен, современен, насыщен колоритными речениями.

    Шукшин редко ведет повествование от первого лица. Объективная форма повествования от третьего лица привлекала тем, что позволила прибегать к самым разным приемам, использовать многообразие худо­жественных средств.

    Никогда не сталкиваемся у Шукшина с заданностью построения, от каждого рассказа веет жизненностью, эмоциональной непосредствен­ностью, - уж тут не упрекнуть автора в рациональности. Сюжетные си­туации, в которых показаны герои, острота и актуальность проблем - все это увлекает и волнует читателя.

    Не "рассказы настроения" влекут к себе Шукшина. Он стремится создать яркий, оригинальный характер, характер историчный, то есть несущий в себе отпечаток времени.

    Особенное пристрастие Шукшин питал к деревне, где прошли его детство и юность. Шукшин признавался, что жила в его душе боль и тревога за деревню, когда уезжает молодежь, нехватает рабочих рук в колхозах и совхозах, замолкают песни, не слышна гармонь, не видно костров рыбаков на реке. Шукшин глубоко переживал тот разрыв, кото­рый существовал между материальными условиями жизни человека в го­роде и в деревне, между уровнем культуры.

    Шукшин - писатель глубоко социальный. Он исследовал новые соци­альные явления, протаптывал свою тропку в искусстве и обращаясь к неизведанным пластам жизни. Его привлекала к себе обычная жизнь обыкновенных людей, где под покровом повседневности он мог видеть особенное - те черты, которые в совокупности создавали русский на­циональный характер. Русский национальный характер, русский народ в его историческом движении - вот что неизменно занимало творческое мышление Шукшина в годы его зрелости. Его интересует прежде всего нравственный мир человека.

    Для литературы 70х годов характерны глубокая постановка нравс­твенных проблем, неутомимый интерес к сокровенным глубинам челове­ческой души, смелость художественных исканий. В этом русле и разви­вается творчество Шукшина, полные веры в неисчерпаемые возможности человеческой личности. В великом современном споре о человеке он всегда на стороне оптимизма, но и не благостен, - он беспощаден ко всему злому, темному, что пятнает человеческую душу.

    Прямая и беспощадная критика некоторых явлений, встречающихся в нравственной сфере нашего общества, нужна, необходима. Выступая против карьеризма и корыстолюбия, против хамства и невежества, Шук­шин не только бичует их носителей, но и предостерегает. Он хочет уберечь нас от ошибок и поступков, духовно укрепить нас читателей.

    Шукшин никогда не контролирует своих героем. Он умеет обнару­жить в обыденном характере прорастающее в нем типизирующее начало. Его правда не бывает книжной, она выстрадала, она возникла как итог его жизни.

    Исследуя как художник новые социальные явления, Шукшин протап­тывал свою тропу в искусстве и обращался к неизведанным пластам жизни. Это - обычная жизнь обыкновенных людей. Социальные конфликты занимают Шукшина прежде всего с их нравственной стороны. Художник с глубоким интересом вглядывается в индивидуальную психологию героя.

    Одна из главных его тем - тема подлинных и мнимых нравственных ценностей, тема правды и фальши в человеческих отношениях. Для его творчества характерна постановка сложных этических проблем. Что же такое счастье и как же оно достигается? Что дает человеку честный труд? Какова же та жизненная позиция, то миропонимание, тот кодекс нравственности, что помогает достигнуть высокого удовлетворения и подлинного счастья?
    3) Его рассказы:

    а) "Думы" и "Дядя Ермолай".

    Основой нравственности для Шукшина всегда был труд, труд - на пользу обществу, труд - удовлетворение и радость.Для него это было то миропонимание, которое складывалось в ранние детские годы. Всю свою жизнь писатель был великим тружеником и умел ценить в людях приверженность к труду. Поэтому и хочется остановить внимание чита­теля прежде всего на рассказах, в которых созданы образы трудолюбов.

    В рассказе "Думы" (1967) это старый крестьянин, председатель колхоза Матвей Рязанцев.

    В воспоминаниях Матвея проходит вся его жизнь неотделимая от жизни общества. Всю жизнь Матвей делал то, что надо было делать. Вступив в колхоз и выстрадал многие перемены в деревне. Началась война - пошел воевать. Перенес тяжелое ранение, а когда вернулся после госпиталя домой - избрали председателем колхоза.

    Напряженно-кризисное состояние героя рождается в момент высшей гармонии - слияния с природой. Писатель акцентирует внимание чело­века на моментах, когда душу человека озаряют добрые и светлые чувства.

    Поиски ответов на вечные вопросы о смысле жизни и преемствен­ности поколений требуют от писателя анализа чувств. Любовь, дружба, сыновние и отцовские чувства, материнство в беспредельности мате­ринства и доброты - через них познается человек, а через него - время и сущность бытия. Пути постижения писателем ведут его к поз­нанию глубин души человеческой. А в этом - ключ к решению древних и новых загадок жизни.

    Раздумья Матвея Рязанцева оптимистичны, пронизаны пониманием собственного жизненного предназначения. Рассказ "Думы" философски насыщен, здесь философия становится чувством или чувство философией.

