Главная страница

Философия. кор. Французские философыматериалисты xviii века


Скачать 42.53 Kb.
НазваниеФранцузские философыматериалисты xviii века
АнкорФилософия
Дата07.09.2022
Размер42.53 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакор.docx
ТипКонтрольная работа
#665582

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Тульский государственный университет»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Философия»

на тему:

«Французские философы-материалисты XVIII века»

Тула 2022

Оглавление


Введение 3

Материализм 5

Французские филосоыф-материалисты 7

Философские взгляды Гельвеция. 11

Гольбах Поль Анри Дитрих 21

Заключение 26

Список использованной литературы 27


Введение



Изучение философии - это проверенная многовековым опытом человечества школа разумного мышления, которая позволяет свободно оперировать понятиями, выдвигать новые идеи и подвергать критике известные суждения, отделять существенное от несущественного, выявлять взаимосвязи явлений и раскрывать законы, действующие в мире. Философия помогает человеку определить жизненную позицию и ориентацию, позволяет разумнее и оперативнее решать встающие перед ним жизненные проблемы.

Французский материализм - философское направление во Франции XVII--XVIII века, вдохновленное возрожденным эпикуреизмом. Кризис Средневековья породил интерес к античной мысли, в том числе к философии эпикуреизма. Французские материалисты (Гассенди, Гельвеций, Гольбах, Дидро, Кондорсе, Ламетри, Кабанис, Нежон), вслед за итальянскими неоэпикурейцами (Лоренцо Валла), в основу своей философии ставили этику удовольствия как антитезу средневековой этики долга. Благодаря этому они получили имя либертинов или вольнодумцев. Отрицание Бога для них было не таким принципиальным моментом, как критика церкви. Их материализм иногда причудливо мог сочетаться с деизмом. Мотивом добра признавался разумный эгоизм. Разумный эгоизм был также философской основой мысли французских экономистов-физиократов. Крайнего выражения французский материализм нашел во взглядах де Сада.

Французские материалисты VIII века - Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах - несут свои идеи в широкие круги гор. общества. Большое влияние на становление материалистов во Франции оказало развитие философии в Англии в VII в. (Толанд, Тиндаль, Шефтсбери). Также огромное влияние оказал философ Локка, особенно об опытном происхождении знания. Другим важным источником материализма идей были для них механистический матер физики Декарта, учение Спинозы о природе, субстанции. Открытия Ньютона, Эйлера, Лапласа, Лаувазье, Бюффона и др. естествоиспытателей образуют естественнонаучную основу фил. обобщений фр. материалистов 18в.

Зачинатель французского материализма - Жульен Офре де Ламетри (1709 - 1751) в общей форме высказал почти все идеи, которые были затем развиты Гельвецием, Дидро, Гольбахом.

Материализм



Материализм - философское направление, которое исходит из того, что:

- мир материален, существует объективно, внесознания и независимо от сознания;

- материя первична - никем не сотворена - существует вечно;

- сознание и мышление - это свойство материи;

- мир, его закономерности познаваемы.

Философы и философские школы, которые отдавали преимущество Материи, считали ее первичной, а Дух (Сознание) - производным и зависимым от Материи, назывались философскими школами материализма, или просто - материализмом.

Материализм - философия марксизма, философия Людвига Фейербаха, французских материалистов 18 столетия, Лукреция Кара, Эпикура, Демокрита, китайского философа Ван Чуна, индийских философов школы чарваки. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая этим познаваемость природы.

В обыденном же мировоззренческом видении материалистами называют тех, кто при решении какой-либо жизненной проблемы на первое место ставит материальные интересы, а духовными факторами пренебрегает.

В основе мира лежит материальное начало (причины) - материя, атом, земля, воздух, и т.д. Оно являются решающими для возникновения и существования идеального (духовного), так например, материалисты считают:

- в природе материальной основой материю; в результате последующего развития материи через много лет возникла духовная сущность (человеческое сознание);

- в обществе главными движущими силами развития соответственно - материальную силу общества (экономику), которая и определяет все остальные идеальные (духовные) сферы - культуру, образование, науку и т.д.

В общих чертах в рамках материалистической философии можно встретить разные формы материализма. Исторически первая и простейшая форма - наивный (стихийный) материализм древних - под материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения.

Большинство первых философов считало началом всего лишь материальные начала, т.е. то из чего состоят все вещи, то из чего из чего они возникают, и во что затем превращаются; и потому полагают, что ничто не возникает и не исчезает, т.к. такое естество всегда сохраняется.

Они пытались все многообразие мира свести к одной из этих стихий, либо к какому-то сочетанию этих стихий (Гераклит - огонь, Фалес - вода, Анаксимен - воздух, Демокрит - атомы и пустота).

К наивному материализму можно также отнести и материализм естественнонаучный - разновидность материализма, оформляющаяся как мировоззренческое обобщение учёными опыта своей работы на основе данных конкретных наук. Современный естественнонаучный материализм получает дальнейшее развитие благодаря исследованиям в области так называемых самоорганизующихся систем.

