Главная страница
Навигация по странице:

  • Современные фонетические и исторические чередования

  • Фонетическая транскрипция

  • Письмо, его виды и история

  • Орфография

  • Этот принцип является ведущим для орфографии русского языка

  • лекции тя. Фонетические процессы


    Скачать 30.33 Kb.
    НазваниеФонетические процессы
    Дата10.03.2018
    Размер30.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалекции тя.docx
    ТипДокументы
    #38057

    Фонетические процессы

    Комбинаторные процессы – изменения звуков в зависимости от их окружения. Комбинаторными могут быть как изменения гласных, так и изменения согласных:

    ассимиляция – уподобление одного звука другому по одному или нескольким признакам. При этом рекурсия предшествующего звука испытывает влияние экскурсии последующего звука. Напр.: шубка [шу̀пкъ] б > п; повозка [паво̀скъ]. По направлению различают прогрессивную и регрессивную ассимиляцию (> -- прогрессивная, < -- регрессивная), в русском языке есть только регрессивная ассимиляция. Напр.: косьба[ка̀з’ба]; в клубе [фклу̀б'ъ]. По отстоянию членов ассимиляции друг от друга ассимиляция бывает: контактной (взаим-ют соседние звуки) и дистантной (звуки разделены другими), в русском языке есть только контактная ассимиляция. По полноте уподобления звуков: полная (звуки уподобляются один другому, полностью теряя своё качество и принимая качество соседнего звука. Напр.: с жаром [жа̀ръм]; подводчик [падво̀ч'ик]. Необходимо охаракт-ть звуки: [с] (переднеяз. зубной, шумный глухой парный, твёрд. парн) > [ж] (нёбный, звонк. парн., твёрд. непарн.) -- ассимиляция по месту образования, уч-ю шума и голоса и по твёрдости) и частичная (происходит если звук уподобляется другому по каким-либо признакам, но не теряет своего качества. Напр.: ножка [но̀шкъ] [ж]: (шумный звонкий парный) > [ш] (шумный глухой парный)).

    Таким образом при характеристике ассимиляции указывается:

    а. регрессивная или прогрессивная;

    б. контактная или дистантная;

    в. полная или частичная (с характ-й звуков и указанием изменённых признаков).

    диссимиляция – процесс расподобления стоящих рядом одинаковых согласных звуков. В отличие от ассимиляции достаточно редко меняет звучащий облик слова и в русском литературном языке встречается только в двух словах: лёгкий и мягкий. Причём сначала происходит ассимиляция звуков по глухости и по мягкости, а затем диссимиляция. Все остальные примеры касаются нелитературного языка, а именно: в диалектах, просторечии, детской речи (напр.: трамвай (транвай), секретарь (секлитарь));

    • аккомодация – приспособление артикуляции гласных звуков к артикуляции согласных:

    1. аккомодация гласных непереднего ряда ([а],[о],[у]): аккомодация происходит в соседстве с мягкими согласными (напр.: рад [р’˙а̀д]; ряд [р’˙а̀т] – гласный [а] аккомодирует в начале своего звучания; рать [рт’˙а̀], нырять [ныр’ä̀т’]. Происходит только под ударением, гласный становится более диезным.);

    2. аккомодация гласных переднего рядом ([и], [э]): если гласный между мягкими согласными (дети [дềт’и]).

    эпентеза/вставка звука – фонетический процесс, при котором происходит вставка звука в середине слова. Достаточно частый процесс в нелитературной речи. Напр.: срам [стра̀м];

    протеза/надставка -–разновидность эпентезы, при которой происходит приставление звука к началу слова;

    метатеза/перестановка – процесс перестановки звуков внутри слова, чаще всего встречается в детской речи, диалектах или при переходе заимствованного слова в русский язык;

    диэреза/выкидка – процесс выпадения звука в сложном звукосочетании. В русском языке – правило непроизносимых согласных. Напр.: постный [по̀сный], сердце;

    гаплология – частный случай диерезы, заключающийся в выкидке одного из двух одинаковых слогов. Напр.: минералогия (минералология – второй слог «ло» выпадает); знаменосец (знаменоносец – второй слог «но» выпадает);

    фузия – фонетический процесс, при котором происходит синтез согласных, т. е. два разных по качеству соседних согласных объединяются в третий иного качества, обычно происходит на стыке морфем. Напр.: расчёт [ращо̀т], купаться [купа̀цъ].

