Политические партии: большевики, кадеты, эсеры, «Алаш», «Уш Жуз», «Шуро-и-Исламия», «Шуро-и-улемия».. СРСП2_Нұрғалым. Флаг рсдпр(б))
Скачать 320.93 Kb.
|
Большевики. (флаг РСДПР(б)) Большевики – это изначально большинство в центральном комитете Российской социал-демократической рабочей партии, революционеры-радикалы, сторонники Ленина. Большевики отличались своими радикальными взглядами и стремлением к масштабной революции. Меньшевики, во главе с Мартовым, напротив, склонялись к легитимным методам борьбы с самодержавием(реформам). Идеология большевиков была основана на почве марксизма, но имела и немало общего с такими радикальными движениями, как народничество и анархизм. Большевики использовали опыт Великой французской революции, беря пример с якобинской диктатуры. В ходе Гражданской войны все противники большевиков на территории бывшей Российской империи потерпели поражение (за исключением получивших самостоятельность Финляндии, Польши и стран Прибалтики). РКП(б) стала единственной легальной партией в стране. Слово «большевиков» сохранялось в названии коммунистической партии до 1952 года, когда XIX съезд переименовал партию, называвшуюся к тому времени ВКП(б), в Коммунистическую партию Советского Союза. Кадеты. (плакат кадетской партии 1917 года) Конституционно-демократическая партия – одна из основных политических партий в России в 1905 – 1917гг. Конституционно-демократическая партия представляла левую фракцию российского либерализма. Они занимали главенствующее положение в 1-й и 2-й Государственных думах. Поддерживали политику правительства в 1-й мировой войне. Преобладали в первом составе временного правительства. Кадетов еще уважительно называли «профессорской партией», имея в виду высокий образовательный и культурный уровень рядовых членов и руководства партии, в лице: Милюкова, Шингарева, Набокова и др. Конституционные демократы предложили России проверенные конституционные решения и либеральные ценности, давно привившиеся в парламентских государствах. Их программа включала в себя: конституционно-парламентарную монархию, демократические свободы, принудительное отчуждение помещичьих земель за выкуп, законодательное решение «рабочего вопроса». Однако эти ценности и идеалы оказались невостребованными, а программа провальной. После Октябрьской революции партия Кадетов была запрещена. Эсеры. (эмблема эсеров) Партия социалистов-революционеров – радикальная политическая партия Российской империи, позже Российской Республики и РСФСР, действующая в 1902-1923 годах. Партия социалистов -революционеров занимала одно из ведущих мест в системе российских политических партий. Она была наиболее многочисленной и самой влиятельной немарксистской социалистической партией. Являясь последователем идеологии народничества, партия прославилась как одна из активнейших участниц революционного террора. Триумфом для эсеров стал 1917 год. В короткий срок после Февральской революции партия превратилась в крупнейшую политическую силу, достигла по своей численности миллионного рубежа, приобрела главенствующее положение в местных органах самоуправления и в большинстве общественных организаций, победила на выборах в Учредительное собрание. Ее представителям принадлежал ряд ключевых постов в правительстве. Привлекательными для народа были ее идеи демократического социализма и мирного перехода к нему. Однако, не смотря на все это, эсеры оказались неспособны противостоять захвату власти большевиками и организовать успешную борьбу против их диктаторского режима. «Алаш». (флаг партии «Алаш») Партия «Алаш» - общественно-политическое национально-освободительное движение, объединившее казахскую интеллигенцию в 1917-1920гг. Созданная Алиханом Букейхановым, Ахметом Байтурсыновым и Мыржакипом Дулатовым партия, примыкала по идеологии к партии кадетов. Официальный орган партии – газета «Казах». Партия отстаивала право казахов на территориально-национальную автономию в составе «демократической, парламентской и федеративной Российской республики». Проект программы партии «Алаш», опубликованный перед выборами в Учредительное собрание России, ставил в качестве первоочередных задач всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическую Российскую федеративную республику с президентом и законодательной Думой, равенство республик, входящих в состав России, демократические