Разработка турмаршрута в историко-культурном ландшафте. Редактированная статья Лейла Бакытова. Фио (полностью) Бакытова Лейла Бакыткызы Ученая степень (ученое звание)
Скачать 188.47 Kb.
|
ФИО (полностью): Бакытова Лейла Бакыткызы Ученая степень (ученое звание): Phd-докторант ЕНУ имени Л.Н.Гумилева Должность: Руководитель отдела охраны и пользования памятников историко-культурного наследия Наименование учреждения (полностью): РГКП Национальный историко-культурный и природный заповедник-музей «Улытау» Контакты (адрес, телефон): с.Улытау, ул. Б.Булкышева 14, 87029992250 Адрес автора: Нур-Султан, Кабанбай батыра 58 Факс, E-mail: bakytova17leila@gmail.com Тема доклада: Разработка турмаршрутов в историко-культурных памятников: кейс космического маршрута по Жезказган-Улытаускому региону Материалы для доклада (проектор, слайд): презентация, открыть доступ к демонстрации в Zoom Бакытова Лейла БакыткызыЕвразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева, phd докторант по специальности «Культурология», Нур-Султан, Казахстан, РГКП Национальный историко-культурного и природного заповедника-музея «Улытау», Руководитель отдела охраны и пользования памятников историко-культурного наследия, с.Улытау, ул. Б.Булкышева 14, 87029992250, bakytova17leila@gmail.com РАЗРАБОТКА ТУРМАРШРУТОВ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ: КЕЙС КОСМИЧЕСКОГО МАРШРУТА ПО ЖЕЗКАЗГАН-УЛЫТАУСКОМУ РЕГИОНУ Национальный историко-культурный и природный заповедник-музей «Улытау» со времен создания (1990 года) является самым крупным по территории заповедником-музеем Казахстана. На территории заповедника-музея расположены 25 комплексов общей площадью 147246 тыс. га, также официально зарегистрированы 337 разновременных памятников, 282 из которых занесены в историко-культурную карту фонда [1]. В целом, территориальная величина заповедника-музея идентична с территорией Швейцарии. Часть историко-культурных комплексов вошли в государственный реестр памятников республиканского значения: средневековые памятники градостроительства и архитектуры – мавзолей Аяккамыр ХІ-ХІІ вв., мавзолей Алашахана ХІ-ХІІ вв., мавзолей Жошы хана ХІІІ в., ритуальное погребение Домбауыл VIII-IX вв., городище Баскамыр IX- ХІІІ вв, мавзолей Болган-Ана ХІІ-ХІІІ вв., памятники ХІХ- ХХ вв. мавзолеи Айранбая, мавзолей Дузена, мавзолей Кетебая, мавзолей Маката [2]. В рамках программной статьи Елбасы «Рухани жаңғыру: Болашаққа бағдар» – мавзолеи Алашахана, Жошы хана, некрополь Домбауыл, исторический памятник «место Булантинской битвы», вершина Аулиетау, петроглифы Теректы, гора Едиге, Алтыншокы введены в список сакральных объектов общенационального значения Казахстана1 [3]. Улытауские памятники включают в себя не только культурные ландшафты2, но и природные и археологические памятники, которые требуют популяризации. Об этом в своем выступлении отметил Глава государства – К.Токаев «… Улытау должен стать центром этнографического туризма международного уровня…» на туристском форуме «Жезкиик-2019» [4]. В текущем году Президент провел торжественное открытие историко-культурного комплекса Жошы-хана, который за короткое время превратился в региональный бренд. Все больше внимания уделяется на развитие в Улытау туристских дестинации сакрального и эко-этнографического характера. Также строительство Визит-центра «Улытау» показывает необходимость в продвижении объектов, их группировки в маршруты и туристические продукты. Поэтому заповедник-музей не останавливается на базовых задачах и параллельно создает новые туры для будущих посетителей. Основной особенностью ведения подобных работ заповедника-музея заключается в достаточно долгой дистанции между памятниками. Также развивающаяся дорожно-транспортная инфраструктура и сфера услуг создают дополнительные помехи во время путешествия туристов, что является одной из проблемных вопросов привлечения туристических компаний в регион и посетителей в целом. Несмотря на всевозможные препятствия, заповедник-музей выполняет сейчас и роль оператора по созданию туристических пакетов, маршрутов, также основным заинтересованным лицом в развитии регионального туризма и популяризации местных памятников, достопримечательностей. Это накладывает дополнительную обязанность в разработке маршрута для разного социального сегмента по возрастным, гендерным, национальным и другим различиям. В этой работе представлена одна из последних туристических маршрутов, который прошел контрольную проверку с предоставлением дескриптивного анализа объектов. Наземный «космический маршрут» Жезказган-Улытауского региона Рис. 1. Карта маршрута С некоторых пор тема «космического» прошла аксиологическую девальвацию, несмотря на повышенный интерес страны в развитии космического туризма, попытки которого были предприняты в 2004 году (полет с первым космическим туристом Т.