Главная страница
Навигация по странице:

  • Краткое описание истории позитивизма как направления философии

  • Венский кружок

  • Философские взгляды представителей венского кружка

  • Философские взгляды представителей венского кружка. Философские взгляды представителей Венского кружка


    Скачать 36.15 Kb.
    НазваниеФилософские взгляды представителей Венского кружка
    Дата12.10.2022
    Размер36.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософские взгляды представителей венского кружка.docx
    ТипРеферат
    #729112

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова»

    Министерства здравоохранения Российской Федерации

    Кафедра философии

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине «Философия»

    Тема: «Философские взгляды представителей Венского кружка»




    Выполнила:

    Бады-Хоо Елизавета Шолбановна

    студентка 1 курса педиатрического факультета, группа 2.1.20





    Преподаватель:

    Аношкин Петр Павлович

    старший преподаватель,

    кафедра философии ЛФ



    Москва 2021

    Содержание





    Введение

    3

    Краткое описание истории позитивизма как направления философии

    4

    Венский кружок

    7

    Философские взгляды представителей Венского кружка

    9

    Заключение

    11

    Список литературы

    12

    Введение
    Развития философской мысли всегда шла параллельно развитию науки. Великие научные открытия всегда сопровождались с переломом сознания ученых умов и переосмыслением на природу научного знания. По такому же сценарию возникло направление философии - логический позитивизм или неопозитивизм - последователей раннего позитивизма. Так, в формировании идей и проблематики логического позитивизма сыграло развитие физики начала ХХ века, в частности, теории относительности и квантовой механики. Таким образом, постепенное открытие фундаментальных законов природы привело ученых, особенно молодых, занимающихся в области формальных наук к переосмыслению принципов традиционной метафизической философии по вопросам объяснения мира. Идеи логического позитивизма, неопозитивизма в целом, были разработаны учеными разных областей наук, объединившихся в сообщество, названное по месту их деятельности - Венским кружком философов.  Главной целью членов Венского кружка было создание программы объединения накопившихся научных знаний о мире и сводилось к критике философской мысли, основанной на метафизических началах, каковой она была до сей поры. В философской идее участников Венского кружка доминировала математическая логика и принцип верификации, которые предполагают соотнесения тех или иных научных высказываний к эмпирическим фактам, и тем самым, служат критерием разделения истинно научной мысли от "бессмысленных проблем метафизики". Целью данной работы стала попытка проанализировать вклад философских идей ученых-мыслителей Венского кружка в развитие человеческого разума. Для достижения поставленной цели были сформированы следующие несколько задач -

    1. Вкратце охарактеризовать историю развития позитивизма

    2. Ознакомиться с участниками Венского кружка и их основными философскими идеями.

    Краткое описание истории позитивизма

    как направления философии
    Позитивизм (лат. "positivus" – "положительный") – одно из влиятельных направлений западной философии конца 19 века, основателем которого является французский философ Огюст Конт. В основе позитивизма по Конту положена идея, что только научное знание является настоящим знанием высшей стадии развития человечества. Его главной задачей было сформулировать философию по образцу научного знания. Конт построил иерархию наук по степени общности и сформулировал известный "Закон трех стадий" о развитии научных представлений. "Согласно этому закону интеллектуальное развитие людей неизбежно проходит последовательно через три различных теоретических стадии: теологическую, метафизическую и научную" Вкратце "Закон трех стадий" Конта можно охарактеризовать так:

    теологическая стадия, по Конту, присуща младенческому состоянию человеческого разума, который не способен к решению самых простых научных проблем, он стремится найти знания о сущности мира посредством иллюзии присутствия сверхъестественных существ, подобных человеку, но намного превосходящих людей.

    метафизическая (абстрактная) стадия - похожа на теологическую, но, здесь, главная идея в основе знания о мире не в действиях сверхъестественных существ, а во внутренней природе самих вещей. Таким образом, вторая стадия разрушает теологическое мышление и готовит почву для будущего научного подхода.

