Философские проблемы бытия и материи категория бытия в философии. Проявление форм бытия
Скачать 337.35 Kb.
|
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ И МАТЕРИИ 1. Категория бытия в философии. Проявление форм бытия. 2. Философские и естественно-научные представления о материи 3. Движение как атрибут материи. Основные формы и их специфика. 4. Пространство и время как формы существования материи 5. Идея единства мира. В чем смысл проблемы бытия? Почему она, начиная с древности и до наших дней – обсуждается в философии? Проблема бытия – исходная философская проблема. Можно сказать, что с неё начинается философия и её решения определяет весь ход размышлений над последующими философскими проблемами. Решением проблем бытия занимается специальная часть философии, которая называется – онтологией. В обыденном языке термины «быть», «существовать», «наличествовать» синонимы. В философии «быть» имеет особый смысл как (истинно сущее), единое, обеспечивающее миру и человеку устойчивое существование. В философии со времен античности различают бытие и сущее. Сущее – совокупность окружающих вещей. В многообразии вещей можно обнаружить то, что является общим для них всех. Такой общий признак всего сущего в том, что оно вообще существует. Это и выражено в понятии бытия. Бытие – это чистое существование, не имеющее причины, оно – причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое. Бытие – это не только окружающий нас материальный мир, или Бог или мировой разум. Все это проявление бытия. Проблема бытия введена в философию Парменидом. Абсолютная мысль, которая обеспечивает миру стабильность и надежность. Выделяются следующие различающиеся, но взаимосвязанные формы бытия: 1) бытие материальное: Это бытие вещей (предметов, процессов, которое в свою очередь делится на: бытие вещей, процессов, состояние природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком; 2) бытие духовного (идеального): (индивидуализированного духовного и объективизированного духовного); 2 3) бытие социального (бытие отдельного человека в обществе и бытие общества). Бытие – есть единство субъективной и объективной реальности. Действительность (реальность) – вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем. Объективная реальность – существование каких-либо предметов, явлений, независимо от сознания человека. Субъективная реальность – сознание и все те процессы и события, которые в нём происходят. Обе эти реальности взаимосвязаны. Связующим звеном является человек, как существо, принадлежащее и объективному (в силу своей телесности) и субъективности. Человек – центр бытия, а его судьба – ядро философской проблемы бытия. Бытие и небытие Небытие – состояние, единое с бытием (реальное) и противоположное. Предметы, явления, окружающего мира могут находиться как в бытии, так и в небытии. Например: ещё не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы, а также люди, вещи, государства, которые раннее были, а потом не стало их (т.е. находятся в небытии). Мышление античного мира трактовало небытие как отсутствие бытия. В древнекитайской культурной традиции доминирует иное понимание – небытие источник и полнота бытия. В этой системе мышления мир предстает как постоянный круговорот превращения бытия в небытие. Небытие выступает как отсутствие вещей и форм, но в нем как бы скрыто все возможное богатство мира, все нерожденное, неставшее и неоформленное. Особый смысл обретает и категория пустоты, которая выступает в качестве выражения небытия. Если в античном мире категория пустоты означала отсутствие вещей, то в восточных культурах она осмысливается как начало вещей, определяющая их природу. Пустота представляет собой отсутствие всяких форм. Но одновременно выступает как условие формы вещей. В одной из тибетской школ буддизма высшей, абсолютной реальностью принимается пустота – шунья. Согласно древнекитайской духовной традиции именно пустота, содержащая в вещи между её частями, определяет полезность вещи и её применимость. Колесо создается благодаря особому соединению спиц, но применение колеса зависит от пустоты между ними; сосуды создаются из 3 глины, но «употребление сосудов зависит от пустоты в них», «пробивают окна и двери, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нём». (Древнекитайская философия. М., 1972. Т. 1, с. 118). В древневосточной философии идея выражается не столько в понятийной, сколько в художественно-образной форме, и образ выступает как главный способ постижения истины бытия. Решение проблемы бытия в истории философии Проблема бытия введена в философию Парменидом (V-IV вв. до н.э.). Люди стали терять веру в традиционных богов Олимпа, вследствие чего рушились основы и нормы социальной жизни. Философия (Парменид) оповещает об открытии Абсолютной Мысли, что обеспечивает миру стабильность и надежность. Люди обрели уверенность, что все необходимо подчиняется порядку. Бытие у Парменида – абсолютная мысль (а не субъективная мысль человека). Логос – Космический Разум. Человеческий ум способен познавать в той мере, в какой он сумеет вступить в непосредственный контакт с Разумом, который и есть бытие. …Не человек открывает истину, а наоборот, истина открывается ему через контакт с бытием. Бытие едино и неизменно, в нем заключена вся полнота совершенств, среди которых главные Истина, Добро, Благо. Бытие не возникает и не уничтожается. Оно, по мысли античного философа не выступает творцом мира, потому что мир существовал всегда. Бытие по Пармениду устойчиво, вечно, неподвижно. Его современник Гераклит понимал бытие как вечно изменяющееся, движущееся, развивающееся. Платон возражал ему, считая, что такими свойствами обладает мир вещей, который нельзя называть бытием. Киники: подлинным бытием обладает только чувственно-воспринимаемый мир. В Европе вплоть до ХVII