Главная страница
Навигация по странице:

  • ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ РАБОТЫ С МИКРОФОНОМ У ДЕТЕЙ В СТУДИИ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА

  • Введение Актуальность.

  • Тема

  • Объект курсовой работы

  • Методологическая база исследования.

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТЫ С МИКРОФОНОМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  • Глава 2. ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ РАБОТЫ С МИКРОФОНОМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  • 2.1 Основные типы микрофонов используемые в эстрадном исполнительстве

  • 2.2 Основные приемы работы с микрофоном у младших школьников

  • Список использованной литературы

  • Формирование умений работы с микрофоном у детей в студии эстрадного вокала


    Скачать 68.81 Kb.
    НазваниеФормирование умений работы с микрофоном у детей в студии эстрадного вокала
    Дата18.06.2018
    Размер68.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаPopova_D.docx
    ТипКурсовая
    #47238

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

    Институт музыкального и художественного образования

    Кафедра музыкального образования


    ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ РАБОТЫ С МИКРОФОНОМ

    У ДЕТЕЙ В СТУДИИ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА

    Курсовая работа

    по основной образовательной программе

    44.03.01 «Педагогическое образование

    (профиль «Музыкальное образование»)
    Исполнитель:

    Попова Дарья Александровна,

    Студентка группы МУЗ- 1601 

    очного отделения

    Научный руководитель:

    Тагильцева Наталия Григорьевна 

    Доктор пед. наук, профессор,

    Зав. кафедрой

    музыкального образования

    Екатеринбург 2018

    Содержание

    Введение.................................................................................................................3

    Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования умений работы с микрофоном младших школьников ....................................................................5

    1.1 Работа с микрофоном у эстрадного исполнителя.........................................5

    1.2 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста................7

    1.3 Студия эстрадного вокала, как форма приобщения детей к эстрадному искусству. ............................................................................................................14

    Глава 2. Практика работы по формированию умений работы с микрофоном у младших школьников..........................................................................................21

    2.1 Основные типы микрофонов используемые в эстрадном

    исполнительстве...................................................................................................21

    2.2Основные приемы работы с микрофоном у младших школьников..........25

    Заключение ...........................................................................................................30

    Список используемых источников информации. .............................................31

    Введение

    Актуальность. Актуальность обусловлена тем, что она проявляется в востребованности работы вокально эстрадных студий, в специфике подготовки эстрадных исполнителей. Эстрадное пение становится сейчас все более популярным, поэтому важным фактором становится умение владеть современными техническими средствами, поэтому следующим важным фактором, после развития певческих навыков, является умение работать с микрофоном. Несмотря на различные методические рекомендации по воспитанию эстрадных вокалистов, в них мало уделяется внимания правилам работы с микрофоном. В связи с этим возникает противоречие: между востребованностью эстрадного исполнительства и отсутствием методического сопровождения по обучению работе с микрофоном.

    Сформулированное противоречие позволило определить проблему курсовой работы: поиск путей формирования умений работы с микрофоном у детей в студии эстрадного вокала. Определенная проблема способствовала формулировке темы курсовой работы.

    Тема: «Формирование умений работы с микрофоном у детей в студии эстрадного вокала».

    Цель курсовой работы: Определить основные приемы работы с микрофоном у младших школьников в студии эстрадного вокала.

    Объект курсовой работы: процесс музыкального воспитания детей в студии эстрадного вокала.

    Предмет курсовой работы: приемы работы с микрофоном у младших школьников в студии эстрадного вокала.

    Задачи:

    1. Рассмотреть характеристику работы с микрофоном у эстрадного исполнителя.

    2. Представить возрастные особенности детей младшего школьного возраста. 3. Определить формы приобщения детей к эстрадному искусству.

    4. Рассмотреть типы микрофонов, используемых в эстрадном искусстве.

    5. Представить специфику форм работы с микрофоном у младших школьников.

    Гипотеза. Если использовать различные приемы, такие как, например, держать микрофон на расстоянии от губ 0,5-2см, держать микрофон всей кистью, и др, то это даст наилучшее звучание голоса у вокалистов и, соответственно, качественное исполнение музыкального произведения.

    Методологическая база исследования. Идея о необходимости вокального воспитания детей (Г.П.Стулова), идея о необходимости технической оснащенности эстрадного вокалиста (Е.Ю.Белоброва), положения о работе с микрофоном в эстрадном исполнительстве (О.И. Брайко).

    Методы. Методы исследования – анализ литературы, по проблеме поиска путей правильной работы с микрофоном в эстрадном искусстве; сравнение возможностей использования разных видов микрофонов в эстрадном исполнительстве.

    Курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения, и списка используемых источников информации.
    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТЫ С МИКРОФОНОМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    Первая глава посвящена теоретическим основам работы с микрофоном, в студии эстрадного вокала, и возрастной характеристике младших школьников.

    1.1 Работа с микрофоном у эстрадного исполнителя

    Микрофон – это основной элемент в работе эстрадного певца на современной сцене. Микрофон – связующее звено между реальным акустическим звуком и его представлением слушателями. Работа вокалиста с микрофоном - вокалисты, во-первых, должны знать правила работы с микрофоном, а во-вторых, приобретенные навыки работы с микрофоном довести до автоматизма.  Кроме  этого, вокалисту,  использующему    

    звукоусиливающую аппаратуру, необходимо также сформировать навыки слухового самоконтроля и во время репетиции, и во время выступления на сцене.