Метафизический материализм появляется после открытия законов механики в начале 18 века. Законы механики очень точно описывают физические взаимодействия, механическое движение, за исключением микромира. Но если эти законы использовать для описания и понимания более сложных явлений, чем механические, то это ведет к ошибке под названием редукционизм (сведение сложного к более простому).

Материализм в социальном плане имеет свои основания в деятельности и идеологии передовых социальных групп; материализм ориентирован на отображение данных науки и практики, на мобилизацию сил для прогрессивного изменения общественной жизни.

Французские филосоыф-материалисты



Имена Дидро и Д'Аламбера ассоциируются прежде всего с созданием «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», 35 томов которой вышло во Франции в 1751--1780 гг. «Энциклопедия» стала одним из важнейших культурных свершений XVIII в. и сыграла громадную роль в разработке и распространении просветительского мировоззрения, а также в расширении и сплочении рядов просветителей. Дидро был инициатором, душой и главным редактором этого грандиозного издания. Он мечтал сделать «Энциклопедию» тем святилищем человеческого знания, само существование которого заставит уйти во мрак забвения религиозную веру со свойственными ей ложными святынями. К участию в издании «Энциклопедии» ему удалось привлечь почти всех крупнейших представителей просветительской мысли во Франции: Вольтера, Гольбаха, Гельвеция, Руссо, Мабли, Кондильяка, Дюмарсе, Буланже, Дюкло, Мармонтеля, Лагарпа, Сен-Ламбера, Рейналя, Морелле, Кенэ, Тюрго, Неккера и многих других. Вторым редактором и ближайшим сотрудником Дидро явился Д'Аламбер. Дидро и Д'Аламбер не только составили план «Энциклопедии» и определили ее концепцию, но и выступили как наиболее плодовитые ее авторы.

Дени Дидро (1713--1784). В своих сочинениях «Мысли об исследовании природы», «Философские принципы материи и движения», «Монахиня», и других Дидро отстаивал идеи о материальности мира, о единой, вечной, несотворенной материи как объективной реальности, существующей вне и независимо от человеческого сознания, рассматривал все явления как конкретные формы ее существования. Причину существования материи он видел в ней самой. Дидро ближе других материалистов XVIII в. подошел к идее самодвижения материи и видел в этом самый убедительный довод против существования Бога.

Центром концепции Дидро была природа, которая выступала как единственная реальность и естественное благо. Все, что не является природой, согласно ему, есть лишь зло и обман: Бог, общество, спекулятивная философия предшествующих веков. Весьма оригинальна у Дидро концепция человека. Человек есть часть природы, природное существо, поэтому не следует противопоставлять его природе, искать каких-то высших сил, законов и целей, управляющих его жизнью; как природное существо он подчиняется тем же законам, движим теми же силами, что и вся природа, и именно в ней находит он свои цели и средства их достижения.

Дальнейшее развитие идеи Дидро получили в работах Д'Аламбера, Гольбаха, Гельвеция.

Жан Лерон Д'Аламбер (1717--1783) в дискуссиях между материализмом и идеализмом пытался занять более осторожную позицию, стремясь создать науку, «не выходящую за пределы фактов». Из его философских работ наиболее важное значение имеет вступительная статья к «Энциклопедии» -- «Очерк происхождения и развития наук» (1751).

Задачей науки Д'Аламбер считал анализ фактов, но фактов внешнего мира, а не психологических состояний. Д'Аламбер стремился создать такое знание, которое не опиралось бы ни на какие предварительные построения, но исключительно на факты. Именно с Д'Аламбера начинается традиция, согласно которой философия не имеет своего предмета и призвана заниматься истолкованием и «обобщением» результатов частнонаучных исследований.

Жюльен Офре де Ламетри (1709--1751). В «Естественной истории души» Ламетри открыто обосновал атеизм. Книгу сожгли, а Ламетри вынужден был эмигрировать в Голландию. Здесь он анонимно издал свое главное философское сочинение «Человек-машина» (1747), которое публично сожгли.

Система Ламетри была, как он сам говорил, чрезвычайно проста: не существует ничего, помимо материи, и все предметы состоят из нее. Но существует один предмет, материальность которого обосновать труднее, чем материальность других предметов. Этот предмет -- человек. Для формирования материалистического представления о человеке необходимо было доказать материальность его души. Ламетри основывает это доказательство на демонстрации связи духовных процессов с телесными. А если между объектами возможно взаимодействие, то они, согласно общему взгляду философов XVII--XVIII вв., имеют одну природу. Таким образом, для Ламетри проблема состояла в сведении духовного к телесному.

Материализм Ламетри нашел во Франции XVIII в. множество сторонников и последователей. К концу столетия именно материализм стал идеологической основой Великой французской революции.

