Философия. фил. Философское мировосприятие через творчество жырау
Скачать 27.39 Kb.
|
1.У казахов, которые являются самобытным восточным народом, жизненная энергетика сконцентрирована на соблюдении традиционных моральных ценностей, общественных идеалов. Абсолютно неудивительно, что именно здесь возникла мощная философская предрасположенность. Причиной тому древние ментальные народные истоки, трепещущее благоговение перед природой, смешение азиатской и европейской культур. Казахская философия колоритна, насыщена фольклорными мотивами, отличается особым племенным шаманским мироощущением, она по-настоящему сопоставима с деятельностью античных эллинских мыслителей. Философское мировосприятие через творчество жырау Факт, что казахская философская мысль берет свое начало с II-I веков до н.э., когда власть концентрировалась в ханских султанатах, говорит о несколько дикой первобытной природе философствования. Казахские этнические традиции главенствовали в мировоззрении людей того времени, поэтому первые народные философы представляли собой своеобразный культурный феномен. Назвали людей данного сообщества — «жырау». Жырау, будучи человеком, мог трансформироваться в образный благой дух. Как влиятельный представитель общины он имел огромный авторитет среди соплеменников, располагал доверием людей, осуществлял взаимосвязь между ними, Вселенной, обычаями, ханом. Жырау имели высокий социальный статус (батыры, предводители дружины, вожди), осуществляли большое количество востребованных функций. Психологические беседы с жителями племени о важности искусства, единения с природой, стремления к совершенствованию бытия. С помощью передачи сказателями, певцами культурных традиций сохранения связи между поколениями, единства казахского общества. Жырау учили создавать мирные, спокойные взаимоотношения, находиться в гармонии с Вселенной. Становление казахской философской мысли Философия казахского народа начинается с возникновения у древнего народа протоказахов этнических задатков. Племена в своем историческом развитии дошли до общественного распределения труда (зародилось скотоводство), следствием которого стал кочевой образ жизни, казахи стали властителями бескрайних степных просторов. Передвигаясь на лошадях и кибитках в поисках сочных пастбищ для скота, кочевники научились особой житейской мудрости, умиротворенному спокойствию (чем-то похожему на состояние транса). Постепенно они пристрастились к естественной красоте природы. Любовь к жизни, сакрализация природы, патриотизм, вера в светлое будущее, открытость, естественность, необычное мировосприятие, некая евро-азиатская мировоззренческая направленность характеризуют казахский менталитет. Эти сущностные черты мобильных племен станут основой для будущего становления казахской философии. Восточная принадлежность кочевников наложила положительный отпечаток на этническую самобытность, сделав ее культурным стержнем уважение к обычаям, морально-этическим нормам, нравственности одинаково значимыми для всех слоев общества. Восточная исламская традиция сделала особенностью казахской духовности значимость межличностных отношений. Благоговение человека перед вселенскими мифическими законами, ощущения временного пространства сформировали национальный образ. Влияние древнегреческой философии на казахскую этническую культуру способствовало развитию в ней космоцентризма. Натурфилософское отношение к природе (космосу) привело к появлению тенгризма. Тенгри выступал образным божественным олицетворением, духовной обителью, прототипом Аллаха. Он этико-мифологическим мировосприятием послужил основой для казахской самобытности. Особо почитаемым у шаманов был культ огня и солнца, которые покровительствовали кочевникам. Если сделать вывод из вышесказанного, то сочетание тенгризма с кочевничеством обусловило специфику протоказахской философии. Значение суфийской традиции в философии казахов Идеологическое сходство концепций исламского суфизма и тюркского этноса привело к взаимному притяжению мировоззрений. Суфийские шейхи, тюрко-монгольские ханы рассматривали бытие через призму глубокого идеализма. Исламские догматы были чрезвычайно духовно близки средневековым казахским насельникам, поэтому они переняли многие ценностные установки тарикатов (суфийских религиозных сообществ) по собственной воле, без принуждения. Именно исламская религия, с помощью которой сформировались образцовые качества казахстанской национальности (честность, преданность), позволила огранить уникальный тюркский самобытный характер, сохранить этническую индивидуальность, способствовала обще и внутри национальной интеграции. Следуя