Фундаментальные характеристики человека. Фундаментальные характеристики человека
Скачать 89 Kb.
|
Министерство образования и науки Мурманской области Государственное автономное образовательное учреждение Мурманской области среднего профессионального образования «Северный колледж физической культуры и спорта» (ГАОУ МО СПО «СКФКиС») Реферат По дисциплине: Основы философии Тема: Фундаментальные характеристики человека Выполнил студент: Рахматуллина Мария Группа 102 ДО Заочное отделение Проверил ____________________ Оценка _____________________ Дата сдачи: «_______»______________ 20 _____ г. Содержание Введение…………………………………………………………………. 3 1. Несводимость……………………………………………………………………… 4 2. Непредопределенность……………………………………………………………. 83. Незаменимость и неповторимость……………………………………………….. 10 4. Невыразимость…………………………………………………………………….. 13 Заключение…………………………………………………………………………… 15 Список литературы…………………………………………………………………... 16 Введение
Видимо, человека окончательно и однозначно определить нельзя, слишком он многогранен, разносторонен в своих мыслях, делах и свершениях и ни под одно определение не подходит, ни одним определением не охватывается. Определить его можно только отрицательно, через такие качества, которые несут в себе отрицания: несводимость, непредопределенность, незаменимость, неповторимость, невыразимость. Эти пять «не» свидетельствуют не об ограниченности или ущербности человеческой природы, а об ее универсальном характере, исключительном месте, которое занимает человек среди других предметов или явлений окружающего мира. Философы во все времена сталкивались с невозможностью определения человека, хотя всегда были попытки дать такое определение. «Человек разумный» (homo sapiens), «человек делающий» (homo faber), «человек играющий» (homo ludens): Маркс определял человека как животное, производящее орудие труда, Гегель - как млекопитающее с мягкой мочкой уха, Ницше- как животное умеющее обещать и т.д. 1.Несводимость Человек несводим к своему биологическому виду: вырастет среди волков – станет по психике волком, среди обезьян – обезьяной. В отличие от животного, несводим он ни к климату, ни к пище – может жить почти везде, в любых географических условиях, приспосабливаться к любой пище. Можно говорить об абсолютной несводимости человека. Он никогда не совпадает ни с одной своей телесной или психологической особенностью, ни с профессией, ни с работой, ни с делом. Ни в одной вещи, которую он создает, он не выражает себя полностью, он всегда выше, значительнее любого своего дела и свершения. Если он отождествил себя со своей профессией – он уже не человек в полном смысле слова. Его уже можно называть через дефис: человек – токарь, человек – банкир, человек – депутат. Замечательный английский писатель О. Хаксли написал в 1930-х годах роман «Прекрасный новый мир» - антиутопию. Где описывается, как в будущем людей будут выращивать в пробирках, заранее программируя их особенности. В одной пробирке выращиваются солдаты, которые умеют бегать, целится, стрелять и ходить строем, больше ничего; в другой - слесари, которые очень хорошо могут работать гаечным ключом, а в третьей – инженеры строители, инженеры – электрики и т.д. Может быть, наука в будущем и достигнет такого уровня, при котором можно будет выводить определенную породу из человеческого материала, но только это будут уже не люди, а человекообразные роботы. Человек – это существо, которое постоянно переступает самого себя: чего бы он ни достиг, ему всегда мало, чего бы он ни получил, ему всегда не хватает, он никогда до конца не осуществляется. Человек всегда пытается стать кем-то – ученым, художником, пожарником, вполне естественно пытается свести себя к конкретному виду деятельности или образу жизни. И только став кем-то по-настоящему. Постигнув все тонкости своей профессии, он начинает понимать, что дело не в том, чтобы стать кем-то, а в том, чтобы в любой профессии оставаться самим собой – человеком. Если учитель только учитель – это плохой учитель, если физик только физик – он плохой физик. Человек должен быть выше своей профессии, должен быть еще человеком, просто человеком. А быть просто человеком очень трудно. Все стремятся к исключительности, к тому. Чтобы быть лучше остальных, больше знать, больше уметь, все чувствуют себя такими сложными и многогранными, что быть просто человеком, вероятно, может только гений. Самые обыкновенные люди, заметил поэт Б. Пастернак, - это люди гениальные. Необыкновенны только люди посредственные – они все время стараются казаться непохожими на других, все время оригинальничают, все время пыжатся, но это как раз и выдает их