    Позиционные фонетические процессы – изменения звуков в зависимости от позиции звука по сравнению с другими. Характерны прежде всего для гласных звуков и отправной точкой в определении их позиции является ударение. Если гласный под ударением, то он слышится отчётливо; если гласный в безударном положении, то с ним происходят различные изменения, при этом артикуляция гласных и их характеристика изменяется по-разному в зависимости от позиции.

    Редукция – фонетический позиционный процесс, состоящий в менее отчётливом выражении качественных и количественных характеристик звука. Существует два типа редукции:

    1. количественная – сокращение звучания гласных звуков, при котором безударный гласный теряет в долготе и силе, но его тембр (качество) сохраняется. Подвергаются гласные [и], [ы], [у]. Напр.: пѝр, на пиру̀, пирова̀ть – [п'ѝр], [п'ъру̀], [п'ърова̀ть];

    2. качественная – безударный гласный теряет не только в долготе и силе, но и тембр (качество). Подвергаются гласные [э], [о], [а]. Имеет две ступени: 1. первый предударный слог; 2. во всех остальных слогах; кроме этого – позиция абсолютного начала слова, где гласные не редуцируются очень сильно. Ъ и Ь – редуцированные гласные.

    11.10.2017

    Качественная редукция гласных русского языка

    Ударная позиция


    Позиция абсолютного начала слова

    Первый предударный слог после твёрдого согласного

    Первый предударный слог после мягкого согласного

    Другие безударные позиции после твёрдого согласного

    Другие безударные позиции после мягкого согласного

    [а]

    [Λ] – а закрытое

    Са̀д, африка̀нский

    [Λ]

    Сады̀

    [ие] – и с оттенком е

    Пята̀к

    [ъ] -- редуцированный непереднего ряда

    Садово̀д

    [ь] -- редуцированные переднего ряда

    Пятачо̀к

    [о]

    [о]

    О̀стров

    [Λ]

    Острова̀

    [ие]

    Нестѝ (от нёс)

    [ъ]

    Половѝк


    [ь]

    Вы̀нес

    [э]




    э ] – ы с оттенком э

    Шерстя̀нка

    [ие]

    Сена̀ж

    [ъ]

    Шерстяно̀й

    [ь]

    Сенова̀л

    Примеры качественной редукции гласных:

    1. песня [п’ѐс’н’ь];

    2. ёлка [jо̀лкъ];

    3. напряжѐние [нъпр'иежэ̀н'иjь];

    Оглушение согласных звонких в конце слова:

    зябь [з’а̀п’]; стог [сто̀к]

    Процесс оглушения, являясь активным в русском языке, происходит и в некоторых европейских языках, напр., в немецком. Процесс осложняет изучение языка, приводя к появлению омонимии.

    Сингармонизм гласных – позиционный процесс, при котором в слове встречаются гласные только одного ряда. Наиболее часто сингармонизм встречается в гласных тюркских языков (напр., барабан, халат), иногда в просторечии.

    Позиционные фонетические процессы имеют зависимость от позиции звука в слове. Их всего три: комбинаторные процессы возникают в определённых комбинациях звуков и их гораздо больше.

    Современные фонетические и исторические чередования:

    Комбинаторные и позиционные процессы относятся к чередованиям звуков.

    Чередование звуков – закономерная мена звуков в пределах одной морфемы, причины чередования бывают различны. С одной стороны, они вызываются законами современного русского языка, а с другой возникают в результате действия исторических законов. В результате этого выделяются позиционные и исторические чередования. Под позиционными чередованиями понимают фонетические законы, характеризующие современное состояние языка (напр. ручка [ч] – рука [к]; ч//к – историческое чередование, в соответствие с законом первой палатализации, следовательно, это – историческое чередование).

    Позиционные чередования, это такие мены звуков, которые не знают исключений.

    Исторические чередования в современном русском языке имеют очень много исключений (напр., в глагольных формах: чесать – чешу с//ш, но кусать – кусаю – чередования нет).

    Позиционные чередования, как правило, не отражаются на письме, это – звуковая особенность (напр., приставка ОТ: отдать, отчеканить, отцепить, оттяпать).

