Главная страница
Навигация по странице:

  • По способу выделения слога из такта можно ударение подразделить на

  • Динамическое ударение

  • Мелодическое ударение

  • фонетические компоненты ударения. теор фонетика. Фонетические компоненты ударения


    Скачать 16.31 Kb.
    НазваниеФонетические компоненты ударения
    Анкорфонетические компоненты ударения
    Дата17.10.2019
    Размер16.31 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатеор фонетика.docx
    ТипДокументы
    #90638

    Фонетические компоненты ударения

    Каждое фонетическое слово содержит просодическую вершину на одном из слогов, которую носитель языка может без труда фиксировать. Иногда считается, что этой вершине обязательно соответствует некоторое дополнительное дыхательное усилие, которое в качестве акустического результата имеет повышение тона, увеличение интенсивности и длительности ударного гласного (или всего ударного слога). Но хотя, действительно, каждое такое усилие приводит к восприятию ударности, неверно, что оно обязательно есть при каждом ударении.

    Физическим носителем ударения является слог: все компоненты ударного слога противопоставляются соответствующим безударным, но особенно ярко – вершины слогов, то есть в большинстве случаев - гласные.

    Фонетическими компонентами (параметрами, физическими коррелятами) ударения могут служить:

    интенсивность (как результат увеличения дыхательного усилия (увеличение дыхательного усилия), мускульного напряжения);

    длительность (особенно ударного гласного);

    повышение (в другом понимании – любое изменение) частоты основного тона;

    тембр гласного (безударные гласные обычно в той или иной мере подвергаются качественным изменениям).

     По преобладающему компоненту опреде­ля­ется фонетический тип ударения. Ударение, создаваемое выделением одного из слогов при помощи интенсивности (то есть динамическим выделением), называется экспираторным или динамическим. Если выделение ударного гласного осуществляется за счет сокращения длительности безударных, то ударение называется количественным или квантитативным. Ударение, создаваемое тональным выделением одного из слогов (нисходящая, восходящая интонация), называется тоническим или музыкальным.

    основной фонетический коррелят ударения

    тип ударения

    длительность

    количественное (квантитативное)

    интенсивность

    динамическое (экспираторное)

    частота основного тона

    музыкальное (тоническое)

    Чаще всего два или несколько фонетических параметров ударения объединяются в сложный просодический признак - например, гласный, на котором происходит изменение частоты является наиболее долгим и интенсивным.

    По способу выделения слога из такта можно ударение подразделить на:

    1. Динамическое (экспираторное, силовое) – слог выделяется силой выдоха

    2. Квантитативное (количественное) – слог выделяется долготой

    3. Мелодическое (музыкальное, тоновое) – слог выделяется движением голосового тона.

    1. Динамическое ударение имеется в русском, английском, чешском и других языках. В русском языке динамическое ударение сопряжено с квантитативным. Эксперименты показали, что, например, носители русского и английского языков, считающихся языками с динамическим ударением, воспринимают долгие гласные (или гласные с повышением тона) как ударные, т. е. интенсивность для них — не единственный признак ударения. Установлено, в частности, что для русского ударения длительность — важнейший компонент, поэтому русские склонны воспринимать чешские слова с долгим 2‑м слогом типа motýl ‘бабочка’ как имеющие ударение на 2‑м слоге, хотя в действительности ударение в чешском языке всегда на 1‑м слоге.

    2. Мелодическое ударение встречается, напр., в сербохорватском, литовском, китайском и др. яз.

    3. Динамическое ударение: сильное (в русском, английском и др.) или слабое (в чешском, грузинском и др.)

    В языках с противопоставлением долгих в кратких гласных признак длительности, не участвуя в создании эффекта ударения, может влиять на реализацию его разновидностей; так, в древнегреческом языке, имевшем музыкальное (тоническое) ударение, нисходящая разновидность ударения (циркумфлекс) была возможна только на долгом слоге, в отличие от восходящей (акута), допустимой как на долгом, так и на кратком слогах.

    В отдельном языке представлен, как правило, один фонетический тип ударения; довольно редки случаи сосуществования разных типов, как в шведском языке, где отмечается динамическое и музыкальное ударение (оба могут присутствовать в одном и том же слове, но динамическое ударение при этом тяготеет к начальному слогу), или в датском языке, где наряду с динамическим ударением в некоторых словах есть так называемый толчок (stød) — ударение, осложнённое гортанной смычкой (предположительно — остаток прежнего музыкального ударения). Известны языки, в которых вообще не отмечено ударения (например, палеоазиатские).

    Обычно в языках с ударением каждое знаменательное слово имеет ударение, и притом единственное; в некоторых языках в многосложных словах возможны два ударения одного типа, из них одно — главное, другое — второстепенное (например, в английском, немецком, ср. англ. competition ‘соревнование’ с главным ударением на 3‑м слоге и второстепенным ударением на 1‑м слоге). Наряду с обязательно ударными словами (ортотоническими) выделяются обязательно безударные — энклитики, к ним относятся артикли, предлоги, послелоги, частицы. В определённых условиях, однако, некоторые из таких слов могут в составе фразы «перетягивать» ударение со знаменательных слов (ср. «по́ воду», но «по я́годы»). Такое смещающееся ударение в индоевропейских языках называется рецессивным (Е. Курилович). Оно наблюдается в тех знаменательных словах, которые в праславянскую эпоху принадлежали к группе так называемых энклиномена (называемых так вслед за Р. О. Якобсоном, т. е. не имевших обязательного ударения, что отражено в фольклорных конструкциях типа «синё море» с одним ударением).


    написать администратору сайта