Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. Гендерная идентичность Что такое гендерная идентичность

  • 1.2. Множественность феномена гендера

  • 1.3. Вопрос нормы гендерной идентичности

  • Глава 2. Формирование гендерной идентичности 2.1. Проблемы формирования и развития гендерной идентичности

  • Интенсификация гендерной идентичности

  • Формирование гендера. Формирование гендера


    Скачать 60.9 Kb.
    НазваниеФормирование гендера
    Дата17.07.2022
    Размер60.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФормирование гендера.docx
    ТипРеферат
    #632257













    Реферат на тему «Формирование гендера»



    Выполнила студентка курса

    «Психологическое консультирование при сексуальных дисфункциях в паре»

    Прокофьева Кристина Денисовна

    Оглавление

    Введение 3

    Глава 1. Гендерная идентичность как социально-психологический феномен

      1. Что такое гендерная идентичность 4

      2. Множественность феномена гендера 8

      3. Вопрос «нормы» гендерной идентичности 11

    Глава 2. Формирование гендерной идентичности

    2.1. Проблема формирования и развития гендерной идентичности 14

    2.2. Интенсификация гендерной идентичности 17

    Заключение 20

    Список литературы 23

    Введение

    Современное общество характеризуется изменением ценностно-нравственных ориентаций в сфере отношений между полами. Самое главное изменение связано со стиранием границ между женскими и мужскими социальными ролями, и это не может не вызывать интереса у исследователей [6, 11]. При этом такие изменения не являются чем-то неправильным или ненормальным, но на контрасте с социальными ролями мужчин и женщин, которые были актуальны десятки лет назад, то, что происходит сейчас, является отличительной особенностью нашего времени.

    Вопросы совместимости психологического и биологического пола являются крайне острыми для тех, для кого актуален вопрос соотнесения собственной принадлежности к противоположному полу. В связи с этим сейчас достаточно большое внимание уделяется изучению специфики формирования психологического пола, коем является гендерная идентичность.

    Так же актуальность данный темы усиливается потребностью исследователей анализировать условия и контексты формирования гендерной идентичности в семье и обществе с целью исследовать их влияния на личность ребенка [6, 20].

    Вопросы пола и гендера являются актуальными и важными для современного общества, а гендерная психология - одна из наиболее молодых и динамично развивающихся отраслей психологии. Подобное развитие можно объяснить, с одной стороны, кризисом семейных отношений в России и изменением их уклада, а также демографической ситуации в целом, а с другой – стремлением людей к самоисследованию и саморефлексии в контексте собственной идентичности, что может являться предтечей к изменению взглядов на собственную гендерную идентичность [8]

    Современный этап развития нашего общества является периодом пересмотра мужских и женских ролей. Многие из тех, кто воспитывался под влиянием жестких поло-ролевых стереотипов, сегодня испытывают на себе последствия своего воспитания и стремятся освободиться от его сдерживающих механизмов [6].

    В данной реферате объектом библиографического анализа является гендерная идентичность, а предметом - её формирование

    Целью данного библиографического анализа является рассмотрение процесса формирования гендерной идентичности.

    Итак, вопрос изучения формирования гендерной идентичности является актуальным в наше время, так как все больше людей имеют разные гендерные идентичности. В данном работе мы рассмотрим феномен гендерной идентичности, ее разновидности, изучим, как понимают данный феномен разные исследователи, а также сфокусируемся на множественности и сложности этого феномена и еще рассмотрим процесс интенсификации гендерной идентичности.

    Далее мы переходим к рассмотрению содержания понятия «гендерная идентичность».
    Глава 1. Гендерная идентичность

      1. Что такое гендерная идентичность?

    Прежде, чем переходить к рассмотрению гендерной идентичности как социально-психологического феномена, следует определить понятие «биологический пол».

    Биологический пол – это морфофункциональная характеристика организма, включающаяся специфические репродуктивные особенности и свойства, которые являются критерием отличения самцов от самок [4, 16]. Человек рождается с уже заданным полом. Большинство людей уже в течение первых лет жизни начинают понимать представителями какого пола они являются. При этом нет никакой гарантии в том, что гендерная идентичность человека будет совпадать с его биологическим полом. Так, некоторые люди испытывают значительные неудобства, пытаясь идентифицировать себя как мужчину или женщину. В настоящее время возросло количество случаев изменения пола хирургическим путем [11]

    Гендером же является спектр социальных приобретенных характеристик, относящихся к маскулинности и фемининности [7]. Это социокультурный конструкт, исторически и социально обусловленная система значений и смыслов, задающая представления о себе как представителе пола.

