Главная страница
Навигация по странице:

  • 2 слайд

  • Задачи музыкальной деятельности

  • В содержание

  • 7 слайд Далее в ФОП описана деятельность по развитию 2. певческих способностей детей

  • 9 слайд Следующее направление, описанное в ФОП – 3.

  • Ожидаемые результаты по музыкальной деятельности

  • Доклад Тема: «Формы реализации задач музыкальной и театральной деятельности с детьми 2-3 лет согласно ФОП ДО». Г.Е., ДОКЛАД 2-3 г.. Формы реализации задач музыкальной и театральной деятельности с детьми 23 лет согласно фоп


    Скачать 26.21 Kb.
    НазваниеФормы реализации задач музыкальной и театральной деятельности с детьми 23 лет согласно фоп
    АнкорДоклад Тема: «Формы реализации задач музыкальной и театральной деятельности с детьми 2-3 лет согласно ФОП ДО
    Дата18.04.2023
    Размер26.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГ.Е., ДОКЛАД 2-3 г..docx
    ТипДоклад
    #1070119

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 53» г. Находка

    Доклад

    Тема: «Формы реализации задач музыкальной и театральной деятельности

    с детьми 2-3 лет согласно ФОП»
    Воспитатель: Г.Е. Дымочко

    2023 г.

    2 слайд

    В отечественной педагогике глубокие разработки в поиске научного решения проблемы музыкального развития в дошкольном детстве большое внимание уделила Наталья Алексеевна Ветлугина. Ею впервые была предложена система воспитания и обучения детей от 2 месяцев до 7 лет. Все современные существующие и создаваемые программы прямо или косвенно используют ее опыт.

    Для понимания важно отметить, что педагогические взгляды Н.А. Ветлугиной формировались под влиянием идей Б. Л. Яворского, Л. С. Выготского, В. Н. Шацкой. Их деятельность была направлена на развитие творческих способностей учащихся и выделение индивидуальных качеств личности.

    Ветлугина уделяет особое внимание творчеству детей младшего дошкольного возраста, считая, что именно в раннем возрасте наиболее интенсивно формируются творческие способности.

    В своём труде «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» 1983 г. она показывает значение искусства как способа, отражения действительности и его роль в формировании личности человека, а также влияние различных видов музыкальной деятельности на всестороннее развитие ребенка.

    Ветлугина подчеркивает, что творческий акт в детском возрасте — сложный диалектический процесс, в котором объединяются сознательное и интуитивное воображениемышлениевдохновение и трудоригинальность и подражательность. В этом процессе важная роль отводится педагогу, т. к. природные качества ребенка развиваются лишь в результате целенаправленного педагогического воздействия.

    3 слайд

    В Федеральной образовательной программе (ФОП) указаны задачи и содержание деятельности в области художественно-эстетического развития детей 2-3 лет. Они сгруппированы в 6 подразделов, я сегодня обращу внимание на музыкальную и театральную деятельность.

    Задачи музыкальной деятельности:

    - воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения;

    - приобщать к восприятию музыки, соблюдая первоначальные правила: не мешать соседу вслушиваться в музыкальное произведение и эмоционально на него реагировать;

    В содержание подробно описано как педагог может реализовать эти задачи. Наш детский сад работает по программе «Детство». На примере работы со своими детьми я расскажу через какие средства можно реализовать музыкальное развитие в соответствии с содержанием, описанным в ФОП:

    1.Слушание: педагог учит детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание; учит детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона)

    Конечно большая часть этой деятельности проходить на занятиях с музыкальным руководителем. У неё подобраны музыкальные этюды с различными ситуациями, доступными пониманию детей в этом возрасте. Например, детей просят отгадать, кто пришёл в гости, для этого нужно прослушать музыкальную композицию. После чего детям предъявляется игрушка кошка и рассказывается история, в которой описывается характер прослушанной музыки: кошечка голодная, она жалобно мяучит, просит молочка – в этот момент звучала грустная, тревожная музыка. Затем кошечке налили молока, она стала его лакать – музыка стала бодрой. Кошечка сытая и довольная, греется на солнышке – музыка плавная, весёлая.

