Эссе. Формирование понятия инерции и инерциального движения
Скачать 19.34 Kb.
|
Коновалов Владислав Витальевич, гр.381601 Формирование понятия инерции и инерциального движения В современной формулировке термин «инерция» формулируется следующим образом: инерция - это свойство тела оставаться в некоторых системах отсчёта в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения в отсутствие внешних воздействий, а также препятствовать изменению своей скорости (как по модулю, так и по направлению) при наличии внешних сил за счёт своей инертной массы. Но как формировалось это понятие и кем? Первое известное нам упоминание об инерции принадлежит Аристотелю, жившему в 4 веке до н.э. Его труды признавались на протяжении более полутора тысяч лет, и ошибочные суждения не опровергались в течение этого времени. Одним из таких его законов было следующее: «С прекращением действия источника движение прекращается». Тем самым он опровергает инерцию. Хотя ему также принадлежит следующая формулировка: «Далее, никто не может сказать, почему тело, приведённое в движение, где-нибудь остановится, ибо почему оно скорее остановится здесь, а не там? Следовательно, ему необходимо или покоиться, или двигаться до бесконечности, если только не помешает что-нибудь более сильное». То есть он по существу формулирует закон инерции, но при этом отрицает его. Возможно, эта формулировка принадлежит движению тела в пустоте, хотя он и считает, что пустоты не существует. Николай Кузанский (1401-1464) впервые после Аристотеля фактически приходит к пониманию и необходимости признания инерциального движения. Он утверждает, что идеальный шар на совершенно плоском полу, начав двигаться, не остановится никогда, так как не изменяет при движении своего состояния. «Ведь движущееся не может перестать двигаться, не изменяя своего состояния в разное время». Следом за Николаем Кузанским Леонардо да Винчи (1452-1519) рассуждает о центробежной силе инерции, приводя в пример временный круговорот. Спустя более ста лет Христиан Гюйгенс выведет формулу для этой силы. То есть спустя только 1700 лет после Аристотеля закрадываются мысли о существовании инерции. В эпоху Возрождения все-таки появляются опровержения трудов Аристотеля, в том числе и на его закон об отсутствии инерции. Симон Стевин (1548-1620) дает понятие инерциального движения. Иоганн Кеплер (1571-1630) четко формулирует закон инерции и вводит сам термин «инерция» - прирожденное свойство тел сопротивляться приложенной внешней силе. Галилео Галилей (1564-1642) устанавливает принцип инерции, рассуждая о наклонных и горизонтальной плоскостях, тем самым говоря о зависимости между силой и ускорением. Рене Декарт (1596-1650) и Христиан Гюйгенс (1629-1695) также формулируют закон инерции. Но Рене Декарт сформулировал не столько закон инерции, сколько закон сохранения покоя. А Христиан Гюйгенс в своем законе говорит только о достигнутом движении, без состояния покоя. Окончательно закон инерции, который мы также называем первым законом Ньютона, сформулировал соответственно Исаак Ньютон (1643-1727): «Всякое тело продолжает удерживаться в состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние». Он принял во внимание и состояние покоя, и равномерное и прямолинейное движение, то есть первый закон Ньютона устанавливает эквивалентность между, собственно, покоем и инерциальным движением, и все их разделения, которые идут со времен Декарта, уничтожаются. Следует отметить, что формулировка Ньютона справедлива только для материальной точки. Чтобы она распространялась и на тело, нужно включить в этот закон ещё и поступательное движение. |