Главная страница

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК. Философия. Формирование экономических наук


Скачать 24.28 Kb.
НазваниеФормирование экономических наук
АнкорФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
Дата22.10.2022
Размер24.28 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия.docx
ТипДокументы
#748283

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
История общественных наук своими корнями уходит в далекое прошлое, поэтому экономическую теорию можно считать одной из древнейших наук. Если естественнонаучное направление исследовательской мысли для открытия принципов функционирования природы опирается на накопление соответствующего научного знания, то для экономической теории в поиске фундаментальных проблем хозяйствования требуется знание сложившихся и развивающихся общественных явлений и процессов.

Следует различать экономику как сферу практической деятельности людей и как науку. В своем практическом значении экономика представляет собой общественное хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых человеком для обеспечения собственной жизни. Чтобы обеспечить свое благополучие, люди должны позаботиться об экономике, наладить хозяйственную жизнь. Для этого они должны обеспечить необходимую организацию производства, наладить распределение, обмен и потребление материальных и духовных благ.

Нобелевский лауреат по экономике, профессор П. Самуэльсон наделяет экономику пятью признаками:

1) использование людьми производственных ресурсов для производства товаров и распределения их между членами общества в целях потребления;

2) виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками;

3) деловая жизнедеятельность людей;

4) налаживание и осуществление потребления и производства;

5) богатство.

Как наука экономика представляет собой учение о хозяйстве, способах его ведения людьми. Термин «теория» означает системное изложение какого-либо научного знания. В нашем случае – это знание о способах ведения хозяйства. Поскольку в своей эволюции способы ведения хозяйства менялись, развивались и взгляды людей о методах его ведения, что говорит об историческом характере экономической теории.

Если в своем большинстве экономические науки носят прикладной характер, то экономическая теория является наукой фундаментальной, формирующей исходные и опорные экономические знания.

В любом случае экономка опирается на знания накопленные человеком в области хозяйствования, результаты исследовательского труда многих и многих поколений. Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира: странах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима. Их представления о способах ведения хозяйства можно охарактеризовать как период накопления знаний об экономике, поскольку они еще не выделялись в самостоятельную область знаний и входили в общую мировоззренческую парадигму.

Принято считать, что своими истоками экономика восходит к древним формам общественного сознания: мифологии, религии и собственно философии. В мифах можно найти немало суждений об экономической жизни: труде, бытовых условиях, духовных и материальных благах. На уровне обыденного сознания древние люди глубоко подмечали и учитывали на практике природно-хозяйственные циклы, осмысливали и применяли многие навыки и правила ведения хозяйственной деятельности.

Считается, что в трудах основоположников древнегреческой философии впервые были высказаны идеи о природе и происхождении экономической жизни. Они рассматривали хозяйственную деятельность как процесс создания полезных вещей, обратили внимание на значение разделения труда, ввели в научный оборот термин «экономика» (Ксенофонт), дали оценку товарному хозяйству, определили место человека в нем (Аристотель), сформулировали понятие экономической реальности (Платон), заложили основы теории познания (Сенека).

Во времена Средневековья, господства христианского богословия, произошел некоторый отход от материального понимания вещей: сначала труд человека рассматривался как Божье наказание, позже под действием идей Аврелия Августина труд был объявлен необходимым и святым делом. Появилось учение о «справедливой цене», как установленной Богом (Фома Аквинский), концепция «социальной физики» (Ибн-Хальдун).

В рамках общей философии Древнего мира и Средневековья формировались элементарные основы экономики, нащупывались и нарабатывались идеи, формулировались общие понятия, категории, вырабатывались подходы и методы изучения экономической деятельности.

Следовательно, экономическая наука зародилась в глубинах философии, затем в результате накопления знаний отделилась от нее, сформировав соответствующую научную специализацию. Произошло это на рубеже XV-XVI веков, когда сформировалась первая концепция об экономике, получившая название «меркантилизм».

Формирование основных направлений экономической мысли с периода меркантилизма и до наших дней рассматривается как логический итог систематизации экономических идей и воззрений и могут быть представлены следующим образом:

1. Меркантилизм (XVI – XVIII века).

2. Классическая политическая экономия (конец XVII – вторая половина XIX веков).

3. Экономический романтизм (XIX век).

4. Утопический социализм (XIX век).

5. Социально-историческое направление (вторая половина XIX – начало XX веков).

6. Субъективно-психологическое направление (последняя треть XIX – начало XX веков).

7. Неоклассическое направление (конец XIX – первая половина XX веков).

8. Социально-институциональное направление (начало XX – первая половина XX веков).