Поль Анри Гольбах (1723--1789) Он был соратником Дидро и Гельвеция, принимал активное участие в создании «Энциклопедии», крупную роль сыграл в идейной подготовке Французской революции конца XVIII в. Используя данные современного ему естествознания, Гольбах создал свой главный труд «Система природы, или О законах мира физического и духовного» (1770), явившийся, по словам современников, «Библией материализма». Основным идеям материализма он придал законченные формулировки: движение как перемещение в пространстве есть способ существования материи, которая вечна во времени и бесконечна в пространстве и представляет собой организованное целое, пронизанное сетью причинных связей; самая малая причина может привести к огромным последствиям; мысль о творении мира (креационизм) ложна, поскольку жизнь и сознание - продукты материи.

В целом материализм Гольбаха - не только наиболее радикальное и последовательное материалистическое учение того времени, но и наиболее сухое, схематичное и механистическое.

Клод Адриан Гельвеции (1715--1771) -- наиболее яркий представитель этического направления в Просвещении.

В 1758 г. увидела свет книга Гельвеция «Об уме». Книга эта -- плод более чем двадцатилетних раздумий автора -- вызвала всеобщий интерес и стала одной из важнейших вех в развитии материалистической мысли XVIII в. во Франции. В 60-е годы он приступил к подготовке новой книги, намереваясь подробнее изложить и лучше обосновать в ней положения своей антропосоциальной концепции. К середине 1769 г. работа над книгой, получившей название «О человеке», была завершена, но от намерения опубликовать ее Гельвеции отказался, опасаясь жестоких репрессий. Впервые эта книга была издана в 1772 г.

В целом влияние Гельвеция на современников было огромным. Его работы, запрещенные во Франции, выходили большими тиражами за границей и переводились на многие европейские языки.

Деятельность человеческого сознания (ума) Гельвеции характеризовал с позиций материалистического сенсуализма.

Рассмотрим более подробно философские взгляды Гельвеция и Гольбаха.

Философские взгляды Гельвеция.



Выдающееся место в истории французского Просвещения и материализма по праву принадлежит Клоду Адриану Гельвецию, одному из наиболее прозорливых и дальновидных мыслителей, сосредоточившему свои усилия главным образом на проблемах социальной философии и этики.

К.А.Гельвеций родился в Париже, в январе 1715 года, в семье придворного врача. Учился в колледже Людовика Великого. Он рано почувствовал отвращение к схоластике, которая составляла основу иезуистского воспитания.

Проникшись презрением к схоластическому воспитанию, Гельвеций стремится взять в свои руки дело своего обучения. Он читает и перечитывает Корнеля, Расина, Буало, Мольера, Лафонтена. Увлекают его также французские философы и моралисты – Монтень, Лабрюйер, Ларошфуко.

Завершив курс обучения в колледже, Гельвеций по воле отца начал готовить себя к карьере финансиста. Но в 1738 году королева Мария Лещинская, желая облагодетельствовать своего личного врача, предоставила его сыну, молодому Гельвецию, должность генерального откупщика с годовой рентой 300 тысяч ливров. Будущий философ неожиданно стал богатейшим человеком. Одновременно он получил возможность в силу своего служебного положения непосредственно знакомиться с реальной картиной общественной жизни, безмерными страданиями народа.

В период своей деятельности в качестве генерального откупщика Гельвеций познал феодальную систему и проникся к ней нескрываемыми антипатиями. На волнующие вопросы жизни Гельвеций искал ответы у передовых людей века – своих предшественников и современников, у Фонтенеля, Монтескьё, Вольтера и других видных просветителей.

Отказавшись от должности генерального откупщика, Гельвеций получил возможность полностью приобщиться к кругу вопросов, которые волновали всю мыслящую дореволюционную Францию. Из всех великих современников наиболее видную роль в духовном формировании Гельвеция сыграл Вольтер. Будучи уже одним из выдающихся вождей просветительского движения, Вольтер проявил большой интерес к первым литературным опытам молодого Гельвеция. Переписка между Вольтером и Гельвецием свидетельствует о пристальном внимании признанного мастера к начинающему ученику, к его идеям и художественным формам их выражения.

В переписке Вольтера и молодого Гельвеция многократно поднимается вопрос о боге, религиозных ценностях. Вольтер настойчиво пытается навязать своему молодому корреспонденту деистические взгляды. Заслуживает внимания то обстоятельство, что Гельвеций, несмотря на своё огромное уважение к Вольтеру, критически отнёсся к деистическим взглядам своего учителя. Уже первые литературные произведения Гельвеция показали, что в области как политических, так и философских взглядов он занял более радикальные позиции, чем Вольтер.

Тридцатые и сороковые годы не были для Гельвеция временем лишь освоения обширных знаний, сближения и переписки с выдающимися деятелями передовой антифеодальной культуры дореволюционной Франции. В эти годы им был написан ряд произведений, в которых можно найти наброски многих основных идей его работ "Счастье", "Об уме" и "О человеке, его умственных способностях и его воспитании".

