Формирование у обучающихся навыков творческой самореализации, эмоционального осознания себя и окружающего мира
Скачать 98.5 Kb.
|
Формирование у обучающихся навыков творческой самореализации, эмоционального осознания себя и окружающего мира Существенные социокультурные и общественно-политические преобразования, произошедшие в нашей стране, представляют собой радикальные изменения системы ценностей, образа жизни и сознания людей. Они выразились в резком сокращении числа культурно-просветительных учреждений, в свёртывании их финансирования, в общественном расслоении по экономическим возможностям потребления культурных благ. Адаптация культурной сферы к рынку наполнила её новым, во многом противоречивым, содержанием. Наблюдается падение уровня исполнительского мастерства, появляются низкопробные в художественном отношении произведения, отсутствует реализация воспитательного потенциала искусства. Всё это является результатом отсутствия адекватных духовных противовесов возрастанию негативных явлений в обществе. Поэтому с особой остротой стоит задача формирования у обучающихся навыков творческой самореализации, эмоционального осознания себя и окружающего мира. Современное образование в России характеризуется изменениями содержания, форм и методов обучения, требует новых подходов к психолого-педагогическому обеспечению учебно-воспитательного процесса. Среди задач, стоящих перед современным образованием, на первое место выходят задачи, связанные с идеей непрерывного образования, развития и самореализации личности: научить человека жить в потоке информации; создать предпосылки и условия для его непрерывного саморазвития; создать условия для приобретения широкого базового образования, позволяющего достаточно быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности. Образование и уровень компетентности обучающихся должны обеспечить им реальную возможность добиться успеха в любой сфере жизнедеятельности, помочь реализовать свои возможности, способность к саморазвитию, новые подходы к деятельности, готовность к созиданию являются элементами творчества. В связи с этим особое значение в педагогической науке и практике приобретает проблема развития творческого потенциала человека в целом и обучающихся, в частности. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. [4] Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. [4] Существует много классификаций одаренности на основании различных критериев. В.В. Щорс выделяет следующие виды одаренности детей [16]: художественная одаренность ― это одаренность в области актерского мастерства, литературы, музыки, искусства, скульптуры, техники и основывается на эмоциональной сфере; творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении; социальная (лидерская) одаренность — это исключительная способность выстраивать долговременные, конструктивные взаимоотношения с другими людьми; интеллектуальная или академическая одаренность — способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты, ребенок с данными способностями может показывать чрезвычайные способности к обучению; двигательная (психомоторная) одаренность предполагает спортивные способности; духовная одаренность связана с моральными качествами, альтруизмом; практическая одаренность проявляется в том, что люди, которые с большим успехом пользуются интеллектом в повседневной жизни, не обязательно на работе, доминируют в решении проблем, где задействовано абстрактное мышление. Существует 4 признака творческой одаренности: 1) оригинальность идей и продуктов — необычное и нестандартное решение любых проблем; 2) способность находить идеи в новых и сложных ситуациях — нестандартное видение предмета, использование его функций в какой-то новой ситуации; 3) образная гибкость мышления — способность изменить форму объекта так, чтобы увидеть новые его возможности; 4) семантическая или словесная гибкость мышления проявляется в детском возрасте в форме повышенной чувствительности к речи. Ребенок относится к новым формам слова и высказываний как к живым объектам. Чем больше создаётся возможностей для творческой самореализации детей, тем больше шансов обнаружения и выращивания среди большего числа одарённых достаточно ярких и разнообразных талантов. Повышение качества усвоения знаний обучающихся ― одна из важнейших задач школы. Ее осуществления многие педагоги добиваются не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а за счет совершенствования форм и методов обучения. В решении этого вопроса важное значение педагоги и методисты отводят развитию интереса школьников к учению за счет формирования творческих способностей в процессе работы. Здесь уместно использовать нестандартные формы, такие как: урок-диспут, урок-сказка, урок-путешествие, урок-театрализация, урок-исследование, грамматический конкурс, заочное путешествие, игра-соревнование, турнир смекалистых и др. Именно нестандартный подход обеспечивает возможность трансформирования творческих способностей учащихся в другие виды деятельности. Рассмотрим пример развития творческой одаренности на фрагменте урока музыки, организованного в форме урока-экскурсия с использованием приема критического мышления. Обучающимся предлагается прочитать текст с историей создания инструмента чатхан и отметить в каждом предложении, что они знали об этом инструменте и что узнали нового. Что нового: + Знал ранее: v Думал иначе: - Не понял: ? ЧАТХАН (Текст) 1. Чатхан, согласно историческим источникам, появился на территории современной Хакасии в долине Среднего Енисея не позднее эпохи поздней бронзы и раннего железа (VII-Vв. до н.