ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГИБКИХ НАВЫКОВ SOFT SKILS В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ. Развитие гибких навыков. Формирование системы гибких навыков soft skils в преподавании русского языка и литературы
Скачать 32.31 Kb.
|
ДАВЛЕТАЛИНОВА САНИЯ САПАРОВНА, Учитель русского языка и литературы КГУ Средняя школа – гимназия №9 Город Актобе ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГИБКИХ НАВЫКОВ SOFT SKILS В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы. Современный мир очень изменчив, поэтому сегодня современному учителю нужно адаптироваться к переменам и учить детей по-новому. Обладают ли современные выпускники теми навыками, которое требует общество, современная система образования? Скорее всего нет, Твёрдые навыки необходимы, чтобы эффективно заниматься определенным видом деятельности. Мягкие навыки – это социальные навыки, но именно они наиболее эффективно помогают продемонстрировать и применить твёрдые навыки. Мягкие навыки необходимы в любом виде деятельности. Поэтому нужно развивать «гибкие навыки» именно в школе, чтобы в дальнейшем быть успешным специалистом в какой- то области. Современное образование должно быть направлено на развитие у детей компетенций XXI века. Нужно развивать в ребёнке универсальные компетенции: • критическое мышление; • креативность; • коммуникативные навыки; • командность (умение работать в команде). Гибкие навыки необходимы в любом виде деятельности. Модель «4К» –это четыре ключевые компетенции (критическое мышление, креативность, коммуникативные навыки, командность), которые необходимы каждому учащемуся, чтобы в будущем быть успешным и востребованным работником. Почему же рассматриваемые нами навыки назвали «гибкими»? Во-первых, они универсальны, то есть не зависят от сферы и предмета деятельности. Во-вторых, они динамичны, то есть могут и должны совершенствоваться с течением времени, а также в зависимости от ситуации и контекста. В-третьих, именно эти навыки выступают основой предадаптации к жизни в изменяющемся мире, Критическое мышление — это способность критически оценивать информацию, поступающую извне, анализировать её и проверять на достоверность, видеть причинно-следственные связи, отбрасывать ненужное и выделять главное, делать выводы; сейчас все более необходимо умение ориентироваться в потоках информации, чтобы не потеряться в них, нужно уметь делать выводы и принимать правильные решения. Креативность — умение неординарно мыслить, находить неожиданные решения проблемы, видеть ситуацию с различных сторон, не следовать за стереотипами. Коммуникативные навыки— умение общаться, доносить свою мысль, слышать собеседника, договариваться. Современность требует от нас всех готовности к общению с самыми разными людьми. Командность (координация) — способность работать в команде, брать на себя как лидерские, так и исполнительские функции, распределять роли, контролировать выполнение задач, работать на общий результат, понимать свою роль и то, каков мой вклад в общее дело, – довольно сложный навык. Рассмотрим перечень «гибких» навыков. – «гибкие» навыки для ученика ориентированы как на учебную деятельность, так и на будущие виды деятельности (в том числе профессиональной); – «гибкие» навыки формируются в основном не отдельно, а в процессе учебной деятельности в предметных областях (вместе с «жесткими» навыками); – оценивание сформированности «гибких» навыков в основном осуществляется без дополнительного социального вмешательства (вместе с оцениванием «жестких» навыков в рамках освоения предметных и междисциплинарных учебных модулей); – для формирования и коррекции отдельных «гибких» навыков учеником могут быть освоены специальные учебные модули. На уроках русского языка и литературы, особенно в старших классах, необходимы навыки работы с информацией (поиск-сбор-использование –хранение). Важно научить детей этим приемам работы с информацией: 1)быстрое чтение и понимание текста; 2)правильный поиск информации; 3)создание удобного конспекта (сжатие материала); 4)сбор базы знаний; 5)получение нужной информации в интернете Поэтому сегодня учащийся должен уметь критически мыслить и находить нестандартные решения проблем. Как же строить урок? Как формировать новые компетенции на основе содержания изучаемого предмета? Для того, чтобы учащийся предложил веер решений к поставленной проблеме, надо конечно же заинтриговать. Например, урок литературы в 9 классе по творчеству М.Ю. Лермонтова. Роман «Герой нашего времени». Кейс-задание: Является ли Лермонтов прообразом своего героя? Учащиеся, работая с текстом – биографией и текстом произведения, должны привести свои доказательства и сделать вывод. Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают у обучающихся некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые. Чтобы разрабатывать уроки, на которых у детей могут формироваться компетенции «4К» следует обратиться к технологии развития критического мышления. На таком уроке учащимся даются не готовые выводы, которые нужно зазубрить, а прививается умение творчески работать с источниками информации для самостоятельного получения знаний. В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель: 1.Стадия вызова 2.Осмысление 3.