Один из первых литературных опытов Гельвеция – "Послание о любви к знанию" (1738 г.). В нём Гельвеций воспевает разум, его неограниченные творческие возможности, чтобы утвердить счастье людей; желает сразиться против невежества и предрассудков, против туманных и ложных идей, которые не дают возможности человеку познать себя, поверить в свои силы, действовать во имя разумных социальных устоев на земле. Гельвеций отвергает и аскетический идеал, презрение к чувственным радостям и невзгодам. Он восторженно пишет о человеческих страстях как деятельной силе огромного напряжения. Но условием превращения страстей в созидательную силу Гельвеций считает их повиновение разуму.

"Послание об удовольствии", написанное также в 1738 г. и доработанное позднее, знаменует дальнейшую радикализацию философских и политических взглядов Гельвеция. В этом "Послании..." Гельвеций даёт наброски мыслей, которые станут ведущими в его социологической концепции. Имеется в виду убеждение Гельвеция в том, при разумно организованных общественных отношениях возможно правильное сочетание личного интереса с интересом всего общества. Здесь же он высказывает немало смелых атифеодальных мыслей. Так, Гельвеций резко осуждает насильственно установленное право собственности, имея в виду в первую очередь феодальную собственность. Гельвеций резко ополчается против абсолютной власти, где одни являются тиранами, другие – рабами. Он считает правильной мысль, согласно которой порабощённые, стремясь восстановить нарушенный общественный договор, имеют право низвергать деспота.

В "Послании о надменности и лени ума" (1740г.) Гельвеций с большой смелостью критикует религиозное и идеалистическое мировоззрение. Он осмеивает идею бога-творца, который наподобие паука создаёт материальный мир из своей собственной субстанции. Нелепым считает Гельвеций учение о провиденциализме, о господстве фатума в истории. Особенно острым нападкам в "Послании ..." подвергается философия Платона. Исходный порочный принцип платонизма Гельвеций усматривает в допущении существования идей в отрыве от их материальной основы.

В "Послании о ремёслах", написанном в начале сороковых годов , Гельвеций отмечает важнейшую роль развития ремёсел в социальном прогрессе, усовершенствовании нравов, государственной организации и т. п.

В отличии от Руссо, который в "Рассуждениях о науках и искусствах (1750г.) высказывал мысль об отрицательном влиянии развития цивилизации, науки и промышленности на нравы людей, Гельвеций придерживался совершенно иного взгляда. Науки, ремёсла, торговля, по Гельвецию, неповинны в том, что в определённых условиях наперекор своей природе и призванию они могут привести к весьма вредным для человечества последствиям. По глубокому убеждению Гельвеция, вина здесь ложится не на науку, ремёсла, торговлю, а на неразумные социальные порядки, на дурное законодательство, которое противоречит "природе человека" и способно самые великие достижения человеческого ума обратить против человека.

К числу основных произведений Гельвеция относится поэма "Счастье", над которой он работал с длительными перерывами с 1741 по1751г. Вышла она в свет после смерти автора, в 1772 г. Гельвеций поставил перед собой задачу раскрыть сущность человеческого счастья и пути его достижения.

Отвергая ложное понимание счастья господствующим феодальным сословием, Гельвеций дал уничтожающую критику его образа жизни, бесцельного её прожигания, паразитизма и тунеядства, жадного домогательства всех чувственных наслаждений. Отвергает он также аскетическое отношение к жизни, стоическое принятие всех её невзгод и несправедливостей, пассивное приспособление к существующему положению вещей, усматривая в этом нечто фальшивое и обманчивое, рассчитанное лишь на внешний эффект.

Вслед за опровергаемым ложным пониманием счастья Гельвеций должен был сформулировать положительный идеал счастья, но его формулировка не отличалась ни особой оригинальностью, ни особым новаторством. Гельвеций не идёт дальше утверждений, согласно которым счастье даётся знанием и господством человека над необходимыми чувственными удовольствиями. Знание ведёт к счастью и совпадает с ним.

Отказавшись от должности генерального откупщика Гельвеций переехал жить в принадлежащее ему поместье Воре. Здесь в деревенской тиши он упорно работал над созданием книги "Об уме", которой было суждено стать одним из выдающихся произведений французского материализма XVIII в.

В августе 1758 г. эта книга была издана вполне легальным способом с разрешения цензора. Но вскоре начались злобные нападки защитников старого режима на Гельвеция и его книгу. Гельвеций был ошеломлён угрожающим тоном статей и был готов бежать из Франции. Но под давлением близких он отказался от этой мысли и подписал отречение от своей книги.

В сентябре 1758 г. книга была осуждена Сорбонной, которая выдвинула против работы Гельвеция свыше ста обвинений. Книга была предана анафеме со строны парижского архиепископа, а затем и папы римского. Парижский парламент приговорил книгу "к сожжению рукой палача".

Неодинаковой оказалась реакция просветительских кружков на книгу "Об уме". Для многих неприемлемым было учение Гельвеция о равенстве умственных способностей людей, о формирующей роли среды по отношению к личности. Особо острой критике подвергалась утилитаристская этика Гельвеция, его основная идея рассматривать личный интерес как движущую силу социальных изменений.

Утешительно было для Гельвеция то обстоятельство, что даже в период свирепых гонений на него появились анонимные работы в защиту запрещённой и сожжённой рукой палача книги. Вопреки преследованиям, а в какой-то степени благодаря им идеи Гельвеция щироко распространялись и были предметом страстных обсуждений.

Через несколько лет Гельвеций начал работу над другой своей знаменитой книгой – "О человеке, его умственных способностях и его воспитании", которую завершил в середине 1769 года. Письма Гельвеция этого периода свидетельствуют, что он был полон решимости опубликовать свой труд при жизни, под псевдонимом, как это делали другие просветители. Но видимо, разгул реакции устрашил Гельвеция и удержал от рискованного шага.

Теоретически допуская вооружённое восстание как средство уничтожения деспотизма, Гельвеций, как и многие буржуазные просветители, не скрывал своего страха перед вооружённым народом. Говоря о путях социального прогресса многие представители дореволюционной буржуазной интеллигенции делали ставку на широкое просвещение людей. Об этом же много писал и Гельвеций. Но можно ли в условиях господствующих деспотических порядков, всесилия католической церкви, бедственного положения огромных масс страдающих людей сделать просвещение действенным оружием обновления общества? Этот вопрос всё чаще и чаще вставал перед Гельвецием в последний период его жизни и порождал у него нескрываемые пессимистические настроения.

Скончался Гельвеций 26 декабря 1771 г. Перед смертью он оказался от примирения с церковью, оставаясь верным своим философским убеждениям.

Гельвеций хотел создать социологическое и этическое учение на базе материалистического сенсуализма. Это обстоятельство предопределило его интерес к теоретико-познавательным вопросам, хотя и не они составили основу философии Гельвеция.

Гельвеций стремится вывести даже самые абстрактные понятия из ощущений и не наделять разум сверхъестественной, мистической способностью творить "чистую мысль" вне чувственного опыта. "У человека, – пишет Гельвеций – всё сводится к ощущению... следовательно, физическая чувствительность есть первоисточник его потребностей, его страстей , его общительности, его идей, его суждений, его желаний, его поступков... наконец, если всё можно объяснить физической чувствительностью, то бесполезно допускать наличие у нас ещё других способностей".

Философия Гельвеция, как и французский материализм XVIII века в целом, является продолжением и углублением материалистических идей эпохи Возрождения, которые пытались вытеснить вымышленное, сверхъестественное начало из объяснений природы, человека, человеческого сознания и истории. Гельвеций с особой настойчивостью аппелирует к сенситивному познанию. Обращение прежде всего к чувственному началу Гельвеций считал условием построения новой, жизнеутверждающей, реалистической философии, аппелирующей к природе и человеку, а не к несуществующим, иллюзорным началам и силам.

Материалистический эмпиризм Гельвеция – возникновение человеческого знания из опытного, чувственного познания – был реакцией на религиозно-схоластическое мышление, на односторонний рационализм и сыграл важную роль в становлении опытных наук. Однако эмпиризм, впадая в другую метафизическую крайность, принижал роль теоретического мышления, роль научных абстракций. Одно уже определение Гельвеция, гласившее, что философия должна следовать за опытом и останавливаться там, где останавливается опыт, содержало в себе достаточно консервативный момент. Это определение оборачивалось против научной гипотезы и научного предвидения. Но следует отметить, что наряду с истинами очевидными, полученными эмпирическим путем, он допускал вероятные истины, образованные с помощью абстрагирования и умозаключения, и признавал за ними частичную познавательную ценность. Это была уступка, которая делалась эмпириком Гельвецием рационализму.

Гельвеций материалистически решил основной вопрос философии – вопрос об отношении материи и сознания. Первичность материи и вторичность сознания являются для него чем-то аксиоматическим, то есть исходным положением, которое не нуждается в сложной системе доказательств. Исходная материалистическая позиция Гельвеция сводилась к следующему: нет ощущений без внешних вещей и их воздействия на органы чувств. Он говорит о существовании двух способностей, о двух силах, присущих человеку. Так, он пишет: "Одна – способность получать различные впечатления, производимые на нас внешними предметами; она называется физической чувствительностью. Другая – способность сохранять впечатление, произведённое на нас внешними предметами. Она называется памятью, которая есть не что иное, как длящееся, но ослабленное ощущение".

Удары Гельвеция были направлены не только против субъективного, но и против объективного идеализма. Он отчётливо уловил внутреннюю логическую связь между объективным идеализмом, исходящим из наличия духовных сил, первичных по отношению к материи, и религией. Неприятие, отрицание религии было неотделимо у Гельвеция от отрицания всех форм идеализма, субъективного и объективного. Это полное отрицание идеализма в области понимания природы было связано с твёрдым убеждением философа в том, что сознание есть свойство особо организованной материи и не может быть чем-либо иным.

Материализм Гельвеция отчётливо обнаруживается при решении им вопроса о материи и её свойствах.

