Главная страница
Навигация по странице:

  • «

  • РЕФЕРАТ

  • СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ

  • ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ТОТАЛИТАРИЗМА 1.1. Возникновение тоталитаризма

  • 1.2. Признаки и виды тоталитаризма

  • ГЛАВА 2. ТОТАЛИТАРНАЯ СИСТЕМА СССР 2.1. Этапы становления тоталитаризма в СССР

  • 2.2. Основные признаки тоталитаризма на примере сталинизма

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • Реферат на тему Формирование, сущность и особенности советского тоталитаризма.. Реферат на тему Формирование, сущность и особенности советского. Формирование, сущность и особенности советского тоталитаризма


    Скачать 116.5 Kb.
    НазваниеФормирование, сущность и особенности советского тоталитаризма
    АнкорРеферат на тему Формирование, сущность и особенности советского тоталитаризма
    Дата13.12.2021
    Размер116.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРеферат на тему Формирование, сущность и особенности советского .doc
    ТипРеферат
    #302018



    МИНОБРНАУКИ РОССИИ 

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  

    высшего образования 

    «Тверской государственный технический университет» 

    вГТУ) 

     

     

     


     

     

     

    РЕФЕРАТ

    по курсу «История России .Всеобщая история»

    на тему :

    «Формирование, сущность и особенности советского тоталитаризма»

     


     

     Выполнил:

    Павлов Игорь Дмитревич

     Группа Б.ЭЛЭ.ЭС.20.27 

    № 20180
    Проверил:_________________

    «_____»_____________2020 г.

        
     

    Тверь 2020 

    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……………3

    ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ТОТАЛИТАРИЗМА…….…3

    1.1.Возникновение  тоталитаризма………………………………………………3

    1.2.Признаки  и виды тоталитаризма……………………………………….……5

    ГЛАВА 2. ТОТАЛИТАРНАЯ СИСТЕМА СССР…………………………..…10

    2.1. Этапы  становления тоталитаризма в ссср………………………….……10

    2.2.Основные  признаки тоталитаризма на примере  сталинизма…….……13

    Заключение…………………………………………………………….… ……17

    Список использованных источников…………..……………………………..19

     

     

    ВВЕДЕНИЕ

    ХХ век одарил человечество значительным расширением горизонтов знания, достижениями научно-технического прогресса.

    В 20-30-е годы в группе государств – СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а  позднее и Азии) - сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить  на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в  череду кровавых войн.

    Режимы, получившие название тоталитарных, постепенно сошли со сцены.

    Важнейшими вехами крушения тоталитаризма  были 1945 год, когда потерпела крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарные режимы в Восточной Европе, а затем  и в СССР, постепенно претерпевавшие эрозию после смерти И. В. Сталина, рухнули  окончательно.

    Само понятие «тоталитаризм» вошло в обиход в научной литературе Запада в конце 30-х годов нашего века. Уже в самом начале тоталитаризм однозначно отождествлялся с фашизмом и коммунизмом, рассматривавшихся  как два его различных ответвления.

    Тоталитаризм – одна из форм, в которых существуют общества, та господствующая система связей, отношений государства и общества, внутри общественных отношений, которые  определяют возможности функционирования данного общества. Он может заключать  в себе прогрессивную и социально  справедливую на данный момент сущность, и реакционную, агрессивную. Он безразличен  к социально - классовым отношениям. И эти сущностные отношения каждый раз надо выяснять конкретно в исторических условиях.


    ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ТОТАЛИТАРИЗМА

    1.1. Возникновение тоталитаризма

    Возникновение тоталитаризма связано, прежде всего, с трудностями модернизации, перехода общества к индустриальной стадии развития, с попытками правящей элиты преодолеть эти трудности путем «чрезвычайщины» — огосударствления, сверх бюрократизации, униформенной политизации и милитаризации  всего общества. Сущность тоталитаризма  заключается в том, что в результате указанных процессов устанавливается  бюрократическая (военно-бюрократическая) диктатура, фактически отражающая интересы государственного (партийно-государственного) аппарата, а также - отчасти —  интересы представителей разного рода маргинальных групп, деклассированных элементов, из которых в значительной степени этот аппарат формируется, и которые им подкармливаются.

    Исторические  ситуации, в которых устанавливается  система общественных отношений, под  названием тоталитаризм, очень сходны. При этом, хотя явление было обнаружено явно с политическими целями в XX в., тоталитарные общества имели место  в разных странах и в самое  разное историческое время и существовали более или менее длительные исторические периоды.

    Одним из важных условий  тоталитаризма, ранее никогда не называвшимся, является относительная  бедность и монотонность, рутинность существования. Примитивные общества – тоталитарные общества. Общества богатые, с развитой имущественной  дифференциацией, обычно не тоталитарны.