9. Синтезированное направление на базе неоклассицизма и институционализма (с 30-х гг. ХХ века по настоящее время).

Меркантилизм возник в эпоху великих географических открытий и связан с вытеснением натурального хозяйства рыночными отношениями в период перехода от феодализма к капитализму. Часто его отождествляют с периодом первоначального накопления капитала. В начальный период своего развития идеи меркантилизма опирались на систему денежного баланса, связанного с жесткими протекционистскими мерами, поскольку торговля была плохо развита.

Для достижения положительного сальдо во внешней торговле они рекомендовали устанавливать максимально высокие цены на экспорт и полностью ограничивать импорт, при этом не допускался вывоз драгоценных металлов. Ранние меркантилисты определяющей функцией денег считали функцию накопления. Такое положение дел существовало до середины XVI века.

Затем с развитием торговли и производства, акцент был сделан на завоевание внешних рынков, то есть системе денежного баланса была противопоставлена система активного торгового баланса. Она базировалась на том, что увеличение предложения денег, повышая спрос на них, стимулирует торговлю.

Таким образом, поздние меркантилисты определяющую функцию денег перенесли в плоскость функции обращения. Ярчайшими представителями раннего меркантилизма были Стаффорд (1554-1612), Скаруффи (1519-1584), позднего – Томас Ман (1571-1641), Антуан де Монкретьен (1575-1621).

Именно Антуан де Монкретьен в 1615 г. ввел в научный оборот термин «политическая экономия».

В целом, меркантилизм обогатил экономическую теорию концепцией коммерциализации хозяйственной жизни общества, создав базис для развития политической экономии, как самостоятельного раздела экономической теории. Развитие политической экономии обусловлено становлением капитализма как доминирующего способа производства.

Возникшая необходимость институционального обеспечения принципов функционирования рыночной экономики требовала теоретического раскрытия мануфактурного периода развития капитализма. Сделано это было А. Смитом, когда в 1775 г. он выпустил работу «Исследование о природе и причинах богатства народов», получившей всемирное признание.

К числу основоположников политической экономии относится также Д. Рикардо («Начала политической экономии и налогового обложения», 1817). Они сформировали базовые положения экономической науки – трудовую теорию стоимости.

Возникновение фабрично-заводского хозяйство с системой машин выровняло значение факторов производства (труда, земли, капитала), что привело к возникновению теории предельной полезности, так со второй половины XIX века политическая экономия разделилась на два направления: первое, на основе трудовой теории стоимости, реализовалось в марксизме, второе, на базе теории придельной полезности – в маржинализме.

В период наиболее быстрого развития капитализма (после промышленного переворота) появился экономический романтизм как идеология мелкой буржуазии. У истоков этого направления стояли Ж. Сисмонди (1773-1842) и П. Прудон (1809–1865).

С их точки зрения политическая экономия имеет дело с человеческой природой, являясь нравственной наукой. Идеи Прудона были проникнуты реформизмом, направленным на спасение мелкой буржуазии от разорения, пролетаризации, не затрагивая при этом основ капитализма.

Утопический социализм восходит к идеям Т. Мора, опубликовавшем в 1516 г. свою работу «Утопия», где высказывались идеи о возможности преобразования общества на социалистических принципах справедливости. В XIX в. это учение стало прерогативой интеллектуалов, развивших его в подлинную науку. Они выдвинули принцип распределения «по способностям», представляли будущее общество как общество изобилия, безграничного роста производительных сил и расцвета личности, говорили о возможном исчезновении разницы между умственным и физическим трудом, городом и деревней, планировании производства, превращении государства в орган управления производством.

Ярчайшими представителями этого направления экономической теории были А. Сен-Симон (1760–1825, Ш. Фурье (1772-1837), Р. Оуэн (1771-1858).

Распространение утопического социализма связывают со взглядами А.И.Герцена и Н.П. Огарева, которые возникли под влиянием европейцев и положили начало социалистической традиции русской экономической мысли.

Социально-историческое направление экономической теории сформировалось примерно во второй половине XIX в. на базе исследований немецких экономистов Ф. Листа (1789-1846) и В. Рошера (1817-1894). Ее основными идеями были: первенство национальной экономики; протекционизм в отношении развития национальных производительных сил, составляющих ее богатство; выделение социальной функции разделения труда; сочетание духа предпринимательства с жаждой наживы; развитие хозяйственного учета.

Наиболее известными представителями социально-исторического направления экономической теории являются Л. Брентано (1844-1931), Э. Дюркгейм (1858-1917), В. Зомбарт (1863-1941), М. Вебер (1864-1920).