    Рассказ "Дядя Ермолай" написан в 1917году. Рассказчик вспоминал о честном и работящем Ермолае и о его ненависти ко всем видам ижди­венчиства, захребетничества, корыстолюбия. Он в стремлении передать душевную красоту хлебороба.

    Мать писателя, Мария Сергеевна, так говорила об этом рассказе: "знать надо деревню и людей, чтобы правда правдой стала. У Васи все получалось, потому что с измальства труд крестьянский узнал".

    В рассказах "Дядя Ермолай" и "Думы" созданы типичные народные характеры, передана психологическая атмосфера современной деревни, когда сельских тружеников так же , как и всех советских людей, вол­нуют проблемы и противоречия века.
    б) "Микроскоп", "Забуксовал" и "Космос, нервная система и шмат сала".

    Деревня тянется к духовным ценностям. Приобщение к культуре происходит порой причудливым путем, рождая парадоксы. Эти парадоксы привлекают внимание Шукшина, и из под его пера выходят такие расс­казы, где герой изображает вечный двигатель или на свои трудовые рубли, что ждут в семье, покупает микроскоп, с помощью которого стремится прикоснутся к тайнам природы. Рассказ "Микроскоп" прони­зан юмором, но в глубине его образной системы - глубокая мысль о духовности, без которой нет подлинного человека, и о разрушающей душу меркантильности, о "вещной болезни", ставшей столь распростра­ненной в наше время.

    Шукшин радуется, когда трудовой человек вырывается из каждод­невного круговорота ради познания, изобретательства, раздумья.

    Можно зло посмеяться над героем рассказа "Забуксовал", который вдруг задумался над тем, что чудесные строки Гоголя о Руси-тройке возникли в связи с тройкой, на которой ехал пройдоха Чичиков. Но стоит ли смеятся?

    Прекрасный образ восьмиклассника Юрки создал Шукшин в рассказе "Космос, нервная система и шмат сала" (1966). Живет мальчик на квартире старого одинокого пенсионера Наума Евстигнеича. Юрка из соседней деревни, где нет десятилетки. Мать бьется из последних сил, хочет, чтобы Юрка окончил десятилетку, а паренек, больше того, мечтает потом поступить в медицинский институт.

    Юрке не хватает до конца месяца продуктов, полученных от мате­ри, и он ест хлеб всухомятку. Старик дает ему порой в долг пшена на кашу. Наум Евстигнеич скряга отменный. Живет он зажиточно, в кла­довке чего только у него нет. Старик удивляется: зачем учиться еще 8лет, - что бы стать хирургом и получать маленькую зарплату. Он со­ветует Юрке учиться на шофера. Наум ругает учение и все дары циви­лизации. И идет у него вечный спор с его пятнадцатилетним жильцом. Юрка жадно впитывает знания. У него ясное представление о будущем. В буседах школьника Юрки и деда Наума сталкиваются две жизненные позиции, два взгляда на мир. Юрка живет трудно голодновато, но мир открыт перед ним, и в будущее он смотрит с великой верой. Дед Наум зажиточен, но скуповат. Дети ушли от него. Он озлоблен, груб, язви­телен. Но даже в его заскорузлой душе Юрка пробуждает интерес к большому миру. В нем просыпается что-то доброе.
    в) "Осенью".

    В рассказах Шукшина - сложная картина жизни, - за простыми реа­лиями существования открывается второй план, углубляющий понимание философии того или иного произведения.

    Таков и рассказ "Осенью" (1973). Это один из лучших рассказов Шукшина, несущий в себе глубокое гуманистическое содержание, отли­чающийся тонкостью психологического письма, грустно-лирической ин­тонацией.

    Скрестились судьбы трех людей. Филипп Тюрин в юности полюбил красавицу Марью Ермилову, и Марья тоже его любила, - и дело шло к свадьбе. Убеждения Филиппа не позволяли ему венчаться в церкви, а Марья, под влиянием родителей и деревенских обычаев того времени, заупрямилась: венчаться, и все. Так и расстались. С годами боль не ушла... Уже была семья, детишки. А болело и болело по Марье сердце. Жена поняла причину постоянной печали и замкнутости Филиппа и воз­неновидела его. Доходили до Филиппа слухи, что и в семье Марьи нет лада, что и Марья тоскует. Прошли годы. И вот на пароме встречает Филипп похоронную процессию и узнает, что везут хоронить Марью. И захотел Филипп в последний раз взглянуть на любимое лицо, да и то муж Марьи - Павел прогнал его.

    И завершается рассказ печальными мыслями Филиппа о том, что нельзя воротить прошлое и прожить жизнь по другому. Судьба всех троих исковеркана покорностью Марьи старым обычаям, юношеским мак­симализмом Филиппа, отстаивавшего новые формы жизни и не сумевшего убедить любимую, бравадой Павла, отбившего красивую девушку. Вот так и оказалось - все трое лишили себя счастья.

