Главная страница
Навигация по странице:

  • Шільдехана (Шилдехана

  • Культурология. Культуро 8 урок. Формирование казахской культуры


    Скачать 21.28 Kb.
    НазваниеФормирование казахской культуры
    АнкорКультурология
    Дата26.11.2021
    Размер21.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультуро 8 урок.docx
    ТипДокументы
    #282797

    Тема: Формирование казахской культуры

    1. Традиции и обычаи казахского народа.

    Традиции нашего народа занимают важное место в культуре казахской степи. Они передаются из поколения в поколения сохраняясь в нашей жизни и продолжают свое существование. Традиции и обычаи казахов преследуют нас везде от начала рождения и до самой смерти.

    Самой первой традицией для новорожденного малыша является Шільдехана (Шилдехана) – это самый первый обряд, который связан с рождением ребенка. Родители зовут госетей, которые одаривают ребенка подарками, празднуют за дастарханам, считается что песни игры на домбре и сам праздник отгоняет недоброжелательных духов и защищают малыша.

    Следующим обычаем для новорожденного является Қырқынан шығару - «40 дней ребенку». По казахскому поверь. Здоровый и окрепший ребенок тот, кто прожил 40 дней. До 40 дней ребенка никому не показывают, не трогают ногти и волосы. Конечно с точки зрения медицины окрепший ребенок тот, кто прожил 21 день, но казахские обычаи твердят иначе. Через 40 дня ребенка показывают родственникам и другим людям вовремя тойя.

    После того как ребенок научится ходить проводят «тусау кесу» - разрезание пут, в знак первых шагов малыша.

    Для повзрослевшего мальчика проводят религиозный «Сундет» - обычай, символизирующий взросление мальчика и вступление его в мусульманский свет. Событие для мальчика проводят в нечетном возрасте в 3,5,7 лет. Для такого обряда наши предки приглашали муллу, но сейчас процедуру проводят в мед. Центрах для обеспечения безопасности и стерильности малыша. Позже обряд сопровождается пышным празднованием, на которое приглашают всех близких и родных, которые несут значимые, дорогие подарки на это мероприятие.

    Казахская свадьба – грандиозное событие, где соблюдались огромное количество разных традиций и обычаев. По традиции у казахов Невеста не должна была видеть лицо мужа, которого выбрали родители до самой свадьбы. Иногда до свадьбы помолвленные могли устраивать минисвидания под присмотром родителей. Конечно же сейчас суженные сами выбирают себе 2ю половинку, ходят на свидания и знакомятся получше прежде чем вступить в брак. В некоторых южных областях Казахстана все еще проводят калым, кражу невест и выкупы.

    У казахов было много национальных игр, в основном их проводили в праздничные дни, например, в весной в Наурыз. Обычно игры был направлены на выносливость игрока, сбить с шеста головной убор, сидя на лошади и тд.

    Алтыбакан. Простое развлечение где парни и девушки качаются группой на больших качелях.

    Кекпар. Мужчины состязаются целый день за тушей барана пока кто-нибудь из них не победит.

    Игра Асык. Где нужны выбить как можно больше костяных суставов.

    Если говорить о похоронах, то Умирающего человека в Казахстане оплакивать не принято, считается, что это может продлить агонию. Вдове умершего мужчины можно начать плакать толькопосле известия о смерти мужа, а до тех пор все только ждут. Хоронят умершего только через 2-3 дня, до этого приглашают родственников, дабы попрощаться с умершим. Тело обмывают, одевают в похоронные одежды. На похороны приглашают муллу и тот, читая могилу хоронит покойного в землю. Женщинам запрещено присутствовать на кладбище, туда на прощальную церемонию отправляются только мужчины.

    1. Мифы и легенды казахского народа

    Мифы о Луне, Солнце, Звездах и представления их в образах красивой двойняшке, сестер или девушки и джигита занимает настолько важное место в мифах народов мира, что фольклористы выделяют каждый из них как особый вид мифа. Появились различные виды мифов; солярные — про солнце, лунарные — про луну, астральные — про звезды. Казахи верили, что солнце, луна и звезды когда-то были людьми и по какой-то причине превратились в небесные тела. Некоторые мифы до сих пор описывают небесные тела в образе человека. В казахских мифах не поясняетея, каким образом человек превратился в луну, солнце, звезду, но четко прослеживается мысль о том, что небесные тела были когда-то людьми, а порой и ныне продолжают действовать как люди. Аналогию между движением небесных тел и действием людей на земле можно проследить на примере мифа «Жетыкаракшы» о семи звездах представленных в образе семи разбойников. Рядом с Полярной звездой находятся две звезды. Казахское название «Полярной звезды» -«Темир казык» (железный кол). К нему привязаны две звезды «Ак боз ат» (белый конь) и « Кок боз ат» (сизый конь). Разбойники, подкрадываясь с разных сторон, хотят украсть коней, но наступает утро и они вынуждены спрятаться. Каждую ночь воры выходят на охоту. Древние люди верили, что если разбойники похитят одного из коней, то наступит «Акыр заман» (конец света). У всех народов мира небесные тела в мифах представлены в образе человека, ассоциируются с чертами и качествами характера людей. Так, острые лучи солнца и мягкие у луны вызывают ассоциацию с твердым и мягким характером человека. Эта ассоциация явилась основой для возникновения мифов о Солнце и Луне. Один из мифов гласит, что солнце и луна когда-то были красивыми девушками, они были неразлучны, несмотря на то, что завидовали красоте друг-друга. Однажды солнце из-за зависти исцарапало лицо луны. Пятна, которые имеются на луне — это следы от царапин солнца. С тех пор они никогда не встречались.

