Эссе философия. Эссе Философия Елизаров И.В. Реклама 629вр-1. Фридрих Ницше, как теоретик философского нигилизма
Скачать 20.51 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)» ________________________________ Кафедра философии Фридрих Ницше, как теоретик философского нигилизма. эссе Выполнил студент 629вр-1 учебной группы Елизаров Илья Вадимович (фамилия, имя, отчество) Научный руководитель: (фамилия, имя, отчество) __________________________ (ученая степень, ученое звание) Оценка ___________________ Санкт-Петербург 2023 Фридрих Ницше, немецкий философ XIX века, известен своими концепциями о превосходстве индивидуума и отвержении традиционных моральных норм. Его философия часто связывается с нигилизмом, термином, который обычно используется для описания отрицания или отсутствия ценностей и целей в жизни. Ницше, на мой взгляд, можно назвать предвестником философского нигилизма, но не в том смысле, что он сам являлся нигилистом, а в том, что его идеи и концепции были одним из источников, на которых возникла идея о нигилизме в европейской философии. Ницше проповедовал отвержение традиционной морали, которая, по его мнению, была создана слабыми людьми для того, чтобы подчиняться власти и контролировать жизнь других. Вместо этого, Ницше призывал к свободе индивидуума и к созданию своих собственных ценностей и моральных норм. Он утверждал, что смысл жизни не может быть найден в предписанных нормах и ценностях, но должен быть создан каждым человеком самостоятельно. В результате таких идей Ницше был часто ассоциирован с нигилизмом, поскольку его концепция свободы от традиционных ценностей и моральных норм казалась многим людям отрицанием какой-либо ценности в жизни. Однако, Ницше сам не признавал себя нигилистом и утверждал, что человек должен создавать свои собственные ценности, а не отрицать их существование вообще. Таким образом, можно сказать, что Ницше был предвестником нигилизма в смысле, что его концепции отрицания традиционных ценностей и моральных норм стали одним из источников, на которых возникла идея о нигилизме в европейской философии. Однако, Ницше не был нигилистом и утверждал, что каждый человек должен создавать ценности фактически из Ничто, преодоленного воспитанием ценностного понимания мира. В своих работах Ницше критиковал религию, мораль, науку и общественные институты, считая их ограничивающими для индивидуальной свободы и самореализации. Он отвергал идею объективной реальности и божественного мира, утверждая, что мир существует только в нашем сознании и что человек должен создавать свой собственный мир и ценности. Одним из ключевых понятий в философии Ницше является «воля к власти». Он считал, что желание власти является естественным для человека и что это желание является движущей силой истории и культуры. Ницше отвергал идею равенства и считал, что сильные люди должны управлять слабыми. Однако, в силу своей приверженности индивидуализму и отвержения традиционных ценностей, философия Ницше была часто неправильно понимаема и использована на практике для оправдания национализма, расизма и других форм насилия и угнетения. Ницше сам был против таких искажений его философии, но его работы и влияние на культуру оставались значимыми в последующие десятилетия. Поэтому существенной составляющей его философского нигилизма становится восприятие культуры через призму релятивистских пониманий, сверхчеловек как преодолевающей традиционные ценности. Аполлонизм и Дионисизм - два понятия, которые Фридрих Ницше использовал для описания двух противоположных стилей идеального искусства. Аполлонизм связан с миром форм и представляет собой стремление к гармонии, ясности и определенности, в то время как Дионисизм связан с эмоциями, бурными страстями и неопределенностью. В контексте релятивизма культур, Ницше утверждал, что не существует никакой объективной меры истинности и ценностей, а все ценности относительны и зависят от конкретной культуры. В этом смысле, Аполлонизм и Дионисизм могут быть рассмотрены как два примера относительности культурных ценностей. Ницше видел Аполлона как символ классической греческой культуры, которая стремилась к гармонии, красоте и пропорциональности. Он также связывал Аполлонизм с понятием меры и пропорциональности, которое было ценностным стержнем классической эпохи. В то же время, Ницше рассматривал Дионисизм как символ древнегреческой трагедии, которая была полна страсти, экзистенциальной боли и безумия. Ницше видел в этих двух противоположных стилях идеального искусства возможность объединения и взаимодополнения. Он считал, что только через сочетание Аполлонизма и Дионисизма можно достичь полноты истины. Таким образом, Ницше использовал понятия Аполлонизма и Дионисизма, чтобы описать две культурные тенденции, которые он считал важными для полного понимания истинной природы искусства и культуры. Важной концептуальной особенностью данного подхода становится культурологический аспект исследования трагедии и Западной культуры. Сама Западная культура рассматривается не как некий абсолют цивилизационного развития, но как особая историко-конструктивная форма, которая предполагала свое традиционное восприятие мира и жизни через это Аполлоническо-Дионисийское. И именно в этом пространстве начинается поиск «болезни» культуры