Рефлексия На стадии вызова, для того чтобы «подвести» учащихся к теме урока, можно использовать приём «Нестандартный вход в урок», который позволит активизировать внимание учащихся, снять эмоциональное напряжение, способствовать мотивации к изучению нового материала, поможет разбудить воображение учащихся. На стадии осмысления основная работа строится на основе анализа Работа с текстом может основываться на таких приёмах ТРКМ, как «Заметки на полях» и «Фишбоун» и др. «Заметки на полях» позволяют обучающимся вычленить нужную информацию, а приём «Фишбоун» поможет интерпретировать эту информацию, дать ей оценку и наглядно представить её в виде скелета рыбы. «Развитие гибких навыков («SOFT SKILLS») на уроках литературы при помощи использования кейс-технологий». Сегодня учащийся должен уметь критически мыслить и находить нестандартные решения проблем. Как формировать гибкие компетенции на основе содержания изучаемого предмета? Актуальной и результативной является кейс-технология, позволяющая активизировать познавательную деятельность обучающихся,. Кейс-технология совмещает в себе такие методы, как метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ, составление психологического портрета и многое другое. Кейс- это набор учебно-методических материалов, представленных учащимся для самостоятельного изучения, это отображение ситуации, касательно какой-то практики и содержащее в себе некую проблему, которая требует разрешения. Сущность технологии заключается в следующем: • Подбор заданий (кейсов) для возможности использования разных путей решения; • Блочно–модульное построение изучения нового материала; • Организация самостоятельной работы учащихся при подготовке к уроку, при работе с кейсом; • Общение, обмен ответами между учащимися, призванным активизировать работу учащихся. На уроках литературы кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений до нескольких страниц. Кейс - метод помогает придать новое звучание, казалось бы, давно избитым и наскучившим проблемным вопросам: «мне нравится (не нравится) Наташа Ростова»; «Евгений Онегин – посредственность или личность?»; «Печорин – злодей или несчастный человек?»; «Базаров – глупый умник» и так далее. Ситуативные задачи (кейсы)на уроках литературы могут быть связаны с проблемами и перспективами взаимоотношений между главными героями произведения. Кейс может быть представлен и в виде одного предложения – цитаты из текста. Например, как вы понимаете пушкинские строки: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она»? Или лермонтовские строки: «Я вырос в сумрачных стенах душой дитя, судьбой монах»? Подготовленные обычно в письменном виде, эти кейсы читаются, изучаются и обсуждаются учащимися и составляют основу беседы, дискуссии. В процессе изучения курса литературы, в зависимости от тем, можно использовать кейсы различной сложности: Первая степень сложности: есть практическая ситуация, есть решение. Учащиеся определяют, подходит ли решение для данной ситуации. Возможно ли иное решение, другой ответ? Например, «Согласны ли вы с утверждением критика Николая Добролюбова, назвавшего Катерину «лучом света в темном царстве»? «Согласны ли вы с утверждением А. С. Грибоедова о том, «что в комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека?». Вторая степень сложности: есть практическая ситуация – найди её решение. Например, (при работе по творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова в 9 классе): «Обоснована ли тема «лишнего человека» в русском обществе 20-30-х годов XIX века?» В 10 классе при изучении романа «Преступление и наказание»: «Почему Ф. М. Достоевский вложил в руки Раскольникова топор, а не другое орудие убийства? В тексте ученики найдут объяснение, что «на нож, и особенно на свои силы, он не надеялся, а потому и остановился на топоре окончательно». Но это еще не ответ. Надо обратиться к более широкому контексту и предложить исследовательский кейс: «В каких произведениях и документах этой эпохи встречается эта деталь и что символизирует?». (Это и сон Гринева в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина, и сцена ночью в доме Дубровского в романе «Дубровский», и в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»). Есть ли общее в этих сценах? Да, Достоевский спорил с идеей кровавого бунта против мира. Третья степень сложности: есть практическая ситуация – определи проблему и найди пути решения. Например, при работе над пьесой Островского «Гроза». Предлагается: определить главную тему, проблему произведения. Решить данный кейс предлагается учащимся сразу после первого самостоятельного прочтения произведения. На уроках литературы при изучении художественного произведения целесообразно использовать кейсы разной степени сложности, что, безусловно, развивает креативное мышление учащихся. 1. Кейс-задача: «Определи основную причину развязки событий. Есть ли это результат рокового стечения обстоятельств или финал закономерен?». 2. Кейс-задача: «Предложите свой вариант решения подобной проблемы взаимоотношений между главными героями в современном мире». 