Главная страница
Навигация по странице:

  • Практическое задание №1

  • Восточная деспотия: ее основные черты и особенности.

  • Общественный и государственный строй Древнеегипетского государства.

  • Возникновение государства в Вавилоне. Общественный и государственный строй.

  • 6. Основные черты права Древнего Египта.

  • 7. Законы царя Хаммурапи – важнейший памятник шумерского права

  • 8. Законы Ману, Артхашастра – важнейшие памятники древнеиндийского права.

  • 9. Основные черты права Древнего Китая.

  • Информатика. ИСТОРИЯ ПЗ 1. Галинная Е. В


    Скачать 0.91 Mb.
    НазваниеГалинная Е. В
    АнкорИнформатика
    Дата29.03.2023
    Размер0.91 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИСТОРИЯ ПЗ 1.docx
    ТипДокументы
    #1023301


    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

    «Тольяттинский государственный университет»



    (наименование института полностью)



    (Наименование учебного структурного подразделения)




    (код и наименование направления подготовки / специальности)



    (направленность (профиль) / специализация)



    Практическое задание №1
    по учебному курсу «История государства и права зарубежных стран 1»

    (наименование учебного курса)
    Вариант ____ (при наличии)


    Обучающегося

    Галинная Е.В.







    (И.О. Фамилия)




    Группа

    ОНБсд-1901ас













    Преподаватель

    Сквозников Александр Николаевич







    (И.О. Фамилия)





    Тольятти 2022

    Темы для статьи по разделу 1. Государство и право Древнего Востока

    1. Восточная деспотия: ее основные черты и особенности.

    «Восточная деспотия» - такая форма государственной власти и одновременно такой политический режим, когда: а) полномочия главы государства неограниченны; б) светская и церковная власти является объединены в одном лице; в) осуществление власти является делом многочисленного бюрократического аппарата; г) подавление личности, отсутствие свобод, раболепие. Все это является чем-то специфическим для восточной деспотии.
    Своеобразие восточной деспотии создается прежде всего ее социальной базой – сельской общиной, способствовавшей превращению центральной власти в деспотию. Подавление человека, его инициативы, его личности, его воли начиналось и осуществлялось уже в пределах того коллектива, к которому он принадлежал по рождению.

    В то же время сельские общины не могли обходиться без организующей, дающей им единство центральной власти.

    В дополнение к таким вездесущим ведомствам, какими являлись военное и финансовое, на Древнем Востоке неизменно фигурирует ведомство публичных работ, занимающееся строительством и поддержанием оросительных систем, дорог и прочее. Финансовое и военное ведомства служат в известном смысле его дополнениями: военное ведомство поставляет рабов-иностранцев, финансовое изыскивает средства, необходимые на содержание весьма развитого управленческого аппарата, для пропитания массы людей, занятых в строительстве, и т. п.
    В своей совокупности все три ведомства – военное, финансовое и публичных работ – составляют гос бюрократический аппарат власти, в свою очередь нуждающийся в связующем звене, каковым и являются для него фараон, патеси и т. д.

    1. Общественный и государственный строй Древнеегипетского государства.

    Общественный строй. Для Древнего Египта была характерна крайняя замедленность эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства. Она не отражалась даже в терминах, наиболее употребляемым среди которых был термин, обозначающий простолюдина, — мерет. Это понятие не имело четко выраженного правового содержания, как и спорное понятие “слуга царя” - полусвободный, зависимый работник, просуществовавшее во все периоды уникальной и длительной истории Египта. Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем Египте на ранних этапах его развития была сельская община.
    Процессы социального расслоения древнеегипетского общества особенно усиливаются в конце IV тысячелетия до н.э. когда формируется господствующий социальный слой, в который входили родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне. Этот слой все больше отделяется от основной массы свободных общинников-крестьян, с которых взимается государством рента-налог. Они же привлекаются к принудительному труду по строительству каналов, дамб, дорог и пр. С первых династий Древнему Египту были известны проводимые по всей стране периодические переписи “людей, скота, золота”, на основе которых и устанавливались налоги.

    В Среднем царстве выявляются и другие изменения как в положении правящих кругов, так и низших слоев населения. Все более заметную роль в государстве, наряду с номовой аристократией и жречеством, начинает играть нетитулованное чиновничество.

    Неджес вместе с ремесленниками (особенно таких дефицитных в Египте специальностей, как каменотесы, золотых Дел мастера), будучи не столь прочно связаны с царско-храмовым хозяйством, приобретают более высокий статус, продавая часть своей продукции на рынке. Вместе с развитием ремесла, товарно-денежных отношений растут города, в городах возникает даже подобие цехов, объединения ремесленников по специальностям. Об изменении правового положения состоятельных групп населения свидетельствует и расширение понятия “дом”, ранее обозначающее родственно-клановую группу подвластных патеру-вельможе членов семьи, родственников, слуг-рабов и пр. Главой дома мог выступать теперь и неджес. Сильные неджес вместе с низшими звеньями жречества, мелкого чиновничества, зажиточными ремесленниками в городах составляют средний, переходный слой из мелких производителей к господствующему классу. Еще более нищает городская беднота. Это приводит к крайнему обострению социальных противоречий в конце Среднего царства (усилившегося под воздействием вторжения в Египет гиксосов), к крупному восстанию, начавшемуся в среде беднейших слоев свободных египтян, к которым впоследствии присоединились рабы и даже некоторые Представители состоятельных земледельцев.

