флейтовые инструменты Древней Индии. Флейтовые инструменты Древней Индии Поперечная флейта известна была в Индии по меньшей мере пять тысяч лет назад. В древнем писании ШримадБхагаватам
Скачать 28.12 Kb.
|
Флейтовые инструменты Древней Индии Поперечная флейта известна была в Индии по меньшей мере пять тысяч лет назад. В древнем писании «Шримад-Бхагаватам» (это - одна из восемнадцати основных Пуран, известная также как «Бхагавата-пурана), которое было написано мудрецом Вьясадевой примерно около 3100 года до нашей эры, встречается, например, следующее описание: мриданга-шанкха-бхерйаш ча вина-панава-гомукхах дхундхурй-анака-гхантадйа недур дундхубхайас татха (Песнь 1, глава 10, текст 15) В этом тексте слова «панава» и «гомукхах» обозначают разновидности флейты, «мриданга» и «дхундхури» - разновидности барабанов, «шанкха» - это раковина, «бхерйах» - некий медный духовой инструмент, «анака» - литавры, «гханта» - колокольчик. Полностью этот текст переводится с санскрита так: «Когда Господь покидал дворец Хастинапура, в Его честь разом забили различные барабаны: мриданги, дхолы, нагры, дхундхури, дундубхи, - заиграли всевозможные флейты, а также вина, гомукха и бхери». Неизвестно, какие именно разновидности флейты там имелись в виду, но более позднее произведение - «Ригведа», которое датируется 1500-1200 до н.э., уже более специфично. Там упоминаются флейты «нади» и «тунава», похожие на современные флейты бансури. В других древнеиндийских текстах такая флейта называется «вену». Например, там говорится, что флейта — один из трех главных инструментов, которые предназначены для создания музыки, наряду с человеческим голосом и струнным инструментом «вина» (ударение на «и»): вани-вина-вену. В «Натьяшастре», древнем трактате по театральному искусству и теории драмы и музыки (его составление началось в IV веке до н.э.), подчеркивается важность флейты «вену», а также объясняется, как на ней играть. В «Брахма-самхите» (датировка этого древнего текста точно не установлена, он долгое время считался утерянным, до тех пор пока в XVI веке Чайтанья Махапрабху не обнаружил 62 стиха пятой главы этого произведения) говорится: венум кванантам аравинда-далайатакшам- бархаватамсам аситамбуда-сундарангам кандарпа-коти-каманийа-вишеша-шобхам говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами (глава 5, стих 30) «Всегда играющий на флейте, Тот, чьи глаза — словно лепестки распустившегося лотоса ,а голова украшена пером павлина; чей прекрасный облик имеет оттенок синей тучи, обладатель несравненной красоты, пленяющий миллионы богов любви — Ему — предвечному Господу, Говинде, я поклоняюсь». «Венум» в этом стихе — это флейта «вену». Таким образом Говинда (это одно из имен Кришны, означающее, что Он является защитником коров и земли) играет именно на такой флейте. Известный богослов и святой XVI века Рупа Госвами (1493-1564) в своем трактате «Бхакти-расамрита-синдху» более подробно говорит о флейтах, на которых играет Кришна. Он перечисляет такие флейты, как:
Интересно было бы сравнить эти флейты с теми традиционными индийскими флейтами, которые сохранились до наших дней. Флейты «вену» очень популярны в Южной Индии. Другие названия этой флейты — пулланкужал, колалу, пиллана грови. Они бывают разных размеров. Число отверстий — восемь. Диапазон — 2,5 октавы. Флейты «бансури» наиболее распространены в Северной Индии, а также в Бангладеше, на Шри Ланке и в Непале. Они очень похожи на вену. Другие названия — мурали, вамши, банси, нади и пр. Санскритское слово «бансури» состоит из двух слов: «банс», бамбук, и «сур», мелодия. «Вамша» на санкрите — тоже «бамбук». Эти флейты бывают тоже разных размеров. Самая маленькая флейта этого семейства обычно называется «мурали», она 30 см в длину. Самая большая - «шанкха-бансури» - почти метр в длину. Число отверстий — шесть. Диапазон — 2,5 октавы. Таким образом, современные индийские флейты - «потомки» древних вену и вамши. |