э.). 2. Чатхан является музыкальным символом хакасского народа. 3. С чатханом неразрывно связано горловое пение хакасов - хай. 4. Струнный щипковый инструмент. 5. У чатхана много родственников. Самая близкая – китайская цитра. 6. Гусли крыловидные (русский народный инструмент) - это тоже родственник чатхана. 7. Играют на Чатхане сидя, держа инструмент на коленях или положив его на стол. 8. Звук извлекается щипком или щелчком правой руки. 9. В Хакасии существуют национальные ансамбли, которые пользуются успехом не только на Родине, но и далеко за ее пределами: в крупнейших городах США, Японии, Австрии, Швейцарии, Польше, Турции и других странах. 10. Сергей Чарков – мастер-изготовитель хакасских народных инструментов. Далее ребятам предлагается составить паспорт инструмента. ПАСПОРТ Имя - чатхан Родина – Хакасия Семейство – струнно-щипковых Близкие родственники – цитра Родня в России – гусли крыловидные Мастера-изготовители – Сергей Чарков Место работы - соло, ансамбли, народный оркестр После получения паспорта предлагается отправиться на экскурсию по малой Родине. Именно в первые годы обучения, благодаря психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, у детей активно развиваются творческие способности. В частности, для решения развивающих целей обучения педагог организует планомерное, целенаправленное развитие и активизацию творческой деятельности обучающихся в системе, отвечающей следующим требованиям: познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной основе и способствовать развитию психических свойств личности (памяти, внимания, мышления, воображения); задачи, задания должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон; система познавательных и творческих задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы; глобальный, основополагающий характер тем и проблем, изучаемых учащимися; междисциплинарный подход при формулировании проблематики; интеграция тем и проблем, относящихся к различным областям знаний; насыщенность содержания; направленность на развитие продуктивного, критического мышления. Преобладающим методом обучения является проблемно-диалогический как наиболее соответствующий природе творческого развития ребенка. Учитель использует возможности уроков для активизации творческой деятельности обучающихся, адаптируя игры и упражнения для развития воображения и творческого мышления на материале учебных предметов и используя их в процессе обучения: различные виды сочинений, изложений; конструирование (построение предложений, словесное рисование, составление планов, слов и предложений по схемам); составление таблиц, схем; анализ литературных, музыкальных произведений, с целью доказательства какого-либо предположения; придумывание окончаний к рассказам, музыкальным произведениям; составление рисунков с помощью трафаретов; издание газет, журналов, где используются результаты творчества детей (заметки, интервью, рецензии, сочинения, стихотворения, сказки, рисунки, ребусы, головоломки, кроссворды и другие); создание диафильмов к литературным произведениям; инсценирование, драматизация, «оживление» картинок; подбор характеристик (какой может быть улыбка, походка и так далее); создание зрительных, звуковых, вкусовых образов букв и т.д. Широта интересов – совершенно естественное явление для детского и подросткового возраста. Погружаясь на время в разные виды деятельности, ребёнок лучше изучает себя, обогащается как личность, осваивает новые ценные навыки, учится комбинировать, находить ассоциативные связи, нестандартные решения. Каждый ребенок неповторим, но при всём индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одарённости существует довольно много черт, характерных для большинства одарённых детей: высокий интеллект, хорошая память, увлечение искусством, стремление контактировать с другими одарёнными детьми, умение быстро приобретать творческий и интеллектуальный опыт. Эффективность выявления детской одарённости в большей мере зависит от степени проявления творческого саморазвития учащегося и его потребности в самореализации. Самореализация ― одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи учащемуся раскрыть свои задатки и возможности. Самореализация является результатом воспитания и самовоспитания личности. Вместе с тем к любому ребёнку следует относиться с ожиданием и надеждой: в самом обыкновенном и незаметном из них нередко могут «скрываться» ещё не раскрытые признаки одарённости. Перед педагогом стоит задача, не только целенаправленно работать с заявляющими о себе яркими талантами, для которых нужны особые образовательные условия, но и обеспечивать поле деятельности для творческого