в. господствовало Парменидское понимания бытия. В средневековой христианской философии истинное бытие есть Бог, который творит Своей волей и Своей премудростью. Он творец – творение свободный акт Бога. Человек создан «по образу и подобию Божию», истинная свобода его состоит в отказе от своей собственной воли, от видимости индивидуальной свободы. В Философии Возрождения бытие относится, прежде всего, с бытием материальной природы. Появляются первые пантеистические интерпретации бытия как тождественного природе и Богу. 4 В Философии Нового времени Бытие впервые отождествляется с субстанцией. Спиноза в своей онтологии отождествил Бога, природу и субстанцию. В Новое время у Декарта критерием Бытия выступает мышление. Мысль становится единственным гарантом бытия, а бытие – точкой зрения человека. В Философии Просвещения бытие отождествляется с материей, которая принимает форму вещества. Сохраняется представление о бытии как субстанции, но все свойства субстанции приписываются вещественной материи. Вещество же подчиняется законам механики. Разрыв человеческой и природной сторон бытия является характерным признаком философской мысли ХVII-XVIII вв. В это время размышляют преимущественно об объективном природном бытии, упуская из виду бытие человека. Реабилитация человеческого бытия начинается уже в рамках немецкой классической философии. И.Кант ставит бытие в зависимость от познавательных способностей человека. Субъект устанавливает законы мира, с помощью своих способностей, упорядочивая хаос реальности. По мнению Канта, вопросы о бытии самом по себе не имеют смысла, его следует рассматривать только по отношению к субъекту. Поэтому не онтология, а антропология является ведущей частью философского знания. Гегель считает бытие необходимым этапом развития мышления, первоосновой мира он называет абсолютную идею. Марксистская философия отождествляет бытие с материей, понимаемой как объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания. Сознание, с одной стороны, атрибут материи, а с другой – противопоставляется ей как субъективная реальность. Бытие – это то, что видимо, воспринимаемо, если не в данный момент, то в принципе. В конце ХIХ – нач. ХХ вв. радикально меняется классическое представление о бытии. Теперь бытие отождествляется не с разумом или природой, а с бесконечно изменчивой иррациональной жизнью. Такую трактовку бытия предложили представители философии жизни: (Ницше, Бергсон, Дильтей, Шпенглер). Постичь жизнь можно с помощью интуиции или инстинкта, но никак с помощью разума. Логическим продолжением философии жизни стал в сер. ХХ в. экзистенциализм. Вопрос о бытии с т.зр. экзистенциализма – это вопрос о смысле, которым задается человек, сталкиваясь с абсурдностью и неразумностью жизни. Подлинностью обладает не любое, а только осознанное бытие. 5 Проблема бытия занимает важное место в философии – феноменологии Э.Гуссерля. Подлинное бытие – это бытие объективно- идеальных смыслов, очищенных от всякого эмпирического и психологического содержания. Философия постмодерна, сформировавшаяся в последние десятилетия ХХ в., отрицает идею единого бытия (как софисты, киники). Внедрение идеи абсолютного бытия в сознание человека полагают её представители привело к тому, что у реального мира были отняты смысл и ценность, а у самого человека – свобода. В целом современная философия отказывается от проблематики бытия без человека, вне человека. Речь идет об объединении в единое целое онтологии и антропологии. 2. Понятие материи. Философские и естественно-научные представления о материи. В философии базовым и предельно широким понятием для обозначения материального бытия является понятие материи. Представление о материи сложилось ещё в др.философии и менялись в последующие эпохи. В античности сложились натурфилософские представления о материи. Это отразилось в учениях древнегреческих философов о естественных первоначалах, из которых формируется все многообразие мира. В эпоху Возрождения и Нового времени господствующими были представления об одухотворенности материи (пантеизм). Понимание материи как вещества характерно для эпохи Просвещения. С т.зр. объективно-идеалистической философии материя существует, но рассматривается как порождение абсолютного духа. (Гегель). Субъективно- идеалистическая философия отрицает существование материи как самостоятельной реальности. Считается, что это продукт сознания. (Беркли). Сторонники позитивизма полагают, что понятие материи ложно, поскольку его нельзя доказать и изучить при помощи опыта. В диалектическом материализме материя понимается как объективная реальность. Классическим в материалистической философии является определение материи, данное В.И.Лениным: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Материя – предельно широкая категория и может быть определена через соотношение с другой, предельно общей категорией. Противоположностью материи – объективной реальности является сознание, 6 реальность субъективная. Нельзя материю сводить к веществу. Материя может существовать в формах, которые пока известны науке и философии. В ХХ веке наука показала, что имеются такие материальные объекты, которые не являются веществом (электромагнитные поля), что возможен взаимопереход между веществом и энергией, светом. В связи с этим некоторые ученые провозгласили, что материя исчезла. Эволюция естественно-научных представлений о материи Естественно-научные представления о материи следует отличить от философского определения. Философское понятие характеризует любые её формы, независимо от того познаны они сейчас или будут познаны в будущем. А естественно-научные представления о структуре материи – относительны, изменчивы по мере развития науки. Они базируются на следующих положениях: каждое материальное образование – единство вещества и поля. Вещество обладает массой покоя, механической массой – относительно непроницаемо, скорость движения частиц вещества меньше скорости света. Поле не имеет массы покоя, легко проницаемо, обладает волновой природой, обладает скоростью света, слабая концентрация массы и энергии. Вещество и поле могут взаимно превращаться друг в друга. В результате столкновения электрона и позитрона, обладающих вещественными свойствами частиц, образуются два фотона (кванта света), т.