свободы, отделение церкви от государства, равноправие языков и др. В ноябре 1917 года на выборах в Учредительное собрание партия «Алаш» получила большинство голосов и 43 депутатских места. По количеству голосов, полученных на выборах в Учредительное собрание, «Алаш» занимала 8 место среди полусотни партий, существовавших в России накануне Октябрьской революции. Лидеры «Алаша» Октябрьский большевистский переворот восприняли негативно. Пришедшими к власти большевиками партия «Алаш» была немедленно упразднена, а все ее руководители, несмотря на амнистию, были в 30-х годах расстреляны. «Уш жуз». «Уш жуз» - партия радикально, пробольшевистски настроенных слоев населения, наиболее распространившаяся в северо-восточных областях Казахстана в 1917-1919гг. ЦК находился в Омске. Основателем ее был Мукан Айтпенов. Но деятельность «Уш Жуз» связана, прежде всего, с именем Колбая Тугусова. В ноябре 1917 года в 55 номере газеты «Революционная мысль» появилось сообщение о том, что в Казахском крае родилась новая Казахская социалистическая партия «Уш жуз». «Казахи, недовольные программой партии «Алаш», созданной известным кадетом Букейхановым, организовали самостоятельную партию под названием «Уш уз». Цель ее - защита федерации и объединение тюрко-татарских племен.» После Октябрьской революции партия выступала в поддержку Советской власти. Помогали большевикам устанавливать советскую власть в Казахстане и бороться с партией «Алаш». В 1919 году за связь с большевиками, К. Тугусов был казнен белогвардейцами. Лишившись лидера, партия «Уш Жуз» прекратила свое существование, но часть ее активных сторонников вступила в партию большевиков. «Шуро-и-Исламия». (флаг Туркестанской автономии) Шура-и-Ислам — общественно-политическая организация в Туркестане, существовавшая в годы революции 1917 года и Гражданской войны в России. Организация основана в начале марта 1917 в Ташкенте и была идейно связана с национально-демократическим просветительским движением Джадидизма. Возглавил организацию Мунаввар Кары Абдурашидханов. Активную роль в организации играли Мустафа Шокай, А. В. Кори, М. Муминбаев, А. Темирбеков, Мирджалилов Саиднасыр и др. К концу марта 1917 отделения Шура-и-Ислам возникли почти во всех городах Туркестана. Одним из главных политических требований организации было создание национально-религиозной автономии Туркестана в составе России. Организация выступала за сохранение частной собственности, в том числе на землю. Позже партия приняла решение о культурно-политическом самоуправлении Туркестана и выразил доверие Временному правительству. На съезде был избран «Краевой совет туркестанских мусульман». С момента создания организации в ней выделилось два основных крыла джадидов и улемистов. Первые выступали за проведение буржуазно-демократических реформ, вторые были сторонниками ортодоксального ислама, требовали соблюдения норм шариата, выступали против реформы образования на европейский манер. В июне 1917 улемисты вышли из Шура-и-Ислам и образовали свою организацию Шура-и-Улема. Члены организации негативно встретили Октябрьскую революцию в России и Вооруженное восстание в Ташкенте в октябре 1917 года. В ответ на провозглашение в Ташкенте Туркестанской советской республики члены организации приняли участие в создании национального правительства в Коканде. После разгрома правительства в Коканде в 1918 году, партия прекратила свое существование. Оставшиеся члены организации участвовали в движении басмачей против Советской власти в Туркестане. «Шуро-и-Улемия». Шура-и-Улема — общественно-политическая организация в Туркестане, существовавшая в годы революции 1917 года и Гражданской войны в России. В организацию входили представители мусульманского духовенства, местных феодалов, национальной буржуазии. Как отдельная организация Шура-и-Улема выделилась в июне 1917 года из организации Шура-и-Ислам. Члены организации выступали за сохранение патриархальных устоев в быту и в общественной жизни, традиционных форм собственности на землю. Выступали против буржуазно-демократических реформ, противоречащих нормам ислама. Среди участников движения были распространены идеи панисламизма и отделении Туркестана от России. Улемисты выступили против установления в Туркестане Советской власти, были в числе организаторов Кокандской автономии поддерживали и участвовали движение басмачей в Средней Азии. |