Фуре. Фаланстер. Франсуа Фурье
Скачать 23.62 Kb.
|
1 слайд Французский философ, социолог, один из представителей утопического социализма, основатель системы фурьеризма; автор термина «феминизм». Франсуа Фурье – один из важнейших мыслителей и представителей утопического социализма в XIX веке. Многие его труды были революционными для своего времени. Писатель сформулировал теорию страстного влечения, идею о фаланстерах, пропагандировал свободу половых отношений и т. д. Книги Фурье имели большое влияние в России. На его учение наибольшее влияние оказали просветительская философия XVIII века, Великая французская революция и Промышленный переворот в Англии. 2 слайд Шарль — единственный сын богатого провинциального купца. Расстроенные после смерти отца торговые дела заставили Фурье по окончании школы приняться за добывание средств к жизни и стать за прилавок, хотя с его стороны и были кончившиеся неудачно попытки продолжать школьное образование. Систематического образования он не получил, был самоучкой, к научным трудам испытывал предубеждение. В детстве мать считала его неудачником, а посторонние — сумасшедшим. В своих сочинениях Фурье дает яркое изображение быстро создавшегося в его время капиталистического общества с его анархией производства, подавлением и угнетением человеческой личности. Показав все вопиющее несовершенство современного ему строя, Фурье рисует затем картину будущего общества, в котором будет царить полная гармония. Подверг критике современный строй "цивилизации" и разработал проект плана будущего общества - строя "гармонии", в котором должны развернуться все человеческие способности. 3 слайд Фурье группирует человечество в фаланги, позаимствовав это название у древних греков, у которых оно означало особый боевой строй пехоты. 4 слайд Фаланстер- дворец особого типа, являющийся центром жизни фаланги — самодостаточной коммуны из 1600—1800 человек, трудящихся вместе для взаимной выгоды. Каждая фаланга размещается в огромных дворцах - "фаланстерах" - насчитывает одну-две тысячи человек, которые совместно живут и работают, обрабатывая определенный участок земли. Фурье видел фаланстер, как специально устроенное здание, способное сочетать в себе черты как городской, так и сельской жизни. Он считал, что подобная организация общежития обеспечит полное удовлетворение потребностей и стремлений каждой человеческой личности. Один из типичнейших утопистов, Фурье был уверен, что для создания идеального общественного строя вполне достаточно доброй воли отдельных лиц. которые проникнутся сознанием его превосходства. 5 слайд Фаланстер состоит из трёх частей — центральной и двух крыльев. Главная часть фаланстера должна иметь в длину 500 футов и 250 в ширину и состоять из двух параллельных зданий, соединенных галереями, чтобы внутри были образованы просторные внутренние дворы для прогулок стариков и детей. 6 слайд Центральная часть отведена для отдыха и интеллектуального труда. Там расположены столовые, гостиные, библиотеки и студии. В одном из крыльев размещаются мастерские и прочие помещения для шумных видов деятельности. Там же находятся и детские комнаты ввиду того, что дети шумят во время игр. Другое крыло спроектировано как большая гостиница с бальными залами и холлами для встреч с гостями. Предполагается, что гости должны заплатить за возможность увидеться с членами фаланги. Также в фаланстере есть множество частных квартир и общественных мест. Немалые средства, требуемые для организации фаланг Фурье надеялся получить от предпринимателей, которые также становятся фаланстерами. Вступив в фаланги, они становятся ее акционерами. Произведенный продукт и доходы распределяются с учетом вложенного капитала. Полученная прибыль частично зачисляется на трудовые акции каждого, а частично направляется в общественный фонд потребления. Фурье считал, что для успеха нового общества необходимо обеспечить рост производительности труда. Для этого общественный доход должен распределяться в соотношении 5:4:3 между трудом, капиталом и знаниями. Результаты работы всех членов фаланги стекаются в общие хранилища, откуда они могут брать все необходимое. Тогда при обмене товаров не будет потребности в посредниках, и внутренняя торговля исчезнет как таковая. При этом в фаланге остаются и частная собственность, и неравенство. У каждого имеется отдельное помещение, сообразное его состоянию, так же, как еда и одежда. Здесь нет и следа коммунизма. Невзирая на общность жизни и труда, работа каждого оплачивается по количеству и качеству его труда, по его таланту, а также