е. вещественная форма материи превращается в поле. Вещество как одно из важных видов материи состоит из молекул и может находиться в 5 различных состояниях: твердом, жидком, газообразном, плазменном и нейтронном. Плазма – такое состояние вещества, когда в его атомах в результате нагревания до миллионов градусов деформируется электронная оболочка. Нейтронное состояние вещества предполагает его уплотнение, когда структура атома нарушается. Молекулы – атомы – ядро и вращающиеся электроны, нуклоны (протоны) и нейтроны. Все элементарные частицы обладают корпускулярно-волновыми свойствами – состоят из кварков и глюонов. Каждой элементарной частице соответствует античастица: электрону – позитроны, нейтрону – антинейтрон. Известно более 300 элементарных частиц, более 107 химических веществ. Из химических элементов состоят все вещества живой и неживой природы. 7 В качестве структурных элементов материи выделяют неживую природу, органический мир и социум. А они имеют соответствующие уровни организации. Уровни неживой природы: - субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны); - микроэлементарный (андроны, состоящие из кварков, электроны) Конкретные картины мироздания могут меняться, неизменно признание принципа материального единства мира. Уровни организации живой материи. 1. Молекулярный. Любая живая система …осуществляется на уровне взаимодействия биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов. С этого уровня начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности организма: обмен веществ и превращение энергии, передача наглядной информации и др. 2. Клеточный. Клетка – структурная и функциональная единица, а также единица размножения и развития всех живых организмов обитающих на Земле. Неклеточных форм жизни нет. 3. Тканевый. Ткань представляет собой совокупность сходных по строению клеток и межклеточного вещества, объединенных выполнением общей функции. 4. Органный. У большинства животных орган – строении функций, объединение нескольких типов тканей. Например, кожа человека как орган включает эпителий и соединительную ткань, которые вместе выполняют целый ряд функций. 5. Организменный. Организм представляет собой целостную одноклеточную или многоклеточную живую систему, способную к самостоятельному существованию. Многоклеточный организм образован совокупностью тканей и органов, специализированный на выполнении различных функций. 6. Популяционно-видовой. Совокупность организмов одного и того же вида, объединенная общим местом обитания, создает популяцию – систему надорганизменного порядка. В этой системе осуществляется простейшие, элементарные эволюционные преобразования. 7. Биогеоценотический. Биогеоценоз – совокупность организмов разных видов и различной сложности организации со всеми факторами конкретной среды их обитания – компонентами атмосферы, гидросферы и 8 метосферы. Он включает: неорганические и органические вещества, организмы. 8. Биосферный. Биосфера – самый высокий уровень организации жизни на нашей планете. В ней выделяют живое вещество – совокупность всех живых организмов, неживое вещество. Уровни социума - индивид; - семья; - группа; - коллективы; - классы, страты; - этносы; - расы; - союзы государств; - человечество. Характерные черты материи: движение, размещенность в пространстве и времени, способность к самоорганизации, структурность. 3. Движение как атрибут материи. Основные формы и их специфика. Произошла смена образа стационарной (т.е. не изменяющейся в своих основных характеристиках) Вселенной А.Эйнштейна, образом нестационарной «Вселенной Фридмана». Трансформация образа мира произошла из-за открытия Фридманом того, что Вселенная не может быть низменной, поскольку из-за сил гравитации обязательно должна переживать существенные перемены. В зависимости от плотности вещества в Метагалактике она может расширяться, сжиматься или даже сменять расширение на сжатие. После открытия «разбегания» галактик Э. Хабблом стало понятно, что Метагалактика пребывает в состоянии расширения. Физическая проработка этого процесса Т. Гановым его последователями, как известно, привела к созданию теории «Большого взрыва», вводящей для Вселенной начальную точку её истории и описывающей её последующие преобразования. В ХIХ в. научный взгляд констатировал: Вселенная действительно направленно изменяется, но по нисходящему сценарию, т.е. к своей «тепловой смерти». Как известно, основанием для подобного заключения стало второе начало термодинамики, подчеркивающее неизбежность постоянного рассеивания энергии в замкнутых физических системах, с неизменным ростом со временем общей энтропии. Однако, оказалось, что вывод не корректен, т.к. концепция тепловой смерти Вселенной не 9 учитывала действия сил тяготения, вынуждающих массы однородного вещества фрагментироваться, так что полная однородность вещества становится недостижимой. С позиции теории Большого Взрыва вселенная конечна и во времени и в пространстве. Но в сравнении с возможностями человека масштабы её столь велики, что допущение о бесконечности всё равно будет оправданным. Примерно 14 млрд.