Исходным началом всякой истинной философии Гельвеций считает несотворённую, бесконечную и вечную природу, частью которой является человек. Материя никогда не возникает, не уничтожается, а лишь меняет формы своего существования. Ничто во времени и пространстве не предшествует материи. Она есть начало начал.

Для объяснения многообразия мира Гельвеций руководствовался идеей единства материи и движения. Никогда не было материи, лишённой движения. Материя не нуждалась в толчке извне. Зрелый Гельвеций отвергает не только теизм, но и деизм вольтеровского толка.

В философии Гельвеция представляется следующая картина мира: всё находится в движении и развитии; всё рождается, растёт и погибает; всё переходит из одного состояния в другое. "Движение, – пишет Гельвеций – не есть существо... но некоторый способ бытия".

Гельвеций отстаивал не только идею единства материи и движения, но также единство материи и сознания. Сознание не что иное, как свойство материи. И точно так же как нет свойства вещи без самой вещи, сознание не отделимо от материии.

Учение о единстве материи и движения, материи и сознания послужило философской основой атеизма Гельвеция. Он решительно отвергает существование сверхъестественных начал в мире. Возникновение и развитие природы и общества должны быть объяснены, не выходя за их пределы, не прибегая к сверхъестественным явлениям. Гельвеций приближался к правильному пониманию того, что религия есть фантастическое отражение в сознании людей их реального бытия и порождена стремлением людей к личному благу.

Французские материалисты XVIII в. считали своей программной задачей преодоление религиозных взглядов не только на природу, но и на общество. Гельвеций попытался применить материалистический принцип сенсуализма к общественной жизни. Он объявляет субъектом социальных отношений человека. Таким оразом, не общественные отношения в своей совокупности определяют человека, его сущность, а сам этот абстрактный человек, наделённый биологическими и психологическими качествами, является исходным для формирования общества. Если, утверждает философ, физический мир подвластен закону движения, то общественная жизнь подчинена закону интереса. Таким образом, принцип эгоизма, себялюбия Гельвеций провозглашает движущим началом общественной жизни.

Гельвеций высказал ряд глубоких мыслей и по другой социологической проблеме – проблеме общества и личности. Внешняя среда, по Гельвецию, есть совокупность предметов и явлений, которые способны влиять на человека, вызывать в нём приятные или неприятные ощущения и соответственно этому определять сознание человека, его политические убеждения, моральные представления, эстетические вкусы, практическое поведение людей. По мнению Гельвеция решающей в формировании облика людей является роль государства, так как оно карает и вознаграждает. "Опыт, – пишет Гельвеций, – доказывает, что характер и ум народов изменяются вместе с формой их правительства; что разные формы правительства придают одной и той же нациипоочерёдно характер то возвышенный, то низкий, то постоянный, то изменчивый, то мужественный, то робкий».

Значительное место в социологических размышлениях Гельвеция занял вопрос о природном равенстве умственных способностей людей. Гельвеций заключает: ум является не даром природы, а результатом воспитания. Он упорно подводит своего читателя к мысли, что при одинаковых формах правления, под сенью одних и тех же "мудрых и справедливых" законов самые различные народы независимо от того, к какой расе они принадлежат и на каком материке проживают, показали бы одинаковые успехи во всех областях творчества.

В целом, стремление Гельвеция показать, что природная одарённость не зависит от сословной принадлежности, носило прогрессивный характер. Однако многие современные философы считают его утверждение об одинаковой природной одарённости всех людей ошибочным, не смотря на то, что на самом деле этот вопрос очень сложен для научного понимания и, пожалуй, не имеет однозначного решения.

Несмотря на некоторые ошибочные, а также не доказанные утверждения в работах Гельвеция (что он и сам иногда признаёт), ему по праву принадлежит выдающееся место в истории французского Просвещения и материализма, как одному из наиболее прозорливых и дальновидных мыслителей, сосредоточившему свои усилия главным образом на проблемах социальной философии и этики.

Гольбах Поль Анри Дитрих



Французский философ, крупнейший систематизатор взглядов французских материалистов XVIII века. В объяснении общественных явлений отстаивал материалистическое положение о формирующей роли среды по отношению к личности. Идеи Гольбаха повлияли на утопический социализм XIX века. Главное сочинение - "Система природы" (1770). Автор остроумных атеистических произведений.

Поль Анри Дитрих Гольбах родился 8 декабря 1723 года в городе Гейдельсгейме, на севере Ландау (Пфальц), в семье мелкого торговца. Полю было 7 лет, когда умерла его мать. Анри остался на попечении дяди - старшего брата матери - Франциска Адама де Гольбаха. Франциск Адам с конца XVII века служил во французской армии, отличился в войнах Людовика XIV, в 1723 году был удостоен баронского титула и приобрел огромные богатства. Именно от своего дяди будущий философ получил фамилию Гольбах с баронским титулом и значительное состояние, позволившее ему впоследствии посвятить жизнь просветительской деятельности.