    Наряду с неджес появляется и особая категория египетского населения, близкая к нему по положению, обозначаемая термином “немху”. В эту категорию включались земледельцы, имеющие свое хозяйство, ремесленники, воины, мелкие чиновники, которые, по воле фараоновской администрации могли быть повышены или понижены в своем социально-правовом статусе, в зависимости от потребностей и нужд государства. Связано это было с созданием по мере централизации в Среднем царстве системы общегосударственного перераспределения рабочей силы. Суть ее заключалась в следующем. В Египте систематически проводились переписи, учитывающие население в целях определения налогов, комплектования армии по возрастным категориям: отроки, юноши, мужи, старики. Эти возрастные категории в определенной мере были связаны со своеобразным сословным делением населения, непосредственно занятого в царском хозяйстве Египта, на жрецов, войско, чиновников, мастеров и “простых людей”. Своеобразие этого деления заключалось в том, что численный и персональный состав трех первых сословных групп определялся государством в каждом конкретном случае с учетом его потребностей в чиновниках, мастерах и пр. Происходило это в ходе ежегодных смотров, когда формировались штаты той или иной государственной хозяйственной единицы, царского некрополя, ремесленных мастерских.

    “Наряд” на постоянную квалифицированную работу, например архитектора, ювелира, художника, относил “простого человека” к категории мастеров, что давало ему право на должностное владение землей и неотчуждаемую частную собственность. До тех пор, пока мастер не переводился в разряд “простых людей”, он не был бесправным человеком. Работая в том или ином хозяйственном подразделении по указанию Царской администрации, он не мог покинуть его. Все то, что производилось им в урочное время, считалось собственностью фараона, даже его собственная гробница. То, что производилось им во внеурочное время, было его собственностью.

    Чиновники, мастера противопоставлялись “простым людям”, положение которых мало чем отличалось от положения рабов, их только нельзя было купить или продать как рабов. Эта система распределения рабочей силы мало затрагивала основную массу надельных земледельцев, за счет которых и содержалась эта огромная армия чиновников, военных и мастеров. Периодический учет и распределение на работу основного резерва рабочей силы в Древнем Египте были прямым следствием неразвитости рынка, товарно-денежных отношений, полного поглощения государством египетского общества.

    Государствеиный строй. Древнеегипетское государство было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением непродолжительных периодов распада.

    Наибольшего могущества власть фараонов достигает в Новом царстве, когда окончательно утверждается основанная на военной силе и многочисленном бюрократическом аппарате имперская власть центра, полностью подчинившего себе управление обширной территорией.
    Приказы фараона неукоснительно соблюдались, он был главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников. Считалось, что от фараона-бога зависели урожай, справедливость в государстве и его безопасность. Всякий социальный протест против царя — преступление против религии. Фараону, как носителю высшей государственной власти, принадлежало верховное право на земельный фонд. Он мог жаловать землю вместе с государственными рабами знати, чиновникам, жрецам, мастерам. Жаловал он и титулы.

    1. Возникновение государства в Вавилоне. Общественный и государственный строй.

    На месте образования Древневавилонского государства за много веков до него находилось одно из богатейших древневосточных государств — Шумер. История этого государства длилась с V тыс. до н.э. и до XXIV в. до н.э. Потомки шумеров жили небольшими городами-государствами, объединяющими несколько общин по 40— 50 тыс. человек (Ур, Эриду, Лагаш, Ларса, Киши др.). В III тыс. до н.э., начались войны между ними. Затем, в начале II тыс. до н.э. в этой местности в Месопотамии на реке Евфрат (90 км от современного Багдада) возник Вавилон (Врата бога). Наибольшего расцвета государство достигло при царе Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.) — оно простиралось от Персидского залива до Сирии. В 689 г. до н.э. ассрийцами Вавилон был разрушен до основания.

    История Вавилона прошла несколько периодов:
    Старовавилонское царство (1894—1518 гг. до н.э.);

    Касситский период (1518—1204 гг. до н.э.);

    период политического ослабления Вавилонии (1204—626 гг. до н.э.);

    Нововавилонское царство (626—538 гг. до н.э.)

    Как и во всяком древнейшем обществе, население Вавилона было разделено на четкие социальные группы: свободных и рабов

    К свободным общинникам относились полноправные авилум (мужи) и неполноправные мушкенум (покорные). Эти категории населения были экономически равны, но авилум находились в более привилегированном положении.