    А совокупность социальных норм, определяющих какие виды поведения являются допустимыми, подходящими или желательными для человека в зависимости от его гендерной принадлежности, называются гендерной ролью. Гендерные роли формируют у людей связанные с их полом поведенческие ожидания, которые они должны оправдывать. Поведение, рассматривающееся как социально приемлемое для мужчины, называется маскулинным, а для женщины – фемининным [11].

    Поло-ролевые ожидания являются культурно обусловленными и видоизменяются от одного общества к другому. Помимо специфики культуры наши установки о "мужественности" и "женственности" детерминируются еще и исторической эпохой, в рамках которой рассматриваются соответствующие паттерны поведения. Например, если бы в американской семье 60-х годов отец оставался дома со своими детьми дошкольного возраста, пока его жена была в рабочих поездках, его поведение, скорее всего, стало бы поводом для удивления со стороны общества, а, возможно, стало бы причиной насмешек [8]. Современные же молодые пары чаще распределяют между собой домашние обязанности. Скорее всего, они исходят из практических соображений, нежели чем из предвзятых представлений о том, как "должны" или «не должны» вести себя мужчины и женщины.

    Гендерная идентичность является одной из ипостасей идентичности в целом. Идентичность – это внутренняя непрерывность и тождественность личности [12].

    Обращение к понятию идентичности способствует замечанию специфики взаимосвязи между внутриличностной и социокультурной детерминированностью действий человека в контексте социального взаимодействия, а также замечанию противоречия между социальным и личным началами в человеке [9, 10].

    Гендерная идентичность обуславливает, каким образом происходит идентификация человека себя как мужчины, женщины или как какого-либо сочетания и первого, и второго. Данное внутриличностное проявление способствует организации образа Я и соответствующему функционированию в обществе, согласно воспринимаемому полу и гендеру [10].

    Гендерная идентичность не является генетически заложенной, она формируется в результате взаимодействия генетических особенностей и специфики социализации в процессе взросления. Активным участником в формировании гендерной идентичности становится сам человек, как субъект этого процесса, который в ходе своего личностного становления принимает или отвергает придписываемые ему социальные роли и модели, в результате чего может произойти изменение гендерной идентичности [6].

    Гендерная идентичность, являясь базовой основопологающей характеристикой личности, формируется в ходе интериоризации мужских или женских проявлений, в процессе взаимодействия Я с другими, в ходе социализации. Интересно, что в эпигенетической схеме Э.Эриксона базисный конфликт шестой стадии психосоциального развития — интимность в противовес изоляции —связан именно с гендерной идентичностью. При этом результаты разрешения этого конфликта в социально-психологическом смысле не ограничиваются контекстом интимно-личностных отношений, а проявляются в значительно более широкой сфере межличностных отношений [12].

    Так, гендерная идентичность является неким продуктом социального конструирования и в то же время одним из важных факторов, опосредующих поведенческую активность и убеждения человека в сфере межличностных отношений [1, 20].

    С точки зрения социально-конструктивистского подхода, социальное пространство является, с одной стороны, независимым от личности контекстом, а с другой стороны, систематически созидаемым личностью контекстом. Исходя из этого взгляда, гендер является моделью социальных отношений между мужчинами и женщинами, направляемой основными общественными институтами. Теория социального конструирования гендера базируется на следующих взглядах:

    • Гендер формируется благодаря социализации, его создают система гендерных ролей, семья, средства массовой информации, система разделения труда;

    • Гендер выстраивается и самой личностью на уровне гендерной идентификации, принятия или отверждения социально предписанных норм и адаптации к ним (в манере одеваться определенным образом, во внешности, в манере поведения и т.д.) [8]

    Также важно рассмотреть, как виды гендерной идентичности выделяют:

    • маскулинный (высокие показатели по маскулинным признакам - агрессивный, напористый, склонный к риску, независимый, мужественный и т.п. и низкие по фемининным - ласковый, женственный, добрый, верный, внимательный к другим и проч.);

    • фемининный (низкие показатели по маскулинным признакам и высокие - по фемининным);

    • андрогинный (высокие показатели и по маскулинным, и по фемининным признакам);

    • недифференцированный (низкие показатели и по маскулинным и по фемининным признакам) [9]

    Таким образом, гендерная идентичность является одной из разновидностей социальной идентичности человека и обуславливает внутреннее самоощущение человека как мужчины, женщины или как какого-либо сочетания и первого, и второго. Гендерная идентичность формируется в результате взаимодействия генетических особенностей, специфики социализации в процессе взросления, и благодаря выбору самой личности, проявляющемся в принятии или отверждении социально предписанных норм и адаптации к ним.