посредственность. Человек очень часто отождествляет себя с тем, что имеет. Да и другие судят о нем на том же основании. Если у тебя «Мерседес», то к тебе одно отношение, а если старый «Москвич», - то, разумеется, совсем другое. Чем больше у тебя вещей, тем более ты вырастаешь в собственных глазах и глазах других. Постепенно человек сам к себе начинает относиться, как к вещи. Ему нет никакого дела до внутреннего богатства, его интересуют только богатства внешние. Однако чем больше внешнего. Тем меньше внутреннего. Еще Эпикур заметил, что богатому живется плохо: все мысли заняты тем, как приумножить и как защитить его от воров. Потребность много и вкусно есть, модно одеваться, безудержно потреблять произведения культуры – все это усыпляет человека, в лучшем случае заставляет его развивать ту небольшую часть ума, которая помогает лучше устроиться в жизни, достичь большего комфорта, больше заработать денег. Но на лишние деньги можно купить только лишние вещи. Иметь или быть – этой дилемме посвящены многие исследования древних и современных философов. Конечно, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Главное, чтобы за богатство не заплатить собственной душой. С точки зрения философии надо стремиться к простоте внешней жизни, отдавая всю свою энергию на внутреннее развитие своей личности, на приобретение внутреннего богатства – только в этом случае человек обретает истинное удовольствие и вкус к жизни, чувствует, что живет, а не является рабом вещей и обстоятельств. Человек носит в себе образ себя самого – симпатичного, приятного, умного, интересного – и старается сохранить этот образ от разрушения. Это полезно для устойчивости психики, но одновременно делает невозможным честный, искренний взгляд на самого себя. Человек отождествляет себя со своим идеальным образом, но чаще всего ему не соответствует. Человек срастается со своим образом и не умеет дистанцировать себя от него – это тоже одна из форм сведения человека к чему – то ограниченному. Человек, проникнутый глубоким самоуважением. Становится обидчивым и ревнивым – ему часто кажется, что его недостаточно ценят, что с ним недостаточно вежливы, что общество, в котором он живет, недостаточно хорошо для него. В глубине души он уверен, будто все в мире должно быть устроено так, чтобы делать ему приятное. Такой человек вынужден постоянно лгать – не окружающим людям, а самому себе. Перестать лгать себе – это самое трудное дело. Трудно искренне посмотреть на себя и признать, что ты еще ничего истинно хорошего в этой жизни не сделал, не совершил ни одного самостоятельного поступка, к тебе в голову не пришла ни одна собственная мысль, ты еще только в начале пути к самому себе. Часто человек отождествляет себя со своей гражданской ролью, со своей социальной позицией. Если я считаю, что я и есть тот, о ком значится в паспорте, - Губин Валерий Дмитриевич и в моем удостоверении – профессор философии и этим исчерпывается мое существо как человека, как личности, то я нахожусь в глубоком заблуждении относительно моей собственной природы. Мое социальное Я – вовсе не весь я, оно – моя незначительная часть. Мало ли на свете профессоров философии, причем многие из них гораздо более известны, чем я. Но такого человека, как я, с моими чувствами, переживаниями, воспоминаниями, с моими надеждами и мечтами – больше в мире нет. И это может сказать о себе каждый человек, если ему удается постоянно преодолевать свою идентификацию, свое отождествление с вещами, с профессиями, с должностями и с самим собой. 2.Непредопределенность.Человек никогда не бывает абсолютно свободным, он постоянно зависит от тысячи факторов, обусловливающих его поведение. Он зависит от наследственности, от климата, от культуры, от государственного строя, от зарплаты, от семьи и т.д. и т.п. Пересечение этих зависимостей создает такой водоворот случайностей. Предугадать которые просто невозможно. Человек может рассчитать движение планет на сотни лет вперед, но не знает, что с ним будет завтра. В результате этого незнания он часто бессилен предотвратить многие события своей жизни. Некоторые древние мыслители считали, что есть судьба: ходи или не ходи на историю, но если тебе на роду написано стать историком – будешь им. Но другие, более проницательные, считали, что судьба – это мы сам, наш характер, наша личность. Ничто, никакие события строго и однозначно не определяют нашу жизнь, если мы действительно живем, а не летаем по воле ветра, как перекати-поле. Мы зависим от многих вещей внешне, но мы не должны ни от чего зависеть внутренне. Если я хочу стать историком, если я твердо решил положить на это всю жизнь – я им стану, и никакие