3. Кейс-задача: «Представьте, вы - редакторы Московского издательства конца 18 столетия. Вам необходимо отредактировать произведение с точки зрения эстетики классицизма. Что бы вам пришлось изменить в произведении?». Решение кейс-задач используют при индивидуальной работе, работе в парах и групповой. Класс предварительно делится на группы. Каждая группа детей предлагает свои вариант решения кейса. Например, при изучении творчества Л. Н. Толстого («Детство»): (основой обсуждения является поступок мальчика – главного героя – он, имея очень чуткую, «жалостливую» натуру, тем не менее, поддаётся всеобщему негативному порыву и вместе со своими товарищами издевается над другим мальчиком. Учащимся предлагается кейс-задача: «Возможно ли было поступить по-другому и к каким бы последствиям это бы привело?»). Каждая группа детей разыгрывает свои вариант развития событий. Таким образом определяется наиболее верная поведенческая модель, развиваются коммуникативные навыки. Или же, учащимся дается некий отрывок текста, несущего в себе нравственную проблематику, и предлагается придумать, предугадать, как будут развиваться события дальше (например, рассказ Льва Толстого «После бала») Так на уроке по поэме А. Блока «Двенадцать» в 11 классе группам предлагается следующие кейс-задачи: «Какую музыку услышал Блок на улицах революционного Петрограда как передал ее в поэме? (найдите и выпишите цитаты или укажите главы поэмы, которые соответствуют этим музыкальным произведениям). Найдите в тексте приметы жизни революционного Петрограда 1918 года (цитаты прокомментируйте) Найдите в поэме образы-символы. С какими словами они употреблены Блоком и что означают?» Эмоциональный интеллект также относится к гибким навыкам, и его развитие необходимо на уроках литературы. Так при изучении «Капитанской дочки» А. С. Пушкина - возможность воспитания у учащихся нравственных понятий: чести, благородства, бескорыстия по отношению к людям. Привести к их пониманию помогает кейс-задача: «Почему Гринев начинает рассказ о себе с рассказа об отце?», затем учащиеся выстраивают логическую цепочку важных для Гриневых понятий - Семья - Порядок - честь Предки Традиции Любовь Патриархальный уклад Забота Учащиеся приходят к пониманию главного нравственного принципа- это понятие чести (эти основы вспомним потом в 10 классе, говоря об устоях семьи Болконских). Рассуждая о семье Мироновых и о смысле названия романа, называем еще одно христианское нравственное понятие, главное для этой семьи – это милосердие. Далее учащимся предлагается вопрос: «Что можете рассказать о семье Швабрина и Пугачева?», оказывается – ничего: Швабрин одинок, Пугачев тоже вне семьи (появился из метели). Значит, отсутствие семьи – отсутствие укорененности или нравственности. В 11 классе на уроке «Нравственная проблематика произведений В.Г. Распутина», предлагается учащимся порассуждать о категории нравственности и создать собственный кейс: записать, что входит в это понятие, а затем подобрать к каждому из записанных понятий антонимичное. Сразу видим, между чем и чем приходится выбирать героям Распутина: Добро любовь честь правда Зло ненависть предательство ложь Затем- выписать цитаты для доказательства сложности такого выбора для героев. И следующий урок проходит в активной форме обсуждения нравственных проблем. В ходе урока «Окно в поэтический мир Н. Заболоцкого» учащимся предлагаются такие кейс- задания: «Запишите главное чувство, настроение, охватившее вас при чтении (прослушивании) стихотворения. Скажите о нем собеседнику. Если бы у вас не было названия стихотворения, смогли бы вы догадаться, что перед вами картина оттепели? Почему? О природе писали многие поэты, писатели, художники, музыканты - посвящали ей свои творения. Как вы думаете, почему? Выпишите слова, характеризующие Внешнее и внутреннее содержание образа одинокого дуба Узловат запоет Отрепья важен и спокоен Торчат воин Скрученные суставы -Только ли о дереве стихотворение? (о человеке) -О каком человеке? (Учащиеся приходят к выводу: утратившем внешнюю красоту, но сохранившем внутреннюю целостность. О стойком человеке, мужественном, не склонившимся под ударами судьбы)». Таким образом, отметим, что использование кейс-технологии на уроках литературы помогает развитию мыслительной деятельности, формированию исследовательских навыков, развитию речевой деятельности, созданию психологической ситуации, когда учащимся необходимо высказать свои суждения по поводу прочитанного или услышанного – формированию гибких навыков. На стадии рефлексии предлагаю использовать приём «Кубик Блума», который поможет обобщить сказанное на уроке, позволит обучающимся пофантазировать (презент). Важный момент: развитие soft skills – привилегия не только учителей гуманитарного блока. Формирование гибких навыков возможно на любом уроке, ведь речь идёт об освоении не специфических предметных знаний, а тех, которые будут нужны ребёнку вне зависимости от выбранной специальности. Как мы видим, говорить о развитии какого-то одного навыка нельзя – все они связаны между собой, поэтому работа идёт по всему комплексу soft skills. Для формирования «гибкого» навыка «Понимаю других» можно предложить учащимся задание «Вопросы друг другу» Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения. В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Любой учитель должен помнить и пользоваться следующими правилами в работе с детьми: Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными. Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой. Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно». Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время. На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решении. Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков |