Ответы на вопросы экзамена Методы исследования. Экзамен. Вопросы. Экзаменационные вопросы по курсу Методы исследования в социальной работе
Скачать 2.19 Mb.
|
Экзаменационные вопросы по курсу «Методы исследования в социальной работе» Понятие науки. Особенности и функции научного знания. Наука — рассматривается как специфическая деятельность людей по производству знаний о мире результат этой деятельности в виде новых знаний и теорий социальный институт Научное знание - система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ — знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами (абстрагирование, анализ, синтез, вывод, доказательство, идеализация, систематическое наблюдение, эксперимент, классификация, интерпретация и т. д.) Важнейшие виды и единицы научного знания: теории, дисциплины, области исследования (в том числе проблемные и междисциплинарные), области наук (физические, математические, исторические и т. д.), типы наук (логико-математические, естественно-научные, технико-технологические (инженерные), социальные, гуманитарные). Основные функции научного знания разделяются на познавательные, связанные с самим производством научного знания, и практические, связанные с их применением в материальном производстве, в развитии общества и самого человека. К познавательным функциям научных знаний относятся: - описательно-систематизирующая – описание эмпирических фактов, выявления на их основе простейших обобщений и выдвижения гипотез для их объяснения; - объяснительная функция научного познания, предполагающая раскрытие сущности изучаемого объекта. Осуществляется либо посредством постижения законов, которым подчиняется данный объект, либо путем установления тех связей и отношений, которые определяют его существенные черты; - прогностическая - способность науки выявлять объективные тенденции развития явлений природы и на этой основе предвидеть дальнейший ход их развития. Все эти функции научного знания связаны с его основной особенностью - упорядоченностью, систематичностью, логической связностью. В неразрывной связи с познавательными функциями научного знания находятся практические, которые подразделяются на: - производственно-технологическую – наука является непосредственной производительной силой, непосредственно влияющей на производство; - социально-управленческую, которая характеризует использование научного знания для решения практических задач регулирования социальных отношений, выработки целей общественной деятельности и сознательного управления социальными процессами., - культурно-мировоззренческую, предполагающую изменение предметного мира культуры, преобразование общества и развитие человека. Особенности научного знания: Рациональность – подчиняется законам логики Объективность – адекватное, истинное, независимое от субъекта знание о предмете или явлении Обоснованность Системность – особая организация знания – в виде понятий и теорий Методологическая роль научной теории и научной гипотезы. ТЕОРИЯ НАУЧНАЯ — наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях изучаемой области действительности. НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА — непротиворечивое эмпирическое или теоретическое утверждение, решение об истинности которого научным сообществом еще не принято. научное предположение о свойствах и структуре социального объекта, о характере связи между изучаемыми явлениями. Задача теоретика — проверить соответствие теории имеющимся эмпирическим данным (фактам), проанализировать саму научную теорию на предмет ее внутренней логической строгости и непротиворечивости, обнаружить неявные следствия из общих теоретических положений, сделать на этой основе соответствующие практические выводы и прогнозы. Возникая как вторичное по отношению к эмпирическому исследованию образование, теория затем начинает жить своей относительно самостоятельной жизнью. Она содержит в себе особый познавательный потенциал, позволяет путем сопоставления известных фактов делать выводы о существовании каких-то еще не открытых явлений и закономерностей. История науки знает немало случаев, когда теория опережала научную практику. Так периодическая система химических элементов, разработанная Менделеевым, указывала на существование в природе еще не открытых к тому времени простых веществ, которые вскоре действительно были обнаружены. Все это — примеры силы научной теории и возможностей дедуктивного метода, базирующегося на ней. В реальном процессе исследования постоянно происходит переход от эмпирического анализа к теоретическому и наоборот, сочетаются элементы индукции и дедукции. Наблюдаемые факты получают определенную интерпретацию