заповедям Корана, получили образование знатные авторитетные представители казахских степей, один из них Аль-Фараби, которые впоследствии занимались поднятием культурно-образовательного уровня соплеменников. С другой стороны, если бы тюркский национальный менталитет резко отличался от исламского, то попытки превознести его в массы не дали бы положительного результата. Казахский свободолюбивый кочевой народ являлся «цивилизованным малышом», получившим недостающую «деталь мозаики» в канонах исламской религиозной доктрины. Поэтому ислам можно назвать дополнением, чем основой философского развития тюркского этноса. Философия в творчестве Шакарима Кудайбердиева Шакарим Кудайбердиев считают последователем Абая Кунанбаева, великого мыслителя XIX-XX веков. Абай заслуживает благодарности соотечественников. Благодаря этому философу, жители Казахстана перешли от кочевого невежественного образа жизни к оседлому. Появились города, цивилизованность приобрела глобальный национальный масштаб, при этом не растерялись базовые ценностные казахские черты характера. Абай совместил этнические добродетели с интеллектуальным развитием, что сделало местный менталитет уникальным, идеально-нравственным. Шакарим Кудайбердиев был поэтом, писателем, композитором, ученым, но именно философия деятеля продолжила благородную цель учителя Абая Кунанбаева. Шакарим в своем творчестве сосредоточился на внутреннем очищении современного человека от пороков путем исламской религии, которую он воспринимал, как «этику любви». А любовь философ считал основой всего, облагороженным проявлением души. Кудайбердиев видел средством выражения любви совесть, часто обсуждал эти понятия с Львом Толстым (в переписке). Совести Шакарим отводил особую роль, считал ее главенствующим первоначалом, что приравнивает его к философам мирового масштаба. Благодаря мыслителю, человеческая нравственность приобрела новый облик, в котором Совесть выступает не данностью, а методической, целенаправленной, внутренне-этической работой над собой. Философское освещение социальных и этико-гуманистических вопросов Этико-гуманистические взгляды казахов можно понять по социально-философским критериям политического права. В XV-XVIII веках данное направление основывалось на устном обычае, применении суда биев (влиятельных членов общины) и собрания биев. Если общество других государств нуждалось в целом своде правил (римском «Силлабусе»), то трех источников регулирования социально-этическими вопросами казахов было вполне достаточно для соблюдения людьми гуманистических норм. Казахская философская национальная мысль ХХ века Практическая всесторонняя деятельность казахских философов заставила интеллектуальный мир принять тот факт, что Казахстан на самом деле претендует на значимое место в философском мировом сообществе. 30-е годы ХХ века стали фатальными – многие талантливые философы подверглись политическим репрессиям. Инновационным направлением в философии Казахстана ХХ века стала появившаяся марксистская диалектика 50-60 годов. Диалектическая школа не противоречила коммунистической моно-идеологии, наряду с этим обладала внутренней свободой. Инновацией диалектической логики стала последующая компьютеризация. Миф о «смерти казахской философии» развеян: она выжила, сохранилась до нашего времени благодаря литературным произведениям и устному этническому творчеству. 2.Изменения, происходившие в социально – экономическом и политическом развитии Казахстана во второй половине XIX – начале XX веков, оказывали глубокое воздействие на духовную жизнь казахского народа. Политическая, экономическая экспансия сопроваждались принудительным навязыванием культуры паробатителя. Коренные изменения в социально – экономической и политической жизни Казахстана, рассматриваемого периода, привели к существенным приобразованиям в общественном создании казахского общества. Такие значительные перемены обусловили пробуждение национального самосознания, определили формирование новых идей, мыслей, взглядов в казахском обществе. В культурном плане новизна эпохи выражалась прежде всего в том, что происходило усвоение сначала представителями социальной верхушки, узким слоем людей, европейской культуры, новых ценностей. Путь становления национальной интеллигенции не был однозначным, являл собой сложный и длительный процесс. Ход его тормозился условиями колониального режима, дискриминационной политикой царизма в отношении покорённых народов. Это обтоятельство негативно отражалось на количественном росте специалистов, как в области народного хозяйства, так и культуры. Тем не менее, конец XIX – начало XX веков являлся новым этапом в развитии интеллектуальных сил народа. К началу XX века в Казахстане шел процесс формирования национальной казахской интеллигенции, часть которой получила европейское образование. Она испытала на себе влияние не только национального движения Востока, но и буржуазных революций Запада, нарастающее давление опозиционно настроенных царскому режиму своих соотечественников. Возникновению и развитию переодическрй печати способствовало и развитие капитализма, товарно-денежных отношений, транспорта и связи, дальнейшая колонизация края. Конкуренция нарождающейся национальной буржуазии с господствующей русской буржуазией, проникновение иностранного капитала, вызвали необходимость реформы системы образования, печати и связи. На культурную жизнь Казахстана оказал большое влияние Казанский Университет, являвшийся очагом демократической культуры, центром развития просвещения. Учеба оказала положительное влияние на формирование в обществе научных взглядов, на национальный язык и литературу, воспитывала молодежь в духе дружбы народов. Процесс создания системы народного образования был сложным и, несмотря на свой ограниченный характер, имел большое значение для формирования первых кадров национальной интеллигенции. Казахи – выпускники учебных заведений России, возвращались в родные аулы и города, передавали свои знания, просветительский дух своим землякам. Основные задачи казахской интеллигенции Вопреки ожиданиям колонизаторов, лучшая часть новой интеллигенции встала на защиту интересов родного народа, пройдя через мучительные духовные происки, она выступила против духовного порабощения и возглавила освободительное движение. Как свидетельствует исторический опыт, в периоды резких социальных перемен всегда отличались значительной активностью, самостоятельными инициативами интеллигенция. Интеллигенция, обладая обостренными социальными, интеллектуальными и нравственными чувствами поднимает вопросы о положении личности в обществе, об отношении ее к созданию нового общества. Главная заслуга казахской интеллигенции заключалась в том, что она вовремя разглядела начало этапа всероссийского развития, занялась поисками средств приведения в движение казахского общества, используя для этого социальные и политические свободы, предоставленные первой русской революцией, стремилась вызволить народ из патриархального-родовой отсталости, освободить от царского гнета, указать ему пути знания и прогресса, приобретения государственной независимости. Несомненно, это был путь трудной борьбы, сложных конфликтов и поисков. И на этом пути наряду с достижениями, конечно, были и ошибки и заблуждения. Однако порождены они были не злоумышлением по отношению к своему народу, как это трактовалось впоследствии сталинской идеологией, а естественными трудностями борьбы за облегчение жизни своего народа. Первая казахская интеллигенция начала XX века считала главным в своей политической деятельности, защиту как национальных, так и общественных ценностей. Она стремилась помочь своему народу в борьбе за независимость и освобождение от колониального рабства, боролась за такие общественные ценности, как право каждого человека и каждого народа за своюличную свободу и свободный доступ к достижения и завоеваниям своей человеческой культуры. С этой челью казахская интеллигенция, начиная с 1905 года, развивает бурную деятельность степи. Значительное место в деятельности казахской интеллигенции начала XX века занимали правовые проблемы, поскольку действовавшее царское законодательство грубо нарушало, ущемляло права качевого народа, что вызвало его естественный протест. Обладая полной информацией о бедственном положении своего народа на его исконных землях, они пытались донести до царского правительства информацию о социальных потребностях казахского народа, защитить его правовые интересы. Многие из них имели специальную юредическую подготовку, что позволяло им расширить правовые знания широких масс, обогатить и углубить их правовые знания. Центральное место правовой деятельности лидеров казахской интеллигенции М. Тынышпаева, Ж. Арменова, А. Байтурсынова, М. Дулатова занимал вопрос о земле. Развитие литературы в конце XIX начале XX веков В своих научных и публицистических статьях, различных обращениях к царским властям они подвергали справедливой критике законодательные нормы царского правительства, не отвечающие жизненным условиям казахского народа. В начале XX века демократические традиции культуры в Казахстане получили дальнейшее развитие. Расширилась сеть начальных школ, мектебов, русско-казахских училищ. Часть казахской молодежи обучались в средних специальных учебных заведениях Ташкента, Оренбурга, Омска – были студентами Казанского, Петербургского и Томского университетов. Началось формирование новой казахской интеллигенции. Многие из получивших образование выезжали в аулы учительствовать, работали в медицинских, административных учреждениях. На казахском языке выходило нескольго газет, среди которых наиболее популярной была газета «Казах» (редактор – А. Байтурсынов, ответственный секретарь – М. Дулатов). На развитие национальной культуры большое влияние оказал журнал «Айкап», издававшийся в 1911 – 1915 г.