самовыражения и самореализации всех детей. Мотивацией на творческую самореализацию является: ориентирование на внешнее самоутверждение в творческой деятельности; стремление в процессе создания творческого продукта подчеркнуть собственную уникальность; направление на осознанную творческую самореализацию, которая является подготовкой к профессиональной деятельности в области искусства. Основные составляющие творческой самореализации обучающихся в процессе воспитания – это: сформированность мотива творческой самореализации и личностно значимых целей и задач; результативность творческой предметно-практической деятельности; самоорганизованность личности; творческая активность и осознанность мотивов творческой деятельности; готовность к созданию творческого продукта в коллективе; адекватность самооценки и развитость навыков саморегуляции и рефлексии. Условиями, которые обеспечивают творческую самореализацию учащихся в познавательной деятельности, являются: планирование целей и содержания, которые учитывают интересы, знания, умения и творческие способности как наиболее одарённых учащихся, так и слабоуспевающих (создание необходимого и достаточного банка индивидуальных и коллективных задач и заданий); проектирование заданий на пределе сил и способностей учащихся, создающих ситуацию интереса к познавательной деятельности и одновременной радости успеха. Одни дети выходят на международный уровень, другие выступают на школьной сцене, одни поют и танцуют, другие создают презентации, работают над проектами, готовятся к олимпиадам. Хорошо, когда дети побеждают на конкурсах и олимпиадах, но важнее всего, что они, творчески самореализовываясь, эмоционально осознают себя и окружающий мир. М.Н. Скаткин рассматривает отдельные способы активизации творческой самореализации: проблемное изложение знаний; дискуссия; исследовательский метод; творческие работы учащихся; создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке. Эффективность творческой самореализации учащихся зависит от соблюдения следующих педагогических условий: опора на педагогическую модель творческой самореализации учащихся в системе непрерывного художественного воспитания; привлечение инновационных педагогических технологий и методик (создание ситуаций творческой самореализации: самооценивания и успеха в творческих публичных проявлениях; ситуации роста ответственности за качество творческого проявления и др.); повышение мотивации на творческую самореализацию; создание «лабораторий творчества» на основе принципов технологии интеллектуального взаимодействия и др.; интеграция принципов современных педагогических подходов к осуществлению творческой самореализации учащихся (принципы открытости выражения своих творческих сил; реализация принципа субъект-субъектной позиции, развитие ресурсов самоосознания и личностных изменений, организация творческой деятельности, направленной на расширение сферы личностных смыслов; применение на занятиях методик активного эмоционально-интеллектуального освоения знаний; создание и стабильное функционирование системы интегрированных занятий. Под творческой самореализацией понимается не только продуктивная творческая деятельность, но и развитие потребности в ней, способность наслаждаться своим творчеством. Каждый ребёнок, достигнув определённого уровня, стремится ещё в большей степени к эмоциональному осознанию себя. Достигнув успеха на школьной сцене, он стремиться выйти на городской уровень, республиканский, всероссийский. Так, по ступенькам, самоутверждаясь, ребёнок познаёт мир и себя в окружающем мире. Критериями качества творческой самореализации являются оригинальность; выразительность (самовыражение и убедительность образа), разработанность; завершенность; умение работать в творческом коллективе; открытость к критике. Творческая самореализация учащихся представляет собой субъективно значимый, уровневый процесс раскрытия и эффективного использования личностью своего творческого потенциала в различных видах культуросозидательной деятельности на основе осознанного ценностного отношения к собственной личности. Решение этой задачи связано с созданием педагогом необходимых условий для творческой самореализации обучающихся. Педагогическая модель творческой самореализации личности Потребность в самореализации в школьном возрасте является достаточно актуальной, поэтому важно, чтобы ребенок смог испытать состояние удовлетворенности и успеха в деятельности, получить позитивное внимание от значимых ему людей (учителя, родителей, сверстников), актуализировать свои способности. Поэтому важное значение в педагогической практике приобретает поиск оптимальной модели социализации обучающихся, обеспечивающей интенсивное становление личностных качеств, отношений и позиций ребенка в обществе. Модель развития творческой самореализации обучающихся может строиться на основе четырех взаимосвязанных блоков: концептуального, теоретического, диагностического и технологического. 