в свете общих представлений о природе изучаемых явлений. Реально практически невозможно выделить «чистые» факты как таковые: они всегда выступают в свете какой-то более или менее явно выраженной теории, уже имеющейся у наблюдателя. С другой стороны, исследователь редко идет по пути чистой индукции, действует как чистый эмпирик. Его поиск обычно направляется определенными гипотезами и некоторыми самыми общими представлениями о данной предметной области. А откуда берутся сами гипотезы? Конечно, из той модели реальности, которая складывается в процессе знакомства с другими аналогичными исследованиями или даже просто на основе здравого смысла и жизненного опыта. Уже отмечалось, что развитие науки не сводится только к накоплению фактов. Теория не просто систематизирует их и увязывает между собой. Базовыми элементами научной теории являются понятия, в которых отражаются свойства предметов и явлений, не лежащие прямо на поверхности. Формирование понятий — это мыслительный процесс обобщения эмпирических данных и абстрагирования от случайных различий, результат выхода за пределы той информации, которую мы получаем непосредственно с помощью органов чувств. Специфика предмета исследования в социальных науках. Объект социологического исследования - определенная социальная реальность, не зависящая от исследователя Предмет - свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности, выделяемые исследователем для целенаправленного изучения. В одном и том же объекте может быть выделено множество предметов исследования, что диктуется научно-познавательными и практическими целями К середине XX века научный подход в его современном понимании прочно утвердился в социальных науках. Экономика, социология, психология, педагогика, языкознание далеко продвинулись по пути утверждения своего научного статуса и применения строгих исследовательских процедур. Однако споры относительно методов исследования, адекватных предмету этих наук, не утихают до сегодняшнего дня, указывая на существование здесь подлинной проблемы. В чем же специфика человека как объекта исследования? Прежде всего, отдельный индивид или социум — это очень сложные объекты. Можно с полным основанием утверждать, что живые существа имеют более сложное строение, чем неодушевленные предметы; что по мере продвижения вверх по эволюционной лестнице происходит усложнение внутренней организации; что общество — это чрезвычайно сложная система отношений между людьми. Разумеется, и те явления, с которыми имеют дело естественные науки далеко не просты. Потребовались века, чтобы более или менее полно изучить их природу. Задача значительно усложняется, когда мы переходим к анализу социальных явлений. Поэтому не удивительно, что социальные науки стали развиваться позже, чем естественные, и не достигли еще той степени зрелости, которая свойственна последним. Вовсе не преуменьшая роли изучения, например, сопротивления материалов, можно с уверенностью сказать, что инженерам в каком-то смысле легче, чем их коллегам из области социальных наук. Исследуемые ими процессы отличаются большей регулярностью, и поэтому их проще описывать, если учтены все условия, то обнаруживаемые закономерности оказываются универсальными и применимыми ко всем аналогичным ситуациям без исключения. Поведение людей находится под влиянием очень многих факторов (внешних и внутренних) и потому подвержено значительным вариациям. Поэтому его так трудно прогнозировать. Закономерности, которым оно подчиняется, носят вероятностный характер. А это значит, что любые утверждения в этой области можно делать лишь с определенной степенью уверенности. Поведение людей невозможно понять во всей его полноте без учета разнообразных факторов, которые в совокупности образуют то, что обозначают как социальный контекст деятельности. Пытаясь «снять» сложность за счет строгого контроля условий проведения опыта, мы тем самым создаем артефакт, то есть нарушаем естественность протекания изучаемых процессов. Строгость оборачивается потерей экологической валидности. Мы оказывается перед дилеммой: либо ради научности отвлекаться от всей реальной сложности, искусственно упрощать ситуацию, либо пытаться изучать явления в естественной ситуации, хорошо понимая, что это сопряжено с громадными, часто непреодолимыми, трудностями. Поведение человека всегда активно. Это означает, что он избирательно относится к воздействиям извне. В этом пункте поведение человека существенным образом отличается от поведения физических объектов, которые только реагируют на внешние воздействия и причем строго определенным образом. Активность поведения и избирательность реагирования живых