Субъективно-психологическое направление экономической теории обязано своим появлением маржинальной революции. Она связана с переходом от концепции классической экономической школы (базирующейся на трудовой теории стоимости) к новому пониманию элементов хозяйственной жизни общества, связанному с категориями предельных величин, понятием потребности покупателя, рациональным распределением ресурсов, анализом устойчивого состояния экономики на микро- и макроуровнях, использованием математических методов в экономике.

Это направление получило название маржинализм, его основу образовали работы У. Джевонса (1835-1882), К. Менгера (1840-1921) и Л. Вальраса (1834-1910). Наибольшего расцвета маржинализм достиг в начале ХХ в. Для этого этапа развития экономической теории характерны отказ от субъективизма и сосредоточение на психологическом аспекте оценки полезности благ. Среди достижений маржинализма следует отметить создание двухкритериальной теории стоимости, где предельные издержки были гармонизированы с предельной полезностью.

С последней трети XIX в. обиход начал входить термин «экономикс», автором которого считается А. Маршалл, в результате было сформировано неоклассическое направление экономической теории. Надо заметить, что, по сути, историческими корнями экономикс являются классическая политическая экономия и маржинализм, тем не менее, он обособился и впоследствии составил самую известную экономическую доктрину развитых капиталистических стран.

И в современное время неоклассическая экономическая теория сохраняет статус лидерства, хотя уже явно обозначился ее кризис. Неоклассическое направление включает целый ряд школ, в рамках которых развивается множество направлений: либеральное, монетарное, экономики предложения, экономического роста, рациональных ожиданий, благосостояния.

Неклассическая экономическая теория отстаивает свободу предпринимательства и ограничение вмешательства государства в экономику. Ее влияние носит волнообразный характер – усиливается в периоды расцвета экономического развития и затухает, когда наступает период кризиса. Особенно явно несостоятельность отдельных положений неоклассицизма проявилась в период глобального экономического кризиса, начавшегося в 2008 г.

Как реакция на подобные недостатки появились альтернативные концепции, одной из которых является кейнсианство. Среди экономистов существует мнение, что экономическая теория стоит на пороге научной революции.

Социально-институциональное направление экономической теории связывают с именами Т. Веблена (1857-1929), Дж. Коммонса (1862-1945), У. Митчела (1874-1948), Дж. Гэлбрейта (1908–2006). Это одно из направлений экономической теории, исследующее политическую организацию общества, такие институты как право, мораль, государство, обычаи, традиции.

Понятие институциоанализма включает в себя два аспекта: с одной стороны институты, как закрепленные в обществе законы, организации, учреждения; с другой стороны – институции, как традиции, обычаи поведения, нормы. Общий смысл социально-институционального подхода состоит в учете внеэкономических факторов хозяйственной жизни.

Становление синтезированного направления на базе неоклассицизма и институционализма стало возможным благодаря выдвинутой П. Самуэльсоном концепции неоклассического синтеза, согласно которой «объединяются во-первых, те истины которые были установлены классической политической экономией, и положения, доказанные современными теориями формирования доходов»1; и, во-вторых, что он возможен, если «соединить классическую микроэкономику Смита и Маршалла с современной макроэкономикой определения уровня дохода, сочетая все здоровое в обоих подходах».

Именно переосмысление и преломление концепции неоклассического синтеза П. Самуэльсона позволяет констатировать, что после мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. два господствовавших в первой трети XX столетия основных направления экономической мысли (неоклассическое и социально-институциональное) стали развиваться в диверсификационном ключе.

В результате с 1930-х гг. прошлого века проявляет себя феномен формирования единого (синтезированного) направления экономической мысли. Заметное место в нем занимают идеи Дж. М. Кейнса, доминировавшие в экономической политике развитых капиталистических стран мира в период с 1940-х гг. по середину 1970-х гг. Кейнс сформулировал основной психологический закон, согласно которому рост индивидуальных доходов приводит к росту сбережений, доказал необходимость государственного вмешательства в экономику, ввел в оборот концепцию эффективного спроса, возвел в ранг макроэкономической политики бюджетное регулирование.

Таким образом, экономика всегда находилась в центре внимания и являлась объектом пристального изучения. Объясняется это тем, что она дает ключ к решению многих хозяйственных проблем.

За последнее время в России резко вырос интерес к экономическому образованию. Многократно увеличились масштабы подготовки экономистов в средних и высших учебных заведениях. Действуют многочисленные курсы по экономическому перепрофилированию специалистов. Введено преподавание экономических знаний в средней школе. Переход к рыночной экономике в стране усилил востребованность экономической науки.


написать администратору сайта