    К микрофону нужно относиться только лишь как к усиливающей звук аппаратуре. Микрофон не сделает ваш голос лучше, а исполнение – качественнее. Наоборот, все недочеты голоса только обострятся при пении в микрофон. Если же вы научились петь и обладаете ярким тембром и гибким сильным голосом, то пение с микрофоном не будет трудным процессом. А потому, начинающему вокалисту рекомендовано петь без микрофона, учиться слушать, слышать и контролировать свой голос, научиться точно интонировать, укрепить дыхание, и при этом не отвлекаться на микрофон, так как использование микрофона обязывает выполнять определенные правила. На уроках вокала с начинающими вокалистами можно использовать микрофон для поддержания интереса к процессу пения, так как дети любят петь с микрофоном и представляют себя в роли настоящего артиста. И еще, конечно же, следует приучать детей к звучанию их голоса в микрофоне.

    В литературе существуют правила работы с микрофоном:

    Чтобы микрофон не обострил недочеты голоса, следует помнить о некоторых правилах работы вокалиста с микрофоном:

    Микрофон следует держать не за голову, а за корпус, чтобы звук не искажался.

    Не направляйте микрофон в сторону колонок — появится резкий свист. Чтобы этого не происходило, колонки ставятся перед исполнителем, а не сзади. Если сцена маленькая, становитесь на одной линии с колонками. Если же свист или резкий звук неожиданно появился, отверните микрофон от колонок.

    Иногда (крайне редко) можно наблюдать, как начинающие вокалисты после выступления не знают, что делать с микрофоном, не умеют вставить его в стойку, и кладут микрофон на пол сцены. При этом микрофон не отключен, и может появиться резкий высокий звук. Все эти действия вредны для аппаратуры. И чтобы не причинить поломку, следует научиться пользоваться микрофоном.

    Микрофон должен быть как бы продолжением вашей руки и продолжением звукового потока. Направляйте звук в центр мембраны микрофона.

    При воспроизведении высоких звуков нужно отвести микрофон ото рта, чтобы не было перегрузки от громкого звучания.

    Если поете низкие звуки на тихой звучности – приближайте микрофон ближе к губам, чтобы было лучше слышно.

    Расстояние до микрофона – ваша ладонь, приставленная ребром к губам. Подкорректировать звучание голоса в микрофоне обязательно следует на репетиции. Но помните, что звучание одного и того же микрофона зависит от разных условий, и во многом зависит от акустики зала. Звучание будет разным в пустом зале и в зале, наполненном слушателями. Поэтому чутко вслушивайтесь в голос и реагируйте на изменения в звучании.

    При пении следите за правильным положением микрофона относительно губ — голова, рука, микрофон должны стать единым целым. Особенно следите за правильным положением микрофона при движении по сцене.

    Репетируйте работу с микрофоном перед зеркалом. Если дома нет микрофона, используйте любой напоминающий по форме предмет – свернутый в трубочку лист бумаги, ручку, карандаш, детский игрушечный микрофон, чтобы довести до автоматизма навыки работы с микрофоном.

    Работая перед зеркалом, визуально контролируйте движения корпуса, расстояние от микрофона до губ. И соотносите эти движения со звучанием голоса.

    Следите за правильной певческой постановкой, свободой корпуса – естественное положение руки и локтя, не поднятые плечи. Держать микрофон нужно кистью, а не кончиками пальцев, кисть при этом не прогибается и судорожно не сжимается. Проследите, чтобы не было движений пальцев кисти, и особенно контролируйте мизинец, чтобы он не оттопыривался. Помните об эстетичном виде исполнителя!

    Заранее готовьте микрофон – за пару секунд до начала пения микрофон следует поднести к губам, чтобы не было обрывков фраз.

    На долгих и громких звуках не убирайте микрофон сразу – отведите руку от себя вперед и зафиксируйте на определенной точке. И лишь после окончания пения рука с микрофоном опускается.

    Вот такие нехитрые правила следует выполнять вокалисту при пении с микрофоном [10].

    1.2 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

    Рассмотрим возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Поступая в первый класс общеобразовательной школы, ребѐнок перестает быть дошкольником и переходит в категорию младшего школьника. Обучаясь в начальных классах, ребѐнок относится к младшему школьному возрасту, т.е. младший школьный возраст - это годы жизни с 6 до 11 лет.

    Сам переход от дошкольника к младшему школьнику, принято считать кризисом семи лет. Именно в этот момент у детей происходит множество изменений в поведении. Ребѐнок становится более трудным в воспитательном отношении, в таком возрасте он, как пишет Лев Семенович Выготский «утрачивает наивность и непосредственность, в поведении, в отношениях с окружающими, становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого»[5]. С детьми семилетнего возраста становится очень тяжело общаться. Они становятся очень капризными, постоянно раздражаются, начинают манерничать, становятся не такими искренними, в их поведении можно увидеть много наигранного. Дети начинают быть похожими на клоунов, много паясничают. Также в поведении ребѐнка часто наблюдается непослушание, детям в этом возрасте всѐ хочется сделать наоборот, не так, как с них требуют. Они становятся нарочито упрямыми, с ними очень сложно.