    Вторым условием является общая опасность, объединяющая всех членов общества или  большую его часть, которые сплачиваются вокруг государства.

    Третьим условием, способствующим возникновению тоталитарного  государства, является зависимость  общества от общего источника жизни (например, вода в восточных государствах древности и средневековья). Так  называемые «смутные» времена, поляризующие общество, также являются питательной средой для формирования тоталитарных настроений в обществе и тоталитарной роли государства. Примером может являться обстановка в эпоху якобинского террора и деятельность государства якобинской диктатуры. Это очень ярко показал Ч. Диккенс в «Истории двух городов». В этом ряду можно назвать и бонапартистскую диктатуру во Франции начала XIX века. Обязательным условием существования тоталитарного государства является наличие общей национальной идеи, которая сплотила бы большую часть общества, безразлично, какой по своей сути. Это может быть идея строительства новой жизни, идея создания нового человека, идея завоевания мира, борьба с коммунизмом, с капитализмом. Наличие плановой экономики, несмотря на мнение некоторых ученых (Ф. Хайек), не означает перехода к тоталитаризму и не является условием создания тоталитарного государства. Плановая экономика в годы второй мировой войны и, особенно, в последующие годы стала более или менее характерной чертой экономики разных стран, которые не стали от этого тоталитарными.

    Все отмеченные здесь условия и ситуации возникновения  тоталитарных государств в большей  или меньшей степени присутствовали и в Советском Союзе и в  фашистской Германии. И в СССР, и в Германии (с различными изменениями и поправками на эпоху) был низкий уровень потребления и скудные запросы огромного большинства населения. И в СССР, и в Германии людей могла сплотить внешняя опасность и враждебность, идущая из Европы. И СССР, и Германия вышли из революции, СССР в некоторой степени продолжал оставаться революционной страной, даже в период сталинский репрессий. Оба народа были воодушевлены общей идеей (немецкий – идеей реванша, советский – переустройством своего общества, которое дало бы пример другим народам, а также идеей победы в грядущей войне). Все это были те условия, которые привели к установлению тоталитаризма.

     

    1.2. Признаки и виды тоталитаризма

    Тоталитаризм как способ организации общественной жизни  и политический режим характеризуют  следующие моменты:

    1) Монизм (отсутствие плюрализма) во всех сферах общественной и государственной жизни: тоталитарная политическая система основана на монизме власти;

    2) Претензия тоталитарной системы на монопольное обладание истиной;

    3) Коллективистско-механистическое мировоззрение (государство – «машина», человек – «винтик» и т.п.);

    4) Идеологизация всей общественной жизни, введение на государственном уровне единой для всех идеологии;

    5) Крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, запрет всяких других идеологий, демагогия и догматизм (в фашистской Германии существовал «Закон против образования новый партий» ,который гласил: «В Германии существует в качестве единственной политической партии Национал-социалистическая германская рабочая партия»);

    6) Монополия на информацию;

    7) Полный контроль над средствами массовой информации;

    8) Полное устранение гражданского общества, всякой частной жизни;

    9) Распространение на все сферы жизни уравнительного принципа, подавление человеческой индивидуальности;

    10) Систематический массовый террор против своего населения;

    11) Прикрытие, маскировка атрибутами правовой формы: конституцией, писаным законом, законностью, правосудием;

    12) Отсутствие публично-властной суверенности государства, поглощение государственного аппарата партийным;

    13) Вся полнота власти принадлежит аппарату одной «партии», которая на самом деле представляет собой систему тоталитарной бюрократии, осуществляющую свое господство и контролирующую всю общественно-политическую систему;

    14) Запрет на существование всяких иных политических партий и движений;

    15) Жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет культовая фигура вождя.

    Рассмотрю подробнее  некоторые черты тоталитарного  государства, тоталитарного общества.

    1) Абсолютная концентрация власти и отсутствие принципа разделения властей.

    В первую очередь мне бы хотелось выделить именно этот признак.

    Это означает, что власть реализуется через механизмы  государства и представляющая собой  этатизм, то есть вмешательство государства  в экономическую и политическую жизнь страны, возведенное в высшую степень. Такая концентрация власти с точки зрения формы правления  непременно представляет собой автократию, для которой характерны: соединение исполнительной и законодательной  власти в одном лице при фактическом  отсутствии независимой судебной власти; принцип «вождизма», причем вождь харизматического, мистического типа. Тоталитарное государство не могло и не может стать правовым, то есть таким, где суд не был бы зависим от властей, а законы реально соблюдались. Такое государство просто немыслимо в условиях существования такой системы. Незыблемость суда и торжество законности неизбежно открывали путь появлению оппозиции.