    Далее мы перейдем к рассмотрению множественности и сложности феномена гендера.
    1.2. Множественность феномена гендера

    В наше время вопрос множественности гендеров не ограничивается только мужской и женской идентичностью. Ученые пришли к выводу, что факт существования множественности гендерных идентичностей может являться источником обогащения психики, причем не только детской психики, но и психики взрослого человека [13, 14].

    Л. Арон говорит о том, что «фантазия о “бисексуальной целостности” существует бессознательно внутри каждого человека и является истоком для творческих способностей [13].

    Гибкость и множественность гендера обуславливаются возможностью человека переосмыслять себя и переопределять свою идентичность в контексте гендера, а также возможностью наполнять все новыми смыслами содержание гендерной идентичности. Подобный опыт гендерной рефлексии способствует выходу за рамки гендерных стереотипов и формированию новых представлений о себе. Однако большинство людей вовсе не стремятся переосмысливать себя в контексте гендера, для них важнее постоянство и стабильность своего гендера.

    Социальные психоаналитики А. Харрис и В. Голднер рассматривали гендер как нелинейный, текучий и изменчивый, а не как стабильный и неизменный феномен. Также они говорили о контекстуальности гендера, описывая его проявления, с одной стороны, как устойчивые, осязаемые, а с другой стороны, как иллюзорные и проницаемые. Кроме того, переживания, связанные с гендером, могут быть согласованными с эго, созвучные ему, а могут оцениваться как нечто, что разобщает образ Я [19]. Однако для большинства людей формирование гендерной идентичности воспринимается как спокойный и естественный процесс, не требующий никаких интервенций.

    Индивидуальные особенности личности, а также социальные условия, в которых личность существует, задают характер гендера и предопределяют его ригидность или же текучесть. В каждом человеке в разных соотношениях сосуществуют и типично мужские, и типично женские качества [5]. В наши дни можно наблюдать разнообразие мужественных и женственных типов личности, которые вовсе могут не согласовываться с мужским и женским биологическим полом. Гендерная идентичность каждой личности – это уникальная совокупность исторически сформированных культурных значений, по отдельности относящихся к разным типам гендерных эталонов, убеждений и поведения. Ни у одного человека гендер полностью не отражает гендерные категории, бытующие в культуре, а представляет из себя продукт его личной интерпретации. По мнению М. Голднер и В. Димен, американских психоаналитиков из Нью-Йоркского университета, каждый индивид самостоятельно создает уникальную, подвижную, многоуровневую версию гендера, собранную из гендерных контекстов, которые транслируют данная конкретная культура [18].

    А. Харрис предложила теорию «мягко собранного гендера», которая гласит, что гендер не детерминирован жестко биологией и/или культурой. «В контексте рассмотрения такого динамичного и подвижного феномена, как гендер в качестве мягко собранной системы, мы берем значения гендера из любых индивидуальных и семейных систем совместно с его функциями и формами внутри специальных задач в специфическом окружении. Гендер может инкорпорировать в себя особенности поведения, функции которых являются сознательными и бессознательными и являются следствием социального взаимодействия» [19].

    Гендерная идентичность имеет множество траекторий развития с неочевидным и непредсказуемым результатом, выполняет различные психические и социальные функции, находится под влиянием большого количества переменных, личностных и межличностных, осознаваемых и неосознаваемых. Такая специфика гендерной идентичности задает фокус не на структуре идентичности, коей не существует, а на процессе развития и специфике формирования. И важным моментом является активность субъекта в процессе формирования гендерной идентичности.

    Таким образом, гендер – это не пассивно присвоенный культурный конструкт, а его интерпретация и переинтерпретация человеком на протяжении всей его жизни. Гендер – это язык, определяющий восприятие себя и особенности взаимодействия с другими. А гендерная идентичность представляет из себя текучий, сложный и множественный феномен, который формируется под воздействием ряда факторов – в первую очередь, это генетически передаваемые особенности потенциала человека, далее это социальное окружение и культурное влияние, и наконец, это активность и позиция самого индивида.