    Важно знать, что в возрасте семи лету детей возникает особая структура переживаний. Когда ребенок начинает понимать, что значит «я доволен», «я огорчен», «я сердит», «я весел», «я добр», «я зол», он начинает обдуманно ориентироваться в своих переживаниях. В виду этого выступают арактерные особенности кризиса семи лет.

    Переживания обретают смысл (озлобленный ребѐнок осознаѐт свою злость). Ввиду этого ребѐнок начинает по-новому относиться к себе.

    В этот период впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Есть дети, которые на каждом шагу переживают неудачи. К примеру, когда дети, которые развиваются нормально, играют, ребѐнок-неудачник хочет к ним присоединиться, но ему отказывают, над ним насмехаются. В этот момент у него возникает кратковременная реакция по поводу своей собственной недостаточности, а через минуту он снова доволен собой. Тысячи отдельных неудач, а общего чувства своей небольшой ценности нет, он не обобщает того, что случалось уже много раз. У школьника возникает обобщение чувств, т.е. если с ним несколько раз происходила какая–либо ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию, или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет.

    Таким образом, кризис 7 лет возникает на основе возникновения личного сознания. Основная симптоматика кризиса:

    Потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;

    Манерничанье; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта);

    Симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

    В основе этих симптомов и лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична к внешней, она влияет на неѐ.

    Возникновение внутренней жизни - чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. Нередко более высокую ступень развития, которой ребенок достигает к семи годам, смешивают с проблемой готовности ребенка к школьному обучению.

    На физиологическом уровне кризис семи лет объясняется тем, что ребѐнок начинает расти намного быстрее, что указывает на то, что во всем его организме происходит ряд изменений. Л. С. Выготский пишет: «Этот возраст называется возрастом смены зубов, возрастом вытягивания.»[4,62с].

    Действительно, ребѐнок резко изменяется, причем изменения носят более глубокий, более сложный характер, чем изменения, которые наблюдаются при кризисе трѐх лет». В возрасте 6-7 лет у детей происходит завершение созревания лобного отдела больших полушарий. Это создаѐт возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования действий. К семи годам возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения преобладают.

    Это определяет такие характерные особенности детей, как непоседливость, повышенную эмоциональную возбудимость. Ребенок открыт к воздействию неблагоприятных факторов. При этом изменяется уровень нервно-психического реагирования ребенка на различные "вредности". Так, если по каким-либо причинам дошкольнику плохо, то у него может возникнуть психомоторное возбуждение, тики, заикания.

    Для младшего школьного возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости и импульсивности, симптомы и синдромы страхов, проявления агрессии или негативизма.

    Помимо этого стоит заметить, что в этот период жизни у детей начинает интенсивно развиваться костная и мышечная системы. Также у детей продолжают формироваться кости кисти и пальцев, поэтому им сложно даются мелкие и точные движения этими частями тела, работа ими их очень сильно утомляет. Не менее важно знать, что во всѐм организме ребѐнка происходят большие изменения. Начинают интенсивно развиваться не только костная и мышечная ткань, но и центральная нервная система, вегетативная и все внутренние органы. Такая перестройка в организме происходит из-за того, что включаются «новые» железы внутренней секреции и в то же время перестают действовать «старые». Таким образом, происходит эндокринный сдвиг, требующий от организма ребѐнка огромной затраты сил и энергии для мобилизации всех резервов.

    В возрасте 6-11 лет есть свои особенности в организации движения. Намного проще детям выполнять размашистые, крупные движения, мелкая техника даѐтся им очень тяжело. Это происходит потому что, что мышечное развитие и способы управления им происходят неодновременно. Развитие крупных мышц происходит быстрее, чем развитие мелких.

    Несмотря на то, что у детей растѐт физическая выносливость, на психологическом уровне они не могут долго концентрировать внимание на чѐм-то одном, не умеют ещѐ сосредотачиваться, в результате чего интерес быстро угасает, и они очень быстро утомляются. Вместе с тем дети в этом возрасте очень ранимы. Младший школьный возраст характерен тем, что педагог является авторитетом для ребенка (к примеру, в подростковом возрасте эту нишу занимают сверстники). Поэтому педагог должен тщательно взвешивать свои слова, обращенные к ребенку во избежание зарождения комплексов и обид[4].

    Как отмечает Р.С. Немов, «с поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Именно она определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения». Расширяются сферы и содержание общения младших школьников с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний. Высказывания дошкольника и младшего школьника, как правило, непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние; преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь[7].

    Также дети 7-11 лет ещѐ не обладают высокой работоспособностью. Поэтому урок не должен быть эмоционально перенасыщен, а также объѐм заданного материала должен быть ограничен физическими возможностями детей. При поступлении в школу далеко не у каждого ребѐнка формируется правильное отношение к обучению. Учение – это серьѐзный труд, который требует больших волевых усилий, организованности и дисциплины.

    Не каждый младший школьник способен понять, для чего вообще ему это нужно. Для того чтобы у ребѐнка не складывалось отрицательного отношения к учению, ему нужно дать понять, что обучение – это не игра, а тяжелый труд, но очень интересный, в результате которого ребѐнок узнает много нового и познавательного. Ребѐнок должен понимать, что учение очень важно и нужно, что без него он никогда не станет интересным человеком, и жизнь его будет скучна. На первых порах у детей будет формироваться интерес к самому учебному процессу без понимания его значения, затем интерес к результатам учебной деятельности и лишь потом к еѐ содержанию, т.е. к приобретению знаний. Учитель должен поддерживать ребѐнка и хвалить за его достижения для подкрепления у учащихся интереса к обучению. Дети должны получать удовольствие от собственных усилий. Таким образом, будет создана почва для формирования мотивации и соответственно для ответственного отношения младших школьников к обучению. Педагогу следует помнить, чтобы максимально использовать возможности учащихся, нужно по возможности быстрее приспособить их к работе в школе и дома,и научить быть внимательным, сформировать усидчивость. С приходом в школу дети, как правило, обладают достаточно развитым контролем над своими эмоциями, чувствами, желаниями, трудовыми умениями и навыками. Они умеют общаться с людьми, социализированы[5].

    Особенности голосового аппарата у младших школьников.

    В младшем школьном возрасте голосовой аппарат в 2-2,4 раз меньше чем у взрослых. В 3-4 раза меньше легкие, не сформирована голосовая мышца. Связки колеблются краями, нет полного смыкания. Голос-легкий, нежный, фальцетный, головной. Диапазон, общий: ре1-до2, рабочий: ми1-си2. Использовать в работе нужно несложные, ограниченные по диапазону песенки. Расширять диапазон постепенно. Не требовать насыщенного звучания. Есть эмоциональная отзывчивость, выразительность и яркость исполнения[13].

    Чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки:

    1. Дирижёрский жест

    Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов:

    - внимание

    - дыхание

    - начало пения

    - окончание пения

    - менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи

    2. Дыхание и паузы.

    Педагог должен научить детей овладевать техникой дыхания - бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. На более поздних этапах обучения овладевать техникой цепного дыхания. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо объяснять учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни.

    4. Звукообразование

    Формирование мягкой атаки звука. Твёрдую рекомендуется использовать крайне редко в произведениях определённого характера. Большую роль в воспитании правильного образования звука играют упражнения. Например, пение на слоги. Как результат работы над звукообразованием - выработка у детей единой манеры пения.

    5. Дикция

    Развитие навыка ясного и чёткого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата.

    6. Строй, ансамбль

    Работа над чистотой и точностью интонирования в пении - одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей, пение akappella.[14]
    1.3 Студия эстрадного вокала, как форма приобщения детей к эстрадному искусству
    Важной  формой приобщения детей к эстрадному искусству является – занятие.  Ещё  в  60- е  годы  Н.А.Ветлугина  разработала  такой  тип  занятия, как  комплексные  занятия,  в  которых  та  или  иная  общевоспитательная   задача  реализуется  средствами  разных  видов  искусства.  Характерный   признак  комплексных  занятий  объединение  художественного  материала   занятий  вокруг  определенных  тем,  выбор  которых  обуславливается   общевоспитательными  задачами  по  ознакомлению  с  окружающей  жизнью  и  особенностями  художественно образного  отражения  явлений  действительности,  характерного  для  искусства.  Ценность  этих  занятий,  по  мнению   Н.А.Ветлугиной,  заключается  в  том,  что,  являясь  необычными  по  содержанию  и форме,  они  особенно  увлекают  детей,  побуждая  их  к  активной творческой  деятельности[3]. «Урок музыки как урок искусства невозможно представить иначе как импровизацию на большую и важную тему, где импровизационность как принцип работы с младшими школьниками реализуется во всех формах общения учителя, детей и музыки»[6].

    Занятия в кружке эстрадного вокала направлены прежде всего на становление и развитие личности ребенка, формирование его духовной культуры, развитие музыкальных способностей. Занимаясь эстрадным пением, маленький артист не только овладевает искусством вокала, специфическими приемами, характерными для различных жанров популярной музыки, навыками работы с текстом, фонограммой, микрофоном и звуковой аппаратурой, сольного исполнения под аккомпанемент фортепиано, но и учится работать в команде с другими детьми, достигать поставленной цели, своим трудом добиваться успеха, что в свою очередь оказывает большое влияние на формирование эстетического суждения и вкуса ребенка. На занятиях эстрадного коллектива дети учатся правильно петь, красиво танцевать, свободно чувствовать себя в любой обстановке, в том числе на сцене.

    Занятия эстрадным вокалом помогают ребенку сориентироваться в сложном мире, почувствовать себя в кругу друзей и единомышленников, развивают его коммуникативные способности, расширяют представления о мире и людях, облегчая процесс прохождения ребенком социальной адаптации, помогают ему в сложном и неоднозначном процессе самосознания. Существует несколько различных форм организации работы по обучению детей эстрадному вокалу. К ним относятся: кружки эстрадного вокала, вокальные эстрадные ансамбли, вокальные группы, шоу-группы, вокальные эстрадные студии и др. Одной из главных особенностей музыкального эстрадного номера, вокального или инструментального, является специфика общения со зрителем. Эстрадный исполнитель всегда непременно обращается к залу, к зрителям. В каждом ребенке нужно раскрыть артиста, подчеркнуть его индивидуальность, подобрать репертуар, подходящий к тембру голоса и темпераменту юного певца, а так же к направленности его эстетических суждений. Несмотря на свой юный возраст, ребята, занимающиеся эстрадным вокалом, учатся перебарывать свой страх, стеснительность, неуверенность в себе и выходят на сцену, как настоящие артисты, общаясь с залом, стараясь донести основную мысль исполняемого произведения. Побывав на сцене в качестве артиста и исполнителя, испытав сценическое волнение и удовлетворение от своего выступления, дети строят множество дальнейших планов, понимая, что для того, чтобы добиться успеха, нужно много работать над собой.

