фрески древней руси. Фрески древней Руси. Фрески древней Руси
Скачать 14.29 Kb.
|
Фрески древней Руси Мы привыкли звать фреской практически любые изображения, которые наносятся непосредственно на стены или потолок вручную. Но если переводить само слово, то “fresco” – это «свежий» по-итальянски. То есть изначально к фрескам относились те изображения, которые наносились на свежую, не просохшую еще штукатурку. Сам термин был введен в обиход художником Ченнино Ченнини в трактате «О живописи» 1437 года. Однако с тех пор многое изменилось, термин стал кочевать по миру и распространился значительно шире. К сожалению, достоверно неизвестно, когда и где впервые появилась подобная живопись, но эта техника широко применялась уже ко II тысячелетию до н.э.: образцы этого времени сохранились в египетских Фивах, а также в Микенах и Тиринфе, городах, относившихся к Эгейской цивилизации, которая существовала на территории Греции и Малой Азии в бронзовом веке. В Древней Руси техника изготовления фрески была перенята у византийских художников. При сыне Владимира великом князе Ярославе (1019–1054) в Киевской Руси широко развернулось строительство каменных храмов. В 1037 году Ярослав приступил к постройке церкви св. Софии. Именно здесь использовано много фресок. Из всех храмов Древней Руси собор св. Софии является самым крупным по размерам и самым сложным по плану. Тем не менее его сближает с другими русскими храмами одна черта — круговое размещение фресок в центральном подкупольном квадрате. Но необходимо тут же подчеркнуть, что нигде этот принцип не проведен с такой железной последовательностью, как в Софии Киевской. Обычно в других церквах, особенно новгородских и псковских, наблюдаются свободные отступления от строгой хронологической канвы евангельского рассказа. В этом отношении роспись Софии Киевской выделяется своей стройностью и глубокой внутренней логикой. |