Мусабаева). Сравнительно с каноническими представлениями города и руральных местностей, сфокусированных на реактивизацию памяти золотоордынской эпохи или известного комплекса Талдысай, сакральных мест Улытау, локальные «космические» места являются актуальной и новой темой в ландшафтной идентификации города Жезказган и конструирования регионального бренда. Несмотря на прямую причастность местности к космической инфраструктуре тема «космического» – белое пятно в социальных антропологических исследованиях, соответственно и в туристической деятельности Жезказган-Улытауского региона. В целом, регион играет весомую роль как место приземления космонавтов и падения космических ракет с советских времен. Поэтому в местности сформировались космические традиции – подготовка трудовых подарков к завершению космических полетов (перевыполнение трудового плана), встреча с журналистами и официальными лицами в аэропорте города и образцовыми школьниками, посадка елей на Бульваре Космонавтов в «Алее славы», получение статуса «Почетного гражданина Джезказгана», обязательная встреча с металлургами, небольшой отдых в гостиницах города, открытие новых стратегический важных объектов [5]. Идея создания такого тура произошла в процессе разработки маршрута исследования мест памяти региона, связанных с темой космического в рамках проекта «АР08856485 «Космос» в культурном ландшафте Казахстана: социальное и культурное измерение». Экспедиция, проведенная по маршруту, упорядочила материалы и помогла увидеть в перспективе будущее «наземного космического маршрута». Тур рассчитан минимум на шесть дней и включает в себя посещение сакральных мест – петроглифов Теректы, вершины Аулиетау, мечети Дулыгалы (по запросу) в 90 км от села Байконыр, памятника «Трем героям» в поселке Шалгинский, природных ландшафтов – урочища Билеути, горы Кишитау, меловых гор Акжар, реки Караторгай, кварцевой долины Актаз, геоглифов в Аркалык (по запросу), четырех сити-туров, культурных ландшафтов – памятного места «Қазақ хандығы», «места Булантинской битвы», петроглифов и музеев по Жезказган-Улытаускому региону. Данный маршрут направлен стать конкурентоспособной альтернативой с другими существующими маршрутами в развитии межрегиональных туристических дестинации, которые имеют возможность продолжения в Кустанайской и Кзылординской областях автотранспортом и/или железнодорожными путями (Тюретам, Жосалы). Также наземный космический маршрут актуален на национальном уровне как инвестиционный проект в качестве турпродукта для международного сообщества. Тур начинается с города Жезказган для ознакомления с местными памятниками и музеями – Жезказганским историко-археологическим музеем с выставочным залом «История развития космонавтики» и историко-промышленным музеем имени К.Сатпаева ТОО Казахмыс, Бульваром Ғарышкерлер, домами с панно, стеллой «Космос», памятником «Покорителям космоса», школьным музеем космонавтики и другими местами, которые объеденены в единый сити-тур. Следующий пункт в маршруте – выезд из Жезказгана в комплекс Теректы по Карагандинской трассе (90 км). Теректинский археологический комплекс3 интересен не только масштабностью нарисованных наскальных рисунков, но и космогоническими сюжетами. В Теректы семантическое значение камня с крупными двенадцатью архарами интерпретируется как двенадцать созвездий или цикл из двенадцати лет (мушел жас). Среди любопытных культурных практик популярна «теректинская горка», семантика которой объясняется изображением млечного пути, а три точки – имитация трёх созвездий [6]. Дальше комплекса предположительно в 9 км был расположен измерительный пункт 7-Т, который являлся базой слежения космических ракет до её вылета в открытый космос. Сейчас