    научная (позитивная) стадия - новая стадия в духовной эволюции человечества, в которой на первый план выходит деятельность отдельных научных направлений, которые эмпирическим (опытным) путем изучают природу и ее связь с человеком. И именно прогресс знания стал движущей силой развития человеческого мышления. И так, на место теологии и метафизики приходит наука. По Конту: - "есть истинная философия- научная дисциплина, которая стремится охватить все классы явлений и которая применима к любым объектам человеческого знания. И "есть позитивная философия, которая делает своим содержанием только важнейшие результаты каждой из основных наук, оставляя в стороне многочисленные частности и рассматривает только общие методы, применяемые в этих науках". Таким образом, первый этап развития позитивной философии - классический позитивизм утверждал, что наука должна отвечать на вопрос «как» и не должна быть связана с вопросом «почему».

    Второй этап развития позитивизма - Эмпириокритицизм Маха и Авенариуса, в основе которого лежит критика опыта. До середины 19 века в науке господствовала парадигма механицизма. Все явления мира понимались по аналогии с часовым механизмом. Однако, открытие Фарадеем электромагнитных явлений, которые невозможно было объяснить с точки зрения механики, пошатнуло господствование этой парадигмы. А с момента создания уравнений Максвелла в научной среде того времени прочно установились скептические настроения относительно возможности создания единой системы естественных наук, которых провозглашал О.Конт. На этой почве возникло направление философии как эмпириокритицизм. В отличие от классического позитивизма главным предметом здесь стало само научное мышление, механизмы образования знания. Именно тщательный критический анализ всего познавательного процесса вплоть до его истоков должен выявить области, где мысль ученого наиболее подвержена ошибкам, а это возможно только благодаря соблюдению главного условия позитивного знания - непрерывность познавательного процесса. Авенариус дает такой ответ: «Опыт есть утверждение, а содержание утверждения – испытанное». Применяя эту схему к миру, он получает 3 основных положения:

    1) существуют индивиды;

    2) существуют элементы окружающей среды;

    3) между индивидами и элементами среды существует множество отношений, как и между элементами среды. Основной минус в философии эмпириокритицизма лежит на мысли, что познание мира происходит через комплексы ощущений. Например, когда говорят: «Я вижу дерево», – это не значит, что есть некий субъект (Я), который воспринимает объект (дерево); это значит что имеет место биологическое событие, состоящее из таких ощущений как «зеленое», «коричневое», «твердое», «ароматное» и т. д. Эти ощущения в свою очередь просто наделяются психологическими характеристиками («приятное», «неприятное», «красивое», «безобразное» и т. д.). Таким образом, эмпириокритицизм - есть система плоскостного видения мира, она лишь описывает и регистрирует факты, а не объясняет их. А тем самым, стало быть - вопросы же абстрактных ощущений сущностей – это вопросы метафизики и религии, а наука имеет дело лишь с конкретными предметами, изучать которые можно лишь конкретными методами.

    Третий этап- Неопозитивизм - продолжение развития позитивной философской мысли, которая нашла полное отражение в идеях молодых ученых, которые оставили свой след в истории философии науки как Венский кружок. В основе идей неопозитивистов стала мысль обобщения всех направлений научного знания, стремление добиться абсолютной формализации знаний на основе искусственно формализованного языка.

    Венский кружок

    В первой половине 20 века в 1925 г на кафедре «натуральной философии» Венского университета. под руководством заведующего этой кафедры австрийского философа Морица Шлика был организован постоянно действующий семинар, вошедший в истории философии под именем «Венский кружок». Он объединил ученых, главным образом, представителей точных наук, интересовавшихся вопросами философии науки - философы, математики, физики, к примеру - Отто Нейрат, Рудольф Карнап, Курт Гёдель, Ганс Хан и другие. Решение философской проблемы они видели в создании логического анализа языка науки, т.е. язык должен быть переформулирован. Высказывали идеи, что любая теория, не являющаяся чисто логической или математической, должна быть доступна эмпирической проверке - верификации.