    По народным поверьям женщинам нельзя ходить ночью за водой. Миф о девушке с коромыслом повествует о том, что злая мачеха посылает падчерицу за водой. Когда девушка подошла к воде, она увидела красивого молодого джигита, но оказалось, что это отражение луны на воде. Девушка иросит джигита (луну) чтоб он забрал ее с собой. Луна (джигит) исполняет желание девушки. С тех пор, когда люди смотрят на луну, они видят иногда образ девушки с ведром и коромыслом.

    Таким образом, мы видим, что во всех приведенных примерах ясно прослеживается представление всех небесных тел в образе человека.

    1. Формы народной поэзии, Музыкальное творчество акынов и жырау

    Музыкальная культура казахов состоит не только из творчеста сочинения казахов, но и из мифов и легент казахского народа. Появились всеразличные кюи, стихи, песни,жырау и тд. Музыкальная культара казахов связана со знаменитым именем Коркыт ата - это это первый жырау, отец кюев, он создал знаменитый музыкальный инструмент – Кобыз. С помощью этого инструмента Коркыт смг создать новое направление музыки - кобызовые кюи. Он сочинил "Коркыт", "Желмая", "Таргыл тана" ("Пегая телка"), "Елимай" ("О, моя родина"), "Ушардын улуы" ("Вой Ушар") и др.

    Особое место в музыкальной культуре казахов занимают народные песни. Акынами казахи называли певцов-сказителей, которые с домброй в руках выступали перед публикой или состязались в айтысах - песенно-поэтических «спорах», сопровождавшихся домбристами-кюйши. Все эти исполнители старались вести свой уникальный стиль, подобрать рифму или мелодию, ассоциирующуюся с казахским народом и всем происходящим. Певцы выступали на различных тоях, свадьбах и праздниках. Также исполнители выступали на своего рода концертах.

    1. Казахские бии

    Выделяют 3ех самых известный, самых почитаемых биев во всей истории Казахстана.

    ТОЛЕ БИ. Он был мудрым и находчивым человеком. Его признали Бухар Жырау при жизни Айтеке Би т Казыбек Би. Он смог воспитать в себе дух Майкы бия. Есть несколько произведений про Толе би, в одной из них Толе би признали мудрой защитой для ханов того времени. Люди отмечали его красноречие и острый ум. Также толе би участвовал в создании свода законов Тауке Хана. После «годов великого бедствия» Толе би призывал народ к земледелию и оседлости, брать за пример другие народы.

    КАЗЫБЕК БИ - известный в народе как Каз дауысты. Казыбек би занимает важное значение в истории Казахского народа. Он является одним из инициаторов создания казахского ханства, Вместе с Толе би и Айтеке би учавствовал в объединении всех трех жузов. Также внес вклад в формирование свода законов Тауке.

    АЙТЕКЕ БИ. Сведения о его биография скудны. Но известно его решающее участие в совещанием по поводу объединения трёх жузов. Уже юношей Айтеке би стал известным бием, а в 30 лет стал бием Младшего жуза поэтому сейчас он стоит как один из трех вилечайших бия в истории КЗ народа. Айтеке би — один из главных авторов степного свода законов «Жеты Жаргы» (Семь уложений),

    1. Риторы кз степи

    Казахи всегда ценили Слово. Детей с малых лет приучали к пению разговорной речи, игре на домбре или кобызе. Повзрослев юноши должны были продемонстрировать свои навыки на различных мероприятиях. Так же и с ораторским искусством. Правильная речь – была одной из важнейших навыков казахов. Ведь именно речь ведет за собой людей, речь продвигает вперед. С помощью нее тебе открыты все двери – так говорил казахи об ораторском искусстве. Возьмем к примеру жырау, которые сочиняли и пели на ходу или великих биев той. Именно ораторское мастерство помогало этим людям завоевывать внимание и славу, управлять людьми и строить планы на государственном уровне. Чтобы вести дипломатию Ораторы должны были хорошо знать историю своей страны, людей и все происходящее в ней.

    Известными казахскими ораторами конечно же служат великие бии Айтеке Толе и Казыбек.

    Абай Кунанбаев также является казахским оратором или же Асан Кайгы – он стал величайшим казахским героем, он продвигал народ к счастливому завтра. Одним из наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюншиулы. Его песни – образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен под властью казахских ханов.


    написать администратору сайта