Функции снов в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Скачать 20.58 Kb.
|
Функции снов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Только для субъектов, находящихся в бодрствующем состоянии, мир один и тот же. Каждый же спящий человек вращается в своем собственном мире. (Гераклит Эфесский) «Преступление и наказание» - это выдающийся шедевр, который сразу же после своего появления стал бестселлером среди современников и побудил критиков на создание множества статей. Рассуждали о замысле Фёдора Михайловича Н.Н. Страхов, И. Ф. Анненский, Н. А. Бердяев, М. М. Бахтин, Д.И. Писарев. Позволю и я себе, вооружившись работами критиков, произведением самого Достоевского и личными помыслами, осторожно поразмыслить о столь великом и серьезном…. Написан роман был «<...> при нравственной смуте, господствующей в одних частях нашего общества, при пустоте, господствующей в других <...>» (Н.Н. Страхов: "Преступление и наказание" ("Отечественные записки", 1867 г.)). Сам автор писал о своем произведении так: «Я убеждён, что сюжет мой отчасти оправдывает современность». Безусловно, во все времена человечество волнует тема борьбы добра со злом. Достоевский в этом не новатор. Но он сумел изложить эту простую тему таким образом, что весь мир на протяжении полутора века с восхищением читает роман «Преступление и наказание». Вышеупомянутая тема борьбы добра со злом раскрывается Достоевским с помощью множества психологических приёмов: взволнованные и напряженные внутренние монологи героя, различная символика, принцип антитезы, который и в самом названии, и в описании персонажей. Описание погоды также порой намекает на внутренне состояние героя. Подробнее остановлюсь на средстве художественно выразительности, занимающем особое место в романе Фёдора Михайловича Достоевского, - на снах как способах раскрытия внутреннего мира Раскольникова, его переживаний, эмоций и мыслей. Поэтому очень важно определить их содержание и смысловую нагрузку. Достоевский – искусный психолог. Писатель, обращаясь в 1865 году к издателю М.Н. Каткову, так излагает замысел романа: «Это психологический отчет одного преступления...». Сновидения в психологии часто используют для разгадывания состояния человека, истинных причин каких-либо поступков либо неадекватных мыслей. Сны, по мнению психологов, отражают истинное, скрытое «я» человека. Смело можно сказать, что именно во сне обнажается сущность, проявляется внутренний мир, душевное состояние личности. Сон позволяет автору проникнуть глубоко в душу героя. Федор Михайлович Достоевский в романе «Преступление и наказание» с великим профессионализмом использует этот прием, чтобы раскрыть психологический портрет Родиона Раскольникова. Писатель показывает нам всю сущность героя, без фальши, через описание сновидений. В романе можно выделить пять снов, в том числе бредовых полуснов, которые видел Раскольников, находясь в болезненном состоянии. Каждый из этих эпизодов достоин подробного рассмотрения и описания. Итак, первый кошмар героя кратко можно назвать сном о лошади. В 1945 году известный критик К. В. Мочульский проанализировал его в своём фундаментальном труде "Достоевский. Жизнь и творчество". Позволю себе опираться на его работу, тринадцатая глава которой исчерпывающе объясняет суть данного фрагмента и совпадает с моими личными ощущениями при чтении. Константин Васильевич пишет: "... В сне о лошади сосредоточено все сострадание Раскольникова, вся его боль и ужас перед мировым злом. Миколка бьет клячу по глазам оглоблей, приканчивает ее ломом. Герой видит себя ребенком..." Сон снится Родиону еще до преступления. Мысли и сомнения терзают героя. Это и находит отражение в данном сновидении. «…Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке…». Он видит себя ребенком, наблюдающим убийство животного. Эпизод описан Достоевским в мрачных, темных тонах и наполнен различными символами. Отметим наиболее выделяющиеся: кабак и церковь на кладбище. Кабак можно назвать символом развращенности, низости, воплощением различных грехов. А церковь на кладбище – олицетворение начала и конца земной жизни в одном и том же месте, близостью человека к Богу и возможностью отказа от своих грехов. Раскольников во сне наблюдает несправедливость. Он видит, как пьяный хозяин лошади забивает её до смерти лишь из–за того, что она не прокатила его приятелей на телеге. Маленький Родион бросается на него с кулаками. «…Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе…». Автор нагнетает трагичность первого сна, показывая нам очень мерзкий образ Миколки. Федор Михайлович намеренно называет героя сна таким именем. Это же имя носит и другой герой – красильщик, взявший на себя вину Родиона. Вероятно, это детское событие положило начало двойственности натуры героя. Поражаясь несправедливости людей и жалея невинное животное, он вместе с тем обдумывает убийство человека. Но проснувшись ото сна, Раскольников словно проснулся от наваждения и пробудил в себе любовь и сострадание. "... Мистический ужас перед злодеянием охватывает его. Впервые он видит убийство не как алгебраический знак, а как пролитую кровь — и отшатывается. И он будет убивать, как Миколка… потечет кровь, липкая, теплая кровь. Раскольников отрекается от своего замысла…" (К. В. Мочульский. "Достоевский. Жизнь и творчество"). Но отрекается не на долго. Истинного исцеления не наступает. Его нигилистическая, «наполеоновская» теория и страшные мысли в болезненной голове одержали победу над верой и человечностью. Вот так коротко и ясно в одном фрагменте Фёдор Михайлович Достоевский сумел показать, как жестокость побеждает в этом мире. А сам человек, отошедший от Бога и творящий всё это, в душе всегда тоскует по истинной справедливости и гуманности. В контрасте с этим сном перед нами предстаёт другое видение Раскольникова. Это происходит также накануне преступления и вновь в болезненном состоянии, которое уже сопровождает Родиона постоянно. Автор описывает грёзы героя: «...