3. Доклад.. Причина упадка европейской науки в раннехристианскую эпоху
Скачать 14.2 Kb.
|
Причина упадка европейской науки в раннехристианскую эпоху Средние века – время господства христианского мировоззрения. Не менее общеизвестно, что в средние века наука развивалась сравнительно слабо. Логично предположить, что это совпадение не случайно. Факт застоя науки в средние века – в период господства христианского вероучения – весьма значим для понимания отношения христианства к науке, по причине чего объяснение этого факта представляется весьма актуальным. Существует несколько вариантов объясняющих застой/слабое развитие науки в средние века. Самый оригинальный вариант предполагает, что в действительности никакого застоя не было. Например, свящ. Александр Шимбалев не согласен с тем, что христианство долгое время тормозило развитие науки. Напротив, пишет он, «христианство с первых лет своего существования явилось универсальной религией. Среди христиан первых веков было много учёных. В целом А. Шимбалев прав: христианство не является неизбежно враждебным по отношению к науке, как пыталась представить сущность их взаимоотношений атеистическая пропаганда. Но всё же и А. Шимбалев несколько приукрашивает действительность. Приведённые им факты, хотя и имеют место быть, тем не менее, ещё не говорят о пронаучном настрое христианства. В самом деле, речь идёт не о создании, а об использовании уже существующих научных знаний, причём в чисто религиозных целях, что вовсе не предполагает какой-либо прогресс науки или хотя бы её одобрение как самостоятельной специфической формы духовной деятельности человека. Представляется, что единственным вариантом, отвечающим на все эти вопросы и указывающим причину застоя науки в средние века, является ненужность науки христианству. Первая причина ненужности науки для христианства заключается в том, что наука не является необходимой для достижения цели жизни христианина – спасения от огня вечного. Другими словами, спасение возможно и без всякого светского знания. Научное изучение природы, открытие законов по которым она существует, как справедливо замечает П.П. Гайденко, «не имело прямой связи ни с познанием Бога, ни с главным делом человека – спасением души» [9, с. 403]. Поэтому святые отцы и считают, что «нет нужды исследовать природу вещей, как поступают те, кого греки называют физиками». Логика святоотеческого отношения к науке: занимательно, но не является жизненно необходимым. Вторая причина, по которой христианство не нуждается в науке и вообще в чём-либо, заключается в абсолютности и вытекающей из неё самодостаточности этой религии. С точки зрения отцов Церкви, христианское вероучение происходит от Бога, который есть всесовершенное совершенство. Среди различных совершенств Бог обладает и совершенным знанием. Это знание совершенно, во-первых, потому, что включает в себя всё возможное, не имеет пробелов, того, что ещё не познано. Во-вторых, оно совершенно, потому что каждый составляющий его элемент совершенен в смысле абсолютной истинности, независимой от чего бы то ни было. Для святых отцов очевидно, что христианское вероучение, как инспирированное всесовершенно совершенным. Таким образом, можно указать причины, которые не способствовали развитию науки в средние века. Во-первых, наука не является необходимой для достижения цели жизни христианина – спасения, которое достигается правой верой соединяемой с добродетельной жизнью по заповедям Христовым в рамках основанной Им Церкви. Во-вторых, христианство не нуждается в науке, потому что с точки зрения христиан оно как происходящее от совершенного Существа – Бога – причастно Его совершенству, хотя и не во всей его полноте, однако то знание, которым обладают христиане, абсолютно истинно, необходимо и достаточно для достижения цели человеческой жизни – спасения. В-третьих, даже если бы христианство нуждалось в совершенствовании, наука вряд ли могла бы помочь ему в этом деле, поскольку она сама есть система относительного, изменчивого знания, постоянно нуждающегося в непрерывном совершенствовании. |