    Венский кружок не был замкнутым сообществом В 1930 — 1939 гг. Венский кружок издает журнал «Erkenntnis» («Познание»), который пропагандировал их идеи логического позитивизма. Он старался наладить контакт с теми активными движениями современности, которые расположены к научному миропониманию и отказываются от метафизики и теологии. Организацией, через которую кружок обращался к широкой общественности стало Общества Эрнста Маха. Это объединение стремилось, как утверждалось в его программе, «поддерживать и распространять научное миропонимание». Оно организовывало доклады и публикации о состоянии научного миропонимания, с тем, чтобы показать значение точного исследования для социальных и естественных наук.

    Философия Венского Кружка - это диалог самостоятельных ученых, чьи голоса в спорах слышались весьма отчетливо, и чьи взгляды и деятельность простиралась далеко за пределы деятельности собственно кружка и Общества Эрнста Маха. Поражает тематическое разнообразие лекций, которые читали философы позитивисты в рамках Общества Эрнста Маха. Вот лишь некоторые примеры: Йозеф Франк: «Современная концепция мира и современная архитектура», Рудольф Карнап: «О Боге и душе: Псевдо-проблемы метафизики и теологии», Отто Нейрат: «Объединение наук и марксизм», Эгон Брунсвик: «Гештальт-психология» и др.

    Впечатляют также программы международных мероприятий, организованных по инициативе Венского Кружка. Так, на второй международной конференции, проходившей в Кёнигсберге в 1930, среди прочих выступали Курт Гёдель с докладом «О полноте логического исчисления», одной из первых версий знаменитой теоремы о неполноте дедуктивных систем, а великий немецкий физик Вернер Гейзенберг – с докладом «Каузальный закон и квантовая механика», по-видимому, одной из первых заявок на теорию соотношения неопределенностей.

    Учитывая все эти факты, можно с уверенностью говорить о том, что именно благодаря международной деятельности Венского Кружка была сформировано фундаментальное научное знание ХХ века, которое выразилось в трех важнейших принципах эпистемологии ХХ века:

    1. Любое знание о реальности принципиально неполно (Гёдель);

    2. чтобы адекватно описывать реальность, необходимо описывать ее в дополнительных системах описания (принцип дополнительности Бора)

    3. чтобы узнать нечто новое о реальности, необходимо, чтобы что-то принималось на веру (соотношение неопределенностей Гейзенберга и принцип достоверности позднего Витгенштейна).

    Кружок существовал до 1938 года, до аннексии Австрии. Большинство ученых переехали в США и, начиная с 1938 г. и до 60-х гг. они работают над идеей создания унифицированной науки, которой становится язык физики, обладающий интерсубъективным характером. Т. е. язык науки фиксирует «объективное» состояние вещей, без «субъективной» оценки переживаний наблюдателя. Этим отличается физика. В отличие, например, от языка биологии, теологичного и антропологичного. Идеи физикализма оказали существенное влияние на философию и отчасти на науку 50-х — 60-х гг.
    Философские взгляды представителей венского кружка
    Существенно важными для неопозитивизма являются воззрения на математику и логику. Так, если Дж. Ст. Милль, представитель первого направления позитивизма, полагал, что ценность математики и логики обусловлена их связью с действительностью, практическим опытом., то, Л. Витгенштейн и Б. Рассел доказывали, что их ценность обусловлена логическими отношениями и коренится в тех аксиомах, которые самим им присущи. Благодаря этим аксиомам логика и математика являются идеальным средством построения осмысленных предложений. Логика — «зеркало» мира; математика — это логический метод. Логическое исследование есть исследование по всем правилам закономерности, ибо вне логики все случайно. То, что можно описать - существует, является. Мир независим от моей воли, имеются только логическая необходимость и невозможность. В мире все есть так, как есть, и в нем все случается так, как случается. Все высказывания, все осмысленные предложения подразделяются логическими позитивистами на две группы:

    • а) синтетические высказывания, т.е. высказывания о фактах, об отношениях между фактами; они вытекают из опыта и могут и должны быть проверены, например суждения «Вода кипит при температуре 100 градусов Цельсия» или «Земля плоская».