по величине капитала, вложенного в предприятие. С развитием строя ассоциации эти пропорции будут изменяться в пользу труда. При таких условиях роль государства становится малозаметной, поэтому Фурье часто называют одним из предшественников анархизма. Основой гармонии станет сельское хозяйство, а промышленность будет выполнять вспомогательную функцию. Бесклассовость и отсутствие эксплуатации обусловлены тем, что в фалангах все будут регулярно менять вид деятельности, становиться по очереди то предпринимателями, то рабочими. На смену конкуренции, которая, по словам Фурье, дает выигрыш в одном за счет проигрыша всех остальных, придет трудовое соревнование, в котором выигрывают все. Такая организация общества приведет, мечтал Фурье, к ликвидации противоположности между физическим и умственным трудом, различий между городом и деревней, к созданию поселений нового типа, где объединятся все виды человеческой деятельности и преимущества городской и сельской жизни. Переход к гармонии ученый предполагал мирным, эволюционным путем, на основе постепенных реформ, агитации и положительного примера. Исходя из общего числа населения земного шара, Фурье подсчитывает, что всего будет создано 2 985 984 фаланги. Конечно, «цивилизованные» не поверят в достоверность этих цифр, как не верят они в создание общества Гармонии… Однако мечтатель продолжает создавать в своем воображении величественные картины всемирного государства. 7 слайд Фурье считал, что естественные страсти человека, которые при цивилизации пригнічувались и викривлялись, в условиях гармонии будут направлены на творческий труд, полный разнообразия и радостного соревнования. Разумно организованные мощные трудовые армии - региональные, национальные, международные - превратят землю в цветущий рай. В новых условиях общественной жизни сформируется и новый человек как многосторонняя и развитая личность. 8 слайд Руководство должно состоять не столько в издании общих распоряжений, сколько в даче конкретных указаний. Например, касающихся времени, которое является более благоприятным для проведения тех или иных земледельческих работ. При этом следовать или нет таким указаниям, решали сами общинники. То есть роль ареопага была в большей степени совещательной. Организация фаланстеров позволит осуществить единство во многих областях человеческой деятельности. Так, можно будет создать единый шрифт и одинаковые средства сообщения, унифицировать систему медицинской помощи и согласованного снабжения. По всему земному шару будет возможна также единая система торговых и финансовых отношений. 10 слайд «Улей» — парижский фаланстер начала XX века, созданный в 1902 году меценатом и скульптором Альфредом Буше. Идея соорудить жилой комплекс для бедных художников принадлежит известному меценату Альфреду Буше. Он был скульптором, поэтому ему были знакомы сложности творческих людей на тернистом пути к признанию. 11 слайд Единственной успешной апробацией идеи "фаланстера" считается эксперимент французского предпринимателя Жана-Батиста Андре Годэна (1817-1888). Фамилистер был рассчитан на 1800 человек - рабочих заводов Годэна и членов их семей, обеспечиваемых продуктами через потребительские магазины. Фамилистер отразил наиболее реалистичное направление влияния идей Фурье, которое проявилось в XX в. в законах французских правительств о сооружении социального жилья при предприятиях - многоквартирных домов с умеренной квартплатой. 12 слайд В России идеи Фурье уже в первой четверти XIX в. стали известны некоторым из декабристов и близким к ним представителям интеллигенции. В 1830 - 1840-х годы фурьеризмом интересовались А. Герцен, Н. Огарёв. Приверженцами его были М. Петрашевский и петрашевцы. Идеи Фурье отразились в произведениях Ф. Достоевского, М. Салтыкова-Щедрина, Н. Чернышевского и др. В 1847 г. М. В. Петрашевский, общественный деятель и помещик, сообразуясь с идеями Шарля Фурье, в России выстроил фаланстер для своих крепостных. В тот же год здание было подожжено крестьянами. Идея о фаланстерах была особенно популярна в Европе и России. Писатель Николай Чернышевский изобразил такое сообщество рабочих в своем романе «Что делать?». Фаланстер появляется во сне героини Веры Павловны. Рабочие там живут во дворцах из стекла и алюминия. Сельское хозяйство они ведут на научной основе, что позволяет перейти в век изобилия для каждого. В раю будущего даже работает только тот, кто этого хочет. Фаланстеры и вообще Шарль Фурье, кратко говоря, через Чернышевского приобрели популярность у российских революционеров второй половины XIX века. |