    Концертные выступления являются для детей стимулом к работе, они побуждают детей обновлять и увеличивать свой репертуар, быть всегда в хорошей исполнительской форме стремиться к эстетическому совершенству[12].

    А. Алексеев в книге «Серьезное и смешное», говорит, что - на эстраде, в отличие от академического концерта, вы все время чувствуете, что это не для вас говорят, а с вами разговаривают…[1]

    Рассмотрим образовательную программу в студии эстрадного вокала на примере: «Вокально-эстрадной студии «Веснушки» г. Каменск – Уральский Свердловской области. Автор-составитель: Соловьева Надежда Александровна, педагог дополнительного образования.

    Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.

    Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей. В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции.

    Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.

    Цель программы 1 года обучения: приобщение ребѐнка к искусству сольного пения и пения в вокальной группе, развитие мотивации к творчеству.

    В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач.

    Задачи:

    - сформировать навыки певческой установки обучающихся;

    - научить использовать при пении мягкую атаку;

    - сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;

    - сформировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 и 3 голоса, петь в ансамбле слитно, согласованно;

    - обучить приѐмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;

    - сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.

    Цель программы 2 года обучения: формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.

    Задачи:

    • развить гармонический и мелодический слух;

    • совершенствовать речевой аппарат;

    • развить вокальный слух;

    • развить певческое дыхание;

    • развить преодоление мышечных зажимов;

    • развить артистическую смелость и непосредственность ребѐнка, его самостоятельность;

    • развить гибкость и подвижность мягкого нѐба;

    • расширить диапазон голоса;

    • развить умение держаться на сцене.

    Цель программы 3 года обучения: активизацию творческих способностей обучающихся, воспитание самостоятельной творческой личности с помощью музыки и использования современных технических средств обучения

    Задачи

    • способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнѐрами;

    • воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие,

    • целеустремленность – высокие нравственные качества;

    • воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.

    Предполагаемые результаты обучения:

    Предполагается, что в конце 1 года обучения, обучающиеся должны:

    чисто интонировать, петь на дыхании; петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы; должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус.

    Предполагается, что в конце 2 года обучения, обучающиеся должны: - петь чистым естественным звуком, легко, нежно - звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки; петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук; понимать дирижѐрские жесты и следовать им; знать средства музыкальной выразительности;петь под фонограмму в группе и соло; -уметь преодолевать мышечные зажимы; уметь вести себя в коллективе.

    Предполагается, что в конце 3 года обучения, обучающиеся должны:

    петь в диапазоне: первые голоса - си м. октавы - ми 2-ой октавы; вторые голоса - ля м. октавы - ре 2 октавы; соблюдать при пении певческую установку; петь на цепном дыхании; уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато; уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню; уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни, петь по нотам детские песни; уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ; - петь под фонограмму 2-голосные произведения. обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью; испытывать потребность к певческой деятельности.

    Этапы работы по программе

    Основной этап обучения продолжают более способные воспитанники. У детей уже сформированы начальные навыки исполнительского мастерства, они чисто интонируют, поют на дыхании; поют слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы; у них развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус. Ребята пробуют себя в различных вокальных конкурсах. Это новая ступень в освоении мастерства вокалиста, новая свежая волна, которая несѐт обучающихся в океан музыкальной культуры и вокального творчества. Общие критерии оценивания результатов - Владение знаниями по программе.

    • Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.

    • Уровень воспитанности и культуры учащихся.

    • Творческий рост и личностные достижения воспитанников.

    Критерии замера прогнозируемых результатов

    Педагогическое наблюдение

    Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через:

    • проведение открытых занятий с их последующим обсуждением;

    • участие в конкурсах, фестивалях, смотрах; - концертную деятельность.

    Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов) - Педагогические наблюдения.

    • Открытые занятия с последующим обсуждением.

    • Итоговые занятия.

    • Концертные выступления.

    • Конкурсы, фестивали, смотры[15].


    Выводы по первой главе
    Важно определить методы, приемы и условия обучения детей младшего школьного возраста в студии эстрадного вокала, с применением технических средств. Несмотря на отсутствие методической литературы по работе с микрофоном, необходимо формировать умения работы с микрофоном в студиях эстрадного вокала.

    Глава 2. ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ

    РАБОТЫ С МИКРОФОНОМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    Во второй главе раскрывается практика работы с микрофоном, основные приемы работы с микрофоном, и основные типы микрофонов.
    2.1 Основные типы микрофонов используемые в эстрадном исполнительстве

    Существует три основных типа микрофона: ленточный, динамический и конденсаторный. Занятен принцип работы ленточного микрофона: очень тоненькая алюминиевая ленточка почти свободно висит в магнитном поле. Ее колебания зависят от звукового давления по обеим ее сторонам. Ленточка очень чувствительна к ветру: подув на такой микрофон, можно запросто выдуть из него ленточку. Понятно, что в концертной практике такие микрофоны не нашли применения. Довольно редко их еще можно встретить на радио или в звукозаписывающих студиях в качестве раритета.