С 12 лет Поль воспитывался в Париже. Благодаря усидчивости, прилежанию он быстро освоил французский и английский языки, изучил латинский и греческий. За время учебы в университете Гольбах познакомился с передовыми естественнонаучными теориями, прослушал курсы лекций крупнейших ученых своего времени, таких как Рене Реомюр, Питер ван Мушенбрук, Альбрехт фон Галлер и др. Особенно глубоко и увлеченно Гольбах изучал химию, физику, геологию и минералогию. В то же время он расширял свои знания в области философии, читая в подлинниках древних авторов, произведения английских материалистов XVII-XVIII веков, в частности, сочинения Бэкона, Гоббса, Локка и Толанда.

После окончания университета, в 1749 году, Гольбах возвратился в Париж, где вскоре познакомился с Дидро. Это знакомство, перешедшее в дружбу, сыграло огромную роль в жизни и творчестве обоих мыслителей.

В Париже Гольбах открыл салон, где собирались философы, ученые, литераторы, политики, люди искусства. Салон этот стал центром философской и атеистической мысли предреволюционной Франции. Дважды в неделю для гостей устраивались обеды. Посетителями знаменитого салона Гольбаха были Дидро, Д'Аламбер, Руссо, Гримм, Бюффон, Монтескье, Кондильяк и многие другие замечательные мыслители. По их же свидетельству в салоне Гольбаха имелась специальная антирелигиозная библиотека, в которую поступала из разных концов мира как легальная, так и нелегальная литература.

Широкие познания во многих областях науки и культуры и огромный популяризаторский талант Гольбаха ярко проявились в издании "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел". Друзья и современники Гольбаха все без исключения отмечали его энциклопедическую ученость, редкое трудолюбие, самостоятельность суждений и исключительную честность.

Гольбах никогда не был простым регистратором умных мыслей, высказываемых при нем выдающимися посетителями его салона.

Дидро высоко ценил этическое учение Гольбаха. Рекомендуя в представленном русскому правительству "Плане университета" в качестве учебного пособия "Всеобщую мораль" Гольбаха, Дидро писал: "Все должны читать и изучать эту книгу, особенно юношество должно воспитываться в соответствии с принципами "Всеобщей морали". Пусть будет благословенно имя того, кто дал нам "Всеобщую мораль".

В самые острые моменты идейной борьбы Гольбах был ближайшим помощником и опорой Дидро. Главным образом благодаря огромным усилиям и горячему энтузиазму этих двух людей стало возможным завершение такого колоссального труда, как издание "Энциклопедии".

Роль Гольбаха в этом деле поистине огромна. Гольбах был автором множества статей, редактором, ученым консультантом, библиографом и даже библиотекарем (он обладал богатейшим собранием книг по различным отраслям знаний - в каталоге его библиотеки числилось 2777 книг).
В научных, академических кругах того времени Гольбах был известен как прекрасный натуралист. Он являлся членом маннгеймской и берлинской академий наук. 19 сентября 1780 года на торжественном заседании Академии наук в Петербурге Поль Гольбах единогласно был избран почетным членом Императорской Академии наук.

В России Гольбаха знали как активного участника перевода и издания на французском языке книги М. В. Ломоносова "Древняя Российская история". Гольбах был одним из первых французских ученых, оценивших труды русского гения и способствовавших распространению его научных идей. С другой стороны, избрание французского философа в состав петербургской Академии способствовало росту его авторитета в передовых кругах русской интеллигенции конца XVIII века, вследствие чего в России стали появляться переводы основных сочинений Гольбаха.

В 60-х годах XVIII века идеологическая борьба буржуазии во Франции вступает в новый этап. Философы, проповедовавшие просвещение, объединяются в салоне Гольбаха.

Активизируется издательская деятельность Гольбаха, завершается издание "Энциклопедии". Обстановка для пропаганды идей просвещения улучшается: в 1763 году из Франции изгоняются иезуиты, в 1765 году правительство вынуждено назначить постоянную комиссию по контролю над монастырями и выработке предложений по сокращению их числа. Поражение Франции в Семилетней войне, и до этого переживавшей уже глубокий кризис, усугубило кризисное положение феодального государства.

Одно за другим публикует Гольбах произведения французских материалистов конца XVII - первой половины XVIII века, переведенные им труды английских деистов и собственные произведения. За десять лет он издает около тридцати пяти томов.

В письме к Софи Воллан от 24 сентября 1767 году Дидро писал: "Из Парижа прислали нам новую австрийскую библиотеку: "Дух церкви", "Попы без маски", "Воин-философ", "Лицемерие священников", "Сомнения по поводу религии", "Карманная теология". Эта библиотека состояла в основном из работ Гольбаха.

В 1770 году выходит в свет "Система природы" - книга, составившая целую эпоху в развитии материалистической мысли. На заглавном листе книги - имя Мирабо, бывшего секретаря французской Академии наук, умершего за десять лет до того. К работе над книгой Гольбах приступил после выхода в свет последних томов "Энциклопедии". В распоряжении автора уже имелось все, что было нового, ценного и интересного в мире тогдашней науки.