    1.3. Вопрос нормы гендерной идентичности

    Вопрос о тому, что является нормой, а что – нет, вызывает и интерес у представителей разных теорий гендера. Клинический психолог К. Корбетт, писал, что в теориях, описывающих развитие гендера превалирует акцент на нормативности логики центрированности, в которую не входит учет так называемых вариантов «не нормы», а вот постмодернистские теории субъективности крайне много внимания уделяют этой «не норме» и недооценивают важность сходства и согласованности в отношениях между людьми» [17]. Длительный период времени гомосексуальный человек считался находящимся на периферии нормы и оттого воспринимался как нездоровый. В наши дни взгляды трансформировались. Теперь ключевым критерием здоровья считается свобода ума, а находящиеся на периферии варианты гендерной и сексуальной идентичности больше не рассматриваются как вариант «не нормы». Свободный ум стал в психологии тем самым критерием, опираясь на который можно оценивать степень психической нормы и потенциальных отклонений от этой нормы.

    К. Корбетт так же писал, что гендер может обладать сдерживающим эффектом благодаря устоявшимся социальным стереотипам и норм в контексте гендерных ролей. Он так же писал о том, что многие люди переживают отсутствие личностной интеграции, будучи воспринятыми социумом как несоответствующие норме, которая предопределяется культурой [17]. Так, детерминатной возможных отклонений в психике у тех, чья гендерная идентичность ненормативна, может являться не сам факт этой ненормативности, а степень клеймированности их обществом, что и дестабилизирует их психическое состояние.

    Разговоры о норме и «не норме» гендеров приводят еще к одному интересному термину, который называется гендерной диффузией. Современные исследователи учитывают информацию, поступающую из интерсексуальных и трансгендерных групп общества, требующих их принятия и расширения их взгляда, а также выхода за пределы традиционных бинарных категорий гендера и нормальности, инкорпорирования нестандартных гендеров в гендерное пространство, в последнее время современные гендерные теории к этому и стремятся.

    Вопрос нормы гендерной идентичности рассматривался еще во времена Аристотеля, который писал, что «бытуют три наклонности, две являются пороками – одна ввиду избытка, другая – ввиду недостатка – и одна является добродетелем – в силу обладания серединой» [2]. Так, люди во все времена определяли для себя некую условную норму, но при этом эта норма не всегда является той самой нормой, которая соответствует пониманию Аристотеля ввиду того, что может являться крайностью, как идеальные образы мужчины и женщины, которым не может соответствовать ни один человек, или радикальная нормальность только гетеросексуальной идентичности, которая резонирует остальным существующим проявлениям сексуальности.

    Сознание каждого человека вырабатывает собственную норму. Соответственно, в случае если принятия социумом в качестве нормы некую крайность, то те, кто этому не соответствует, испытывает сложности. Аристотель писал, что люди, стремящиеся к крайностям, дистанцируются от тех, кто придерживается середины, к противоположной от себя крайности. И чем больше мы склонны к чему-то, тем более это противоположно середине. [2]. Рассмотрим пример - допустим, если мужчина, который радикально придерживается стереотипа маскулинности, не только не принимает в себе наличие фемининных качеств, но и не верит, что нормальные мужчины – это те, чье поведение и взгляды согласуются с его собственным пониманием мужественности, несмотря на то что в каждом человеке сосуществуют в разных пропорциях и маскулинные, и фемининные проявления личности.

    Таким образом, согласно взглядам С.В. Мелкова, которые согласуются со взглядами Аристотеля, ненормальной гендерной идентичностью является не какая-то ее разновидность, а дефицит или непринятие устоявшихся в культуре гендерных схем, либо ориентация на стереотипность гендерных эталонов. Серединой же, или, по-другому, нормой является усвоение большого спектра значений гендера, бытующих в культуре, и гибкое отношение к ним. При этом гендерные схемы определяют наше отношение к себе и к другим как представителям пола, а также задают то, как мы транслируем свое отношение во внешности и поведении. Свобода ума в этом случае способствует избеганию крайностей и предоставляет возможность рефлексировать на тему своей гендерной идентичности.