существ как бы изымает их из жестких причинно-следственных отношений действительности. Одни и те же внешние стимулы вызывают разные реакции животного в зависимости от его состояния. Например, сытое животное ведет себя совершенно иначе, чем голодное. Поэтому адекватное описание поведения живого существа предполагает учет множества как внешних, так и внутренних факторов. В отличие от животных, у человека имеется сознание, и это еще больше усложняет всю картину. Сознание можно определить как особый регулятор поведения, основанный на использовании внутренней речи. Включение сознательной регуляции означает удлинение цепочки опосредствующих элементов между внешним воздействием и поведенческим ответом на него. В ситуации выбора человек обычно вначале мысленно проигрывает возможное развитие событий, оценивает различные исходы с точки зрения их субъективной значимости и лишь затем принимает решение о конкретной тактике своего поведения. Например, в определенных пределах человек способен усилием воли тормозить некоторые свои непосредственные реакции, сдерживать внешние проявления своих чувств. Поведение не является прямым выражением непосредственных внутренних побуждений. Только человек способен обманывать или притворяться. Характерным моментом сознания выступает рефлексия— способность посмотреть на себя как бы со стороны, глазами другого человека. Каждый человек не только контролирует свое собственное поведение, но также интерпретирует поведение других людей в терминах их мотивов — явных или скрытых. В ситуации, когда человек оказывается объектом исследования, этот механизм неизбежно дает о себе знать. Известно, что каждый из нас ведет себя в обществе других людей не совсем так, как наедине с самим собой. Факт присутствия другого человека уже изменяет поведение. Тем более ощутим подобный эффект, если мы знаем, что кто-то наблюдает за нами. Мир сознания — это внутренний мир человека. О внутренних состояниях человека можно судить лишь косвенно — либо путем наблюдения за внешним поведением и соответствующей его интерпретации, либо путем обращения к самоотчету — к той информации о себе самом, которую человек сообщает с помощью речи. Оба эти источника информации не вполне надежны. Кроме того, далее если человек готов откровенно делиться с нами своим опытом, нет полной гарантии, что он сам вполне адекватно его осознает. Короче говоря, какой бы путь сбора информации о человеке мы ни выбрали, нам не избежать принципиальных трудностей в плане ее смысловой интерпретации. Несколько слов о самонаблюдении и характере информации, получаемой с его помощью. В истории психологии вопрос о месте, которое интроспекция (самонаблюдение) призвана занять среди прочих методов исследования, был тесно связан со спорами о природе психического. Представители умозрительной (интроспективной) психологии считали, что предметом этой науки является сознание, понимаемое как содержание субъективных переживаний индивида. Ясно, что при гаком подходе ведущим, если не единственным, методом становится самонаблюдение. Так называемая объективная психология, возникшая в противовес традиционной умозрительной психологии с ее интроспективным подходом к изучению сознания, с самого начала поставила цель изучать поведение людей и определяющие его внутренние процессы строгими научными методами. Главными методами всякой опытной науки являются наблюдение и эксперимент. Новая психология провозгласила себя экспериментальной наукой и стала активно заимствовать методы исследования, разработанные в смежных дисциплинах, например, в физиологии органов чувств. Какое место в современной экспериментальной психологии отводится самонаблюдению как методу исследования? Он оказался низведенным до уровня вспомогательного метода. Кроме того, его данные больше не считаются абсолютными. Подобно любым другим данным они нуждаются в проверке и в интерпретации. Более того, совершенно ясно, что информация данного рода подвержена различного рода искажениям. Итак, вырисовывается следующая картина. С одной стороны, социальные науки стремятся использовать те методологические принципы и приемы анализа, которые выработаны и с успехом применяются в области естествознания. С другой стороны, специфика предмета исследования, которую мы только что попытались обозначить, заставляет ученых-гуманитариев постоянно оценивать степень их адекватности собственным задачам, пытаться выработать особую методологию исследования, в максимальной степени отвечающую как нынешней фазе развития научного знания в данной области, так и природе изучаемых процессов. Позитивизм как философия научного познания и феноменологический анализ. Позитивизм – направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу, освободить от ненаучных черт и сделать в качестве опоры только достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука) и опираться на научный метод. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е – 40-е гг. XIX столетия. Позитивизм прошел большую эволюцию и является широко распространенным и популярным в современную эпоху. В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии: классический позитивизм (О. Конт и Г. Спенсер); эмпириокритицизм (махизм) (Э. Мах и Р. Авенариус); неопозитивизм (философы «Венского-кружка», Львовско-Варшавской школы, Б. Рассел и Л. Витгенштейн); постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун). Классический позитивизм. Основателем позитивизма считается французский философ Огюст Конт (1798 – 1857), а также Джон Стюарт Милль (1806 – 1873) и Герберт Спенсер (1820 – 1903). По мнению Огюста Конта (1798 – 1857), философский спор между материализмом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что: - философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным; - для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук; - основной путь для получения научного знания в философии – эмпирическое наблюдение; - философия должна исследовать лишь факты, а не их причины, «внутреннюю сущность» окружающего мира и другие далекие от науки проблемы; - философия не должна стремиться стать «царицей наук», сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением, она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и занять свое место среди других наук. Позитивизм исходит из того представления, что все многообразие реальности сводимо к некоторым достаточно простым и универсальным закономерностям, которые существуют объективно и в принципе познаваемы. Задача науки — исследовать окружающий мир и открывать его законы. Знание законов природы позволяет лучше ориентироваться в мире и преобразовывать его в желательном для людей направлении. В плане конкретной методологии позитивизм отвергает любые умозрительные построения и требует, чтобы каждое научное положение можно было проверить эмпирически (верифицировать). В этом смысле проводится четкая грань между сферой науки и теми идеями, представлениями или мыслительными конструкциями, которые лежат за ее пределами. Другими словами, наука базируется на фактах, а факт — это то, что можно непосредственно проверить, в чем можно убедиться на практике. Феноменологический анализ — это анализ любого явления, понятия, ставшего реальностью и вошедшего в систему человеческой жизнедеятельности. Он включает в себя анализ явления со всех сторон: с позиций прошлого, т.е. истории возникновения, смыслов и значений, формы и структуры, видов и типов проявления и функционирования, в аспекте связей с другими и взаимного влияния их друг на друга. Феноменологический анализ «раскладывает» на составные то, что свободно проявляется, существует, самоопределяется. Этим он отличается от ноуменологического анализа, т.е. анализа несостоявшегося и не раскрывшего себя явления, находящегося лишь в исходной стадии, до своего проявления и потому приблизительного, гипотетического, предсказательного, не более. Он ставит своей целью не столько раскрытие каких-то универсальных закономерностей, сколько доскональное исследование и описание некоторых целостных явлений (феноменов), значимых с точки зрения общественной жизни. Номотетический и идиографический подходы в исследовании социальных проблем. В методологии социальных наук довольно часто тот подход, который мы рассматривали как позитивистский, дается также под названием номотетический, а противоположный подход, который мы описали под рубрикой «феноменология», обозначается как идиографический. Номотетический подход (греч. «номос» — закон, закономерность) — это исследование общих закономерностей и их индивидуальных вариаций по отношению к индивиду. Таким образом, при номотетическом подходе психолога интересуют средние показатели (нормативы) личностных черт, общие для разных людей. Идиографический подход (греч. идиос» — своеобразный, принадлежащий кому-то) — исследование своеобразия отдельных личностей, нахождение неповторимых индивидуальных черт. Оба эти подхода одновременно и противоположны, и тесно связаны между собой. Дело в том, что каждый человек в чём-то: □ похож на всех других людей; □ похож на некоторых людей; □ не похож ни на кого. Поэтому оба эти подхода, во-первых, взаимно дополняют друг друга, а во - вторых, служат основанием для применения альтернативного подхода, в частности, номотетический подход создает условия для идеографического описания и наоборот |