Аннотация по теме «Формирование крепостного права на Руси».. Савзиханова_1108_история. Формирование крепостного права на Руси
Скачать 2.04 Mb.
|
1. Аннотация по теме «Формирование крепостного права на Руси». Крепостное право – это система прикрепления крестьян к участку земли, оформленная государственными законами, которые ставили крестьян в личную и экономическую зависимость от землевладельца. Крестьянин не мог покинуть свой земельный надел, беглецов возвращали обратно. На протяжении 15-17 веков в России сформировалось система крепостного права, которая определила положение крестьян в обществе империи на долгие годы вперед, вплоть до отмены крепостного права в 1861 году. Этот процесс не связан с каким-то отдельным указам, а проходил в несколько этапов, затронув правление нескольких царей, включая первых из династии Романовых. Основные этапы закрепощения русского крестьянства в 14-17 веках 1.Указ Ивана Грозного «О заповедных летах» 1581.Введение запрета на крестьянские переходы в Юрьев день. 2.Указ Федора Ивановича «Об урочных летах» 1597.Установление 5-летнего государственного сыска беглых крестьян. 3.Указы Михаила Федоровича 1637-1641 гг.Увеличение срока государственного сыска до 9,а затем до 15 лет 4.Соборное уложение Алексея Михайловича 1649.Установление бессрочного сыска беглых крестьян. Окончательные(бессрочное),полное (потомственное) закрепощение крестьян. До XV века не практиковался запрет на уход от одного владельца к другому, если отсутствовали долги и выполнялись обязательства договоров. Это право юридически было ограничено впервые на государственном уровне в 1497 году по Судебнику Ивана III. В документе устанавливалась уплата землевладельцу «пожилого» - выплата за прожитое на его землях время. Расчеты между хозяином земли и крестьянином, переход к новому боярину или помещику приурочивались к церковному празднику, Юрьев день 29 ноября, к этому времени завершались осенние полевые работы. Договор можно было расторгнуть за неделю до этого дня, в течение недели после. Историки считают, что Судебник Великого князя Ивана III был первым шагом к формированию крепостного права. В 1581 году был введен режим «заповедных лет», по которому временно запрещался переход крестьян, то есть фактически отменялся Юрьев день. В 1597 году уже по указу царя Федора Ивановича были установлены «урочные лета», то есть пятилетний срок поиска беглых крестьян. Была проведена перепись крестьян и составлены «писцовые книги», что еще больше способствовало прикреплению крестьян к землевладельцам. Соборное уложение 1649 года, принятое на Земском соборе, ввело бессрочный сыск беглых, крепостное состояние крестьян становилось потомственным, право собственности бояр и помещиков на крестьян – наследственным. В законе прописывались и ограничения на землевладельца, так он не имел права отобрать земельный участок или лишить крестьянина жизни. Именно этот документ историки называют окончательным закрепощением крестьян. Ключевые слова: крепостное право, крестьяне, владельцы, судебник, Юрьев день. 2. Схема на тему «Система управления Российским государством при Иване Ⅳ». 3. Историческая справка по теме «Церковная реформа патриарха Никона». В 1652 году патриарх Никон при поддержке царя Алексея Михайловича провел церковную реформу. В ходе реформы провели следующие преобразования: 1) вызвали из Киева греческих монахов, которые переписывали священные книги 2) под жесткий контроль взяли образование и поведение монахов 3) провели изменения в обрядах ("Исус" заменено на "Иисус", двоеперстие на троеперстие, хождение по солнцу во время крестного хода заменено на хождение против солнца, земной поклон - на поясной поклон) Эти перемены не нашли отклика в народе. Произошел церковный раскол – это появление в обществе представителей духовенства и мирян, не согласных с изменениями, проводимыми по церковной реформе. Людей, отстаивающих прежние положения церкви, называли раскольниками или старообрядцами. Во главе старообрядцев был протопоп Аввакум. 22 февраля 1653 года началось судьбоносное преобразование патриархом Никоном церковной жизни русского православия. Опиравшаяся на новогреческие каноны, его реформа привела к расколу Русской православной церкви. Пост Московского патриарха с 1652 года занимал патриарх Никон. С 1653 года он внес следующие изменения в богослужебные традиции: 1.Книжная справа, правка богослужебных книг. 2.Замена двуперстного крестного знамения на трехперстное. 3.Крестный ход против солнца. Ранее было наоборот – посолонь. 4.Во время богослужения “Аллилуйя” произносили трижды, а не дважды. 5.Изменение печати на литургическом хлебе – просфоре. В 1656 году в Москве был создан собор русских епископов. На нем было принято решение об отлучении от церкви тех, кто крестился двумя перстами. Чуть раньше, в феврале 1656 года Москву посетил Антиохийский патриарх Макарий. В ходе его визита в Успенском соборе Московского Кремля отлучили от церкви сторонников двуперстного крещения. Датой церковного раскола логично считать 1666-1667 годы. В апреле 1666 года в Москве прошел Большой церковный собор. Противников обновленного православия тогда называла раскольниками. В мае перед этим собором выступил противник реформы – протопоп Аввакум. Вскоре его отправили в ссылку в Пустоозерский острог на реке Печора. К началу 1667 года сторонников старых обрядов объявили раскольниками и еретиками. Это привел к оттоку населения на окраины государства и даже за его пределы. Одним из последствий церковного раскола стали вооруженные конфликты с раскольниками. Например, Соловецкий монастырь сопротивлялся с 1668 по 1676 год. В 1687 году царские войска произвели штурм Палеостровского мужского монастыря на Онежском озере В 1656 году в Москве был создан собор русских епископов. На нем было принято решение об отлучении от церкви тех, кто крестился двумя перстами. Чуть раньше, в феврале 1656 года Москву посетил Антиохийский патриарх Макарий. В ходе его визита в Успенском соборе Московского Кремля отлучили от церкви сторонников двуперстного крещения. Датой церковного раскола логично считать 1666-1667 годы. В апреле 1666 года в Москве прошел Большой церковный собор. Противников обновленного православия тогда называла раскольниками. В мае перед этим собором выступил противник реформы – протопоп Аввакум. Вскоре его отправили в ссылку в Пустоозерский острог на реке Печора. К началу 1667 года сторонников старых обрядов объявили раскольниками и еретиками. Это привел к оттоку населения на окраины государства и даже за его пределы. Одним из последствий церковного раскола стали вооруженные конфликты с раскольниками. Например, Соловецкий монастырь сопротивлялся с 1668 по 1676 год. В 1687 году царские войска произвели штурм Палеостровского мужского монастыря на Онежском озере. Итоги церковной реформы: Унификация церковных книг, обрядов Борьба противников реформы привела к расколу, появлению раскольников. Спор между светской и церковной властью был решён в пользу власти царя, положено начало постепенному подчинению церкви государству. |