лет назад не было ни времени, ни пространства, ни материи. Всё появилось в момент взрыва бесконечно плотной точки радиусом 10 33 см, обладавшей гигантской тепловой энергией (так называемое состояние сингулярности). В течение одной триллионной доли секунды вселенная расширилась до гигантских размеров. В «младенческий» период своего развития она представляла собой однородную изотропную среду с необычайно высокой плотностью энергии, температурой и давлением. Её становление происходило в результате расширения и охлаждения, в ней осуществлялись фазовые переходы, аналогичные конденсации жидкости из газа, но только применительно к элементарным частицам. Первыми возникли протоны и нейтроны, затем – элементарные частицы, которые стали взаимодействовать друг с другом, и этот процесс, в конце концов, привел к образованию вселенной в её нынешнем виде. В 2006 г. на основе результатов картографирования колебаний температуры космического излучения, астрофизиками был сделан вывод «о малых размерах нашей вселенной и о том, что пространство в ней замкнуто само на себя». Компьютерное моделирование показало, что «вселенная представляет собой набор бесконечно повторяющихся додекаэдров – правильных многогранников, поверхность которых образована 12 правильными пятиугольниками». Вселенная оказалась весьма похожа на футбольный мяч. 1 Древнегреческие «Семь мудрецов» понимание движения как возникновение, становление и уничтожение всего сущего. Оно считалось вечным и выступало причиной всех изменений. Т.о. было замечено, что многообразие материальных форм – результат активности самой материи. Почему материя активна? Обобщенно можно представить три основных подхода: а) Бог сотворил материю и наделил её активностью; б) материя вечна, не сотворена, но инертна и бездейственна. Бог внес в неё активность извне; 1 См. Ас….ченская А. Снять затмение // Профиль, 2006, № 24, с. 98. 10 в) материя вечна и активна по своей сущности. Но что такое активность? Как её объяснить, если не обращаться к вмешательству Бога? Некоторые мыслители отождествляли активность материи с её одушевленностью. (Стоики считали, что у материи есть особая тонкая телесная душа). Гилозоисты утверждали, что частицы материи наделены жизнью и даже некоторого рода мыслью. Например, Д.Бруно признавал существование мировой души, которая составляет движущим началом Вселенной и находится во всех без исключения вещах. Материалистическая философия не признает наличия души в материи. Материалистическая активность объясняет взаимодействием вещества и полей (электрических, магнитных, гравитационных). Гилозоизм – учение о единой одушевленности живой и неживой природы. Любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, происходящие в процессе этих взаимодействий, обозначаются в философии понятием «движение». Движение – это изменение вообще. С т.зр. обыденного сознания движение – это пространственное перемещение тел. В философии такое движение называется механическим и относится к самой простой форме. Преимущественное развитие механики в ХVII-XVIII в. привело к тому, что движение стали рассматривать в весьма узком смысле как механическое движение, т.е. как простое пространственное перемещение. Фактически: отождествлялось движение как таковое с одним его специфическим видом – перемещением. Движение рассматривалось не как атрибут (всеобщее, неотъемлемое, универсальное свойство), а как модус (частное свойство, которое может быть, а может и нет). Формы движения материи зависят от характера материальных систем на различных уровнях её организации. В своё время Ф.Энгельс, опираясь на достижения современной ему науки, выделил пять основных форм движения материи: а) механическое, которое характеризует перемещение в пространстве макроскопических тел; б) физическое – как движение и взаимодействие элементарных физических частиц и полей; в) химическое – процессы химических взаимодействий, происходящих на уровне молекул; 11 г) биологическая форма движения характеризует процессы обмена веществ между живыми организмами и внешней средой, внутренние процессы движения белковых тел; д) социальное – как наиболее сложная форма движения материи, характеризующая изменение социальных систем, в которых вступает в действие качественно новый фактор – человек, обладающий сознанием, мышление и способный к созидательной и преобразовательной (разрушительной деятельности). Тот же Энгельс утверждал, что «движение в общем смысле, как атрибут материи, способ её существования обнимает собой всё происходящее». Кроме перечисленных в современной науке выделяют ещё ряд форм такие как: - электромагнетическая форма движения (как взаимодействие заряженных частиц); - гравитационная форма движения; - сильное (ядерное) взаимодействие); - слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона); - геологическая форма (изменения в геосистеме); - космогоническая (эволюция отдельных небесных тел и систем, эволюция Вселенной); - информационная – кибернетическая). Выводы: а) каждая форма движения качественно специфична, но все они неразрывно взаимосвязаны. Одна из форм при соответствующих условиях может превратиться в другую. Основой их единства и взаимной связи является материальное единство мира; б) простые формы движения являются фундаментом более высоких форм. Нельзя, например, понять сущность жизни, не отыскав её физико- химические основы; в) высшие формы движения материи включают в себя «в снятом», преобразованном виде низшие формы. Последние являются побочными, подчиненными высшей форме, которая обладает особыми закономерностями; г) недопустимо сводить высшие формы движения к несущим. Такое сведение называется «механицизмом», сторонники которого стремились объяснить все природные и социальные явления исключительно законами классической механики. 12 Движение – способ существования материи: движение универсально, несотворимо и неуничтожимо. Оно характеризуется единством изменчивости и стабильности, т.