по Ницше. В самом деле, Ницше мог являться нигилистом только в смысле переориентации и критики ценностей, сами ценности должны присутствовать у человека, чтобы не превратить его в бездействующую пассивность. Во-многом нигилизм самим философом определялся в негативном отношении, ведь предполагал декаданс или попросту упадок. Единственная приемлемая форма нигилизма по Ницше – позитивный, очищающий нигилизм, который принимает жизнь такой, какая она есть. Для Ницше нигилизм не был чем-то положительным, но он считал, что этап нигилизма необходим для того, чтобы преодолеть устаревшие ценности и создать новые. Он видел нигилизм как процесс разрушения старых моральных и культурных ценностей, которые, по его мнению, уже потеряли свою силу и актуальность. Таким образом, Ницше считал, что нигилизм необходим для того, чтобы освободиться от старых ограничений и создать новые, более свободные и жизнеутверждающие ценности. Он призывал к тому, чтобы люди стали своими собственными законодателями и создавали свои собственные ценности, основываясь на силе своей воли и своих личных потребностей. Концепция сверхчеловека всячески принимает нигилизм как особое трансферное состояние от последнего человека к высшему типу человека. В частности, критике подверглись христианские ценности и недостаток Дионисийского, хаотического, карнавального начала в культуре Запада XIX вв. Фридрих Ницше критиковал христианские ценности с точки зрения нигилизма, считая их иллюзорными и не соответствующими реальности. Он считал, что христианская мораль подавляет индивидуальность и жизнерадостность, устанавливая жесткие нормы поведения и ограничивая свободу личности. В своих произведениях, таких как "Антихрист" и "Воля к власти", Ницше критикует христианство как религию слабых и безынициативных людей, которые принимают свою жизнь как временную и несчастную, ожидая утешения и вознаграждения в будущей жизни. Он считал, что христианство побуждает людей отказываться от своих желаний и страстей, что приводит к отрицанию жизни и развитию негативных эмоций, таких как страх и уныние. Ницше также критиковал христианскую этику, основанную на принципе милосердия и сострадания, считая ее неверной и неприемлемой. Он утверждал, что эта этика способствует размыванию границ между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, что в итоге ведет к отрицанию любых ценностей и к безразличию к морали. Таким образом, Ницше считал, что христианство и его ценности не способны удовлетворить потребности сильных и независимых людей, которые стремятся к самоутверждению и самореализации. Он призывал к созданию новой морали, основанной на принципах индивидуализма и свободы, которая бы учитывала различия между людьми и способствовала бы развитию личности. В этом смысле нигилизм становится инструментом в самой философии Ницше, хотя в историческом отношении, как оно и бывает, философия не предоставляет в точности саму себя, а отправляет собственные наработки в виде «выжимок». Перспективизм - это философская концепция Фридриха Ницше, которая утверждает, что все истины субъективны и зависят от точки зрения наблюдателя. Это означает, что нет никакой объективной истины или ценности, которая была бы верна для всех людей во всех обстоятельствах. Вместо этого, каждый человек имеет свою собственную перспективу и свой собственный набор ценностей, которые определяют его понимание истины. Концепция перспективизма Фридриха Ницше была связана с его нигилистической философией, которая отрицает существование любых объективных ценностей и истин. Он считал, что все ценности и истины являются конструкциями, созданными человеком, и не существуют вне его восприятия. Нигилизм Ницше утверждает, что жизнь не имеет смысла, и что человек должен сам создавать свой смысл жизни. Однако, в отличие от традиционного нигилизма, Ницше не отрицал саму жизнь. Напротив, он утверждал, что жизнь сама является ценностью и что целью человека должно быть саморазвитие и самоутверждение. В этом контексте, перспективизм Ницше является попыткой создания новой морали, которая бы учитывала различия между людьми и способствовала бы развитию личности. Таким образом, перспективизм в философии Ницше можно рассматривать как попытку найти выход из нигилизма, отрицающего любые объективные ценности и истины, и создать новую мораль, основанную на признании субъективности человеческого опыта и индивидуальности. В этом смысле Ницше открывал пространство для философского нигилизма, но не говорил о таком мировоззрении как о положительном состоянии ума. Паталогический нигилизм есть упадок и фрустрация, которая должна преодолеваться выведением личных, значимых, прежде всего, для самого субъекта ценностей. Таким образом в эссе рассмотрели философию Ницше как основополагающее учение интеллектуального, философского нигилизма. Список литературы Бердяев, Н. А. Смысл творчества в свете его учения о воле к власти / Н. А. Бердяев. - М.: Артик, 1996. - 208 с. Гаянэ, М. Фридрих Ницше / М. Гаянэ. - М.: Центрполиграф, 2017. - 128 с. Демченко, Н. А. Ницше и нигилизм / Н. А. Демченко. - М. : Российская политическая энциклопедия, 2004. - 432 с. Золотухин, И. А. Философия Ф. Ницше: история и современность / И. А. Золотухин. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 352 с. |