    Появление объекта, который дети могут увидеть и даже потрогать – как в случае с описанным этюдом - погладить кошечку, очень важно, т.к. в младшем возрасте мышление наглядно-действенное.

    Эмоциональное развитие происходит в процессе повторного прослушивания музыки уже после рассказа взрослого; так же во время выражения чувств голодной кошечки через интонацию взрослого; в том числе и через пережитые ощущения от взаимодействия с мягкой игрушкой – дети уже понимают, какие мелодии отражают грусть, радость, недовольство, озорство - так формируются эталоны.

    1. слайд

    Кроме того, современные технические средства, такие как смартфон и портативная колонка позволяют использовать музыкальное сопровождение в различных образовательных ситуациях: оформить сюрпризный момент на занятии – когда появляется персонаж «бабушка с гостинцами», «кукла в кроватке с градусником»; или просто сопроводить изобразительную деятельность соответствующей теме фоновой музыкой. Эти приёмы способствуют формированию восприятия, эмоциональной отзывчивости, и пониманию характера музыки.

    5 слайд

    Знакомство с музыкальными инструментами тоже важно для формирования интереса и эмоциональной отзывчивости к музыкальной деятельности. Погружаясь в сюжет с персонажем, дети учатся типировать звуки по высоте звучания. На этом слайде вы видите, как дети с помощью колокольчиков изображали маленьких, быстрых, звонких мышек, а более низким звуком погремушки я изображала кота.

    6 слайд

    Среда в группе играет не маловажную роль. Помимо музыкальных инструментов, которые помогают развивать восприятие на слух, вызывают интерес детей образные «говорящие» и «поющие» музыкальные игрушки и книжки.

    Для того что бы проводить дидактические упражнения на развитие слухового восприятия нужно не так уж много: небольшая ширма, что бы малыши могли отгадывать звук на слух и бросовый материал: мятая бумага, различные крупы, бусины в баночках и коробочках, стеклянные сосуды для наливания воды (конечно все эти предметы хранятся вне свободного доступа для детей и используются под контролем взрослого)

    7 слайд

    Далее в ФОП описана деятельность по развитию 2. певческих способностей детей: педагог вызывает активность детей при подпевании и пении; развивает умение подпевать фразы в песне (совместно с педагогом); поощряет сольное пение.

    Это процесс неразделимо связан с речевым развитием, и не секрет, что большинство современных детей 2-3 лет имеют затруднения в этой области.

    Здесь эффективны звукоподражательные упражнения: на слайде вы видите физкультурную минутку, дети при смене соответствующей мелодии издают звук «цок-цок» - лошадка скачет; звук «мууу» - Бурёнка гуляет; «ква-ква» - прыгают лягушки; «мяу» - котик мурлычет; «беее» - мама коза зовёт своих козлят и т.д. Потешки с простыми повторяющимися фразами «Похлопаем – хлоп-хлоп, потопаем: топ-топ» дают возможность в группе проводить утреннюю гимнастику и физ.минутки, побуждая детей подпевать.

    8 слайд

    Ну и конечно праздники новый год и 8 марта уже сформировали у детей устойчивый интерес к музыкальным занятиям. Они ждут и с удовольствием ходят на занятия по музыке, где мы разучиваем новые песенки, и ребята совершенствуют свое умение подпевать

    9 слайд

    Следующее направление, описанное в ФОП – 3. Музыкально-ритмические движения: педагог развивает у детей эмоциональность и образность восприятия музыки через движения; продолжает формировать у детей способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и так далее); учит детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с её окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет); педагог совершенствует умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

    Описанные приёмы реализуются как во время музыкальных занятий, так и во время утренней гимнастики и занятий физкультурой в группе. На сегодняшний день в сети множество музыкальных сюжетных физ. минуток, движения в которых выполняются соответственно тексту: «Мишка-косолапый», «Аист», «Часики тик-так», «Ветер дует нам в лицо», «Паучок бродил по ветке», «я пеку деткам всем по пирожку» и другие.