е. движения и покоя. Формы движения переходят друг в друга, но никогда движение не сменяется абсолютным покоем. Любой покой – это тоже движение, но такое, при котором не нарушается качественная специфика предмета, его пространственное расположение и форма. Например, известно, что внутри вещей происходит движение элементарных частиц, но при этом не изменяется ни их внешний вид, ни местоположение. Мы воспринимаем их как находящееся в покое, хотя на самом деле здесь присутствует особое состояние движения. Значение движения как для Универсума в целом, так и для социума и человека трудно переоценить. Ещё Аристотель замечал «жизнь состоит в движении». Без ежедневного движения нельзя оставаться здоровым, поскольку все жизненные процессы для своего нормального отправления требуют движения как органов, где они совершаются, так и всего тела. Внутри организма везде господствует непрерывное движение. Например, непрерывно бьется сердце со своей сложной двойной систолой и дистолой, прогоняя 28-ми своими сокращениями всю массу крови через большой и малый круги кровообращения. Также без остановки действуют легкие, подобно паровой машине (Шопенгауэр), а кишки все время извиваются в движении перистальтики. Кроме того, во всех железах постоянно идет всасывание и отделение; даже в мозгу совершается двойное движение при каждом ударе пульса и каждом вдохе. «Когда же при этом, - пишет А.Шопенгауэр, - совершенно отсутствует внешнее движение, как это мы видим у огромного числа людей, ведущих сидячий образ жизни, то возникает резкое и пагубное несоответствие между внешним покоем и внутренней суматохой». (Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. / Общ.ред., сост., вступ. ст. А.А. Гусейнова и А.П. Скрипкина. – М., Республика, 1992, с. 27). Но не только наша физическая жизнь заключается в неп……… движении и им обусловлена, но и для духовной жизни требуется постоянная работа, какое-нибудь занятие в виде действия или мыслей. Представления о движении в философии сложились ещё в античности. Древнегреческие «семь мудрецов» понимали движение как возникновение, уничтожение и становление всего сущего. Оно полагалось вечным и выступало причиной всех изменений (Гераклит, Анаксимен). При этом моменты устойчивости в движении отходили на второй план. Элеаты (Ксенофан, Зенон, Парменид) абсолютизировали эти моменты и приходили к 13 выводу, что движение не существует. Эмпедокл попытался как бы объединить обе позиции, рассматривая изменчивость и устойчивость как две стороны общего процесса движения. Как бы итог данным спорам подвел Аристотель, который утверждал, что «жизнь состоит в движении». Он дает классификацию видов изменения, среди которых выделяются возникновение, уничтожение и собственно движение. Оно понимается как осуществление сущего в возможность, переход его в действительность. Движение вечно, т.к. оно осуществляется в вечном времени. Движение реализуется внутри одной сущности и внутри одной формы в трех отношениях – качества, количества и места. Количественное движение – это рост и убыль. Движение относительно места – это перемещение, т.е. механическое движение, качественное движение – это качественное изменение. Всякое движение осуществляется во времени. Причем, если движение в пространстве и во времени изучает физика, то качественные изменения – предмет метафизика. 4. Пространство и время как формы существования материи На чувственно-созерцательном уровне человек воспринимает мир в целом. Материя, движение, пространство и время неотделимы друг от друга. Нет ни чистого пространства, ни времени, как и материальных тел вне пространства и времени. На вопрос что же такое пространство и время философия на протяжении 2-х тыс. лет ищет ответа. Издавна сложились две тенденции по вопросу о сущности пространства и 1. Субстанциональная (Демокрит – пространство, Платон – время) времени 2. Реляционная (отношение –Аристотель) Первые трактовали пространство и время как самостоятельные (субстанциональные) сущности, независимые ни от материи, ни друг от друга. Демокрит: реально существует пустота как вместилище атомов. Пространство – пустое вместилище совокупности атомов. Оно объективно, однородно, бесконечно. Время – это чистая деятельность, равномерно текущая от прошлого к будущему. Время – вместилище событий и отождествимо с вечностью. Аристотель отрицал существование пустоты как таковой. Пространство – это система естественных мест, занимаемых материальными телами. 14 Более 20 веков просуществовала субстанциональная концепция. В классической механике пространство и время – объективные данные, которые всё в себя вмещают и ни от чего не зависят. По Ньютону пространство – неподвижное, непрерывное, однородное, трехмерное вместилище материи (в сущности как и у Демократа). Он также говорил об абсолютном времени, которое «само по себе и по своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью». Представления, аналогичные взглядам Аристотеля о пространстве и времени развивались в Новое время Лейбницем и Декартом. Они считали, что ни однородной пустоты, ни чистой длительности как самостоятельных и независимых начал бытия не существует. Пространство – порядок взаиморасположения тел; Время – порядок последовательности сменяющих друг друга событий Протяженность объектов и длительность процессов – не первичные свойства, они обусловлены силами притяжения и отталкивания, внутренними и внешними взаимодействиями. Исторически так сложилось, что на протяжении ХVIII-XIX вв. ведущей была субстанциональная концепция. В макромире не наблюдается прямой связи и зависимости между пространством, временем и движением предметом. Объект может быть удален из определенного места, но от этого ни пространство, ни время не изменяется и не исчезнут. И эти представления отвечали условиям, когда естествознание ещё не подошло к изучению микромира. Естественно-научные аргументы, опровергали метафизические представления о природе пространства и времени, стали складываться лишь к концу ХIX в. Возникновение электромагнитной теории – опровергло представление о пустом пространстве. Н.И.Лобачевский высказал предположение о существовании таких свойств пространства и времени, которые не описываются Евклидовой геометрией. А.Эйнштейн (теория относительности) в 1905 г. установил, что геометрические свойства пространства и времени зависят от распределения в них гравитационных масс. Подход, предложенный и развитый в теории относительности отличался от классического. Здесь пространство и время оказались в тесной зависимости от материального движения. Например, в быстродвижущихся физических системах (скорость, близкая к скорости света) время существенно замедляет свой ход, а пространство как бы «сжимается», т.е. сокращает свои линейные характеристики. 15 Ни первый, ни второй не ставили под сомнение объективность существования пространства и времени. Субъективно-идеалистическая линия в философии: пространство и время – способ расположения впечатлений и, следовательно, имеют психологический источник происхождения. Кант: пространство и время – это формы нашей чувственности – формы созерцания. Согласно Дж.Беркли, Э.Маху и их последователям: пространство и время – это формы упорядоченных рядов ощущений. Английский махист Пирсон утверждает, что пространство и время не имеют реального существования, а являются лишь субъективным способом восприятия вещей. С точки зрения естествознания и соответствующих философских теорий, объективная реальность представляет собой нераздельную связь пространства и времени, движения и взаимодействия видов вещества и поля. Пространство и время понимаются как взаимосвязанные формы существования материальных тел. Пространство – такая форма бытия материи, которая выражает её протяженность, структурность, взаимодействие. Время – форма бытия материи, характеризующая длительность существования всех объектов и последующие смены состояний. Трёхмерность пространства является повсеместно эмпирически обнаруживающим себя фактом. Течение времени от прошлого к будущему выступает четвертым измерением пространственно-временного континиума – т.о., для определения того или иного мирового события нужны четыре числа. Основные свойства пространства и времени: - бесконечность и неисчерпаемость, а также трехмерность пространства; - однонаправленность и необратимость времени. Метрические свойства (количественные характеристики) – протяженность и длительность. Протяженность предполагает наличие места и положения. Длительность – продолжительность существования, сохранение существования объекта. Она характеризуется отношениями одновременности (синхрония) или последовательности (диахрония). Топологические свойства (качественные характеристики): например: непрерывность и изотропность (одинаковость протекания процессов в одних и тех же условиях пространства; одномерность и необратимость времени). 16 Биологическое пространство и время. В живой природе существует особое пространство и время, биологическое, которое проявляет себя по- разному на разных уровнях организации живого. Общая особенность биологического пространства, свойственная всем уровням организации живого состоит, прежде всего, в том, что в отличие от пространственного континиума неживой природы, живым организмам свойственна асимметрия «левого» и «правого» в группировке атомов. Известно, что левое полушарие мозга человека отвечает за логическое, вербальное выражение мысли, а правое – образное, интуитивное. Между ними находится мозолистое тело – связка волокон. В нормально работающем мозге мозолистое тело создает возможность синтезировать мыслительные и физические функции, поскольку левая сторона тела, в основном, контролируется правым участком коры головного мозга, а правая сторона – левым.Это обстоятельство обеспечивает возможность организмов активно приспосабливаться к окружающей среде, разнообразить свои функции с целью выживания. Особую специфику имеет и временная структура живых организмов. За время своей эволюции они отработали способность жить, сообразуясь с ритмами и временными изменениями внешнего мира. Время протекания химических, биологических реакций внутри организма соразмеряется с временными факторами внешней среды. Астрономическая шкала времени не может полностью описать события, происходящие в живом организме. Оно имеет свою меру: может убыстряться, замедляться или даже останавливаться, прекращать свой ход, когда в состоянии процесса отсутствуют изменения. Пространство и время в жизни человека Со временем Ньютона и Декарта в науке прочно сформировался взгляд на пространство и время как на чуждые человеку сущности. Они выполняют роль абсолютного вместилища всех тел и процессов. Согласно теории относительности пространство не трехмерно, а время не линейно. И то и другое не являются отдельными самостоятельными сущностями. Они тесно переплетены и образуют пространственно-временной континиум. Поток времени не является равномерным и однородным, он зависит от позиции наблюдателя и его скорости относительно наблюдаемого события. В квантовой физике один и тот же феномен может выступать и как частица, и как волна. Это системная динамика, которая не позволяет говорить о фиксированном месте и пространстве и о массе покоя. В области квантовых взаимодействий не может быть и речи о жесткой причинности. 17 Если говорить о пространстве и времени общественной жизни, то отождествлять их с физическим пространством и календарным временем нельзя. Социальное время непосредственно связано с общественной деятельностью людей. Оно – неотъемлемое свойство социального движения, характеризующее длительность, последовательность этапов материальной и духовной деятельности. Сознательная деятельность человека по целенаправленному преобразованию окружающей среды и самого себя является главным фактором, определяющих ход социального времени. Календарь, основанный на природных процессах – чередовании дня и ночи, смене времен года и т.