там остались руины. Несмотря на это, сама местность комплекса представляет цикл церемониальных практик для туристов, которые включают познавательные аспекты самих изображений, ощущении степи через природную красоту. По маршруту в 180 км от комплекса Теректы расположено место современной сакрализации – «Памятник экипажу Союз-11» или ныне «Памятник трём героям», посвященный первой космической трагедии. Место гибели изначально был маркирован местными жителями красной звездой (1971), позже были воздвигнуты мемориальная доска и мемориальный памятник. Ежегодно местные жители и родные погибших на день космонавтики собирались для шествия, позже они обрели общенародную значимость, что памятник стал популярным и за пределы страны и значимым местом посещения. Дальнейший маршрут проложен из города Жезказган с выездом в село Байконыр. Первой точкой маршрута является дорожный знак при въезде Жезды. Он расположен на возвышенности. В бетонной конструкции знака напоминающий остановку встречаются символика звёзд на напольном покрытии и ракеты, которая устремлена ввысь. Дальше мы попадаем в Жездинский музей истории горного и плавильного дела имени М.Торегелдина, где экскурсоводы подробно рассказывают об истории местности, о промышленных прорывах и англичанах, которые исследователи регион и начали строительство Карсакпайского медь завода. Карсакпайский медеплавильный завод с историей в 100 лет с британо-американскими оборудованиями – один из достопримечательностей, который требует сейчас не только финансовой поддержки, но и имеет перспективу превратиться местом индустриального туризма и самобытным культурным ландшафтом. Еще одним из местных объектов культуры является Дом-музей К.И.Сатпаева. Дом-музей отличается подачей экспозиции и атмосферой, которая царит внутри дома. Все инвентари, выставленные классическими методами экспонирования, помогают почувствовать часть жизни гранд-академика в Карсакпай и его каноническом труде «Большой Джезказган». Основной дислокацией маршрута является окрестности села Байконыр. Сама местность напрямую связана с топонимикой космодрома и городом Ленинском. Топонимика исторического Байконыра имеет несколько версии в интерпретации. Одна из них про местного жителя из рода найман – Байконыр, который был состоятельным и защищал местность от межродовых конфликтов с местными кипчаками [7]. Также в кзылординском Байконуре тоже есть местная лирическая легенда о девушке из богатой семьи Байконура, которая влюбилась в пастуха [8]. Третья версия связана с богатым месторождением угля «бай комир», который для русских звучал как байконыр [9]. Последняя – о том, что словосочетание «бай коныр» имеет значение «земля, богатый холодным ветром» [10]. В 1960-е годы по словам местных жителей на урочище реки Байконыр (Буланты)-Билеуты находилась шахта, которая функционировала имитацией в конспиративных целях. Существует легенда, что во время холодной войны двух держав первый полет человека в космос был совершенно секретным. Поэтому международное сообщество информировали, использовав топонимику улытауского Байконыра, позже во избежание саботажа переименовать сам космодром в Байконур. Также в дневниковых заметках часто встречается материал о ракетной базе, расположенной в Байконыр Улытауского района и космической базы в Байконуре Кзылординской области. Село Байконыр со всеми объектами возле – выглядит как целостный комплекс для развития этнотуризма. Во-первых, сама местность села, сельская культура, быт жителей, которые занимаются скотоводством и производством домашних молочных продуктов, менталитет открытых людей к беседе с незнакомыми людьми, реконструкция местных кафе и предоставление аренды жилья – все это в совокупности является благоприятным климатом для развития туристической деятельности. Природные ландшафты, в особенности доступность к реке Байконыр в летний сезон, меловые горы «Тандай», «Акалажар» – объединяются в единую природную композицию. Село Байконыр сравнительно с другими многими селами выглядит намного больше по размерам. В селе во время геологических разведок англичан, был найден бурый уголь для снабжения будущего завода в Карсакпай, а Жезказган, в то время существовал как основная медная сырьевая база. В постреволюционный период, в местности началась