    Исторические чередования на письме, как правило, отражаются (напр., сладкий – наслаждение д//жд, драка – драчливый к//ч, сон – сна о//0).

    Фонетическая транскрипция – особая запись звучащей речи для научно-исследовательских целей. Транскрипция призвана передать на письме все позиционные чередования гласных и согласных и отразить все изменения звуков в потоке речи. Для транскрибирования существуют определённые правила, которыми пользуются лингвисты:

    1. звучащая речь всегда передаётся в квадратных скобках, если это целый текст, то весь он находится в скобках;

    2. в транскрибировании нет знаков препинания;

    3. в транскрипции нет заглавных и строчных букв;

    4. в транскрипции нет переноса;

    5. ‘ – отражение мягкости согласных, мягкость не обозначается у [j], [ч];

    6. в транскрипции отражаются не отрезки письма, а фонетические слова;

    7. в транскрипции обязательно ударение;

    8. в транскрипции обязательно отражается фонетическое членение речи (/ -- фонетический такт, // -- фонетическая фраза);

    9. любой текст транскрибируется: [// … //].

    (Карточка: качественная редукция – комбинаторные процессы)

    Письмо, его виды и история

    1. Значение письма в истории общества;

    2. Определение понятия «письмо» и этапы развития письма;

    3. Алфавиты и графика;

    4. Орфография и её принципы.

    1

    На определённом этапе развития человечества возникла потребность передавать опыт другим поколениям. Поскольку основная функция языка – коммуникативная, то процесс общения претерпевал развитие. В определённый момент общение только в устной форме оказалось малоэффективным, поэтому абсолютно закономерно возникла письменная форма языка. Письмо появилось в глубокой древности, однако имеет огромное значение до сих пор. Самые важные моменты:

    1. преодоление пространства и времени;

    2. развитие науки, научной мысли;

    3. возможность коммуницировать на расстоянии.

    Современные виды письма возникли в результате многочисленных поисков. В том виде, в каком письмо существует сегодня, оно появилось не сразу. Предпосылкой, предзнаменованием письма были попытки человека символизировать какие-то предметы/явления. Развитие письма абсолютно отражало особенности развития человеческого мышления, которое характеризуется на первой стадии отсутствием абстрактных понятий, именно на этом уровне предельно конкретного мышления и возник первый способ передачи информации в письменном виде. Вся история письма характеризуется тремя этапами его развития:

    1. пиктография/пиктографическое письмо;

    2. идеография/иероглифическое письмо;

    3. фонография/звуко-буквенное письмо/фонологическое письмо.

    18.10.2017

    2

    1. Пиктография – самый ранний этап, связанный с появлением письма в виде рисунков. Единицей пиктографического письма является пиктограмма.

    Пиктограмма – рисунок, содержащий определённую информацию.

    Пиктографическое письмо отражало самые конкретные понятия, окружающие человека. Поскольку оно не связано с буквами, то его отличительная сторона – приблизительность передачи информации. У пиктографии есть ряд положительных и отрицательных моментов, прежде всего положительным является то, что для передачи информации не нужно применение особых знаков/символов, поэтому информацию может передать каждый, и любой может её воспринять. Главное отрицательное качество – приблизительность передачи информации, возможность её различного толкования и невозможность передачи абстрактных понятий, мыслей.

    Остатки пиктографического письма часто встречаются и в современной жизни, напр., дорожные знаки, различные вывески, реклама и т. д.

    2. Идеография связана со следующей стадией человеческого мышления. Письмо развивалось взаимосвязано с ним. Особенность идеографии состоит в возникновении абстрактных представлений: человек начинает мыслить абстрактно, а не только конкретным понятиями. В результате письменность начинает фиксировать не только конкретные предметы, но и какие-то идеи, мысли. Поэтому идеография – вид письма, при котором какое-либо понятие обозначается условным значком, который называется иероглифом. Единицей этого письма является идеограмма.

    Преимущества идеографии по сравнению с пиктографией:

    • знаки уже не разгадываются, а читаются;

    • есть возможность передачи абстрактных понятий.