г. Журнал способствовал развитию литературы, языка, консолидации ниционального сознания. Для углубленного изучения истории, природы и геологии края в Казахстане создавались отделы Русского географического общества, статические комитеты, и другие научные и промышленные общества. В них, наряду с русскими учеными, работали и казахские исследователи. Ценные научные труды создали А.А. Диваев, В.В. Бартольд, Г.Н. Потанин, А.Букейханов, Б.Каратаев, Е.Смирнов, А.Алекторов и другие. Революционное движение начала ХХ века в России сказалось на положении национальных окраин, в том числе и Казахстана. Немногочисленная национальная интеллигенция, воспользовавшись этой ситуацией, начала борьбу за независимость и свободу, за пробуждение народа от векового сна, за избавление от двойного гнёта: колониального ига царизма и местного патриархально-родового насилия. Интеллигенция выводила народ на дорогу независимости, анитировала за получение знаний, занятия наукой и искусством. В этом процессе не последнюю роль играла казахская литература, вносившая свой вклад в отображение жизни казахского народа и защиты его интересов. В начале ХХ века в Казахстане складывается сложная политическая и общественная обстановка. Первая руская революция 1904-1907 годов, первая мировая война, освободительное движение казахов 1916 года, развитие капитализма и, наконец, Великая Октябрьская революция явились важными вехами новой истории казахского народа. Быстрое развитие новых тенденций в общественной жизни, с одной стороны, и наличие крепких устоев феодальной старины с другой, создали довольно сложную обстановку и в литературе. В условиях обостряющейся классовой, идеологической борьбы все резче становится и размежевание в среде писателей, открыто и прямо выражают они свои общественные, классовые симпатии и антипатии. Идеализация прошлого, проповедь ислама, поддержка антинародной политики самодержавия – основные мотивы произведений представителей реакционного течения в литературе начала ХХ века. Но магистральная линия развития казахской литературы пролегла в стороне от этого направления. Виднейшие представители демократического направления в казахской литературе ХХ века – Мухамеджан Сералин, Султанмахмут Торайгыров, Сабит Донентаев, Испандияр Кубеев, Асет Найманбаев, продолжая традиции Абая Кунанбаева, традиции русского реализма, в своих произведениях и в демократическом журнале «Айкап» высмеивали пережитки патриархально-родовых отношений, религиозный фанатизм, боролись за социальное равноправие, выступали против колониальной политики царизма и капиталистической эксплуатации, призывали народ к росвещению, оседлости и земледелию, ставили вопрос об эмансипации женщины. В начале ХХ века усиливаются культурные связи Казахстана. Если восточная поэзия была широко известна, то теперь прогрессивно настроенные поэты и писатели обращаются к русской и западноевропейской классике – переводятся произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Крылова и другие. Богаче и разнообразнее становится казахская литература в жанровом отношении: пишутся первые казахские романы, драмы, рассказы, появляются критические статьи, очерки, развивается сатира. На качественно новую ступень развития поднялась казахская литература, причем издание кнги на казахском языке окозало серьезное положительное воздействие на формирование национальной культуры. За короткий промежуток времени в начале века вышло в свет около 200 книг. Издавались и переводные произведения русских писатаелй. Были опубликованы образцы казахского народного творчества, сочинения классиков Востока, релегиозно-героические киссы (поэмы). Жанровый состав казахской народной поэзии значительно пополняется с присоединением Казахстана к России. В XIX и начале XX веков в казахской народной поэзии получают главенствующее значение произведения, правдиво и вместе с тем критически воспроезводящие жизнь, проникнутые освободительными стремлениями народа, это – айтысы, исторические песни, бытовые сатирические сказки и пословицы, обличительные и повстанческие песни. Создавая и развивая их, казахский