    Воспользоваться гражданским  свободами, которые провозглашались  лишь формально, можно было лишь в  одном единственном случае – в  случае интересах той системы, которую  проповедовали вожди, что подчёркивало бы их владычество.

    Отсюда вытекала необходимость  сохранения формы законности и одновременно монополии правления. Главным образом  по этой причине законодательная  власть не могла отделиться от исполнительной. При однопартийной системе это  как раз и был один из источников, питающих произвол и всемогущество  правителей. Точно так же практически  невозможно было отделить власть полицейскую  от судебной.

    2) Принцип «вождизма», фюрерства.

    Немало важную роль играет и принцип «вождизма». Пример - принцип «фюрерства» в фашистской Германии. Фюрер стоит во главе государства и выражает его волю: сила государства исходит от фюрера. Верховный фюрер наделяет всех других фюреров определенными полномочиями в строго иерархическом порядке. Каждый из фюреров подчиняется своему непосредственному начальнику, но при этом, по сути, имеет неограниченную власть над своими подчиненными.

    Авторитет вождя, таким образом, зиждется не на осознанном доверии, и  связь вождя с массами носит  скорее мистический, личностный характер3.

    3) Государственно организованный террор.

    Неизменным атрибутом  тоталитаризма является тесная взаимосвязь  между истиной и силой: здесь  сила определяет истину. Ещё одним  признаком тоталитарного режима является государственно организованный террор, основанный на постоянном и  тотальном насилии. Основой тоталитарного  режима может быть только всеобщая лояльность граждан, в обеспечении  которой террор играет не последнюю  роль, представляя собой логическое продолжение тоталитарной пропаганды.

    Обращенная не к разуму, но к чувствам, тоталитарная пропаганда, являясь по сути насилием над духом, подкрепляется насилием физическим. Двойной гнет разлагает личность, гасит ее мыслительные способности, оставляя место лишь почти непроизвольным рефлексам энтузиазма и страха. Такое давление со стороны государства ликвидирует не только любую оппозицию, но и любую попытку к инакомыслию. Отличительная особенность тоталитарного режима состоит в том, что здесь террор и страх используются не только как инструмент уничтожения и запугивания действительных или воображаемых врагов и противников, но и как нормальный повседневно используемый инструмент управления массами. С этой целью постоянно культивируется и воспроизводится атмосфера гражданской войны. Террор развязывается без какой-либо видимой причины и предварительной провокации, его жертвы совершенно невиновны даже с точки зрения того, кто этот террор осуществляет. Так обстояло дело в нацистской Германии, где террор был развязан против евреев, то есть людей, объединенных определенными общими расово-этническими характеристиками, независимо от их поведения. В Советском Союзе же, в отличие от нацистской Германии, руководство никогда не признавало, что оно может использовать террор против безвинных людей. В то же время здесь террор не ограничивался расовыми признаками, и, отбросив расовые критерии, его объектом мог стать любой человек.

    Террор нанес огромный ущерб нации, практически уничтожив  ее генофонд: представителей интеллигенции, людей науки уничтожали как относящихся  к буржуазии, как «социально-чуждых».

    4) «Великая идея».

    «Великая идея» иррациональна и часто мистична, глубоко противоречит действительности, поэтому для нее смертельно опасны плюрализм, любая критика, конкуренция с другими идеями и в особенности — объективная информация о положении дел в обществе и в мире. Известно, что тайна, исключительное владение и контроль над информацией — естественная стихия и необходимое условие существования любой бюрократии. Это условие тоталитаризм доводит до абсурда: устанавливаются режим строжайшей секретности, жесточайшая госмонополия на информацию и цензура. Напротив, широко развита дезинформационная стратегия, в т.ч. преувеличение любых достижений. Публично сообщается лишь то, что способствует закреплению в массовом сознании постулатов «великой идеи». Мощный пропагандистский аппарат (агитпроп) выполняет задачу мифологизации этого сознания, программирования мыслей и поведения людей. «Великая идея» превращается в квазирелигию, нуждающуюся в своей церкви. Монопольная партия, помимо основной задачи (поддержание согласия «в верхах»), выполняет совместно с организациями-сателлитами, профсоюзами, молодежными, корпоративными и парамилитарными структурами функцию «приводного ремня» от элит к «низам». Мощнейший карательный аппарат активно участвует в поддержании императивов государственной идеологии и информационной диктатуры, в борьбе против «опасных мыслей» путем физического уничтожения или изоляции их носителей. Однако репрессии систематически обрушиваются и на вполне лояльных режиму людей. Это создает стойкую атмосферу всеобщей подозрительности. Страх должен так глубоко, парализующе влиять на психику, на подсознание, чтобы человек рефлекторно отталкивал бы даже мысли о противоречиях окружающей жизни.