д. – безучастен к переменам, происходящим в обществе. В исчислении длительности социальных процессов используются такие единицы, как эпоха, эра, сессия, сезон, семестр и т.д. Они не могут точно определены (как календарное время). Ещё древнеримский философ Сенека обратил внимание, что время человека утрачивает количественные характеристики и приобретает качественные. Эти качественные компоненты оказываются уже не безучастными к особенностям происходящего. Они имеют выраженную ценностную значимость для человека. Сенека: «Все заботятся не о том, правильно ли живут, а о том, долго ли проживут; между тем жить правильно – всем доступно, жить долго – почти никому». В том же направлении размышляет и Пл.Старший (I в. н.э.), которому принадлежит известный афоризм: «Не считать надо дни, а взвешивать». Именно значимые для человека и общества характеристики длительности должны и могут стать комплиментами социального времени. Социальное время наиболее полно выражает взаимосвязь общественного и индивидуального, объективного и субъективного. Это хорошо видно на примере восприятия некоторых периодов нашей истории. Участникам событий присуще своё, отличное от восприятий беспристрастного историка, понимание времени. Основные свойства социального времени: «прерывность-непрерывность» (общественное производство – непрерывный процесс). Однако прерывность как изменение качественного состояния имеет место при смысле цивилизаций. Каменный топор, паровой двигатель, компьютер – все они символизируют различные в качественном отношении исторические периоды в жизни общества. Ритм-аритмия. Возникновение и распад государств, войны, революции. 18 В практической жизни согласование во времени имеет большое значение. Действие, которое произведено «вовремя», обычно оценивается как успешное, своевременное. Открытие Колумбом Америки было «своевременным» для разрастающейся Европы. Однако известно, что за 5 веков до этого в Америке побывали викинги, но их действия оказались «преждевременными» по отношению к общей потребности освоения новых земель. Эйген Финк: «Свобода времени теперь означает не «пустоту», а творческое исполнение жизни. Личностному времени присуще свойство ритма. Так, в жизни каждого человека устанавливается определенная последовательность событий: получение образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей и т.д. Такая последовательность выражает ритмическую организацию индивидуальной жизни. Не всякая последовательность носит ритмический характер. Социальное пространство – отношение протяженности и сосуществования, которые возникают в процессе жизнедеятельности человека. Известно, что материя в процессе самодвижения порождает пространственные отношения. Можно сказать, что пространство определяется самим характером движения материи. Это положение подтверждается и в сфере бытия человека. Здесь пространственные связи зависят от характера жизнедеятельности как всего единого социума, так и отдельного человека. Социальное пространство формируется и упорядоченно, прежде всего, посредством проектирования и сооружения материальных объектов. Все многообразные системы расселения людей, включая коммуникации и другие архитектурные объекты, образуют материализованную сторону социального пространства. Архитектор, зодчий, строитель – это центральные фигуры, благодаря которым формируется определенная метрика и геометрика среды жизнедеятельности человека. Можно сказать, что архитектор – выразитель социального бытия через создание материальной пространственной среды. Завоеватели чужих территорий, очевидно, хорошо осознавали взаимосвязь архитектуры и условий жизнедеятельности человека, когда, ставя целью уничтожить народ, сметали с лица земли все поселения и постройки. Так, римлянами был полностью разрушен Карфаген, а его место распахано. Подобным образом был уничтожен Вавилон и многие другие древневосточные города. 19 И, наоборот, в заботе и возрождении национального духа и социальной активности древние в первую очередь стремились к качественному совершенствованию архитектуры – сферы. Армяне, например, после победы над Спартой закладывают Акрополь. Картина мира Перед философией всегда стояла задача на основе всей совокупности научных знаний формировать общее понимание мира. Картина мира – это способ видения мира как целого, включая и человека в нем. Она связана со стремлением иметь синтетическое, целостное представление о мире. Развитие человеческой культуры находит своё выражение, прежде всего, в эволюции картины мира. Различные картины мира, сменявшие друг друга в истории культуры, оказываются определенными этапами развития идеи единства мира и человека. О. Конт – основоположник позитивизма и социологии, высказал идею о трех способах познания мира: религиозный, философский и научный. И соответственно разграничил три способа объяснения мира. Религиозное объяснение основывается на вере, не требующей доказательства, споры на факты и их анализ. Религиозная картина мира удваивает мир: потусторонний и посюсторонний. Религиозное сознание невозможно без культа – обрядов, ритуалов, богослужений, молитв. Центральный пункт любой религиозной картины мира – образ Бога. Он представляет собой высшую власть над земным миром. По-разному рассматривается место человека в религиозных картинах мира. Христианство рассматривает бытие человека как трагическое и разорванное, поскольку не по назначению употребляет он свободу. Для религиозной картины мира характерен креационизм, эсхатилогизм, провиденциализм. Отстаивая религиозные взгляды, богословы активно апеллируют к научным аргументам. Здесь используется антронный принцип, второе начало термодинамики. В христианской теологии развивается генетический эволюционизм: – они соглашаются, что жизнь на Земле появилась около 3 млрд.