    Наибольшее распространение получили динамические микрофоны, состоящие из мембраны и прикрепленной к ней маленькой катушки, помещенной в поле постоянного кольцевого магнита. Мембрана, колеблющаяся под действием звукового давления, перемещает катушку, в которой при пересечении звуковых линий магнитного поля создаются токи, соответствующие звуковым колебаниям. Такие микрофоны просты в сборке и поэтому недороги. Поскольку мембрана достаточно прочна, сломать такой микрофон гораздо сложнее (но практика показала, что можно).

    Одним из любимых микрофонов у вокалистов является - конденсаторный. Такой микрофон состоит из очень тонкой мембраны и находящегося совсем близко параллельного ей электрода. Для того чтобы эта система превратилась в конденсатор, необходим источник питания. Колебания мембраны приводят к изменению емкости конденсатора и появлению сигнала.

    Сигнал этот слабый, и его обычно усиливают встроенным предусилителем. Мембрана очень тоненькая и подвижная, поэтому конденсаторные микрофоны более чувствительны, чем динамические. Но им необходим источник питания - батарейка, отдельный блок питания или подключение к пульту с фантомным питанием (когда напряжение питания передается по тем же проводам, что и сигнал от микрофона). Конденсаторные микрофоны обычно дороже динамических, они менее устойчивы к механическим повреждениям. Поэтому если вы привыкли колотить микрофоном своего гитариста, вам лучше выбрать динамический микрофон (лучше встроенный в бейсбольную биту). Конденсаторный микрофон более точно воспроизводит ваш восхитительный вокал (со всеми плюсами и минусами). Вы услышите все ваши охи-вздохи, "слюни", "барашки", и другие маленькие радости звука. Поэтому начинающим вокалистам, еще не владеющим тонкой нюансировкой звука лучше отдать предпочтение опять же динамическому микрофону - на мелкие изменения в тембре он обычно не реагирует. Но при записи вокала на студии без конденсаторного микрофона вам не обойтись.

    Одной из важнейших характеристик микрофона является зависимость чувствительности и амплитудно-частотных характеристик от направления прихода звуковых волн, называемая диаграммой направленности. От нее зависит на каком расстоянии ото рта необходимо держать микрофон при пении и какое количество посторонних звуков будет улавливать ваш микрофон. Вот основные виды пространственных характеристик направленности микрофонов: ненаправленные, широкая кардиоида, кардиоида, супер, гипер, восьмерка, лепесток. Они относятся как к динамическим, так и к конденсаторным микрофонам.

    Первоначально при развитии электроакустики полагали, что наилучшим микрофоном будет ненаправленный - теоретически одинаково воспринимающий звук со всех направлений. Однако на практике оказалось, что он чрезмерно чувствителен к реверберации, создавая эффект "отдаления" источника звука и подчеркивая дефекты акустики помещения. Эту проблему пытались решить, заглушая студию и приближая микрофон. Но звук все равно получался неестественным, а в заглушенной студии было трудно работать музыкантам.

    Для устранения проблемы стали использовать направленные микрофоны, а ненаправленные используют в измерительных приборах. Остронаправленные микрофоны-пушки позволяют работать очень избирательно, воспринимая лишь необходимый вам сигнал среди подобных. Такие микрофоны часто используются на телевидении, когда необходимо взять интервью в шумном окружении, а также на съемочной площадке кинофильмов.

    Микрофоны с восьмерочной диаграммой получили широкое распространение в радиовещании, особенно при записи диалогов. Его плоскость нулевой чувствительности ориентирована так, что позволяет подавить наиболее неприятные отражения. Все остальные диаграммы получаются как промежуточные между восьмеркой и ненаправленной. Какие же комбинации представляют практический интерес?

    По способности микрофона подавлять звуки, приходящие с противоположной стороны, наилучшим оказывается кардиойдный микрофон, т.к. он вообще не должен принимать звук "точно сзади". Но поскольку основные источники шума (барабанщик, гитарист и т.д.), а также источники обратной связи (мониторы и колонки), часто расположены по бокам, тут стоит призадуматься. Если вы работаете один на большой сцене, т.е. источник шума - толпа - находится позади микрофона, а источники обратной связи (мониторы, колонки) удалены, вас вполне устроит традиционная кардиоида. Если на маленькой сцене вы зажаты между мониторами и колонками, которые постоянно "заводятся", или ваш микрофон вечно ловит тарелки (издержки живого исполнения), то лучше пользоваться супер или гиперкардиоидой, обеспечивающие подавление звука в зоне нулевой чувствительности в боковых конусах с углами 106 - 140 соответственно.

    По разному реагируют микрофоны и на приближение - удаление источника звука. Если вы любитель "ручной компрессии", т.е. приближения удаления микрофона для достижения определенной динамической палитры, ваш выбор, безусловно, ближе к конденсаторному супер или гиперкардиоидному микрофону. Такие микрофоны используют джазовые певицы, вокалисты стилей соул, R&B, музыки свит. Если вы любитель поколбаситься на сцене, обладатель мощного ровного вокала или рэпер, то ваш выбор - динамический кардиойдный или гиперкардиойдный микрофон.

    Следует обратить внимание на маленькие отверстия с задней стороны микрофона (у ручки). Их акустическое сопротивление диаметр подобраны так, чтобы обеспечивать определенную пространственную характеристику. При закрытом отверстии микрофон становится ненаправленным. Вот почему не надо зажимать в кулаке головку микрофона - это может привести к "завязке", дикому писку при возникновении обратной связи с системой звукозаписи. Последние годы получили большое распространение различные виды радиомикрофонов. Фактически они представляют собой те же типы микрофонов, которые мы обсудили, снабженные радиопередатчиком. Некоторые модели радиомикрофонов представляют из себя только "ручку" с антенной, к которой вы можете присоединить ваш любимый микрофон.