Ему все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…”. Здесь вновь наблюдаются терзания, неопределенность Раскольникова, который с одной стороны ищет подтверждение своей теории, с другой – ищет пути исцеления. Предстающий перед воображением больного оазис находится в Египте. А нам известно, что во время своей экспедиции в Египет Наполеон Бонапарт бросил свою армию, истощенную боями и чумой. И вопреки здравому смыслу, после этого поступка французы с ликованием встретили полководца, а сам Наполеон совершил государственный переворот. Раскольников же, видя в себе задатки полководца и мечтая создать новый идеальный мир, считает своим долгом уничтожать «тварей дрожащих» без угрызений совести. Но поскольку это противоречит истинной человеческой натуре, даже в бреду, Раскольников раздваивается и подает надежду на отказ от своего замысла. Он пьет из чистого голубого источника, сам при этом, возможно, имея шанс на очищение. После того, как Раскольников убивает старушку, ему сниться не то, что сон, а скорее больше напоминающее галлюцинацию или просто бред. Родиону кажется, что Илья Петрович, помощник квартального надзирателя, жестко избивает его хозяйку. Сон в отличии от предыдущего наполнен злостью и ужасом. Под всё этой тяготой у Родиона начинают зарождаться сомнения в своей теории. Позже выясняется, что никто не бил хозяйку, а то что это был его бред. Со слов Настасьи: «Это кровь в тебе кричит. Это когда ей выходу нет и уж печенками запекаться начнет, тут и начнет мерещиться». Если девушка говоря всё это, имела ввиду про болезнь, то Раскольников её слова понимает по-другому. Тут Родион находит символическое значение в многих выражениях, но мотив один, он видит свое преступление, грех. После убийства, Раскольников всё ещё не воспринимает всё случившиеся, его мучает совесть, а значит в нём осталось, что-то человеческое. Когда Илья Петрович бьёт хозяйку у Родиона возникают вопросы: «Но за что же, за что же... и как это можно!», «Но, боже, разве все это возможно!» В этом сне у Раскольникова разгорается настоящая внутренняя борьба между добром и злом. Действие происходит на лестнице, она символизирует путь, который предстоит пройти герою если он хочет заменить Бога. Я думаю, что в этом сне Раскольников оправдывает себя, а также тут показана теория Раскольникова, её несостоятельность и ужас. Следующий сон сниться перед приходом Свидригайлова. В нём он совершает снова убийство старушки-процентщицы. Комната её не изменилась, а вот на улице царит ночь. Да и атмосфера поменялась, очень похоже на царство тьмы. А может это только в душе у Раскольникова всё мертво? Я думаю, что так оно и есть, ведь для оставшихся людей мир не изменился. Родион считает себя Наполеоном, он находиться выше людей, стоящих внизу, но вся толпа его осуждает. Смеются над попыткой героя изменить мир, через убийство старушонки. Но разве он что-то изменил? Нет, убив её, погибает и сам и именно из-за этого процентщица смеётся над ним вместе с толпой. В этом сне Родион пытается убить старуху, но всё без успешно: «тихонько высвободил из петли топор и ударил старуху по темени, раз и другой. Но странно: она даже и не шевельнулась от ударов, точно деревянная. Он испугался, нагнулся ближе и стал ее разглядывать; но и она еще ниже нагнула голову. Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась». Этот сон похож очень на первый. Только в этом Родиона можно сравнить с той бедной лошадью. Он боялся людского суда наяву, как раз он совершается в кошмаре. Здесь опять не оправдывается теория самого Раскольникова. В этом бреду герою видится Свидригайлов, который так же становиться частью его теории, воплощая идею своеволия. На каторге в болезненном бреду, он подводить не только черту, которая обобщает все его страдания, но и сущность общества и человечества в целом. «Весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу», вот что сниться Родиону. Так же сон наполнен яркими красками, душа героя обновляется. Каторга для героя- это начало новой жизни, искупление от греха. Я думаю Достоевский с помощью этого сна подчёркивает последствия, которые ждут Раскольникова, за распространения его теории. Так же гордость и своеволие для писателя является безумием, от них Родион избавляется долго и мучительно. Но сон заканчивается не совсем ясным для читателей. С помощью описания снов персонажа, мы лучше понимаем его переживания, волнения и страхи. Не всегда мы можем понять, что сон, а что бред, но суть у них одна. С помощью сновидений мы видим не состоятельность теории Раскольникова. С помощью этого приёма, мы видим все особенности характера героя, без всякой лжи и фальша. Ведь именно во сне человек становиться самим собой. |