    Итак, подводя итоги первой главы, следует сказать, что гендерная идентичность характеризует внутреннее самоощущение человека как мужчины, женщины или как какого-либо сочетания и первого, и второго. Гендерная идентичность формируется в результате взаимодействия генетических особенностей, специфики социализации в процессе взросления, и благодаря выбору самой личности, проявляющемся в принятии или отверждении социально предписанных норм и адаптации к ним. При этом гендер не является пассивно присвоенным культурным конструктом, а является его интерпретацией и переинтерпретацией человеком на протяжении всей его жизни. Гендер – это язык, детерминирующий восприятие себя и специфику взаимодействия с другими. При этом гендерная идентичность представляет из себя текучий, сложный и множественный феномен, который формируется под воздействием ряда факторов – в первую очередь, это генетически передаваемые особенности потенциала человека, далее это социальное окружение и культурное влияниие, и наконец, это активность и позиция самого индивида. Что касается нормы и не нормы в контексте гендерной идентичности, то этот вопрос до конца не определен, однако бытует общепринятое мнение о том, что под нормальной гендерной идентичностью подразумевается усвоенность большого спектра значений гендера, бытующих в культуре, и гибкое отношение к ним. Свобода ума в этом случае способствует избеганию крайностей и предоставляет возможность рефлексировать на тему своей гендерной идентичности.

    Далее мы переходим к вопросу рассмотрения процесса формирования гендерной идентичности.

    Глава 2. Формирование гендерной идентичности

    2.1. Проблемы формирования и развития гендерной идентичности

    В рамках психоаналитической теории половая типизация рассматривается как реализация естественной и неизбежной идентификации ребенка с родителем своего же пола. Определяющим периодом развития является фаллическая стадия (3- 6 лет), в рамках которой ключевым источником либидиозного удовлетворения являются половые органы. Помимо выявления ребенком анатомических различий, к этому добавляется привязанность к родителю не своего пола, а также ревность, тревога и страх по отношению к родителю своего пола, что провоцирует страх кастрации у мальчиков и зависть к пенису – у девочек. Ребенок справляется с этим конфликтом, идентифицируясь с родителем своего пола [8].

    Под идентификацией здесь понимаются не только отнесение себя к тому или иному полу, но и процесс интериоризации социальных норм, в рамках которого формируется такая внутриличностная структура, как супер-эго. Идентичностью же в этом контексте является способность выбирать личные предпочтения.

    Со временем место теории гендерного развития, предложенной Фрейдом, было занято теорией объектных отношений, согласно которой ключевыми для развития личности и половой идентификации считаются ранние межличностные отношения. Когда в опредленный период развития мальчиков у них появляется потребность отождествить себя с отцом, в этот момент они должны отделить себя от матери. Отсюда и возникает важность автономии в мужской психологии. У девочек же наоборот происходит идентификация с матерью, и это приводит к стремлению установить эмоциональную связь и развитию сочувствия и сопереживания. Таким образом, женщины ориентированы не только на материнство, но и в целом на близкие отношения. Мужчины же стремятся к автономности и индивидуализму [3].

    Эта концепция заложила основу теорию нравственных суждений К. Гиллиган. Данная теория гласит, что в их суждениях о нравственных дилеммах женщины более ориентированы на отношения, чем мужчины. Подобные различия связаны с разными предпочтениями [3].

    В начале 1960-х годов появилась еще одна концепция, а именно теория социального научения и близкая ей теория моделирования, в рамках которых изучались механизмы формирования гендера и гендерных стереотипов, в фокусе внимания был принцип обуславливания. А. Бандура, Р. Уолтерс и Х. Биллер говорили о том, что родители влияют на то, какая гендерная роль будет выбрана ребенком. И этот выбор ожидаем родителями. То есть ребенок учится заданному образцу поведения и усваивает соответствующие ценностные ориентации [3].

    Появление когнитивизма в середине 1960-х годов поспособствовало тому, что ученые начали изучать активную роль индивида в познании реальности. Л. Колберг аппелировал к теории Пиаже, рассматривая половую типизацию как часть более общей когнитивной адаптации ребенка к физическому социальному миру.

    Л.Колберг считал, что половые роли – это результат активного структурирования опыта. Осознание различий между представителями мужского и женского пола – первый из трех этапов в формировании гендерной идентичности. А устойчивая половая идентичность – это один из аспектов осознания стабильности физических объектов, происходящее между 3 и 7 годами. Переработка поступающей информации из внешней реальности при использовании критерия пола, ребенок интериоризирует относящиеся к полу представления, стереотипы и ценности.