    Необходимо иметь в виду технические параметры изделий. На ваш выбор предлагаются приемники с 1 и 2 антеннами. Оптимальными являются две антенны, т.к. в таком случае ваш приемник способен выбрать наиболее оптимальный сигнал по интенсивности соотношения сигнал-шум. Профессиональный радиомикрофон работает на частотах разрешенных для подобного использования в стране, но стоит тщательно проверять частоты радиоаппаратуры, работающей на вашей концертной площадке, чтобы волны не совпадали. В дешевых непрофессиональных микрофонах частота отстроена "на шару", поэтому не удивляйтесь, если вместо вашего вокала вы услышите переговоры милиции или позывные радиостанции. Это было бы очень весело, если бы не маленькая деталь - милиционеры тоже смогут зацепить ваш восхитительный вокал.

    В практике можно встретить петличный (часто используется для интервью), головной (крепящийся соответственно на голове и, как правило, оснащенный ушным монитором) МИКРОФОН, а также различные виды маленьких микрофонов, которые крепятся к волосам или деталям одежды (обычно используются в музыкальных постановках). Они могут представлять собой различные типы из вышеперечисленных микронов.

    Выбирая микрофон, также стоит обратить внимание на цвет и дизайн. Прошли те времена, когда идеалом микрофона являлся шарик на палке типа sm58. Вам предлагается большой выбор цветов и моделей, стоит только дойти до ближайшего магазина[9].
    2.2 Основные приемы работы с микрофоном у младших школьников

    Чтобы эффективно использовать микрофон, необходимо научиться им правильно пользоваться. Микрофон держится обычно в правой руке, параллельно полу. Локоть не прижимается близко к себе, а держится на расстоянии от корпуса. При эмоциональном исполнении произведения в работу включаются мимика лица, жестикуляция свободной рукой, повороты головы. При этом нужно не забывать, что микрофон в этом случае нужно воспринимать, как часть своего организма, как продолжение звуковой волны и поворачивать его строго вслед за головой. Одним словом, куда голова – туда и микрофон.

    Еще одно необходимое правило: при исполнении низких звуков – держи микрофон возле самого рта, при исполнении высоких звуков – немного удаляй от себя микрофон, чтобы не «резало» ухо высокими частотами голоса. Это необходимо для более естественного звучания голоса через аппаратуру, для создания впечатления ровности звучания.

    Если вокалисты исполняют песни с микрофоном, сценический образ должен соответствовать произведению (сцен.движения, использование пространства сцены, эмоциональное состояние, работа лицом.) Преподаватель указывает на распространенные ошибки (держит микрофон не параллельно полу, не воспринимает микрофон как часть себя и забывает поворачивать его за головой). После этого просит еще раз исполнить песню и обратить внимание на недочеты в работе с микрофоном[2].

    В статье О. И. Брайко «Рекомендации по работе с микрофоном», описаны несколько правил:

    Чтобы избежать «заводки», в то время, когда микрофон не используется по прямому назначению (выход на сцену, пока звучит вступление, проигрыш, уход со сцены), его нельзя опускать ниже уровня пояса. Если микрофон всѐ же «завѐлся», ни в коем случае не закрывайте его рукой – писк только усилится! Скорее отверните микрофон от акустических систем.

    Наилучший звук достигается при расстоянии от губ 0,5 – 2 см.

    Держите микрофон всей кистью и старайтесь, чтобы при движениях и поворотах головы во время номера, он был словно приклеенным к Вашим губам. Во время проигрыша микрофон лучше всего прижать к груди.

    При пении в микрофон надо смягчать атаку взрывных согласных звуков «П» и «Б», иначе эти звуки будут очень сильно выделяться, а при достаточно мощном усилении вообще будут восприниматься, как удар. Это достигается практикой, поэтому в микрофон надо петь не только на концертах, но и на репетициях.

    Не кричите в микрофон. Если этого требует постановка Вашего номера, во время очень громкого открытого звука немного отодвиньте микрофон (на 1-2 см.) от нормального положения. Но не переусердствуйте, иначе вместо акцента в вашей песни может получиться провал звука[11].

    Вот несколько методов, раскрывающих практический и наглядный прием обучения:

    Метод 1. Этап 1. Запишите отрывок песни, исполненной ребенком без аккомпанемента. Предложите ему встать возле колонки и послушать себя со стороны. Альтернатива. Если нет усиливающей аппаратуры, можно предложить послушать себя в наушниках. Запись через караоке микрофон.

    Ребенок должен почувствовать:

    при пении высоких нот не выдерживают динамики, либо исполнителя неприятно слушать, голос слишком громкий, не ровный, местами оглушающе звучит.

    при пении низких нот не понятны слова и мелодия.

    Вместе с ребенком прослушать отрывок песни ещё раз и, работая с текстом, определить положение микрофона во время исполнения той или иной фразы (строчки, слова, слога).

    Этап 2. Доказательство.