лет; – признают основные характеристики и закономерности эволюционного процесса (значение мутационной изменчивости, роль естественного отбора, формирование сложных организмов на основе более простых и т.п.); 20 – допускают идею о составляющей эволюции человека от животных, предков в телесном отношении, хотя отстаивают утверждение о сверхъестественном характере его духовной эволюции. ХХ в. стал веком коренной смены системы научного мышления и радикального изменения естественнонаучной картины мира. Вплоть до начала ХIХ в. в науке господствовала возникшая в Новое время ньютоновская картезианская парадигма – система мышления, основанная на идеях И.Ньютона и Р.Декарта. Последнему принадлежала идея принципиальной двойственности реальности: материя и сознание – различные, параллельные друг другу субстанции. Отсюда следовало, что материальный мир можно описать с его специфической позицией, с его субъективностью. Рационально-механистический образ мира сильно потеснил фигуру Бога. В нач. ХХ в. был сделан ряд открытий в корне изменивших видение мира современным естествознанием. Теория относительности Эйнштейна, опыта Резерфорда, работы Н.Бора, исследования в области химии, биологии и др. наук показали, что мир гораздо разнообразнее, сложнее, чем это казалось механистической науке, что сознание человека включено в само восприятие действительности. В создании картины мира участвуют многие науки. Философское мышление выполняет обобщенную работу. Философская картина мира – это высший уровень интегрированности научных знаний. Философское объяснение предполагает осмысление сущности явлений, процессов действительности в форме теоретических понятий и категорий. Категории – это краски и кисти философа, с помощью которых он пишет картину мира. Вселенная в философском смысле представляет собой все существующее, мир во всем его многообразии, а человек является её подлинным элементом. Все философские картины мира строятся вокруг отношения «мир – человек». Философия познает общие принципы, основы всего сущего, которые помогают в познании и преобразовании мира, рассматриваемого как целое. Мир рассматривается как сплав субъективного и объективного, как сложное переплетение человеческого и внечеловеческого, материального и духовного. Таким образом, философская картина мира обозначает систему наиболее общих принципов, выражающих в обобщенной форме представления о сущности мира и человека, о предельных основаниях их бытия. 21 5. Единство мира и его способность к самоорганизации В основе современных научных представлений о строении лежит идея её сложной системной организации. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы, т.е. особой целостности, которая характеризуется наличием элементов и связей между ними. Например, макротело можно рассматривать как определенную организацию молекул. Любая молекула тоже является системой, поскольку состоит из атомов и определенной связи между ними. В живой природе мы также сталкиваемся с системной организацией материи: клетка – организмы – биосфера. Картина взаимосвязи всех уровней организации материи, включая человека и человеческое общество, понимание каждого материального объекта как продукта глобальной космической эволюции выступает как единство мира. Материалистическая философия отстаивает принцип единства мира, выступая в качестве монистической философии. Идеалистический монизм (первоначало всего сущего – идеальное, рассматривая материю как небытие идеального). Материалистический монизм утверждает единство мира через его материальность. Материалистическое единство мира понимается как диалектическое, противоречивого единства многообразия. Это диалектическое единство проявляется двояко: во-первых, как своеобразная дискретность в сознании объективной реальности, т.е. наличие в ней качественно различных, отграниченных друг от друга вещей, явлений, процессов, систем. Во-вторых, как иерархические отношения между системами разной степени сложности, организованности. Это выражается в том, что менее сложные системы включены в более сложные, в то же время специфические закономерности последних не сводятся к первым. Метафизическое мышление видит мир составленным из различных субстанций, не просто качественно отличных друг от друга, но разделенных между собой непроходимыми барьерами. Т.е. отрицается монистический подход к реальности. Материалистическая диалектика, а также современное естествознание исходит из того, что в основе всего многообразия существующих явлений и процессов лежит движение единой материи. Одним из важнейших свойств материального мира является его способность к самоорганизации, без участия внешних сил или причин. Процессы самоорганизации носят естественный, спонтанный характер. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит 22 самоорганизация является флуктуация (от лат. – колебания, случайное отношение). Случайно возникшее в результате спонтанных изменений структурное состояние материальной системы закрепляется и становится устойчивым. Новое состояние, которое называется «диссипативной структурой», укрепляется и превращается в определенный вид материю, если она поддерживается притоком энергией из внешней среды. «Диссипативная структура» может распасться и погибнуть, если отсутствует приток энергии из внешней среды и установившиеся связи непрочны. Процессы самоорганизации материальных систем изучаются специальной научной дисциплиной – синергетикой. Если традиционно было принято изучать замкнутые системы, обращая внимание на устойчивый порядок и однородность, то синергетика акцентирует внимание на открытых системах, где доминирует неупорядоченность, неустойчивость, неравновесность. |