    5) Культ власти.

    Любая тоталитарная система  создает культ. Но подлинным и  главным объектом его выступает  не человек, а власть как таковая. Культ власти — в этом состоит  сущность тоталитарной системы. Власть оказывается сверхценностью — ценностью  абсолютного, высшего порядка. Кто  имеет власть — имеет все: роскошную  жизнь, подобострастие окружающих, возможность  высказывать суждения по любому поводу, удовлетворять каждую свою причуду  и т.д. Кто не имеет власти, не имеет  ничего — ни денег, ни безопасности, ни уважения, ни права на свое мнение, вкусы, чувства.

    Создавая свой культ, тоталитарная власть мистифицирует все властные функции, безгранично преувеличивая  их значение, засекречивая обеспечивающие их огромные средства и отрицая роль любых объективных обстоятельств. А точнее, для власти не существует ничего объективного, ничего, что происходит само собой, без ее руководства, вмешательства и контроля.

    Культ власти оказался гораздо  жизненнее культа личности. Мы давно  уже научились критически относиться к самовосхвалениям власти, понимая  незначительность или относительность  ее реальных успехов. Но считать, что  наши беды объясняются только тем, что  руководство недоглядело, ошиблось, что оно виновно или даже преступно  — значит все еще оставаться в  плену культа власти. В этом, собственно, и состоят иллюзии XX съезда: раньше власть была плохой, теперь власть будет  хорошей, но она как была, так и  останется всесильной4. Избавление от тоталитарной мистификации в другом— в понимании ничтожности реального значения власти в сравнении с процессами самоорганизации общества.

    В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.

    Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации, социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, ему стали доступны достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности. К тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

    Фашизм – правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после Первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм стремился к возрождению величия Римской империи, к установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 1930-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

    Третья разновидность  тоталитаризма – национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Его цель – мировое господство арийской расы, а социальное предпочтение – германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена, прежде всего, против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме – против других народов.

     

     

    ГЛАВА 2. ТОТАЛИТАРНАЯ СИСТЕМА СССР

    2.1. Этапы становления тоталитаризма  в СССР
    За 75 лет СССР прошел три  этапа тоталитаризма: первый – с 1917 года до конца 20-х годов; второй –  с конца 20-х до середины 50-х годов; третий — с середины 50-х до середины 80-х годов.

    На первом этапе октябрьская  революция ввела у нас существенно  новую (вместо самодержавной) систему  высших идеалов: мировую социалистическую революцию, ведущую к коммунизму – царству социальной справедливости, и идеальный рабочий класс.

    Эта система идеалов послужила  основой для созданной в 30-е  годы идеологии, которая провозглашала  идеи «непогрешимого вождя» и «образа врага». Народ воспитывался в духе преклонения перед именем вождя, в духе безграничной веры в справедливость каждого его слова. Под влиянием феномена «образ врага» распространялась подозрительность и поощрялось доносительство, что вело к разобщению людей, росту недоверия между ними и возникновению синдрома страха.

    Противоестественное с точки  зрения разума, но реально существующее в сознании народа сочетание ненависти  к действительным и мнимым врагам и страха за себя, обожествление  вождя и лживая пропаганда, терпимость к низкому уровню жизни и бытовой  неустроенности - все это оправдывало  необходимость противостояния «врагам народа». Вечной борьбой с «врагами народа» в обществе поддерживалась постоянная идеологическая напряженность, направленная против малейшего оттенка инакомыслия, самостоятельности суждений. Конечной «сверхзадачей» всей этой чудовищной деятельности было создание системы террора страха и формального единомыслия.

    Второй этап тоталитаризма  характеризуется тем, что он уже  сформировал свою собственную социальную базу, полностью отвечающую его зрелым формам. Это армия бюрократии, способная  с помощью карательных органов дать отпор всем, кто поднимется на уровень «рассудка» и заявит о своих правах.Бюрократизация всех форм управления обществом происходит следующим  образом. В условиях полностью огосударствленной  экономики государственный аппарат  становится тотальным собственником  всех материальных составляющих жизни  общества. Это делает его с неизбежностью  и хозяином всех продуктов духовного  производства. При обладании аппаратом  всей полнотой власти у него нет  и не может быть политических конкурентов, в обществе не складываются и механизмы  сдержек и противовесов. Государственно-партийный  аппарат не может не обюрократиться в таких условиях.Бюрократизм проявляется  не только в чрезмерном разрастании  аппарата, он выливается и в тотальную  засекреченность всех форм и методов  его деятельности. Господство централизованно-административных форм управления всеми сферами общественной жизни - необходимая черта бюрократизации. Здоровая конкуренция альтернативных управленческих решений подменяется  аппаратной интригой, а соперничество  специалистов - карьерно-клиентными отношениями.