внешние препятствия меня не остановят. Мало ли причин влияет на меня, но если я живу, потому что решил так жить, то я – главная причина моего образа жизни, а не внешние обстоятельства. В философии существует понятие «собранного человека», - собранного не в психологическом, а в философском смысле. Собранный человек – это тот, кто не имеет хвостов. Тот, кто все хвосты подобрал под себя и на них нельзя наступить, нельзя сделать ему больно. Обычно ведь у человека очень много выставленных наружу хвостов: богатство – это хвост, только и думаешь, как бы его не потерять; высокий пост – это хвост, чем выше залезешь, тем больнее падать, масса людей тебе завидует, многие ненавидят и ждут, когда ты споткнешься; глупость – это хвост, всегда можно попасть впросак, что-то сделав не так и при этом не подумав о последствиях. Как правило, таких хвостов очень много. Но у мудрого человека их вообще нет. Чтобы ни случилось в мире, это его никак серьезно не коснется, он может этих потрясений даже не заметить. Я свободен не от чего-то, не тогда, когда могу что-либо не делать, а когда я не могу не делать, я не могу. Помните в философии Канта: я здесь стою и не могу иначе?! Пусть я погибну, пусть земля разверзнется, а я долг выполню, потому что я человек и ни от чего не завишу, ничем не предопределен, кроме собственного слова. Выполню потому, что я свободен. Свободен не только от чего-то, но – главное – свободен для того дела, которое только я могу выполнить. 3. Незаменимость и неповторимость. Незаменимость человека, прежде всего, выражается в том, что он должен найти свое дело, ради которого пришел в мир. У каждого человека есть такое дело, которое, кроме него, никто не сделает. А если сделает, то во Вселенной так и будет пустое место, дыра, не заполненная ничьим трудом, ничьим усилием. Это дело может быть любым – от открытия новых физических законов до вбивания гвоздя. Проблема в том, чтобы найти такое дело, найти такое место, встав на которое можно занять свою уникальную, неповторимую позицию. Надо «втиснуться» в этот застывший слипшийся мир, где все места уже заняты, раздвинуть его глыбы. Если я не пытаюсь найти свое место, значит, занимаю чужое, я повторяю уже известные мысли и делаю то, что могут делать многие. И тогда я не отвечаю своему человеческому назначению, потому что человеческое назначение в том, чтобы оставить свой след на земле, свою заклепку в машине Вселенной. Все мысли, все идеи, и все дела были когда-то кем-то впервые высказаны, впервые сделаны. И эти, впервые сделавшие или выдумавшие люди принимали участие в творении мира, благодаря им мир продолжается. Но если я не буду продолжать его существование своим незаменимым делом, своей собственной позицией – мир может кончиться. Если все будут повторять чужие дела и чужие мысли, не тратя собственного сердца, пытаясь участвовать в творении мира, то он рухнет. Незаменимость, следовательно, - это фундаментальное качество человеческого существования, на котором и благодаря которому держится весь мир, создаваемый человеком. Точно так же состоит дело и с неповторимостью. Это особенно хорошо видно на примере великих людей. Если бы Наполеон погиб в самом начале своей карьеры, в 1796 году на Аркольском мосту, то история Франции наверняка была бы иной. Наполеон своим неповторимым военным и политическим гением существенно изменил облик Франции, и даже характер французского народа. И никто в те десятилетия не смог бы сделать ничего подобного. Любая жизнь достойна, пусть внешне незаметная и не интересная. Если человек проживает ее как свою жизнь, никого не копирует, ничему не подражает, а просто живет самобытно. Живет, как сказал Мартин Хайдеггер, в стихии своей четырехугольности: сохраняя для себя землю, небо, смертное и божественное, тем самым, развертывая себя четырехкратно – в спасении земли, в восприятии неба, в провожании смертного и в ожидании божественного. Ценность души определяется способностью быть упорядоченным всегда и во всем. Когда человек жалуется, что он сегодня за весь день ничего не совершил, то ему можно ответить: «Как? А разве ты не жил! Просто жить – не только самое главное, но и самое замечательное из твоих дел»; а на сетование: «Если бы мне дали возможность участвовать в больших делах, я бы показал, на что способен», - Монтень возражал: «А сумел ли ты обдумать свою повседневную жизнь и пользоваться ею как следует? Если да, то уже совершил великое благо». Природа одна и та же на любом уровне бытия, и человек нуждается в какой-то особой счастливой доле, чтобы показать себя и проявить в деяниях: не надо сочинять умные книги, достаточно разумно вести себя в повседневности, не надо