1) в содержании концептуального блока творческая самореализация раскрывается в рамках мотивационно-ценностной, содержательно-процессуальной и эмоционально-волевой концепций с опорой на культурологический, аксиологический, гносеологический и деятельностный подходы; 2) теоретический блок отражает взаимосвязь информационного, эмоционального, идентификационного, целевого, интеллектуального, интуитивного, ценностно-смыслового, креативного, рефлексивного компонентов творческой самореализации обучающихся на основе концептуальных подходов; 3) диагностический блок определяет критерии (информированность, эмоциональность, осмысленность, креативность, рефлексия), показатели (знание, сопереживание и понимание эмоционального содержания произведения, осознание духовно-нравственной и эстетической ценности искусства, способность к абстрагированию, творческой фантазии, ассоциативности, самоконтролю, саморегуляции и самоанализу) и уровни (продуктивно-творческий — высокий, эвристический — выше среднего, репродуктивный — средний, начальный - низкий); 4) технологический блок содержит педагогические условия развития творческой самореализации обучающихся и характеризуется целевым, содержательным, процессуальным и результативным компонентами. [11] Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка. Элементы творчества и взаимодействия элементов воспроизведения в деятельности школьника, как и в деятельности зрелого человека, следует различать по двум характерным признакам: 1) по результату (продукту) деятельности; 2) по способу ее протекания (процессу). Возможности для самореализации учащихся достигаются и за счет системы дополнительного образования (внеурочной деятельности): элективные курсы, кружки, секции, театральные, вокальные, танцевальные студии и многие другие кружки. Внеурочная деятельность ― это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой во внеучебное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся, а также удовлетворения их интересов и обеспечения активного и разумного досуга. [12] В качестве одного из направлений развития творческой самореализации являются занятия вокалом. Вокальная внеурочная деятельность в общеобразовательных школах имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства, ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников. Занятия вокалом, требующие очень яркого воплощения личности, развивают фантазию и воображение, артистичность, музыкальный интеллект. То есть формируют универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. И, хотя направленность и качество одарённости обусловлены природой, генетическими условиями, практически каждый ребёнок наделён всеми возможностями и в достаточных социальных условиях может развивать их в себе. Во время подготовки конкурсных мероприятий на первом плане находится создание условий для формирования творческой разносторонней личности, накопления опыта эмоционально-нравственного отношения к жизни, размышления о музыке. Поэтому доминируют методы музыкального общения, игровой (способствует развитию интереса к творчеству), создания ситуации успеха (воспитывает уверенность в себе). Победы в конкурсах очень вдохновляют детей, т.е. проявляется потребность в творческой самореализации. На этих достижениях ребята не останавливаются, стремятся к следующим вершинам. Им многое удается, многое по душе, и потому им хочется попробовать себя в самых разных сферах. Соприкасаясь с разнообразными видами фестивалей, конкурсов, концертов, у детей формируются навыки эмоционально - ценностного отношения к себе и окружающему миру, они осваивают целостную картину мира, познают мир. Показателем результативности работы является систематическое участие в концертах и благотворительных марафонах, победа во Всероссийской олимпиаде, многочисленные победы в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах различных уровней. Список литературы: Алиев Ю.Б. «Музыкальное воспитание в системе эстетического развития личности: система эстетического воспитания школьников» М., 1983. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя музыканта» - М.: 2003. Богоявленская Д.Б. «Психология творческих способностей» М. 2002г Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. 2-е изд., расш. и перераб. М., 2003. С. 7. Выготский Л.С. «Педагогическая психология» М. 1996г. Выготский Л.С. «Психология искусства» Р. на Д. 1998г. Дружинин В.Н. «Психология общих способностей» М.1996г. Зинченко В.П. «Психологические основы педагогики» М. 2002г. Музыкальное воспитание в современном мире. М.: Музыка, 1973. Понамарев Я.А. «Психология творчества» М.1976г. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/razvitie-tvorcheskoi-samorealizatsii-mladshikh-shkolnikov-v-protsesse-izucheniya-folklora#ixzz4vecT9T1A Психология: словарь / под редакцией А.В. Петровского – 2-е изд., испр. и доп. – М.:Политиздпт,1990. – 240; 495 с. Претте М., Капальдо А. «Творчество и выражение». М. 1981г. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. -М.: Издательский центр «Академия». Школяр Л.В. Проблемы преподавания художественных дисциплин в школе. М., 1990. Щорс В.В. Педагогические условия организации с одаренными детьми в общеобразовательных учреждениях // Педагогическая мастерская. Все для учителя!. - 2013. - № 3. - С. 8-18. |