    Согласно Л. Колбергу, представители обоих полов переходят со стадии первичной активности на стадию, в рамках которой преобладает подчинение социальному давлению и социальным ожиданиям. На андрогинной стадии происходит интеграция маскулинных и фемининных элементов Я. Происходит переход от недифферецированных гендерных представлений к подчинению гендерным концепциям, бытующим в обществе, а затем происходит переход к той стадии, на которой преобладает индивидуальность, а гендерная идентичность принимает формы, которые зачастую не соотносятся с традиционными стереотипами [6].

    Дж. Стоккард и М. Джонсон говорили о том, что биологический пол может помочь предположить потенциальное поведение человека, а главное – пол психологический (гендер), который формируется прижизненно и на установление которого оказывают большое влияние социум - расовые, классовые, этнические вариативности гендерных ролей и соответствующие им социальные ожидания [21].

    Таким образом, гендерная идентичность была в фокусе внимания многих авторов, каждый из которых по-своему понимал и интерпретировал ее понимание согласно приверженности той или иной концепции. Однако все эти концепции так или иначе связывает факт того, что процесс формирования гендерной идентичности опосредован влиянием значимых взрослого на начальных этапах развития личности, а в дальнейшем – влиянием социальных норм и социальных ожиданий, однако в конечном счете все равно окончательное формирование гендерной идентичности опосредовано личной активностью субъекта и его отношением к предписываемым ему социальным ожиданиям.

    Далее мы переходим к рассмотрению процесса интенсификации гендерной идентичности.

      1. Интенсификация гендерной идентичности

    Феномен интенсификация гендерной идентичности является только лишь одним из взглядов на процесс формирование гендерной идентичности, содержаний мнение о том, что существует ключевой период в развитии личности, являющийся наиболее сенситивным к формированию у человека самоощущения, соотносящегося с его гендерной идентичностью. Таком сенситивным периодом является подростковый возраст. При этом речь не только про определенный возраст, но и про ряд факторов, оказывающих влияние на личность в данный период и способствующих формированию у него гендерной идентичности[18].

    Сам термин «интенсификация гендерной идентичности» был введен и впервые рассмотрен американскими психологами Дж.П. Хиллом и М.Е. Линчем, которые пришли к нему в результате обобщения исследований 60— 706х г. 20 в.

    Согласно концепции гендерной интенсификации, подростки начинают использовать принятые в обществе гендерные роли ввиду оказания на них давления со стороны других. Ранний подростковый возраст является периодом, предшествующим адаптации к половой зрелости, в рамках этого периода происходит усвоение новых способов обработки информации и освоению новых навыков, которые могут быть необходимы для перехода в среднюю школу. В этом контексте интенсификация гендера необходима, чтобы выдержать непростой этап перехода на другой этап развития личности. Процесс усиления принятия стереотипных мужских и женских ролей случается благодаря общению со сверстниками, но также и подкрепляется значимыми взрослыми.

    Авторы акцентировали внимание на тех гендерных различиях, которые подтверждают интенсификацию гендерной идентичности в подростковом возрасте. В первую очередь, эти различия связаны со степенью тревожности и спецификой копинг-стратегий. По результатам исследований, девочки в большей степени подвержены неуверенности и тревожности. Особенно это проявляется в том, что девушки недооценивают свой социометрический статус, а мальчики более точны в своей оценке собственного положения в группе. Девочки при этом апеллируют к такой стратегии выхода из непростых ситуаций, как попытки избежать конфликтных моментов, прибегая к уступке, у мальчиков же обратная стратегия – конфронтации [15].

    Вторая группа различий связана со степенью успешности в какой-либо деятельности. По данным исследований, девочки и мальчики преуспевают в различных областях. Они прибегают к увлечениям теми предметами, которые являются более одобряемыми для их пола: мальчики — техническими и точными науками, девочки — гуманитарными науками. Кроме того, мальчики в большей степени, чем девочки, имеют тенденцию к быстрому и рискованному принятию решений. Наиболее яркие различия по этому показателю проявляются в возрасте 11—14 лет. Подобное разграничение зачастую активно подкрепляется значимыми взрослыми посредством акцентирования внимания на достижениях и неудачах, согласующихся с одобряемыми в обществе мнениями относительно мужского и женского пола [22].