    Развитие указанных черт бюрократизированного аппарата рано или  поздно приводит к его неспособности  осуществлять рациональное управление обществом. Но поскольку властные права  его никем не ограничиваются, то основной формой его деятельности становится административный произвол. Все это  дополняется административным ограничением всех, даже элементарных, прав и свобод индивида (включая права на выбор  мёста жительства и передвижение внутри собственной страны, не говоря уже о праве выезда за ее пределы).

    В ходе третьего этапа окончательно формируется «номенклатура», привилегированная прослойка, войти в которую было не просто, но «выпасть» из нее можно было лишь за особо одиозные прегрешения. Границы между разными слоями общества становятся менее подвижными. И все это происходит под лозунгами равенства и воцарившейся справедливости.

    Процесс становления и  утверждения тоталитаризма также  предполагает и насильственную «организацию» общественной жизни на принципах «чрезвычайного положения», что неизбежно сопровождается милитаризацией. В нашей стране дополнительные возможности этому процессу предоставлялись и самим принципом организации политической власти – концентрацией всех ее ветвей – законодательной, исполнительной и судебной – в руках одного субъекта, Совета. Номинальная реализация лозунга «Вся власть Советам» закономерно привела к концентрации ее в руках исполнительного комитета. В силу сложившейся однопартийной системы произошло слияние исполнительного комитета с аппаратом правящей Коммунистической партии, что предельно политизировало исполнительную власть.

    Такая «организация» общественной жизни обусловливает применение средств прямого террора, инициируемого сверху, поддерживаемого и активно осуществляемого люмпенизированной частью общества.

    Ведущей и, безусловно доминирующей формой социальных отношений в условиях тоталитаризма является политика, основанная на прямом насилии, поэтому политизация  тоталитарного общества сопровождается его милитаризацией. В СССР, начиная  со второй половины 20-х годов политизировано-милитаризованными  оказались все сферы общественной жизни.

    Источником, экономической  базой тоталитаризма является тотальная  государственная собственность (на средства производства, прежде всего). Экономическую основу этого строя  составляет репрессивно-принудительный способ организации производства, базирующийся на монопольной государственно-бюрократической  собственности.

    В нашей стране отмена частной  собственности означала сосредоточение собственности в руках узкой  группы людей, стоящих у власти. Коллективно  партия владеет всем, потому что  она всем управляет и распоряжается  продуктами так, как считает нужным. В годы после революции она  смогла занять господствующее положение  почти беспрепятственно, так как  процесс шел под флагом национализации. Считалось, что если класс капиталистов лишить собственности, то наступит социализм. Однако В. И. Ленин намного глубже, чем его соратники, понимал, что  социализм невозможно строить в  условиях тоталитарной системы, как  и нельзя «железной рукой загнать человечество в счастье».

    Третий этап тоталитаризма  в области экономики характеризуется  достижением высшей степени насилия, и общество начинает закосневать  и стагнировать. Однако ускоренное развитие современного мира, прогрессирующая  взаимозависимость стран ведут  к тому, что стагнация практически  сразу начинает рассматриваться  как деградация. Но власти, которые  объявили нашу страну «маяком всего человечества», были не в силах смириться с ситуацией экономической «гонки без развития» с упором на чисто количественные показатели, что фактически отбрасывало страну еще дальше от передовых стран.

    После отказа от насильственных методов управления руководители СССР с целью «уравновешивания общества» начинают «развинчивать гайки». Но так как не произошло отхода от существа тоталитарной системы, этот процесс мог идти только в одном направлении, в сторону ослабления контроля над работой и дисциплиной.

    Таким образом, фактически складывается новый механизм принуждения личности: люди искусственно принуждаются к «ничего неделанию», а те, кто не избавился от иллюзий и не согласен с порочной формулой «ты делаешь вид, что работаешь, мы делаем вид, что платим», постепенно склоняются к алкоголизму, «уходят» в восточные верования, наркоманию и т.п. Серьезное же недовольство управленцами рассматривается как антисистемная, «антисоветская» деятельность.
     

    2.2. Основные признаки тоталитаризма  на примере сталинизма

    Ниже я рассмотрю основные признаки тоталитаризма на примере сталинизма и, таким образом, попытаюсь доказать, что сталинизм - это тоталитарная система.

    Первый признак, который я рассмотрю - монизм власти, господство одной существующей партии, запрет на инакомыслие.

