Главная страница
Навигация по странице:

  • Значение теории З. фрейда для развития криминологии

  • Фрейд. фрейд о невозможности создания бесконфликтного общества. Фрейд о невозможности создания бесконфликтного общества Традиция подобного понимания заложена Фрейдом, который первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания


    Скачать 18.3 Kb.
    НазваниеФрейд о невозможности создания бесконфликтного общества Традиция подобного понимания заложена Фрейдом, который первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания
    АнкорФрейд
    Дата08.04.2023
    Размер18.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафрейд о невозможности создания бесконфликтного общества.docx
    ТипДокументы
    #1046602

    фрейд о невозможности создания бесконфликтного общества

    Традиция подобного понимания заложена Фрейдом, который «первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания». Фрейд считал, что человек находится в состоянии постоянного внутреннего и внешнего конфликта с окружающими и миром в целом. Конфликтом в психоанализе считается изначальное и постоянное столкновение противоположных принципов, влечений, амбивалентных стремлений и т.д., в которых выражается противоречивость природы человека (Овчаренко, 1994). Понятно, что из всех возможных конфликтов, которые может переживать человек, для психоанализа первичным является внутренний, или так называемый «психический конфликт», который есть «постоянный элемент душевной жизни человека, характеризующийся беспрерывным столкновением влечений, желаний, психических систем и сфер личности». Конфликты -- часть внутренней жизни индивида, их возникновение сопутствует его развитию. Руководствуясь принципом удовольствия, человек в силу внешних ограничений (нравственных и социальных норм) вынужден иногда отказываться от удовлетворения своих желаний. Это и приводит к возникновению психического конфликта, который с точки зрения психоанализа может находить нормальное разрешение: существуют способы достичь удовольствия морально приемлемыми путями. Типичными примерами сублимации являются художественное или научное творчество. К разным формам психических расстройств человека ведут так называемые патогенные конфликты, которые возникают когда к внешнему, вынужденному отказу от немедленного удовлетворения желаний, несовместимых с требованиями общества, присоединяются внутренние ограничения. Таковыми, по Фрейду, являются конфликты между влечениями «Я» и сексуальными влечениями: «не сексуальные влечения как таковые являются причиной возникновения неврозов, а тот патогенный конфликт, который разыгрывается между Я (сознанием) или Сверх-Я (совестью) и сексуальностью». Вытеснение сексуальных желаний не дает возможность человеку осознать истинные причины возникающих у него внутренних конфликтов, с которыми он в результате не может справится. Значение конфликтной феноменологии в общей психической жизни человека определяется согласно Фрейду, конфликтом, вызываемым неосознаваемыми, неприемлемыми импульсами либидо и агрессивными импульсами (Хьелл, Зиглер, 1997). На эту присущую человеку конфликтность накладывается его опыт детства, отношений с родителями. В соответствии с психодинамической ориентацией, конфликты, не разрешённые в детстве, потенциально могут перерасти в патологию поведения в более зрелом возрасте. Получается, что поведение человека детерминировано скорее его собственными внутренними особенностями, нежели внешней ситуацией. Соответственно, целью терапевтического воздействия является выявление источников конфликтов, вытесненных из сознания, содействие человеку в осознании им причин его внутренних конфликтов и их решении на новом уровне сознательного отношения к своим неосознаваемым влечениям. В целом, классический психоанализ исходил из идей «обреченности» человека на конфликт, разрушительного влияния на личность патогенных конфликтов и необходимости избавить человека от этих конфликтов.
    В принципе его избавить от конфликтов полностью нельзя, речь идет лишь о смягчении конфликтов при помощи целенаправленного воспитания, социализации и «окультуривании» человека с помощью психоаналитика, который с помощью своего искусства может ослабить внутренние конфликты и их разрушительное влияние на жизнь человека. Таково общее отношение к конфликтам в психоанализе. В большинстве психоаналитических работ противоречие между бессознательными влечениями человека и его совестью с ее запретами рассматривается как основной источник психических расстройств, хотя сам внутренний конфликт, и его место в общей динамике невротических нарушений можно трактовать по-разному.
    Значение теории З. фрейда для развития криминологии

    Учение 3. Фрейда нередко сводят к концепции сексуальности, хотя эта компонента была далеко не единственным элементом его психоаналитической теории. Не совсем корректно приписывать ему и ряд открытий, сделанных его предшественниками. Фрейдистские теоретические построения возникли не на голом месте. Идея психоанализа (т. е. лечения путем выявления скрытых в подсознании психических травм, содействия пациенту в осознании их и избавления таким способом от болезненных переживаний) принадлежит старшему товарищу 3. Фрейда Иосифу Брейеру.

    Приоритет разработки теории неосознаваемых психических процессов принадлежит французскому врачу Пьеру Жане, руководителю психологической лаборатории при одной из клиник.

    Мысль о том, что поступками человека руководят неосознаваемые мотивы, возникла у 3. Фрейда в 1886 г. при посещении школы гипноза во французском городе Нанси, где виртуоз гипнотической техники Бернгейм демонстрировал оригинальный опыт. Пациенту в гипнотическом состоянии внушалось, что после пробуждения он должен будет открыть зонтик. Тот, действительно, после пробуждения открывал зонтик, но объяснял свой поступок не приказом гипнотизера, а желанием проверить исправность зонта. Из этого опыта 3. Фрейд сделал обобщающий вывод: человек далеко не всегда адекватно осознает, почему он совершает то или иное действие. Нередко он добросовестно заблуждается в истинных причинах своих поступков: им движут неосознаваемые силы.

    Идеей о незаурядной роли сексуальности в поведении людей поделился с молодым 3. Фрейдом известный парижский врач Жан Мартен Шарко.

    Ж. Шарко руководил клиникой, где им была создана уникальная научная школа. 3.Фрейд проходил у него стажировку в 1886—1887 гг. и многое почерпнул из идей и практических методик парижского мэтра. Немалое влияние на фрейдистскую теорию оказали и работы психиатра А. Моля о детской сексуальности.

    Обычно сущность теории 3. Фрейда раскрывают при помощи трех понятий: Оно, Я и сверх-Я. Так, Оно – совокупность природных побуждений, передающихся человеку генетически. Этот термин впервые использовал Фридрих Ницше для обозначения независимых от человека, идущих изнутри побуждений (безличного, природно-необходимого в нашем существе). Оно состоит из двух основополагающих инстинктов: самосохранения, разновидностью которого является сексуальность, и разрушения. Инстинкт разрушения может быть направлен как внутрь (примером этого по Фрейду является совесть или самоубийство), так и вовне (агрессия). В основе функционирования Оно – принцип удовольствия. Оно иррационально и аморально. На поверхности непознанного и бессознательного Оно покоится Я, возникшее на основе системы восприятий внешнего мира. Я – измененная под прямым влиянием внешнего мира часть Оно. Я старается заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности. Я олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность Оно, содержащему страсти. В нормальных условиях Я предоставлена власть над Оно. Для раскрытия характера взаимоотношений этих психических феноменов Фрейд применяет аналогию: по отношению к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади.

    Эта схема значительно углубила понимание многих мотивационных процессов, в том числе и в криминальной сфере. На ее основе американский ученый У. Уайт провел оригинальный анализ феномена преступного поведения. По мнению У. Уайта, человек рождается преступником, а его последующая жизнь – процесс подавления разрушительных инстинктов, заложенных в Оно. Преступления совершаются, когда Оно выходит из-под контроля сверх-Я. Особенностью личности преступника является неспособность его психики сформировать полноценную контролирующую инстанцию сверх-Я.

    По мнению Уайта, большинство мотивов преступного поведения во многом совпадают с желаниями и устремлениями типичного обывателя. Аналогичные трактовки фрейдовской концепции делались и другими криминологами. Немецкий ученый А. Мерген пытался на основе фрейдизма возродить теорию психопатизации преступника. Он отмечал, что тенденция к преступлению заложена в каждом человеке изначально. Психопат поддается ей потому, что сила этой тенденции получает патологическое преобладание над всем остальным.

    Ряд выявленных 3. Фрейдом психических механизмов позволил глубже понять мотивационную картину преступного поведения. Например, механизм перенесения позволяет понять истоки многих безмотивных преступлений, в том числе и таких, когда мстят не тому лицу, которое причинило вред, а другому, как правило, более слабому. Методика углубленного анализа скрытых в подсознании психических травм, оказывающихся причинами неврозов и навязчивых состояний, которые продуцируют преступное поведение, позволила разработать клинические методы коррекции личности преступника. Вскрытые ученым механизмы сопротивления и вытеснения (позволяют понять процесс субъективного искажения восприятия реальности как основу психологической самозащиты.

    Необходимо отметить, что заметное влияние в отечественной криминологии оказали идеи З. Фрейда и его школы о роли бессознательного в мотивации и регуляции поведения. В отечественной криминологии 20-30-х гг. XX в. исследователи в основном опирались на идеи о преступности как социальном явлении, порожденном классовым неравенством (А.А. Герцензон, М.Ю. Козловский, П.И. Стучка, А.С. Шляпочников и др.)

    Таким образом, новое направление развитию психиатрического подхода к анализу преступности дали исследования австрийского ученого Зигмунда Фрейда. Его идеи получили значительное развитие в рамках клинической криминологии, которая активно использует психоанализ как метод изучения и коррекции личности преступника. Обычно сущность теории 3. Фрейда раскрывают при помощи трех понятий: Оно, Я и сверх-Я.


    написать администратору сайта