Философия 5 вариант. Философия. Контрольная работа дисциплина Философия
Скачать 416.59 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ) Кафедра философии и гуманитарных наук КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Дисциплина: Философия Ф.И.О студента: Каледина Софья Николаевна Направление: 43.03.02 Туризм Направленность (профиль): Туристический и экскурсионный бизнес Номер группы: Т11 Номер зачетной книжки: 214035 Номер варианта контрольной работы: 5 Проверил: Новосибирск 2023 2 Вариант 5. Теоретическое задание. Декарт Р. Начала философии// Антология мировой философии.- М., 1970.- Т.2.- С.231-255. Вопросы к тексту 1.Почему для разыскания истины необходимо сомнение? Первую и исходную определенность всей философии Декарт видит в определенности сознания, определенности мысли. Требование, которое должно возникнуть из мысли, Декарт выражает как "De omnibus dubitandum est" (все должно быть сомнительно), что является абсолютной отправной точкой. Таким образом, он делает отказ от любого определения как такового первым условием философии - так Гегель характеризует первый путь философии Декарта. Но подозрение Декарта, "отказ от всех определений", не исходит из предпосылки первичной невозможности существования этих определений. Оно не исходит из предпосылки, что это не скептицизм, как, например, в античной философии. Принцип Декарта, согласно которому "во всем нужно сомневаться", представляет сомнение лишь как средство, а не как цель. Как пишет Гегель, этот принцип "скорее предполагает, что мы должны отказаться от всех предрассудков, то есть от всех предположений, которые непосредственно принимаются за истинные, и начать с мышления, и только оттуда прийти к чему-то подлинному, чтобы найти истинное начало". Таким образом, скептицизм Декарта — это, по сути, методологический скептицизм. Он выступает как скептицизм, который разрушает все (фиктивные) уверенности, чтобы найти единственную (действительную) уверенность". Первичные" уверенности — это те, которые могут быть краеугольными камнями, на которых строится вся конструкция нашего знания. Декарт приходит к такому выводу на основании своих исследований и личного опыта. 3 2.Что является первым несомненным заключением? Бэкон находит первичную достоверность в чувственных доказательствах, эмпирическом и семантическом восприятии. Для Декарта, однако, сенсорное Однако для Декарта принцип уверенности знания, сенсорной самоочевидности, несостоятелен. «Всё, что я до сих пор полагал наиболее истинным, я получил либо от чувств, либо при их посредстве. Но чувства я иногда уличал в обмане, и разумно будет не всегда крепко верить тем, кто хотя бы раз нас обманул». Действительность знания также не должна основываться на "авторитете". Сразу же возникает вопрос о том, откуда берется этот авторитет. Декарт поднимает вопрос о восприятии того, что само по себе является определенным. Эта уверенность должна быть изначальной предпосылкой, и поэтому она не может быть основана ни на какой другой предпосылке. Такую определенность он находит в мыслящем "я", то есть в сознании, в его внутренней осознанной самоочевидности. «Если мы отбросим и провозгласим ложным всё, в чём можно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, которые таким образом мыслим. Ибо является противоестественным полагать, что то, что мыслит, не существует. А поэтому факт, выраженный словами: «я мыслю, значит, существую» (cogito ergo sum), является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, предстанут». 3.В чем состоит основное различие между телом и душой, по Декарту? «Мне кажется, что это лучший путь, какой мы можем избрать для познания природы души и ее отличия от тела. Ибо, исследуя, что такое мы, полагающие теперь, что вне нашего мышления нет ничего подлинно существующего, мы очевидно сознаем, что для того, чтобы существовать, нам не требуется ни протяжение, ни фигура, ни нахождение в каком-либо месте, ни что-либо такое, что можно приписать телу, но что мы существуем только потому, что мы мыслим. Следовательно, наше понятие о нашей душе или наши мысли предшествует тому, которое мы имеем о теле, и понятие это достовернее, так как мы еще сомневаемся в том, имеются ли в мире тела, но с несомненностью знаем, что мыслим.» 4 4.Что Декарт понимает под мышлением? «Под словом мышление (cogitatio) я разумею все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить. Ибо ведь если я скажу «я вижу» или «я иду» и сделаю отсюда вывод, что «я существую», и буду разуметь действия, совершаемые моими глазами или ногами, то заключение не будет настолько непогрешимым, чтобы я не имел основания в нем сомневаться, так как я могу думать, что вижу или хожу, хотя бы я не открывал глаз и не трогался с места, как бывает подчас во сне и как могло бы быть даже, если бы я вовсе не имел тела.» 5.Как Декарт доказывает существование Бога? «14. О том, что существование бога доказуемо одним тем, что необходимость бытия, или существования, заключена в понятии, какое мы имеем о нем. Далее, когда душа, рассматривая различные идеи и понятия, существующие в ней, обнаруживает среди них идею о существе всеведущем, всемогущем и высшего совершенства, то по тому, что она видит в этой идее, она легко заключает о существовании бога, который есть это всесовершенное существо; ибо, хотя она и имеет отчетливое представление о некоторых других вещах, она не замечает в них ничего, что убеждало бы ее в существовании их предмета, тогда как в этой идее она видит существование не только возможное, как в остальных, но и совершенно необходимое и вечное.» 6.