Главная страница

Философский зомби гипотетическое существо, которое неотличимо от нормального человека за исключением того, что у него отсутствует сознательный опыт, квалиа, или способность ощущать


Скачать 17.4 Kb.
НазваниеФилософский зомби гипотетическое существо, которое неотличимо от нормального человека за исключением того, что у него отсутствует сознательный опыт, квалиа, или способность ощущать
Дата28.05.2022
Размер17.4 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаArgument_zombi_v_filosofii_soznania.docx
ТипДокументы
#553962

«Философский зомби» — гипотетическое существо, которое неотличимо от нормального человека за исключением того, что у него отсутствует сознательный опыт, квалиа, или способность ощущать. Когда зомби, например, колет себя острым предметом, то он не чувствует боли. В то же время он ведёт себя так, как будто действительно её чувствует, хотя у зомби фактически нет опыта боли, как у предполагаемого «нормального» человека.

Понятие «философский зомби» — это, главным образом, мысленный эксперимент, используемый в философии сознания как аргумент в спорах и доказательствах (так называемый «аргумент зомби»). Чаще всего он применяется в качестве критики физикализма, выступающего в формах материализма и бихевиоризма.

Мало людей верят в фактическое существование зомби, но многие считают, что их можно по крайней мере помыслить, то есть они логически или метафизически возможны. Утверждается, что если зомби хотя бы минимально возможны, то физикализм ошибочен и необходимо признать некоторую дуалистичность (двойственность) этого мира. Именно в этом выводе большинство философов видит главную заслугу теории зомби. Вместе с тем она также интересна своими предположениями о природе сознания и о связи материального (физического) и духовного (феноменального), а использование идеи зомби в критике физикализма поднимает более общие вопросы об отношениях мыслимого, представимого и возможного. Наконец, идея зомби подводит исследователей к такой трудной проблеме теории познания, как проблема «других умов».

«Пи-зомби» использовались, прежде всего, в качестве доводов против определённых типов физикализма, в частности, бихевиоризма. Согласно бихевиоризму, ментальные состояния существуют исключительно с точки зрения поведения. Так, вера, желание, мышление, сознание и так далее — суть просто определённые виды поведения или склонность к ним. Тогда получается, что пи-зомби, который поведенчески неотличим от «нормального» человека, но испытывает недостаток в сознательном опыте, в соответствии с позицией бихевиоризма как существо логически невозможен. Это объясняется строгой зависимостью в происхождении сознания от поведения. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что обращение к интуиции о существовании описанного таким образом пи-зомби подкрепляет аргумент о ложности бихевиоризма.

Бывает несколько типов «зомби». Они различаются по степени сходства с «нормальными» человеческими существами и применяются в разных мысленных экспериментах следующим образом.

  • «Бихевиоральный зомби» поведенчески неотличим от человека и всё же не имеет никакого сознательного опыта.

  • «Неврологический зомби» имеет, на этом акцентируется внимание, человеческий мозг и в иных отношениях физически неотличим от человека; однако, у него нет никакого сознательного опыта.

  • «Бездушный зомби» не имеет души, но в остальном полностью похож на человека; это понятие используется, чтобы выяснить, что могла бы означать душа.

  • «Интеллектуальный зомби». Философские i-зомби учатся всему, что можно наблюдать, и, так как они не заполучили по тем или иным причинам умение рефлексировать, думать, а интеллектуальная работа ненаблюдаема, значит освоить её они не могут. Анализировать текст, речь и выявлять логические ошибки тоже можно научиться без рефлексии, достаточно использовать текст и речь собеседника, ведь их можно видеть или слышать.

Однако «философский зомби» прежде всего рассматривается в контексте аргументов против физикализма вообще. Таким образом, под пи-зомби, как правило, понимается существо, которое физически неотличимо от «нормального» человека, но испытывает недостаток в сознательном опыте. Вопреки представлению, что материалисты должны каким-то образом утверждать, что философские зомби логически или метафизически невозможны либо немыслимы - другие материалисты утверждают, что на самом деле позиция материализма заключается в том, что наш мир - это мир философских зомби, что люди в нашем мире как раз и являются философскими зомби, то есть в том, что философски-феноменальные свойства ощущений или сознание-как-таковое встречаются нигде.

Аргумент зомби (также называемый "аргумент мыслимости") против физикализма был наилучшим образом применён и подробно развит Дэвидом Чалмерсом в «Сознающем уме» (1996). Согласно Чалмерсу, можно когерентно (связанно) вообразить цельный мир зомби: мир, физически неотличимый от нашего мира, но полностью лишённый сознательного опыта. В таком мире двойник каждого существа, которое сознательно в нашем мире, был бы «пи-зомби». Структура версии Чалмерса «аргумента зомби» может быть обрисована в общих чертах следующим образом:

  1. Если физикализм верен, то невозможно существование мира, в котором все физические факты — те же самые, что и таковые в действительном (нашем) мире, но в котором есть ещё и дополнительные факты. Это потому, что согласно физикализму, все факты полностью определены физическими фактами; таким образом, любой мир, который физически неотличим от нашего мира, полностью неотличим от нашего мира.

  2. Но есть возможный мир, в котором все физические факты — те же самые, как в действительном мире, но в котором есть ещё дополнительные факты. (Например, возможно, что есть мир, точно как наш в каждом физическом отношении, но в нём все испытывают недостаток в определённых психических состояниях, а именно, любые феноменальные события или qualia. Люди там смотрят и действуют точно так же, как люди в фактическом мире, но они ничего не чувствуют; когда, например, в кого-то удачно стреляют, то последний кричит от боли, как будто он её в самом деле чувствует, но это совсем не так).

  3. Поэтому физикализм ложен.


написать администратору сайта