стройка промышленного поселка с типичным планом. Для работы с углем приезжали местные жители, проживавшие в бараках – «кызыл уй», также использовался труд заключенных Жезказганлаг, который обозначен на карте как «дом заключенных». Отдельное место в маршруте занимает посещение историко-культурных объектов – исторический ландшафт «место Булантинской битвы», новый комплекс «Қазақ хандығы», где проходило празднование 550-летие Казахского ханства, место погибшим батырам в Булантинской битве – «Батырлар қорымы», место сбора батыров с обозначением тамги родов – «Найзатас», петроглифы Байконыр и Билеуты, вошедшие в археологическую карту заповедника-музея «Улытау». Тур по маршруту дальше продолжается в Кишитау, где из историко-культурных памятников встречаются петроглифы и природный ландшафт с холмами и рекой Шыгырлы. Также само село Кишитау является пунктом падения первой ступени ракетных обломков (пункт Стандарт), поэтому эта местность интересна туристам с различными интересами. По дороге в Кишитау можно заехать в кварцевый рудник Актаз, где добывается минерал, специально защищающий ракеты от воздействия радиации. Следующий пункт маршрута связан с селом Улытау, вершиной Аулиетау – архетипом мировой горы. Аулиетау – священная вершина, которая вошла в список сакральных мест общенационального значения, с 2018 года в государственный реестр историко-культурных памятников республиканского значения. В селе Улытау помимо хайкинга на вершину с шыракшы, имеются экспозиции Визит-центра и заповедника-музея «Улытау». Дальнейший тур продолжается поездкой на меловые горы Акжар, получившие название «Улытауский Марс». Красно-желтый окрас меловых гор, необычная флора и фауна притягивают туристов неземной красотой, это крайняя точка дислокации маршрута. На природном ландшафте возникает чувство отстранённости от земного, появляется ощущение межпланетного или космического. Попутно до меловых гор можно посетить историко-культурные памятники саганатам «Маката», пещера Кейки-батыра, промышленные свинцовые рудники, английские дома и природный ландшафт у озера Караторгай. Дальше маршрут можно продолжить поездкой на Аркалыкские геоглифы, которые граничат с Улытауским районом и/или вернутся в Жезказган. Библиография: Официальный сайт «Национальный историко-культурный и природный заповедник-музей «Улытау», Электронный ресурс, URL: http://ulytaureserve.kz/13-nacionalnyj-istoriko-kulturnyj-i-prirodnyj-zapovednik-muzej-ulytau.html, дата публикации: 25.11.2020, дата обращения: 11.11.2021 ИПС «Адилет», Государственный список памятников истории и культуры республиканского значения, приказ Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 14 апреля 2020 года № 88, Электронный ресурс, URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000020397, дата обращения: 11.11.2021 Сайт Qazaqstan [non] official IQAP.KZ, 100 общенациональных сакральных объектов Казахстана, Электронный ресурс, URL: http://iqap.kz/100-%d0%be%d0%b1%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d1%85-%d1%81%d0%b0%d0%ba%d1%80%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d1%85-%d0%be%d0%b1%d1%8a%d0%b5%d0%ba%d1%82/ Сайт Profi.Travel, Президент Казахстана поднял важные вопросы развития этнотуризма на турфоруме в Улытау, URL: https://profi.travel/news/43343/details, дата публикации: 26.08.2019, дата обращения: 11.11.2021 Н.Железнев, А.Тышлер, Богатыри космоса – в объятьях джезказганцев, Джезказганская правда 21.08.1979Аудио-интервью с респондентом 1, научным сотрудником Национального историко-культурного и природного заповедника-музея «Улытау»Аудио-интервью с респондентом 2, местным жителем села Байконыр Аудио-интервью с респондентом 3, гидом из станции Тюретам Аудио-интервью с респондентом 4, учителем истории школы села Байконыр В. Порохня Дорога на Байконур, Алма-ата, «Казахстан» 1977, 104 стр. 2 Культурный ландшафт согласно официальной документации Комитета всемирного наследия – «культурные ценности [которые] представляют собой совокупность произведений природы и человека» (Сайт ЮНЕСКО Статья о «Культурных ландшафтах», в которой указаны все культурные ландшафты, внесенные в список. URL: https://whc.unesco.org/en/culturallandscape/, дата обращения: 11.11.2021) 3 Входит в состав комплексов заповедника-музея «Улытау» |