Какие два вида мыслей выделяет Декарт и в чем он видит разницу между ними? «32. О том, что у нас лишь два вида мыслей, а именно восприятие разумом и действие воли. Без сомнения, все виды мыслительной деятельности (modi cogitandi), отмечаемые нами у себя, могут быть отнесены к двум основным: один из них состоит в восприятии разумом, другой — в определении волей. Итак, чувствовать, воображать, даже постигать чисто интеллектуальные вещи — все это лишь различные виды восприятия, тогда как желать, испытывать отвращение, утверждать, отрицать, сомневаться — различные виды воления. [...]» 5 7.Что автор понимает под ясным и отчетливым восприятием? «45. Что такое ясное и отчетливое восприятие. [...] Ясным я называю такое восприятие, которое очевидно и имеется налицо цля внимательного ума, подобно тому, как мы говорим, что ясно видим предметы, имеющиеся налицо и с достаточной силой действующие, когда глаза наши расположены их видеть. Отчетливым же я называю восприятие, которое настолько отлично от всего остального, что содержит только ясно представляющееся тому, кто надлежащим образом его рассматривает.» 8.Каковы, по Декарту, два разряда восприятий? «48. Все, о чем мы имеем какое-либо понятие, рассматривается как вещь или как истина; перечисление вещей. Все, что подлежит нашему восприятию, я делю на два разряда: в первый входят вещи, имеющие некое существование, во второй — истины, которые вне нашего мышления — ничто. Касательно вещей мы имеем прежде всего некоторые общие понятия, относящиеся ко всем им, а именно понятия, какие мы имеем о субстанции, длительности, порядке, числе, и, пожалуй, еще некоторые другие. Далее, мы имеем понятия более частные, служащие для различения их. Главнейшее же различие, какое я замечаю между всеми сотворенными вещами, состоит в том, что одни вещи — интеллектуальные, иначе говоря, субстанции мыслящие (cogitantes), или свойства, относящиеся к такого рода субстанциям, другие вещи — материальные, то есть тела или свойства, присущие телам.» 9.Что такое субстанция? «51. О том, что такое субстанция и что название это не может быть приписано в одинаковом смысле богу и творениям. [...] Разумея субстанцию, мы можем разуметь лишь вещь, которая существует так, что не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Тут может представиться неясность в объяснении выражения «нуждаться лишь в себе самой». Ибо таков, собственно говоря, один только бог, и нет ничего сотворенного, что могло бы просуществовать хотя бы мгновение, не будучи поддерживаемо и хранимо его могуществом. Поэтому справедливо говорят в школах, что название субстанции не однозначно подходит к богу и к творениям, то есть что нет такого значения этого слова, которое мы отчетливо бы постигали и которое обнимало бы и его и их. Но ввиду того что среди сотворенных вещей некоторые по 6 природе своей не могут существовать без некоторых других, мы их отличаем от тех, которые нуждаются лишь в обычном содействии бога, и называем последние субстанциями, а первые — качествами или атрибутами этих субстанций. [...]» 10.Что такое атрибут? Каковы, по Декарту, атрибуты субстанции? «53. Всякая субстанция имеет преимущественный атрибут: для души — мысль, подобно тому, как для тела — протяжение. Хотя любой атрибут достаточен для познания субстанции, однако у каждой субстанции есть преимущественное, составляющее ее сущность и природу свойство, от которого зависят все остальные. Именно, протяжение в длину, ширину и глубину составляет природу субстанции, ибо все то, что может быть приписано телу, предполагает протяжение и есть только некоторый модус протяженной вещи; подобно этому все свойства, которые мы находим в мыслящей вещи, суть только разные модусы мышления.» 11.Причины наших заблуждений, по Декарту? «71. Первой и основной причиной наших заблуждений являются предубеждения нашего детства.» «72. Вторая причина та, что мы не можем забыть эти предубеждения.» «73. Третья — наш ум утомляется, внимательно относясь ко всем вещам, о которых мы судим.» «74. Четвертая заключается в том, что наши мысли мы связываем со словами, которые их точно не выражают.» 12.Каковы условия правильного философствования, по Декарту? «75. Краткое изложение всего, чему нужно следовать, чтобы правильно философствовать. Итак, чтобы серьезно предаться изучению философии и разысканию всех истин, какие только мы способны постичь, нужно прежде всего, освободиться от наших предрассудков и подготовиться к тому, чтобы откинуть все взгляды, принятые нами некогда на веру, пока не подвергнем их новой проверке.» 7 Ситуационное задание. «Мы прибегаем к философии всякий раз, когда имеем дело с обобщениями, выходящими за пределы отдельной науки или комплекса наук. Мы прибегаем к ней, когда нам приходится иметь дело с определением моральных ценностей» (Данем Б.) Определите: 1.О какой функции философии говорит автор? 2.На каких особенностях (чертах) философского знания основана эта функция? Ответ: 1. Автор говорит в своей фразе о мировоззренческой функции философии Мировоззренческая функция философии считается одной из самых важных. Мировоззрение — это целостная и устойчивая система взглядов на мир и закономерности его существования, на природные и социальные явления и процессы, которые важны для поддержания жизни общества и человека и на которые способна опираться философия. Мировоззрение человека проявляется в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играет признание принципов, которые регулируют его отношения с миром, обществом и самим собой. 2. Возникает содержательно важный вопрос о соотношении мировоззрения и философии. Под мировоззрением понимается всеобъемлющая система взглядов на мир, с которой человек обязательно соотносится и в рамках которой он только и может реализовать себя и свою жизнь. В этом отношении мировоззрение выступает как практическая и теоретическая модель существования человека в мире. Поэтому оно всегда шире, чем наука и даже философия. Однако исходной основой для формирования мировоззрения человека всегда являются его знания о мире и его свойствах. 8 Список использованных источников: mts.edu.27.ru/biblio/Phil/colection/pdf/1970_antologiya_2.pdf |