    Читатель этого рассказа не может не почувствовать потрясения человеческими судьбами, не может не поверить в то, что счастье дос­тижимо, но надо уметь постоят за него, оно редко приходит без зова.
    г) И многие другие рассказы.

    Шукшин хотел видеть человека прекрасным во всех его проявлениях

    - в труде, в высоте духовных и нравственных запросив, в любви к женщине и уважении к старикам, в добром внимании к окружающим лю­дям, в сопричастности к большому миру. И все свое хотение он выра­жал в своих рассказах, и именно потому его рассказы глубоко нравс­твенны.

    В своих рассказах автор с большим искусством воспроизводит в драме характеров и в комедии нравов исторические черты и детали, например в рассказах "Мужик Дерябин", "Непротивленец Макар Жереб­цов", "Привет Сивому!", "Мой зять украл машину дров!", "Бессовест­ные". Аналитическая мысль писателя, выделяя те или иные социаль­но-психологические признаки и качества характеров, проницательно распознает в обыкновенной жизни важное и сокровенное. Рассказа соз­даются в результате глубоких размышлений автора над конкретными вопросами бытия народа.

    "Сураз", "Раскас", "Беспалый", "Страдания молодого Ваганова" - рассказы, казалось бы, тематически близкие, убеждают нас в неповто­римости, самоценности каждого случая и его финала. Даже курьезная история неожиданно заставляет угадывать скрытую за нею значимость случая, вызывая сочувствие герою. Поступки героев порой неожиданны, часто непредсказуемы, они заставляют нас не только удивляться чело­веческим характерам, но и относиться к личности с уважением, счи­таться с нею.

    Смерть наведывается к героям Шукшина,и, кажется, в ней нет ни­чего загадочного, хотя переход от неистовой "циганочки" к вечному покою трагически противоестественен. Смерть - разрушение жизни, не­поправимое несчастье ("Горе", "Как помирал старик", "Сураз", "За­летный", "Охота жить", "Осенью", "Солнце, старик и девушка", "Жил человек", "Заревой дождь"). Умудренно-спокойное принятие смерти как неизбежности, завершающий путь человека, народно в своей основе.

    Ситуации рассказов менее всего поддаются "разъяснению", они требуют объемного восприятия: в шуме голосов, в цвете, в резкой смене сценических планов с неожиданным финалом. Внутреннее напряже­ние, достигнув предельно высокой точки, может разрешится драмати­чески или комедийно. Таковы ситуации рассказов "Страдания молодого Ваганова", "Версия", "Хахаль", "Вянет пропадает", "Бессовестные" и д.р.

    "Сатира Шукшина глубоко реалистична, ей свойственны аналитич­ность, динамизм, конкретность. Однако специфические черты сатиры меньше всего выражены во внешним рисунке характеров. Их нужно ис­кать в природе внутренних изменений, в сути динамики, завершающейся к удивительным метаморфозам персонажей." Созданные Шукшиным типы осознаются нами как сатирические лишь в ходе действия или в финале. Таковы, например, характеры Князева, Капустина, Шурыгина, логика развития которых заключается в саморазоблачении, обнаружения собс­твенной несостоятельности, своей отрицательной сущности - в самооп­равержении.

    4) Заключение.

    Шукшинское слово, богатое интонационно, воспринимается нами как бы озвученным, оно воспроизводит смену психологических состояний действующих лиц, пластично очерчивая облик, духовный строй персоо­нажей.

    В своих художественных исканиях Шукшин преобразовывал жанры, открывая их новые возможности и резервы. Однако новаторство Шукшина традиционно. Шукшин, изображая, поэтизируя сокровенное в реальной жизни, ориентировался на народное мироощущение, юмор, речь, опирал­ся на традиции классики.

    Творчество В.Шукшина я попыталась представить в свободном, ес­тейственном движении: в цельности и единстве проблематики, жанров, стилевой специфики. Цельность творчества Шукшина обусловлена нравс­твенно-эстетической позицией художника, которая с развитием его ис­кусства становилась все более четкой, определенной, воинствующей по отношению ко всему недоброму, отрицательному, в их разных качествах и обличиях.

    Иные циклы рассказов представляют своего рода витки усложняюще­гося содержания, которое поднимает нас на новую ступень знания жиз­ненных явлений и характеров, требующих от автора и читателя более совершенных качеств исследования и анализа. Тогда, на высшей ступе­ни, наблюдается переход к сатире, цель которой не сводится, однако, к простому осмеянию. Это - сатира высокая, гражданственная, по сути своей трагедийная.

    Искусство психологического портрета, речевое многообразие, ми­ровосприятие, умудренное знание жизни, гуманизм, чувство ответс­твенности - это и многое другое роднит творчество Шукшина с читате­лем.
    Используемая литература:

    1) Апухтина В.А. Проза В.Шукшина. - М.,1981г.

    2) Карпова В. Талантливая жизнь. - М., 1986г.

    3) Русская литература XX века \ Христоматия для 11класса. - М., 1993г., II часть.

    4) Шукшин В. Нравственность есть Правда.


    написать администратору сайта