олорт. Физическая культура в средние века
Скачать 44.5 Kb.
|
Вопросы для обсуждения на практическом занятии «История физическая культура и спорта» Тема: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СРЕДНИЕ ВЕКА Раскройте главное отличие идеологии средневековой Европы от античности и влияние идеологии на развитие физической культуры в средние века. Опишите рыцарскую систему воспитания и ее влияние на физическое воспитание. Раскройте особенности физического воспитания подростков и девушек после 14 лет. Отличия физического воспитания в Древнем Риме от древнегреческой системы физического воспитания. Физическое воспитание, игры и состязании дворянской молодёжи. Причины упадка рыцарства. Физическое воспитание и спорт крестьян и горожан. В различных частях мира к феодальным формам физической культуры пришли не в одно время. В таких регионах, как Индия, Китай, Япония и др., где развитие шло постепенно, главную роль играли традиции. Здесь не отказались от старых форм физического воспитания, а лишь видоизменили его. Значительную роль в создании феодальных форм физической культуры сыграли различные мировые религии: буддизм, христианство и ислам, которые были тесно связаны с государствами, выбирали и использовали в своих интересах местные обычаи или сами приспосабливались к ним. Однако отношение к физической культуре представителей той или иной веры было различным. Разница во взглядах на физическое совершенство человека в Древней Греции и в период Средневековья ярко просматривается через изменение понятия ―аскетизм‖. Греческим словом ―аскет‖ (упражняющийся в чем-нибудь) в период Средневековья стали называть человека, который презрел тело, терзает его и закаляет лишь дух. Идеалом тела становится тело распятого Христа, измученного страданиями во имя спасения человечества. Это, конечно, не символ физической силы и гармонично развитого человека, а святой образ аскетичного монаха, отшельника, отказавшего себе в каких-либо жизненных удовольствиях. Следует заметить, что в период Средневековья государства вынуждены были заботиться о военно-физической подготовке феодалов. Яркий пример этому — рыцарская система военно-физического воспитания. Рыцарь становится к тому же идеалом аскета, поскольку ценились не только физические кондиции, боевой дух, но и то, что эти качества были подчинены Богу и церкви. К началу этапа развитого феодализма в Западной Европе получила распространение рыцарская система воспитания. Она носила исключительно прикладной, главным образом военный, характер. Самым главным и наиболее сложным искусством — верховой ездой — сначала овладевали в детском возрасте на деревянном макете, причем макет имитировал изгибы крупа живой лошади (вот куда уходят корни возникновения гимнастического снаряда — коня). Основной формой военно-физической подготовки феодалов были рыцарские турниры — парные и групповые. Античная - культ человеческого тела, разума, произведений искусства, природы как составляющей человеческого бытия. Антропоцентризм. Гуманизм. Средневековая же философия объявила человеческое (а в особенности женское) тело сосудом греха; культивировался аскетизм, равнодушие к земным благам. Взамен же предлагалось царство небесное и райское блаженство. Господствовал теоцентризм. Рыцарское воспитание — система воспитания сыновей светских феодалов: до 7 лет в семье; при дворе сеньора — до 14 лет — пажи; до 21 года — оруженосцы. Рыцарское воспитание включало обучение семи рыцарским добродетелям: верховой езде, фехтованию, владению копьём, плаванию, соколиной охоте, сложению стихов в честь дамы сердца, игре в шахматы, — а также придворному этикету. Будущие рыцари получали и религиозное воспитание. В рыцарской системе образования мальчик в возрасте 10–12 лет попадал в дом знатного феодала или ко двору короля в качестве пажа. Прислуживая своим благодетелям, ребенок учился хорошим манерам, игре на музыкальных инструментах, пению, танцам, стихосложению, верховой езде, обращению с оружием. Юный паж должен был усвоить такие ценности, как доблесть, храбрость, стремление к славе, великодушие, бескорыстное поклонение даме. В 14–16 лет подросток становился оруженосцем, занимался разносторонней военной и физической подготовкой. В 18–21 год молодой человек после многочисленных испытаний посвящался в рыцари, в этот период священник обучал юного феодала богословию. К XIV в. рыцарство утратило влияние в обществе, но идеал рыцарского воспитания, включавший изучение французского языка, чтение литературы, игру в шахматы, сочинение и пение собственных стихов, игру на музыкальных инструментах, владение копьем, фехтование, езду верхом, плавание, еще долгое время оказывал значительное воздействие на воспитание в Европе. Помимо физической подготовки феодалы должны были соблюдать семь рыцарских добродетелей. Прежде всего, они должны были быть верны церкви и своему учителю – королю или сюзерену; обладать личной храбростью; соблюдать правила рыцарских поединков; свято чтить данное слово; быть великодушным к слабым; обязательно благородно относиться к дамам, кроме крестьянок и женщин из городских сословий. Рыцарский титул не передавался по наследству, а присваивался. Поэтому воспитание детей было организовано следующим образом. До семи лет дети воспитывались в семье. В семь лет их отправляли на обучение к крупному феодалу-сюзерену или королю. До 14 лет они помогали по хозяйству и исполняли роль пажей, осваивали рыцарский этикет и занимались физическими упражнениями. С 14 лет пажей производили в оруженосцы, вручали меч и шпоры, и до 21 года они занимались исключительно военно-физической подготовкой. Учение завершалось посвящением в рыцари. Акту посвящения в рыцари предшествовали воздержание, исповедь, принесение жертвы. В назначенный день кандидаты в рыцари подвергались испытаниям, заключавшимся в том, что нужно было на полном скаку проколоть копьем подвешенное соломенное чучело. Двое поручителей подтверждали его добропорядочность, происхождение и наличие собственности, затем давалась клятва. После церемонии кандидат получал шлем, щит, меч, рыцарский пояс и золотые шпоры и становился членом рыцарского ордена. Воспитание дочерей феодалов проходило значительно скромнее, в подростковом возрасте их посылали к рыцарю или родственнику, где они обучались кроме игр и танцев основам верховой езды, соколиной охоте и стрельбе из лука. С ростом средневековых городов (XI—XIV вв.) открылась новая возможность для дальнейшего развития народных форм физического воспитания. Горожане, в основном ремесленники, в целях самообороны городов от феодалов организовывали фехтовальные и стрелковые «братства». Наиболее широкое распространение они получили во Франции, Италии, Германии, Бельгии, Швейцарии. Кроме этого, в городах практиковались игры и развлечения. На площадях и улицах Англии играли в «суль», напоминающий современный футбол. На городских гуляньях выступали акробаты, борцы, кулачные бойцы. Среди крестьян популярны были борьба, метание камней, бег, фехтование на палках, бег на коньках, скачки, лапта, игра в мяч, травяной хоккей, ходьба на лыжах. В период позднего средневековья (XV—XVII вв.) крепнущая городская буржуазия превращала стрелковые и фехтовальные «братства» в замкнутые аристократические клубы. Физическое воспитание городской знати все больше обособлялось. Зажиточные слои города стали строить специальные помещения для своих занятий физическими упражнениями и играми. Наиболее популярными среди них становятся теннис, гольф, крикет. |