    Вы сами исполняете песню ребенку на ухо (лучше наушники) без аккомпанемента, либо сопровождающего тихого аккомпанемента. Текст песни у ребенка перед глазами. Представь, что ты – это микрофон, в который я буду петь. Упражнение выполнять стоя. Подразумевать микрофон, находящийся на стойке.

    Вариант А: Я пою в одном положении. Попытайся понять, на каких нотах, или в каких фразах тебе, дорогой микрофон:

    а) тяжело воспринимать мой громкий голос;

    б) недостаточно громко слышишь меня.

    Вариант Б: Я пою в тех положениях, которые мы, как нам кажется, нашли с тобой. Убедись что тебе:

    а) комфортно воспринимать мой громкий голос;

    б) достаточно хорошо слышишь меня, различаешь слова и мелодию.

    Метод 2. Этап 2. Работа вместе с учителем. Учитель слушает, и сам определяет положение микрофона во время исполнения: по фразам прослушать ребенка; определить места удаления-приближения микрофона к губам; в медленном темпе проработать с ребенком всю песню.

    2 этап. Доказательство.

    Ребенок на ухо (лучше с наушниками) без аккомпанемента, либо сопровождающего тихого аккомпанемента исполняет песню напротив уха учителя. Текст песни, со всеми пометками приближения-удаления микрофона, у ребенка перед глазами.

    Представьте, что вы – это микрофон, в который ребенок будет петь. Упражнение выполнять стоя. Подразумевать микрофон, находящийся на стойке. Ребёнок поёт в тех положениях, которые вы, нашли вдвоем. Убедись что вам:

    а) комфортно воспринимать голос ребенка;

    б) достаточно хорошо слышите его, различаете слова и мелодию.

    Результат: Механическое запоминание ребенком положения микрофона во время пения.

    Плюсы: Четкое исполнение.

    Минусы: Невозможность перенести навыки работы с микрофоном на другое произведение.

    Основные выводы, которые можно вынести из данных методов:

    1. Положение микрофона зависит от диапазона мелодии: низкие ноты – ближе к губам; высокие ноты – дальше от губ.

    2. Положение микрофона может быть стабильным, если мелодия не насыщена большими и частыми мелодическими скачками[16].

    Вывод по второй главе
    Знание типов микрофонов и приемов работы с микрофоном, применяемых на практике, позволит улучшить техники преподавания в студиях эстрадного вокала.

    Заключение

    Проанализировав литературу по определенным задачам, можно сделать такие выводы: Основные характеристики работы с микрофоном у эстрадного исполнителя, заключаются в правильном его использовании. Расстояние до микрофона, правильный наклон, и др. Возрастными особенностями и детей младшего школьного возраста являются: недостаточность межреберного дыхания, невозможность совмещения движения и пения и др. Основными типами микрофонов являются: ленточный, динамический и конденсаторный. Формы приобщения детей к эстрадному искусству – это занятие. А именно занятие эстрадным вокалом. Основные приемы работы с микрофоном у младших школьников – это практический и наглядный.



    Список использованной литературы


    1. Алексеев, А.Г. Серьезное и смешное : Шестьдесят пять лет в театре и на эстраде М. : Искусство, 1984 . 309 с.

    2. Белоброва Е. Ю. Техника эстрадного вокала [Электронный ресурс] : самоучители и школы эстрадного вокала. 2014. URL : http://rutracker.org/ forum/viewtopic.php?t=1976673

    3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М. : Просвещение,1981. 240 с.

    4. Выготский Л. С. Кризис семи лет. Собр. соч. : 6 т. – М. : Педагогика, 1984. 433 с.

    5. Выготский Л. С. Психология развития ребёнка. М. : «Смысл», 2005. 543 с.

    6. Диагностирование навыка ансамблирования в процессе коллективных занятий у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. URL : http://www.agepedagog.ru/grepns-421-1.html

    7. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М. : Книга, 1998. 123 с.

    8. Методические рекомендации по работе с микрофоном [Электронный ресурс]. URL : https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-rabota-s-mikrofonom-449028.html

    9. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов М. : Издательский центр «Академия», 1999. 456 с.

    10. Немов Р.С – «Возрастная психология». М. : Просвещение, 1995, 454 с.

    11. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров. М. : Издательство Юрайт, 2013. 460 с.

    12. Особенности детского голоса в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс]. URL : https://infopedia.su/5x94af.html

    13. Особенности изучения современного детского эстрадного искусства в системе дополнительного образования [Электронный ресурс]. URL : https://studwood.ru/1954961/pedagogika/osobennosti_izucheniya_sovremennogo_detskogo_estradnogo_iskusstva_sisteme_dopolnitelnogo_obrazovaniya

    14. Программа студии эстрадного вокала [Электронный ресурс]. URL : https://infourok.ru/programma-studii-estradnogo-vokala-1646640.html

    15. Работа вокалиста с микрофоном [Электронный ресурс]. URL : http://vocalmuzshcola.ru/vokal/rabota-vokalista-s-mikrofonom

    16. Рекомендации по работе с микрофоном [Электронный ресурс]. URL : https://school48.edu.yar.ru/dopobraz/hudozhestvenno_minus_esteticheskoe_ot_44/2015/rekomendatsii_po_rabote_s_mikrofonom.html

    17. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М. : Прометей, 1992. 271 с.

    18. Типы микрофонов. Техника эстрадного вокала. [Электронный ресурс]. URL : http://studepedia.org/index.php?vol=1&post=31678




    написать администратору сайта