"Система природы" Гольбаха стала, по словам современников, "библией атеистического материализма".

18 августа 1770 года издание "Система природы"приговаривается парижским парламентом к публичному сожжению. Сам же автор остается вне строгой кары лишь благодаря тайне: даже ближайшие друзья не знают о его авторстве. Гольбах обычно пересылал свои произведения за границу, где они печатались и тайно перевозились во Францию.

После 1770 года, в обстановке кануна буржуазной революции, Гольбах выдвигает в своих произведениях на первый план злободневные общественные проблемы. Он издает "Естественную политику", "Социальную систему", "Этократию", "Всеобщую мораль" (в общей сложности не менее 10 томов), где, развивая основные идеи "Системы природы", по существу разрабатывает социально-политическую программу революционной буржуазии. В этих произведениях Гольбах доказывает необходимость просвещать общество, научить его жить по справедливым законам, избавить род людской от пагубных заблуждений, возвестить народу истину. Такова благородная цель произведений последнего периода творчества Гольбаха.

С 1751 по 1760 год Гольбах перевел на французский язык и издал не менее 13 томов научных трудов немецких и шведских ученых. Свои переводы он обыкновенно сопровождал ценными замечаниями, делал исправления и дополнения и тем самым внес определенный вклад в развитие указанных отраслей науки. Так, например, осуществив в 1758 году перевод на французский язык "Общего описания минералов" шведского химика Валлериуса, Гольбах дал свою классификацию минералов, которая была высоко оценена современными ему учеными Франции.

Научные сочинения, по мнению Гольбаха, представляют ценность только тогда, когда они приносят практическую пользу. Гольбаховские издания отвечали этому требованию. Именно поэтому Дидро в том же проекте "Плана университета", составленном для Российского правительства, рекомендует пользоваться книгами по химии, металлургии и минералогии в переводе Гольбаха.

Заключение



Среди французских просветителей XVIII в. следует особо выделить философов-материалистов. Учитывая достижения современного им естествознания, они развивали передовые материалистические взгляды, высказанные их предшественниками, утверждали, что в мире есть лишь материя, находящаяся в беспрестанном движении, материя -- физическая реальность. Философы-материалисты признавали всеобщее взаимодействие в природе и движение как естественное свойство материи.

В вопросах познания мира они стояли на позициях материалистического сенсуализма Локка, но придали ему более последовательный характер: отбросив учение Локка о “внутреннем опыте”, они правильно рассматривали познание как отражение в создании человека внешнего мира.

Французские материалисты сделали шаг вперед в развитии материалистической теории познания, однако выдвинутая ими концепция имела метафизический характер.

Они механистически истолковывали основные понятия. Например, разум определялся ими как простая способность суммирования чувственных данных. Сознание они понимали или как результат присущей молекулам элементарной чувствительности, или как новое свойство материи, которое возникает в процессе ее усложнения. Взгляды философов-материалистов на природу позволяли сделать вывод об отсутствии божества, сотворившего мир и управляющего им. Французские материалисты активно боролись с религией и католической церковью.

Их атеистическое мировоззрение оказывало огромное влияние не только на современников, но и на последующие поколения.

Список использованной литературы



1. Андреев Л.Г. История французской литературы/ Н.П. Козлова. - М., 2011.

2. Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVIII в. - М., 2011.

3. Артамонов С.Д. «Вольтер и его век». - Москва, Просвещение, 2010.

Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Рук. авт. колл. И.Т. Фролов. - М.: Республика, 2005.

4. Верцман И.Е. «Ж.-Ж.Руссо». - М: Рослитиздат, 2008.

5. Вольтер «Философские сочинения». Москва, Наука, 2009.

6. Дидро Д. Собрание сочинений. М, 2013.

7. История философии в 3-х томах. Под ред. Г.Ф. Александрова, Б.Э. Биховского, М.Б. Митина, П.Ф. Юдина. АН РФ, Институт философии. - М: Политиздат, 2011, т.2

8. Кузнецов «Западноевропейская философия XVIII века».- М., 2012.

9. Кузнецов В.Н. /Франсуа Мари Вольтер/М., 2008.

10. Манфрез А.З. «Три портрета времен французской революции». - М: Мысль, 2009.

11. «Мир философии», изд-во политическая литература. - М., 2011.

12. Момджян В.Г. «Философия Французского Просвещения XVIII века». - М. 2012.

13. Нарский И.С. «Западноевропейская философия XVIII века». - М., 2013.

14. Петрунин В.Л. Взгляды Гельвеция и их место в историческом развитии Франции XVIIIв. (Сборник статей. Саратов, 1968).

15. Сэв Мольш. «Современная французская философия: исторический очерк: от 1789 года до наших дней». Под ред. Т.А. Курсанова. - М: Прогресс, 2011.

16. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фронова. - М: Политиздат, 2011.

17. Философия: хрестоматия / Сост.к Б. Иваненко, Е.В. Маргиева Томск: ТПУ, 2000.


написать администратору сайта