    Политической опорой сталинского режима была большевистская партия, построенная, по выражению Сталина, как «орден меченосцев». В 1921 году на X съезде партии, по предложению Ленина, было запрещено создание фракций внутри РКП(б), но дискуссии продолжались. В середине 1930-х и с внутрипартийными дебатами было покончено, ВКП(б) стала послушным инструментом в руках вождя. Проводимый в то время большой террор ликвидировал как сторонников дискуссий, так и многих представителей новой советской правящей элиты. Все это способствовало установлению режима личной власти Сталина.

    Научная история КПСС пока не написана. Российские историки создали многие ее фрагменты, в том числе и относящиеся к жизни правящей партии под руководством Сталина. В их работах прослеживается превращение некогда политической партии в главный орган государственной власти. Процесс превращения политической партии в государственную начался со времени прихода большевиков к власти, но для победы сталинских идей в партии рубежным был XIV съезд (1925). Именно на этом съезде было покончено с еще существовавшими демократическими процедурами внутри партии. На этом съезде Сталин, реагируя на критику членов ленинградской организации о том, что отдельные статься их представителей, в том числе и Н.К. Крупской, были запрещены к публикации, заявил: «Мы не либералы. Для нас интересы партии выше формального демократизма». Этот слоган - «защита интересов партии» стал главным аргументом всех последующих партийных бонз. На съезде было узаконено доносительство как правило партийной жизни. Тогда же появилась государственная партийная номенклатура. Вывод Ю.С. Новопашина, автора статьи о XIV съезде ВКП(б), неутешителен: XVI и XVII съезды партии (1930, 1934) продолжили линию XIV съезда и «уже не являлись высшими форумами для обмена мнениями единомышленников, коллективного поиска ими решений и учета позиций не только партийного большинства, но и меньшинства. Они превратились во что-то вроде военизированных слетов гитлеровских штурмовиков, готовых выполнить любой, в том числе и заведомо преступный, приказ своего, но только не национал-социалистического, а большевистского фюрера».

    Значительное число исследований роли большевистской партии и её руководителя в жизни страны в 1930-е годы посвятили В.З. Роговин и О.В. Хлевнюк. Выводы Роговина полны антисталинских рассуждений и обличений. Но он полагал, что альтернативой сталинскому режиму могу стать только «истинный большевизм», представленный в работах Троцкого, левая оппозиция, боровшаяся за идеалы «подлинного социализма». Альтернативой сталинскому тоталитарному режиму могло быть только демократическое общество, к которому Россия длительное время пытается перейти.

    В работах О.В. Хлевнюка рассматриваются вопросы о роли Политбюро и его представителей в принятии политических решений, важных для страны, замечания о характере имеющихся источников, или их отсутствии по разным причинам. Именно отсутствие документальных данных не позволяет, по его мнению, говорить о противоборстве в 1930-х годах в Политбюро «умеренных» и «радикалов». Или о том, что Сталин колебался между этими группировками, пока окончательно не встал на сторону приверженцев террора. Хлевнюк вполне аргументированно утверждает, что ни одно принципиальное решение в те годы не принималось без ведома или разрешения Сталина и что по его предложениям (приказам) проводились тогда государственно-террористические акции и «реформы» сверху.

    Второй признак - систематический массовый террор против своего населения.

    До сих пор не названо точное число жертв политических репрессий советского времени. По далеко не полным данным, пишет А.Н. Яковлев, председатель Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий при президенте РФ, с 1921 по 1953 год было арестовано 5 951 364 человека, из них осуждено к различным наказаниям 4 060 306 человек. С 1936 по 1961 год репрессировано по национальному признаку более 3,5 млн. человек. Всего на территории Российской федерации в те годы подверглись депортации 11 народов и 48 народов частично. По его подсчетам, число убитых по политическим мотивам, умерших в тюрьмах и лагерях за годы советской власти в целом по СССР достигает 20-25 млн. человек. К ним относятся и умершие от голода: более 5,5 млн. во время Гражданской войны и более 5 млн. человек в 1930-е годы. По признанию Яковлева, масштабы проводимой тогда карательной политики неизмеримы. Только в Российской Федерации с 1923 по 1953 год, по неполным данным, общая численность осужденных составляла более 41 млн. человек. Среди них были люди, совершившие уголовные преступления. Но и миллионы тех, кто был лишен свободы за опоздания на работу, за невыполнение нормы трудодней в колхозах и т.д.