    Третья группа факторов, на которые обратили внимание ученые, это различия в самооценке и специфика Я-концепции. В раннем подростковом возрасте у девочек начинает динамично развиваться самосознание, при этом снижается самооценка, в первую очередь детерминированная спецификой общения и восприятием собственной внешности.

    В ходе исследования было проанализировано четыре компонента Я-концепции: приспосабливаемость, достижения/лидерство, близость/коммуникабельность, мужественность/женственность [19].

    Было выявлено, что девушки в подростковом возрасте имеют более высокие средние баллы по критерию близости/общительности, юноши же преуспевают по критерию достижения/лидерство и мужественность. Далее была выведена гипотеза интенсификации гендера, связанная с социальными связями. В младшем подростковом возрасте важность выстраивания благоприятных отношений со сверстниками для девочек намного выше, чем для мальчиков. Однако есть различия в специфике этих отношений - для мальчиков главным сближающим фактором является совместная деятельность, а для девочек — эмоциональная симпатия, способность к обмену чувствами. Подобные гендерные различия сохраняются на протяжении всего обучения в средней школе. Кроме того, у девочек в большинстве случаев прослеживаются такие гендерные поведенческие проявления, как любовь к детям, активное взаимодействие с ними.

    Однако данная гипотеза не получила подтверждения во всех исследованиях, направленных на ее проверку, из чего следует, что процесс интенсификации остается не новой аксиомой, а одним из мнений, бытующих в психологическом пространстве. При этом авторы исследований, посвященных изучению процесса гендерной интенсификации, акцентировали внимание на тех гендерных различиях, которые подтверждают интенсификацию гендерной идентичности в подростковом возрасте, что является весомым ограничением в этой теории [18, 19].

    Таким образом феномен интенсификации гендерной интенсификации является только лишь одним из мнений, бытующих в психологическом информационном поле. Согласно концепции гендерной интенсификации, ранний подростковый возраст является наиболее сенситивным периодом, в процессе проживания которого личность наиболее чувствительна ко всем интервенциям со стороны, влияющим на формирование гендерной идентичности. Согласно концепции гендерной интенсификации, подростки начинают использовать принятые в обществе гендерные роли ввиду оказания на них давления со стороны значимых взрослых и окружения. Ранний подростковый возраст является периодом, предшествующим адаптации к половой зрелости, в рамках этого периода происходит усвоение новых способов обработки информации и освоению новых навыков, которые могут быть необходимы для перехода в среднюю школу. В этом контексте интенсификация гендера необходима, чтобы выдержать непростой этап перехода на другой этап развития личности. Процесс усиления принятия стереотипных мужских и женских ролей случается благодаря общению со сверстниками, но также и подкрепляется значимыми взрослыми.
    Заключение

    Итак, в данном работе был рассмотрен феномен гендерной идентичности, ее разновидности, рассмотрены взгляды разных исследователей на гендерную идентичность, а также гендерная идентичность была рассмотрена множественность и сложность данного феномена и, наконец, был описан процесс интенсификации гендерной идентичности.

    Так, гендерная идентичность определяется как самоощущение человека как мужчины, женщины или какого-либо сочетания и первого, и второго.

    Также гендерной идентичность является одной из разновидностей социальной идентичности и формируется в процессе взаимодействия таких компонентов как индивидуальные особенности человека, условия социализации, а также активность и выбор самой личности. Последний проявляется в принятии или отверждении тех социальных норм, которые предписываются личности обществом в зависимости от ее пола.

    Таким образом, гендер является не пассивно присвоенным культурным конструктом, а его интерпретацией и даже переинтерпретацией человеком на протяжении всей его жизни. И более того, гендер детерминирует восприятие себя, задающее определенное поведение в рамках выбранного гендера, а также особенности взаимодействия с другими людьми.

    Что касается вопроса нормы в контексте гендерной идентичности, то в наши дни не принято считать не нормальной какую-либо разновидность гендерной идентичности. Нормальной же гендерной идентичностью является усвоение большого спектра значений гендера, бытующих в обществе и культуре в целом, и гибкое отношение к ним. Свобода ума в этом случае способствует избеганию крайностей и предоставляет возможность рефлексировать на тему своей гендерной идентичности.