    Отрицательные качества:

    • слишком большое количество значков, несущих определённую информацию, необходимость их запоминать;

    Иероглифическое письмо основывается на пиктографии, следовательно, в нём можно встретить рисунки, пришедшие из предыдущего этапа. Кроме того, совершенствуются материалы, на которых передаётся письменность. Если в период пиктографии использовались камни, деревья, стены пещер, то в период идеографии возникают новые материалы: в Египте – папирус, в Китае – бумага. Сейчас остатки иероглифического письма присутствуют в различных науках, например, в математике – различные значки (+, -, = и т. д.), в химии, физики (обозначения величин, хим. элементов и т. д.). Более того, существуют целые языки, основанные на иероглифической письменности.

    3. Мыслительный аппарат человека с течением времени развивается, вместе с ним развивается письмо. Возникает фонография.

    Фонография – вид письма, при котором единица письма (буква) передаёт звучащую речь.

    Единицей фонографии является буква, которая соответствует определённому звуку, поэтому данный вид письма также называется звуковым.

    Фонографическое письмо является более сложным по сравнению с предыдущими этапами и по своим особенностям распадается на несколько разновидностей:

    1. силлабическое/слоговое письмо: каждый письменный знак соответствует слогу, в котором сочетаются гласный и согласный, напр., древнеиндийское письмо, где каждый знак служил воплощением гласного и согласного. В современном русском языке также есть небольшие фрагменты силлабического письма, напр., буквы е, ё, ю, я, которые в определённых условиях представляют собой два звука – сочетание гласного и согласного. Напр., её [jиеjо̀];

    2. консонантное письмо: письмо, где буквами обозначаются согласные, а гласные либо подразумевались, либо для них придумывались дополнительные элементы. Такое письмо было трудным для прочтения;

    3. звуковое письмо – письмо, в котором буква (начертательный знак) обозначает звук. Данная разновидность считается наиболее прогрессивной, и очень многие современные языки имеют именно такую письменность.

    Буква есть результат поисков человека, возникший на основе пиктограммы и идеограммы. Буква претерпела довольно длительный путь развития.

    Звуковое письмо появилось ещё у древних греков, и именно в Древней Греции возникло первое буквенно-звуковое письмо. Это письмо стало основой для современных алфавитов.

    3

    Алфавит – совокупность букв фонографического письма, расположенных в определённом исторически установленном порядке.

    Первые алфавиты появились в Древней Греции, Древнем Египте и Финикии. Само слово алфавит сложено из названия первых букв – альфа и вита, в переводе на славянский – аз и буки (азбука). Существует четыре семьи алфавитов:

    1. латинская/латиница развивалась в древнеримском государстве, поскольку сам Рим требовал своего письма. Латиница как алфавит имела огромное влияние на алфавиты народов Западной Европы. В современности более 70 алфавитов имеют латинскую основу. Латиница претерпела изменения на пути своего развития, её усовершенствование шло двумя путями: 1. за счёт введения диакритических знаков (специальный знак, изменяющий или уточняющий значение той или иной буквы); 2. за счёт введения лигатур (буква, составленная из двух или трёх букв, но обозначающая один звук;

    2. индийская;

    3. славяно-кирилловская (кириллица и глаголица): кириллица – славянский алфавит, созданный в конце IX – начале Xвв, на Руси появилась в 988г, являлась творческой переработкой византийского алфавита, а именно: из 48 букв были взяты 19 и введены новые. Кириллица распространилась у восточных и южных славян, западные славяне использовали латиницу. Данный алфавит претерпевал изменения. Одна из важнейших реформ кириллицы была проведена Петром I в 1707-1710гг.: 1. церковный шрифт заменён гражданским; 2. введены главные и малые (заглавные и строчные) буквы; 3. исключены надбуквенные обозначения; 4. исключены буквенные обозначения цифр, введены арабские цифры. Эти изменения существовали вплоть до октября 1918г. В октябре 1918г декретом Совнаркома введена новая орфография: 1. исключены еры (Ъ) на конце слова; 2. три буквы, обозначающие [и], сведены к одной и; 3. исключены некоторые буквы (напр., ять) и т. д. После революции многие народы, до этого момента не имевшие собственной письменности, создали свои алфавиты на основе кириллицы;

    4. арабская.

    Достаточно часто возникает смешение трёх нетождественных понятий: письмо, алфавит, графика.

    Графика – 1. совокупность всех средств данной письменности (напр., латинская графика, славянская графика и т. д.); 2. система соотношений между буквами алфавита и звуками речи; 3. раздел языкознания, изучающий начертания и звуковые значения букв.