    Одновременно с репрессиями против крестьянства карательные действия властей обрушились на представителей интеллигенции. Именно они составляли большинство обвиняемых на проходивших тогда судилищах с фальсифицированными обвинениями, придуманными партиями и т.д. В среде творческой и научной интеллигенции была создана широкая осведомительная сеть, сообщавшая карательным органам часто придуманную информацию о поведении или высказываниях того или иного лица. Многие спецсообщения о настроениях интеллигенции посылались на решение Сталину. Ныне много известно о репрессиях в то время над различными группами интеллигенции, написаны книги и изданы документы о трагической судьбе историков, биологов, писателей, физиков, артистов и др. написаны книги о режиссере В. Мейерхольде, поэте О. Мандельштаме, писателе И. Бабеле, журналисте М. Кольцове и многих других. Созданы исследования о репрессиях в различных отраслях науки и против ее наиболее выдающихся представителей.

    А.Н. Яковлев подробно описывает, на основании известных ему архивных документов, «невероятные факты пыток людей с мировыми именами в специальных пыточных на Лубянке и в Лефортово» в Москве. Он приводит данные о расстрелах представителей православного духовенств: в 1937 г. было арестовано 136 900 священников, из них расстреляно - 85 300. Систематическим репрессиям подвергались военнослужащие.

    С 1929 г. почти ежегодно чекисты «обнаруживали» в Красной Армии различные «контрреволюционные организации», участниками которых были, как правило, офицеры, служившие еще в царской армии, а затем доказавшие свою лояльность советским властям. Но это не спасло их от репрессий. Трагические последствия для военных имели решения февральско-мартовского Пленума ЦК ВКП(б) 1937 г. и программная речь Сталина (5 марта), в которых формулировалось физическое уничтожение всех, кто, по мнению руководства, мог выглядеть потенциальным противником режима. Тогда была арестована группа руководящих военных деятелей во главе с маршалом М.Н. Тухачевским и расстреляна. Это было только начало. В результате были арестованы несколько десятков тысяч командиров, в том числе самого высшего звена (16 командующих военными округами, 5 командующих флотами, 76 командиров дивизии, из 108 человек Военного совета к ноябрю 1938 г. из прежнего состава осталось только 10 человек). В канун Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. армия была обезглавлена и оказалась небоеспособной.

    Одной из проблем, до сих пор привлекающих российских историков, является сталинская национальная политика, насильственные депортации целых народов. Это касалось национальных меньшинств, проживающих на территории страны. Поляков, немцев, курдов, корейцев переселяли из приграничных территорий, как «неблагонадежных». В предвоенные годы были репрессированы многие политэмигранты, сотрудники Коминтерна. В годы войны была ликвидирована автономия немцев Поволжья, а ее обитатели оказались в Сибири и Казахстане, затем подобная участь постигла калмыков, крымских татар, чеченцев, ингушей, балкарцев и др. Реабилитация народов в несовершенных преступлениях не обязательно реализовывалась их возвращением в места прежнего проживания. Так не была восстановлена автономия немцев в Поволжье, что способствовало переезду многих из них на жительство в Германию, не смогли вернуться в Грузию туркимесхетинцы.

    Пропаганда советского времени полна лозунгов о равноправии народов, населяющих страну, призывавших к борьбе с шовинизмом, национализмом и антисемитизмом. Реалии были противоположны этим призывам. Достаточно полно исследована политика государственного антисемитизма особенно со второй половины 1930-х годов и его апофеоз, вылившийся в борьбу с космополитами и «дело врачей». Историков продолжают интересовать политические и судебные процессы, происходившие тогда над представителями национальной интеллигенции, обвиняемой, как правило, в сепаратизме, национализме и «прочих грехах».

    Третий признак - культ личности, культ власти.

    В последние годы дискуссии о роли Сталина в истории страны не прекращаются. Отдельные авторы считают, что «роль могущества и авторитета СССР в 30-е и послевоенные годы определило такое явление как культ Сталина. Одни продолжают называть Сталина руководителем победы в Великой Отечественной войне и даже инициатором перестройки в послевоенные годы. Другие им возражают. Кто торопится реабилитировать Сталина? - спрашивали читатели «Комсомольской правды» и отвечали во многих письмах, присланных в редакцию этой популярной молодежной газеты. И. Руденко отмечает, что никакой реабилитации «отец народов» не подлежит.

    Конкретным выражением всех качественных изменений политического режима стало утверждение культа личности Сталина. Он находился на вершине пирамиды власти, все нижестоящие звенья которой имели только исполнительные функции. Сталин умело использовал не только веру людей в социализм, но и огромный авторитет Маркса и Ленина, добиваясь роста своего авторитета как их соратника.Укреплению веры народа в И.В. Сталина способствовали также подлинные и мнимые успехи социалистического строительства. Культ И.В. Сталина насаждался его ближайшим окружением, делавшим на этом быструю политическую карьеру, -- К.Е. Ворошиловым, Л.М. Кагановичем, В.М. Молотовым, Г.М. Маленковым, Н.С. Хрущевым, Л.П. Берией и др. По всей стране культ И.В. Сталина внедряли в сознание народа многочисленные партийные работники и государственные служащие. В области экономики продолжала развиваться система жесткого планирования, распределения и контроля во всех сферах хозяйственной деятельности. В период культа личности пострадали десятки тысяч граждан, в их число попало немало известных деятелей партии и Советского государства.