выигрывать битвы, достаточно наводить порядок и устанавливать мир в обычных наших обстоятельствах. Лучшее творчество по Монтеню, - жить согласно разуму. Все прочее – царствовать, накоплять богатства, строить, - все это дополнения и довески. Лишь мелкие люди, которых подавляет любая деятельность, не умеют из нее выпутаться, не могут ни отойти на время от дел, ни вернуться к ним. Чем более оригинален и неповторим человек, тем он нам ближе и понятнее. Потому что в самой потаенной глубине своей сущности мы все одинаковы. Но только в самой глубине, там, где мы становимся не поэтами или писателями, не полководцами или учеными, не русскими или японцами – а просто людьми, людьми, живущими в стихии человечности. Нам понятны переживания японского поэта 13-го века, а японцам близок и понятен Чехов. Там, где человек достиг глубины общечеловеческого, прорвался через свою национальную или социальную ограниченность, там он понятен и близок всем живущим. Чем более неповторим, тем более близок, тем более похож на нас; на нас таких, какими мы мечтаем стать. 4.Невыразимость Объяснить нечто можно лишь через другое – свет через длину волны, звук – через частоту колебаний. Но как объяснить, что такое человек? Поскольку он несводим ни к чему – ни к вещам, ни к теориям, ни к идеям, ни к нервным или физическим процессам, то объяснить, его через другое невозможно. Человека нельзя изучать объективно, как некий внешний предмет. Существуют всевозможные тесты, выделяющие характер и склонности человека. Но только при условии, что он будет отвечать на вопросы честно и искренне. Человека можно познать и описать только косвенно, прежде всего по продуктам его творчества: если писатель пытается рассказать о себе, то получается художественное произведение, так же как музыка любого композитора – тоже попытка такого рассказа. Человек хочет выразить себя самого, свою сущность, но поскольку она не сводима ни к словам, ни к нотам, ни к картинам, то полного выражения никогда не получается. Человек пытается познать себя, движется в глубь себя, и это движение по вертикали всегда откладывается на плоскости в виде книги, картины или теории. Нам очень много известно о человеке благодаря науке, философии, искусству. Но он все равно продолжает оставаться для нас непостижимой тайной. Не загадкой, которую мы, в конце концов, разгадаем, а «явственной тайной» по выражению Гете. Мы знаем, как на биохимическом уровне зарождается жизнь, как устроена клетка, как связаны белок и нуклеиновые кислоты; но зарождение жизни, появление нового человека – всегда непостижимое чудо. Оно не сводится ни к белкам, ни к нуклеиновым кислотам. Мы знаем, как работает мозг, с какой скоростью от клетки к клетке идут электрохимические реакции, но мы не знаем и, видимо, никогда не узнаем, как приходит в голову мысль. Если бы мы это знали, то мы все стали бы гениями. Любая точная и самая тонкая теория, изучающая человека как вещь, как организм, как функцию, так же соответствует его сущности, как, по словам Гете, «хорошо сколоченный крест соответствует живому телу, на нем распинаемому». Самое главное и самое глубокое всегда остается невыразимым и неуловимым в человеке. Познание самих себя. Разгадывание этой вечной загадки и составляет основное содержание человеческой истории и культуры. Если мы эту загадку разгадаем, то вся наша история закончится. Не будет смысла продолжать ее дальше. Заключение Нам очень много известно о человеке благодаря науке, философии, искусству, но он все равно продолжает оставаться для нас непостижимой тайной. Не загадкой, которую мы в конце концов разгадаем, а "явственной тайной", по выражению Гете. Мы знаем, как на биохимическом уровне зарождается жизнь, как устроена клетка, как связаны белок и нуклеиновые кислоты, но зарождение жизни, появление нового человека всегда непостижимое чудо. Оно не сводится ни к белку, ни к нуклеиновым кислотам. Мы знаем, как работает мозг, с какой скоростью от клетки к клетке мозга идут электрохимические реакции, но не знаем, и, видимо, никогда не узнаем, как приходит в голову мысль. Список литературы Алексеев П.В., Панин А.В.Христоматия по философии: Учебное пособие. - М."Проспект",1997. Брининг В. Философская антропология 1997г. Губин В.Д , Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. Москва: ТОН - Остожье, 2001г. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.,1979. Спиркин А.Г.Философия Издательство: Гардарики 2006 Франк С.Л.Духовные основы общества. - М., 1992. Шаповалов В.Ф. Основы философии современности. К итогам XX века: Курс лекций для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей вузов. - М.: Флита: Наука, 1998 г. |