    Основное назначение графики – определять, какие звуковые значения имеют буквы в алфавите данного языка, т. е. как нужно прочитать буквы/какими буквами фиксируются звуки.

    В русском языке существует основной принцип графики: слоговой принцип русской графики. Он проявляется прежде всего в том, что слог строится таким образом, что гласная после согласной указывает на твёрдость или мягкость произношения этой согласной, напр., рад [ра̀т] – ряд [р'а̀т]; темя [т'ѐм'ъ].

    Слоговой принцип русской графики – закон построения слога в русской графической системе. Буквы я, е, ё, ю, и обозначают мягкость предыдущего согласного; буквы а, о, у, э, ы обозначают твёрдость предыдущего согласного. Таким образом единицами письма и чтения выступают сочетания букв, передающие сочетания звуков. Однако, нет правил без исключений, возникают нарушения действий слогового принципа в различных условиях и по разным причинам:

    25.10.2017

    • в сочетании букв Й + гласный вместо существующих йотированных букв Е, Ё, Ю, Я (напр., йод, район, Йемен);

    • после согласного пишется буква Е, хотя согласный произносится твёрдо (напр., теннис, шоссе, тире, фонетика, тесты);

    • написание буквы Е после гласного, хотя произносится [э] (напр., проект).

    Как правило, нарушения слогового принципа русской графики возникают в иноязычных словах. Несоответствие между звуком речи и буквой алфавита вызвало проблему орфографии.

    Орфография – исторически сложившаяся общепринятая в данном языке система правил практического письма;

    также раздел языкознания, изучающий правильное, соответствующее нормам письмо, т. е. письменную норму литературного языка.

    Как правило, для конкретного языка выделяется какой-то ведущий принцип орфографии.

    Принципы орфографии:

    1. морфологический – написание морфем и слов на основании произнесения фонемы в сильно позиции. Этот принцип является ведущим для орфографии русского языка. Если говорить упрощённо, то этот принцип говорит о том, что писать нужно не так, как слышим, а так, как произносим в сильной позиции. Напр., правило безударной гласной: вОда, вОдяной, вОдичка, вОдовоз, навОднение и т. д. безударную гласную в корне слова ставим в сильную позицию (сравнить с во̀ды); на конце приставки в словах оТпуск, оТцепить, оТдать, оТветить, оТзыв (приставка от-, произносящаяся по-разному) – оТыграть; в окончаниях слов о ножкЕ, о шуткЕ, о летЕ – в окончании Е, т. к. в сильной позиции под ударением пишем гласную Е (о землѐ, о селѐ);

    2. фонетический – принцип, при котором орфограмма пытается передать звучащий облик слова, такой принцип является ведущим в белорусском языке. В русском – приставки на з-/с- (бесчестный – безыглый). Такой же принцип для приставок рас-/рос- (раз-/роз-) (расписка, раздать и т. д.), для гласных в некоторых корнях;

    3. исторический/традиционный – принцип, связанный с написанием букв по традиции или объяснением написания с точки зрения истории данного языка. В русской орфографии слова, основанные на таком написании называют словарными (напр., топор, корова, акклиматизация, стеллаж и т. д., также русские слова: в прилагательных родительного падежа окончание –ого/-его. В английской орфографии этот принцип является важнейшим;

    4. дифференцрующее написание – написание одинаково произносимых слов, которые на письме обозначаются по-разному. Для того, чтобы понять, как написать слово, требуется понять его значение, т. е дифференцирующее написание накладывается на другие орфограммы. Сл-но, данный принцип не работает самостоятельно, он всегда накладывается на другие принципы и возникает потому, что такое языковое явление, как омонимия, не обладает средствами для дифференциации слов-омонимов или омонимичных форм.

    В языке существует понятие графико-орографического разбора, в котором необходимо:

    1. выделить графемы (буквы), определить их звучание и значение (какая буква – какой(-ие) звук в её обозначении);

    2. определить количество букв в целом и количество звуков, которые обозначены этими буквами. В случае несовпадения объяснить;

    3. выделить орфограммы в слове (учитывать, что их в слове обычно несколько);

    4. выделить морфемы, в которых обнаруживаются орфограммы;

    5. обнаружить и указать сильную позицию, в сопоставлении с которой сделать вывод о принципе орфографии.


    написать администратору сайта