народ не отказывался от ранее сложенных им устно-поэтических произведений. По-прежнему по аулам пели обрядово-бытовые песни, сказывали старые сказки, эпические произведения про батыров. По-прежнему в народе ценили настовительное слово мудрого человека. К концу XIX века и особенно в ХХ столетии широкую известность в народе приобретают песни Биржана-сала, Ахана-сэрэ, Жаяу-Мусы, Балуана-шолака и других казахских акынов. Некоторые из этих песен: «Галия» Балуана-шолака, «Сырымбет» и «Акдарига» Ахана-Сэрэ, «Светик Лейла» – по темам и форме близки к народной любовной лирике. В них поется о радостях и страдания любви, о разлуке. В других полюбившихся народу песнях акынов поднимаются общественные темы. Жаяу-Муса в песне «Белый ситец» обличает богача Мусу Чорманова, грозит ему расправой. Биржан-сал в песне «Заблуждающийся» поет о произволе Жанботы – волостного управления, преследуюшего акына. Акыны значительно обогатили казахскую народную лирику. Их поэзия связаня с фольклором, питается им. В свою очередь, стихи акынов не только стали народными песнями, но по их образцу появились новые песни. Особенно много для развития народной песни сделал Абай. В песнях Абая – «Письмо Татьяны», «Привет тебе, красавица», «Ты – зрачок глаз моих» возникает образ нового человека, с более сложным внутреним миром, чем в традиционной лирике. «Письмо Татьяны» – вольный перевод известных строк из «Евгения Онегина»: «Я к вам пишу. Чего же боле?» Пушкинская Татьяна привлекла Абая недюжинным умом, самостоятельностью характера. Глубокое знание Абаем казахской действительности, устно-поэтической культуры родного народа, вдумчивое изучение восточной классики и русской, а через нее европейской литературы питали его творчество и способствовали тому, что многообразное наследие Абая ознаменовано принципиально новый этап в развитии казахской литературы. Абай стал основоположником казахской реалистической литературы и национального литературного языка. Своими высокохудожественными, оригинальными произведениями и переводами лучших образцов русской и мировой классики Абай поднял казахскую культуру и литературу на новую историческую ступень. Ни одного празднество не обходилось без айтыса акынов (айтыс – состязательная песня, импровизированный поэтический спор). Участники айтысов обсуждают самые различные вопросы. Роль казахской интеллигенции в развитии Казахстана Расслоение аула, оседлый и кочевой образ жизни, необходимость образования, отношение к русской культуре, новые темы айтысов второй половины XIX начала XX столетия. Эти темы выходят за переделы узких родовых интересов, выжны для своего казахского народа. Во время айтысов акыны спорят о школе, почте, телеграфе, о торговле, о деятельности уездных начальников и волостных старшин. Одни защищают интересы народа, другие – баев, знати и поставленного царским правительством начальства. В ту пору становятся известными мастера айтыса Кемпирбай, Кулмамбет, Биржан, Сара, Суюнбай и его ученик Джамбул. Отстаивая народные интересы, Джамбул обличает баве и мулл, поет о байской кабале, ханженстве мулл. Критика Джамбула – народная критика. К началу ХХ века, юлагодаря Джамбулу и другим народным акынам, айтыс стал жанром обличительным. Казахская литература развивалась в тесной связи с общественно-политической жизнью России, с литературами соседних тюркских народов. В указанный период плодотворно трудились писатели Шади Жангиров, Мажтур Копеев, Макиш Калтаев, Нуржан Наушабаев. Эта группа писателей и их творчество отражали сложные противоречия своего времени. Поэтами, журналистами, переводчиками были Мухамеджан Сералин, Султанмахмут Торайгыров, чья деятельность нашла признание среди широких слоев казахского общества. Особое место в культуре Казахстана начала ХХ века принадлежит выдающимся поэтам, писателям и общественно-политическим деятелям – Ахмету Байтурсынову, Мыржакыпу Дулатову, Шакариму Кудайбердиеву, Магжану Жумабаеву, Жусупбеку Аймаутову, открывшим новую страницу в истории национальной культуры. В это же время начинается освоение новых для казахской культуры жанров искусства – драматургии, живописи, театра. Таким образом, общественное сознанеие Казахстана рассматриваемого периода (конец XIX – начало XX веков), было неодназначным, представляло собой сложное явление, находившееся на перепутье истории, впрочем как и общество в целом. Непримиримая борьба шла между идеологией шовинистического колониализма и идеологией свободы и независемости. Идеи, активно распространяемые казахской интеллигенцией, способствовали пробуждениею казахского общества, оказывали влияние на правосознание, нравственность казахского народа |