Доклад Галилео. Галилео. Галилео Галилей родился в 1564 году в Пизе, Италия
Скачать 19.27 Kb.
|
Галилео Галилей родился в 1564 году в Пизе, Италия. В 18 лет он по наставлению отца поступил в Пизанский университет изучать медицину. Будучи в университете, Галилео Галилей заинтересовался математикой и физикой. Вскоре он был вынужден покинуть университет по финансовым причинам и начал заниматься самостоятельным исследованием механики. В 1589 году Галилей вернулся в Пизанский университет по приглашению преподавать математику. Позже он перешёл в Падуанский университет, где он преподавал геометрию, механику и астрономию. В то время он начал совершать значимые научные открытия. В качестве философа Галилей, как и многие философы Средневековья, исповедует теорию двух истин. По Галилею, есть две истины: истина, изложенная в Св. Писании, и истина, изложенная в книге природы. Они не противоречат друг другу, поскольку Св. Писание является книгой Божественного откровения, а книга природы -- книгой Божественного творения. Но познавать эти две книги мы можем разными способами. Оба они самостоятельны: познавая Св. Писание путем откровения, путем веры, или познавая книгу природы путем разума, мы приходим в конце концов к одним и тем же положениям. Св. Писание, по мысли Галилея, безошибочно, ошибаются его толкования. Здесь Галилей занимает антисхоластическую позицию. Библию не следует понимать буквально; главное в понимании Библии -- аллегорическое ее исследование. Но когда человек изучает природу, он должен изучать именно природу, а не смотреть на Библию, иначе происходит подмена методов и пользы от такого исследования не будет. Из других философских положений, кроме теории «двух книг», следует выделить учение о первичных и вторичных качествах (учение, впервые изложенное античными атомистами Левкиппом и Демокритом): материальные тела содержат в себе объективно первичные качества (протяженность, размеры, вес и плотность) и вторичные, которые самим вещам не присущи, а являются лишь отражением этих качеств в человеческом уме. Философское значение законов механики, открытых Галилеем было громадным. Понятие закономерности, естественной необходимости родилось, можно сказать, вместе с возникновением философии. Но эти первоначальные понятия были несвободны от значительных элементов антропоморфизма и мифологии, что послужило одним из гносеологических оснований их дальнейшего толкования в идеалистическом духе. Открытие же законов механики Галилеем давшими строго математическую трактовку понятия этих законов и освободившими понимание их от элементов антропоморфизма, ставило это понимание на физическую почву. Тем самым впервые в истории развитие человеческого познания понятие закона природы приобретало строго научное содержание. Законы механики были применены Галилеем и для доказательства теории Коперника, которая была непонятна большинству людей, незнавших этих законов. Например, с точки зрения "здравого рассудка "кажется совершенно естественным, что при движении Земли в мировом пространстве должен возникнуть сильнейший вихрь, сметающий все с ее поверхности. В этом и состоял один из самых "сильных" аргументов против теории Коперника. Галилей же установил, что равномерное движение тела нисколько не отражается на процессах, совершающихся на его поверхности. Например, на движущемся корабле падение тел происходит так же, как и на неподвижном. Поэтому обнаружить равномерное и прямолинейное движение Земли на самой Земле. Бруно Джордано Бруно (1548 – 1600 гг.) — итальянский монах-доминиканец, поэт, философ, яркий представитель эзотеризма. Подвергнув сомнениям догмы христианской религии, был обвинен в ереси и сожжен на костре. Джордано Бруно, биография которого стала символом свободного полета мысли, был яркой и неоднозначной личностью, отважным ученым, отдавшим жизнь за свои убеждения. Филиппо Бруно (настоящее имя философа) родился в 1548 году в небольшом городке Нола неподалеку от Неаполя. Отец его был наемным солдатом, мать — бедной крестьянкой. Но, несмотря на финансовые трудности, семья смогла дать мальчику образование. В возрасте 11 лет Филиппо отвезли в Неаполь, где он изучал диалектику, логику и литературу. Когда юному Бруно исполнилось 15 лет, он поступил в монастырь Святого Доминика, где постригся в монахи и получил новое имя — Джордано. В 1572 году Джордано стал священником и в одном из