Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание 1. Дайте определения следующим терминам

  • Задание 2. Заполните пропуски в таблице

  • Гносеологический аспект Онтологический аспект

  • Познаваем ли мир Гносеологический оптимизм Скептицизм

  • Гносеологический оптимизм

  • Четыре благородные истины буддизма

  • Типы правления в учении Аристотеля

  • Задание 3. Установите соответствие между философами, школами периода заката античной философии и основным содержанием их учения.

  • Задание 4. Выберите правильный ответ и подчеркните его, либо выделите цветом

  • Бытие – это центральное понятие философии _____________ школы…

  • Афинский философ, не оставивший после себя ни одного письменного источника, прославившийся своим этическим учением о человеке и его душе; афинским судом был приговорен к смертной казни

  • 4. Характерная черта античной философии

  • Философские школы Древней Греции


    Скачать 27.75 Kb.
    НазваниеФилософские школы Древней Греции
    Дата06.11.2022
    Размер27.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2022_Философские_школы_Древней_Греци.docx
    ТипКонтрольная работа
    #772962

    Уважаемы студенты!

    Выполните задания и прикрепите файл для проверки в формате Word или PDF.
    Контрольная работа «Философские школы Древней Греции»
    Задание 1. Дайте определения следующим терминам

    1. Мировоззрение - система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

    2. Философия -особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.

    3. Онтология - учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности.

    4. Философская антропология - в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтеяфеноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологиибиологииэтологиисоциологии, а также религии.

    5. Гносеология -философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания. 

    6. Аксиология -теория ценностей, раздел философии. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира.

    7. Этика -философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль.

    8. Логика - нормативная наука о законах, формах и приемах интеллектуальной деятельности.

    9. Социальная философия -раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.

    10. Эстетика -философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

    Задание 2. Заполните пропуски в таблице


    Основной вопрос философии

    Онтологический аспект

    Гносеологический аспект

    Онтологический аспект показывает, как рождается и формируется будущее, характеризует его общую картину и влияющие на него факторы. В логическом аспекте прогноз исследуется как общенаучное понятие, сформулированное для выяснения объективного содержания процессов и результатов прогнозирования. Цель гносеологического аспекта - выяснить, как будущее отображается в человеческом сознании, каковы формы этого отображения и его истинность.

    В онтологическом аспекте это означает, что материальное ( чувственное) первично по отношению к сознанию. Именно это дает возможность человеку как материальному существу способность ощущать и чувствовать. Поэтому в основе философии должно лежать не понятие Бога, или абсолютного начала, придающего ей беспредпосылочный характер, - началом философии является конечное, определенное, реальное.



    Гносеология аспект философии, рассматривающий теорию познания, характеристику и особенности его протекания.

    Понятие гносеологии зародилось в философии недавно, а моментом ее обособления как самостоятельной философской дисциплины считают появление учения Иммануила Канта.

    Начиная с 20 века стали появляться люди, считающие гносеологическую проблематику исчерпанной и рудиментарной для современного философского дискурса. Несмотря на это на сегодняшний день гносеологический аспект играет одну из основополагающих ролей не только в философии, но и в бытовом мировоззрении людей. Это связано с тем, что ни одно направление в философии не может развиваться без постоянной саморефлексии относительно познавательного компонента.
    Гносеология способствует также человеческой интроспекции, аналитическому подходу к содержанию сознания и природе знаний, которыми люди обладают. Это делает гносеологию незаменимой в современной философии, характеризующейся антропологической направленностью.



    Познаваем ли мир?

    Гносеологический оптимизм

    Скептицизм

    Агностицизм

    Мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства. Р. Декарт, Гегель.

    Гносеологический оптимизм настаивает на безграничных возможностях познавательных способностей человека и полагает, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее. Они признают, что, конечно, имеются определенные трудности в процессе познания, но развивающееся человечество в конце концов их преодолеет.

    Позицию гносеологического оптимизма разделяли как представители материализма, так и многие представители объективного идеализма.

    Скептицизм (античный). Это философское учение, фактически являвшееся прародителем агностицизма. Сущность скептицизма состоит в отрицании возможности достижения истинного, т. е. доказательного и всеобщего, знания и в признании того, что относительно любого суждения можно высказать прямо ему противоположное и ничуть не менее обоснованное. Цель скептицизма - опровержение догматов любых философских систем.

    мир непознаваем в принципе, человек не познаёт мир, а строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия(Томасом Генри Хаксли). Агностицизм возник в конце XIX в., как антитеза идеям метафизической философии, активно занимавшейся исследованием мира через субъективное осмысление метафизических идей, зачастую не имеющих никакого объективного проявления или подтверждения.