    В настоящее время среди работ российских историков выделяются те, кто пытается из ностальгически-патротических чувств «обелить» Сталина и его время, и те, кто вспоминает и пишет о том периоде истории страны как о мрачной тоталитарной эпохе. И те, и другие опираются на общественное мнение, личные пристрастия, способность непредвзято оценить и написать о прошлом.

    Социологические исследования конца 1999 года выявили следующую картину: 44,6% россиян были убеждены, что для сегодняшней России нужен второй Сталин, 47,3% категорически с этим не согласны, т.е. мнения разделились практически поровну. В ноябре 2001 года опрос более двух тысяч респондентов в разных районах страны выявил 45,3% полагавших, что со временем сталинизма связана военная мощь страны. Политические репрессии тех лет вызвали горечь и стыд у 13,6% опрошенных, перестройка Горбачева - у 12,7%, эпоха Ельцина - у 8,7%. Роль Сталина в жизни страны положительно оценили 32,9%, отрицательно - 41,3%. Для сравнения: положительно оценили деятельность Горбачева 17,6%, а Ельцина - 14,5%. Но в январе 2007 года только 4% опрошенных респондентов заявили о своем согласии жить в сталинскую эпоху.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Парадокс тоталитаризма заключается в том, что его творцом, в отличие от предыдущих тираний, диктатур, является сам народ, против которого он потом и оборачивается. Как показала история, тоталитарные режимы получили своё распространение в обществах индустриального типа, для которого характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций. Современное российское государство всё ещё переживает сложный процесс формирования демократического государства. Особую актуальность всестороннему изучению тоталитаризма российскими исследователями придаёт тот факт, что часть нынешних проблем России уходит своими корнями в тоталитарное прошлое. На основе статистических данных можно сделать вывод о том, что в современной России отношение к личности Сталина остаётся неоднозначным, тогда как в Германии к фигуре Гитлера относятся крайне отрицательно. Тем не менее, тоталитарные режимы плохо адаптируются к быстро меняющемуся миру. Тоталитарные модели теряют свою актуальность в нынешних реалиях. Во многих странах сейчас происходит становление и развитие демократических систем реализации власти. Подводя итог всему вышесказанному следует отметить, что для изучения возникшей относительно недавно проблемы перехода от недемократических режимов к демократическим, необходимо понимать сущность и отличительные особенности тоталитаризма. К тому же понимание сущности тоталитаризма необходимо для того, чтобы не допустить появление таких режимов в дальнейшем. Похожие работы на - Тоталитаризм и его проявление в СССР в эпоху правления Сталина.

    Сегодня люди стали понимать, что государство должно служить гражданам, поэтому в демократических политических режимах создаются многообразные демократические институты и множество общественных организаций, целью которых является осознанный контроль за деятельностью политической элиты. Для создания демократического общества мало иметь систему разделения властей, многопартийную систему и регулярные выборы. Необходимо реальное существование гражданского общества и самостоятельных общественно-политических институтов, способных гарантировать защиту граждан от произвола власти.


    Главным источником недопущения единственной и непогрешимой идеологии является наличие независимых средств массовой информации. Сегодня для осуществления прогресса во всех сферах общества на первое место выходит субъективный фактор, когда развитие личности и человечества неразрывно связано с конкуренцией мнений, постоянным переосмыслением новых программ и путей развития. Главными предпосылками недопущения ростков тоталитаризма сегодня становятся современные процессы обмена сообщениями и развитие коммуникативных контактов различных стран благодаря развитию массовых электронных СМИ и сети Интернет.
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Ханин Г.И. Сталин - инициатор перестройки? // Журнал «Родина». 2006. № 1.

    2. Костырченко Г.В. Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм. М., Международные отношения, 2001.

    3. Яковлев А.Н. Сумерки. 2005,674 с

    4. Роговин В.З. Сталинский неонэп. М., 1994,382 с;

    5. Роговион В.З. Партия расстрелянных. М., 1996.

    6. Новопашин Ю.С. XIV съезд РКП(б): современный взгляд // Вопросы истории. 2003. № 7.

    7. Кип Дж., Литвин А., Эпоха Иосифа Сталина в России. Современная историография, РОССПЭН, 2009,327 с.

    8. Баландин Р.К.. Миронов С.С. «Клубок» вокруг Сталина. М., 2006.






    написать администратору сайта