    10 слайд

    В театрализованной деятельности для возраста 2-3 лет в ФОП сформулированы следующие задачи:

    - пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор);

    - побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм);

    - способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками;

    - развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них;

    - способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев;

    создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).

    Так же описано содержание деятельности:

    Педагог пробуждает интерес детей к театрализованной игре, создает условия для её проведения. Формирует умение следить за развитием действия в играх- драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей. Педагог учит детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением). Знакомит детей с приемами вождения настольных кукол. Учит сопровождать движения простой песенкой. Педагог поощряет у детей желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и так далее) и атрибутами как внешними символами роли.

    11 слайд

    С самого начала работы с детьми своей группы, в качестве сюрпризного момента я использовала перевоплощение в персонажа. На слайде вы видите день рождения одного из детей, для которого я переоделась клоуном и объяснила всем ребятам, что превратилась что бы поздравить Мишу. Благодаря такому перевоплощению дети смогли эмоционально осмыслить, что этот день особенный для Миши, переодевание усилило положительные эмоции.

    На фото в начале презентации вы могли видеть, меня в образе «бабушки, которая приехала из деревни и привезла осенний урожай» – это был сюрпризный момент в занятии по ФЭМП. Конечно появление персонажа в ярком костюме способствовало заинтересованности детей к участию в совместной деятельности

    Здесь занятие, в котором зайка заболел, по тому, что ел сосульки. Для того, чтобы погрузить детей в чтение терапевтической сказки, пока они с помощником были в спальне, я приготовила в группе игрушку в кроватке с градусником, когда дети вошли с начла они услышали печальную музыку. Далее последовало чтение сказки о том, что зайчик ел сосульки по тому что они напоминали ему морковку, и в итоге заболел. После того как вся запланированная мною деятельность для занятия закончилась, ребята продолжали проявлять интерес к зайчику, укладывали его в кроватку, укрывали. В последствии я помогала разнообразить их игру: зайчика мы лечили, с помощью набора больницы, «кормили» его всем, что нашлось на нашей кухне.

    12 слайд

    С точки зрения приобщения к театрализованной деятельности заметную роль играет посещение раз в месяц спектаклей, которые устраивают у нас в детском саду приезжающие актёры. За полгода у детей уже успел сформироваться интерес и культура зрительского поведения в ходе представлений.

    Кроме профессиональных трупп, не обделяют своим вниманием и ребята подготовительных групп. Осенью приглашали нас к себе, затем дважды приходили к нам со своими костюмами, декорациями и показывали сценки, драматизации сказок, водили колядовальные хороводы.

    13 слайд

    Во время подвижных игр и упражнений дети с удовольствием совершают подражательные действия, изображая животных. На слайде фото игры «У медведя во бору», «Лохматый пёс», «Курочка-хохлатка» - дети с большим желанием надевают маски шапочки, перевоплощаясь в персонажа игры

    16 слайд

    Конечно о полноценной драматизации сказок говорить не приходится, так как дети в силу возраста всё ещё склонны манипулировать предметами, чем отслеживать логику повествования и передавать эмоции персонажей, тем не менее, работа по приобщению к театрализованной деятельности продолжается.

    В том числе через освоение элементарных эмоций и попытки осмыслять характер персонажей. В качестве примера я хочу представить образовательную деятельность по драматизации сказки «Курочка ряба».

    Ожидаемые результаты по музыкальной деятельности: ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения.

    Список литературы:

    1. Сайт Института Художественного Образования и Культурологии Российской Академии Образования: НАУЧНАЯ ШКОЛА Н. А. ВЕТЛУГИНОЙ | RAO (art-education.ru)

    2. Сайт «КиберЛенинка - научная электронная библиотека»: Условия, способствующие развитию музыкальных способностей у дошкольников – тема научной статьи по искусствоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru)

    3. ФОП ДО

    4. Программа «Детство»


    написать администратору сайта