    Четыре благородные истины буддизма

    дуккха: «Жизнь есть страдание».

    Под страданием Будда подразумевал не только сильнейшие физические и ментальные страдания, но и тонкие проявления неудовлетворённости, жажды, нелёгкости, беспокойства. Dukkha — это то, что отяжеляет нас и делает несвободными. Видя первую благородную истину, то есть присутствие страданий в нашей жизни, мы можем обретать стремление к практике. Ведь именно увидев страдания, сам Будда решился покинуть свой царский дворец, чтобы начать следовать по пути духовной практики, который в конечном счёте привел его к свободе от страданий, дуккхи.

    самудая: «У страдания есть причина».

    Согласно второй благородной истине, у каждого страдания есть причина, и причина эта коренится в нашем уме. Именно эта истина лежит в основе медитативной практики. В современном мире люди могут практиковать медитацию по ряду причин: кто-то хочет освободиться от стресса, кто-то хочет зарядиться вдохновением для решения тех или иных задач, кому-то любопытно получить уникальный опыт. Но Будда обучал медитации с той целью, чтобы с помощью умелых медитативных техник люди, обретали ясное видение и контроль над своим умом и начинали видеть причину своих страданий. Ведь чтобы работать с чем-то, это что-то нам нужно найти.

    ниродха: «Есть прекращение страданий».

    Будда оставил тысячи учений, десятки медитативных техник, которые подходят разным людям с разными способностями. Но цель всех этих искусных средств одна: привести человека к абсолютной свободе от страданий, которая в буддизме известна как ниббана. Будда противопоставлял ниббану временному счастью и сравнивал с потухающим костром. Подобно тому, как последние угли в костре дотлевают, принося с собой прохладу, так и человек чувствует необусловленное счастье, лёгкость и свободу, когда потухают все его страдания, сотворённые неумелыми качествами ума.

    марга: «Есть путь, ведущий к прекращению страдания».

    удда оставил своим последователям практические инструкции о том, каким путём стоит следовать тем, кто желает достичь великого результата — ниббаны. В буддизме этот путь известен как Благородный Восьмеричный Путь, путь, ведущий к умиротворению, к постижению, к пробуждению.



    Типы правления в учении Аристотеля

    Идеальный тип правления

    Искаженный тип правления

    1) Монархия (греч. Monarchia -- единовластие)-- форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.

    1) Тирания -- монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.

    2) Аристократия (греч. Aristokratia -- власть лучших)-- форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.

    2) Олигархия -- соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.

    3) Полития -- «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах -- умеренность, в имуществе -- средний достаток, во властвовании -- средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй»

    3) Демократия -- выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной.

    Задание 3. Установите соответствие между философами, школами периода заката античной философии и основным содержанием их учения.


    Философ

    Школа

    Основное содержание учения

    1) Диоген Синопский

    А) Школа киников

    I) Самоотречение, достойное принятие рока

    2) Эпикур

    Б) Школа стоиков

    II) Предельное ограничение своих потребностей, неприятие общественных норм

    3) Пиррон

    В) Школа эпикурейцев

    III) Сомнение в качестве принципа мышления и в возможности познания мира доступными средствами


    4) Сенека

    Г) Школа скептиков

    IV) Смысл жизни в достижении безмятежности и отсутствия страданий




    1

    2

    3

    4

    A

    B

    Г

    Б

    II

    IV

    III

    I

    Задание 4. Выберите правильный ответ и подчеркните его, либо выделите цветом

    1. Древнегреческий философ, считавший первоосновой мира огонь; ему принадлежит фраза: «Все течет, все изменяется».

    Зенон 2) Гераклит 3) Демокрит 4) Пифагор

    Ответ: 2) Гераклит

    1. Бытие – это центральное понятие философии _____________ школы…

    1. элейской 3) пифагорейской

    2. эпикурейской 4) милетской


    Ответ: 1) Элейской


    1. Афинский философ, не оставивший после себя ни одного письменного источника, прославившийся своим этическим учением о человеке и его душе; афинским судом был приговорен к смертной казни:

    1. Геродот 2) Антисфен 3) Сократ 4) Платон


    Ответ: 3) Сократ
    4. Характерная черта античной философии:

    1) космоцентризм 3) теоцентризм

    2) антпропоцентризм 4) гуманизм
    Ответ: 1)
    5.Логически упорядоченная система знаний характерна для…

    1. искусства

    2. мифологии

    3. философии

    4. религии



    ОТВЕТ: 3) философии


    написать администратору сайта