    Понятие гендера и гендерной идентичности было рассмотрено в рамках большого числа теорий такими авторами, как З. Фрейд, К. Гиллиган, А. Бандура, Р. Уолтерс, Х. Биллер, Л. Колберг, Дж. Стоккард, М. Джонсон и другими. Несмотря на то, что каждый автор вкладывал в эти понятие свою интерпретацию, было и то общее, что связывало их взгляды. И речь идет о том, что процесс формирования гендерной идентичности опосредован влиянием значимых взрослого на начальных этапах развития личности, а в дальнейшем – влиянием социальных норм и социальных ожиданий, однако в конечном счете все равно окончательное формирование гендерной идентичности опосредовано личной активностью субъекта и его отношением к предписываемым ему социальным ожиданиям.

    И наконец, в рамках работы был рассмотрен феномен интенсификации. Феномен интенсификации гендерной интенсификации является только лишь одним из мнений, бытующих в психологическом информационном поле. Согласно концепции гендерной интенсификации, ранний подростковый возраст является наиболее сенситивным периодом для формирования гендерной идентичности, так как он предшествует адаптации к половой зрелости, и в рамках этого периода происходит интериоризация новых способов обработки информации и новых навыков, которые могут быть необходимы для перехода в среднюю школу. В этом контексте интенсификация гендера необходима, чтобы пережить непростой этап перехода на другой этап развития личности и справиться с ним.

    Таким образом, гендерная идентичность – это внутреннее ощущение индивидом своего пола, которое может соотноситься, а может и не соотноситься с полом, присвоенным при рождении. При этом то поведение, которое транслирует индивид в обществе, его внешность и специфика общения, могут, будучи конгруэнтными гендерной ролью, не обязательно отражать его гендерную идентичность, что подтверждает множественность и сложность феномена гендерной идентичности.

    Список литературы:

    1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. / Т.В. Андреева - СПб., Речь, – 2004, 244 с.

    2. Аристотель. Никомахова этика // Сочинения в 4 т. Т. 4. – М., – 1983. 830 с.

    3. Берн, Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения / Ш. Берн – СПб., Прайм-ЕВРОЗНАК, – 2007, 431 с.

    4. Васильченко Г.С. Общая сексопатология. Москва, «Медицина», – 1977, 488 с.

    5. Вейнингер О. Пол и характер. – М., – 1991, 392 с.

    6. Гэри Ф. Кэлли Основы современной сексологии, «Питер», С/Пб., – 2000, 889 с.

    7. Зачепицкий Р. О. О патогенетической психотерапии при неврозах. В кн. Психотерапия при нервных и психических заболеваниях \ Под ред. Б. Д. Карвазарского, «Изд. Ин-та им. В. М. Бехтерева», – 1973, 523 с.

    8. Ильин Е.П. Пол и гендер. / Е.П. Ильин - СПб., Питер, – 2010, 689 с.

    9. Каплан Х.С. Сексуальная терапия. «Класс», М., – 1994, 160 с.

    10. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. СПб., – 2004, 336 с.

    11. Кратохвил  С. Психотерапия семейно-сексуальных  дисгармоний.
       "Медицина", М., – 1991, 326 с.

    12. Крукс Р. Сексуальность / Р. Крукс, К. Баур, М., Прайм-Еврознак, – 2005, 480 с.

    13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., – 1996, 344 с.

    14. Aron L. The internalized primal scene. Psychoana- lytic Dialogues. – 1995. No. 5, pp. 195–236.

    15. Benjamin J. Like Subjects, Love Objects. New Haven, Connecticut, – 1995. No. 3, pp 425-439.

    16. Butler J. Gender Trouble. – New York, – 1990, 256 p.

    17. Eid, J. F. & Pearce, C. A. Making love again: Regaining sexual potency through the new injection treatment. New York: Brunner/Mazel, – 1993, 189 p.

    18. Corbett K. More life: Centrality and marginality in human development // Psychoanalytic Dialogues. – 2001. No. 11. – pp 313–355.

    19. Goldner V. Toward a critical relational theory of gender // Psychoanalytic Dialogues. – 1991. No. 1. pp 249–272.

    20. Harris A. Gender as contradiction // Psychoanalytic Dialogues. – 1991. No. 1. pp 197–224.

    21. Irvine, J. Disorders of desire: Sex and gender in modern American Society. Philadelphia: Temple University Press, – 1990, pp 7-24.

    22. Person E.S. The Sexual Century. – New Haven, Connecticut, – 1999, 327 p.


    написать администратору сайта