    • б) аналитические высказывания, являющиеся выражением или следствием чисто логических отношений; они передают знания только об этих отношениях и не содержат никаких знаний о фактах, т.е. как таковые они независимы от опыта.

    Ключевое место в философской мысли последователей Венского кружка была отведена - принципу верификации. Существуют два типа верификации научного знания:

    1. Логическая, под которой неопозитивисты понимают установление того удовлетворяют ли предложения правилам логики.

    2. Эмпирическая (фактическая), под  которой подразумевается проверка предложений посредством их сопоставления с фактами чувственного опыта субъекта, его непосредственными чувственными переживаниями или восприятиями типа «здесь - красное».

    Шлик называл требование верификации «поворотным моментом в философии». Проверка опытом либо проверка посредством формальных процедур логики позволяет отделить настоящие проблемы от «бессмысленных». Все настоящие вопросы о природе существующего, безусловно, можно решить, опираясь на наблюдение и формальные процедуры логики и математики. Согласно Шлику, метафизические проблемы (например, что первично: материя или сознание, бессмертна ли душа человека и т.н.) терпят крах не потому, что разум бессилен их разрешить, а потому что они бессмысленны. Они не неистинны, а именно бессмысленны, таких проблем просто нет, ибо нет никаких критериев непосредственного опыта либо логических процедур, с помощью которых их можно было бы решить. Это «всего лишь» ценностные суждения, а не высказывания о фактах.

    Участники Венского кружка высказывают также идею о так называемых протокольных предложениях. Так, Шлик называет ими высказывания, которые базируются на эмпирических данных, подтверждаются посредством эмпирических ощущений и фактов, то есть, по его мнению, протокольные предложения обладают несомненной истиной именно потому, что в них теория непосредственно соприкасается с действительностью. Протокольные предложения — это предложения, которые уже могут содержать (и содержат) гипотетические элементы.

    Заключение

    Идеи и работы членов Венского кружка внесли большой вклад в развитие философской научной мысли ХХ века. В них была прояснена природа логики и математики, выявлены отношения между логикой и языком, исследованы структура научного знания, основные методы науки, отношение эмпирического опыта и теории. Вместе с тем в своей установке на построение научной философии, на противостояние псевдонауке, в частности метафизике, члены Венского кружка доходили до крайностей, до искажения реального смысла как науки, так и философии. Это вызывало оправданную критику их оппонентов. Нельзя же игнорировать тот факт, что люди интересуются метафизическими вопросами с самого возникновения философии. Неужели они две с половиной тысячи лет только и делают, что говорят бессмыслицу? Отвечая на нее, Шлик в своей статье «Венская школа и традиционная философия» отмечал: «Часто Венскую школу обвиняют в том, что она состоит не из философов, а из врагов философии. Говорят также, что учение этой школы ничего не внесло в философию, но, напротив, способствовало ее разрушению; что анти-метафизики часто несправедливо оценивают традиционную философию, заявляя, что она представляет собой в основном совокупность псевдопроблем. Я же, наоборот, полагаю, что у нас есть все основания гордиться тем, что наши идеи явились результатом длительного исторического развития человеческого разума... Мы проде-монстрируем историческое понимание систем прошлого, догмы этих систем нас уже не раздражают. С чистой совестью мы можем восторгаться великими эпохами человечества обнаруживающими проникновенное стремление к истине, как в своих достижениях, так и в своих ошибках».

    Литература:

    1. http://nitshe.ru/filosofiya-kratko-ponyatno-29.html

    2. https://studme.org/141157/filosofiya/filosofskie_idei_chlenov_venskogo_kruzhka

    3. http://masters.donntu.org/2010/fknt/kazakova/library/filosophia.htm

    4. https://studme.org/191127/filosofiya/venskiy_kruzhok_priroda_nauchnogo_znaniya

    5. http://concepture.club/post/obrazovanie/mah-i-avenarius


    написать администратору сайта