провинциальных городов провел свою первую службу. Однако еще во время пребывания в монастыре Бруно увлекся работой Коперника «О вращении небесных тел». Книга глубоко потрясла юношу, который стал открыто выступать против традиционных убеждений Птолемея и Аристотеля. Смелые суждения монаха привели к обвинению в ереси и вынужденному бегству в Швейцарию. Путешествуя по Европе, Джордано Бруно выступал с лекциями, участвовал в диспутах, работал над созданием философских трактатов. Однако неизменно наталкивался на стену непонимания и жесткие требования прекратить распространение своих убеждений. Джордано был ярым противником церкви, которая, по его мнению, не давала развиваться самому важному — науке. В 1584 году был издан труд Бруно «О бесконечности, вселенной и мирах», который заложил основы материалистического природоведения. Вскоре была опубликована и работа «Пир на пепле», в которой автор пропагандировал астрономические теории Коперника. В этом труде он утверждал, что Вселенная бесконечна и состоит из множества миров, а все планеты вращаются вокруг главного светила — Солнца. Идеи Бруно настолько не вписывались в привычное представление о мире, что даже такие прогрессивные личности, как Шекспир и Бэкон не верили ученому. Церковь же не простила вольнодумцу его еретические взгляды. Ученый в основном развивал теории Коперника, однако были у него и собственные интересные гипотезы о постоянном движении континентов, существовании дальних планет, невидимых человеку, и многое другое. Проявил себя Джордано Бруно и как поэт. Он стал автором сатирической поэмы «Ноев ковчег», комедии «Подсвечник», многочисленных философских сонет Всю свою жизнь Джордано Бруно оставался одиноким человеком. Он никогда не был женат, у него не было детей. Более того, у философа не было даже учеников и последователей. Бруно всего себя посвятил служению науке, не считая нужным тратить время и силы на душевные привязанности и заботы о семье. Вернувшись в Венецию в 1591 году, Бруно не перестал всячески обличать религию. В итоге он был арестован, и в 1593 году его отправили в Рим на суд инквизиции. В римских тюрьмах он провел шесть лет, но так и не признал свои убеждения ошибкой. В феврале 1600 года Бруно был признан инквизиционным трибуналом не раскаявшимся еретиком. Было принято решение предать его «наказанию без пролития крови», что означало требование сжечь живым. В достаточно краткой биографии Джордано Бруно трагический конец: 17 февраля 1600 года в Риме на площади Цветов он был предан казни через сожжение. Его открытия вписаны в историю эпохи Возрождения и являются обязательными при изучении истории в старших классах. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ Джордано остался в истории как один из самых неординарных философов. До наших дней дошло больше вымыслов и мифов о нем, чем реальных фактов. Это вызвано тем, что исследователи неоднозначно трактовали его учения и исследования. Его биография содержит некоторые интересные факты, к примеру, то, что Бруно постоянно сомневался в непорочном зачатии Девы Марии, вызывая настоящий ужас у священнослужителей. Именно эти его слова звучали в качестве основного мотива при обвинении на суде. Бруно обладал феноменальной памятью, которая позволила ему долго работать во Франции. Первым ее отметил король Генрих III, который просил Джордано дать ему несколько уроков мнемоники. Такие же уроки он давал и аристократу Мочениго из Венеции, донос которого и стал причиной ареста Бруно. В своем доносе вельможа отметил, что философ относился к Иисусу как к магу, и утверждал, что тот принял случайную смерть не из-за искупления человеческих грехов. Бруно был точно уверен, что душа человека не бессмертна, что она обладает свойством реинкарнации после того, как умерло тело. В приговоре было указано, что он подвергается казни без кровопролития, что означало только одно – сожжение. Все труды Джордано церковь запретила, и только в середине 20-го века этот запрет снят. На месте казни Бруно – площади Цветов, поставили памятник выдающемуся мыслителю. Открытие мемориала было скандальным, собралась настоящая антикатолическая демонстрация. Церковь так и не реабилитировала Джордано Бруно, вместо нее это сделало светское общество. В 1973-м на одной из итальянских киностудий сняли картину, посвященную жизни и деятельности Бруно. Один из лунных кратеров тоже назван его именем. |