    Вардум (рабы) были собственностью хозяина, хотя могли иметь семью и имущество. При этом после смерти раба имущество делилось поровну между его детьми и бывшем хозяином. Часто рабы включались в общину на правах ее младших членов, становились свободными со второго поколения. В рабство, кроме традиционного плена, могли попасть неоплатные должники (кредитные, ростовщические отношения), которые находились в состоянии невольничества в течение трех лет.
    Государственный строй Вавилонии представлял собой типичную деспотическую монархию. Во главе государства стоял царь. Первоначально правитель Вавилона (лугаль), избирался на общем собрании всех свободных общинников-воинов. Важную роль в бюрократическом аппарате выполняли управитель дворца (нубанда), чиновник, отвечающий за ирригационные работы (управитель реки). Значительными полномочиями обладали жрецы, составлявшие многочисленные корпорации и военачальники.

    Бюрократический аппарат и постоянная армия в Старовавилонском царстве были организованы на основе раздачи царских земель в качестве неотчуждаемых служебных земельных наделов (илку). Купля-продажа земельного участка воина была строго запрещена. Взрослый сын воина сохранял за собой участок отца, только если сам становился воином.
    На местном уровне управление осуществлялось царскими наместниками, правителями областей и главами родоплеменных общин (рабианум). Основными их функциями была организация работ населения по поддержанию оросительных каналов в надлежащем состоянии и сбор налогов в пользу царя. Кроме того, на них были возложены полицейские и судебные функции, а также обязанности по созыву и командованию местным ополчением. Низшими единицами были общинные советы во главе с назначаемыми царем рабианумами и старосты.

    1. Образование и периодизация государства в Древнем Китае. Основные черты общественного и государственного строя.

    2. Образование и периодизация государств на территории Индии. Основные черты общественного и государственного строя.

    Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет назад в долине Инда.Столицами политических объединений уже в III тысячелетии до н. э. ста­ли Хараппа и Мохенджо-Даро - крупные города, центры ремесленного производства и торговли. Период развития Древней Индии с середины II тысячелетия до н. э. до первой половины I тысячелетия до н. э. получил название ведийского.

    Этот период отмечен образованием классового общества и государства - крупные достижения в области производства привели к расслоению общества, к усилению общественного неравенства. Руководство племенем осуществлял военный вождь - раджа, вначале назначавшийся собранием. С усилением общественного неравенства он постепенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенно­го управления. Со временем должность раджи становится наследствен­ной.

    Общественный строй Образование варн Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий - варн. Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему обществен­ному положению, правам и обязанностям.
    С оформлением рабовладельческого государства деление всех свобод­ных на четыре варны было объявлено извечно существующим поряд­ком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны:
    » брахманы - члены жреческих родов;

    » кшатрии - военная аристократия;

    » вайшьи (вайшии) - свободные полноправные общинники;

    » шудры - низшая варна, неравноправные члены общества.
    Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах - дхармах. В компетенцию первых

    Государственный строй

    Для Магадхско-Маурийской эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления.

    Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблю­дался принцип наследования - еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола.
    Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодатель­ной властью - был главой фискальной администрации, верховным судь­ей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников. Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. При царе существовали советы:

    ◊ паришад - совет царских сановников

    ◊ тайный совет;

    ◊ раджа-сабха, или царский совет.
    Право древней Индии - Законы Ману

    Право собственности и обязательства
    Законы Ману являются так называемой дхармашастрой – сборником норм(дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повсед­невной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.

    Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.
    В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы воз­никновения права собственности:

    наследование;

    получение в виде дара или находка;

    покупка;

    завоевание;

    ростовщичество;

    исполнение работы;

    получение милостыни;

    давность владения (10 лет).

    Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. В ос­новном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматри­ваются следующие виды договоров: займа, найма рабочей силы, аренды земли, купли-продажи и дарения.
    Брачно-семейные отношения
    В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в ре­зультате которой муж покупал себе жену и она становилась его соб­ственностью.

    Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать сво­его мужа как бога, даже если он "лишен добродетели".
    Уголовное право и судебный процесс

    Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:

    • формы вины;

    • рецидив;

    • соучастие;

    • тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного

    6. Основные черты права Древнего Египта.

    Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о становлении кодификаций, однако до нас они не дошли.

    В Египте существовало несколько видов земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные. Можно было совершать различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству.
    В частной собственности было и движимое имущество: рабы, рабочий скот, инвентарь и пр.

    Существовали несколько видов договоров - договор займа, договор найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.

    Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий несколько заключений договора, оплату, вступление во владение, а также и действия религиозного характера.

    Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Брак заключался на основе договора, от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и муж и жена.
    7. Законы царя Хаммурапи – важнейший памятник шумерского права.

    Правление царя Хаммурапи(1792-1750 г до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов Хаммурапи.ЗХ изданные в 1775 г до н. э. были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем- покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.Главн источником ЗХ были судебные решения самого Хаммурапи и высш судов.Текст распадается на 3 части. 1-ая-обширное введение, в кот Х объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства.После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Судебник Хаммурапи характеризуется низким уровнем юридической техники. Так, законы написаны сплошным текстом, без выделения статей. Историки выделили 282 статьи. Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Основные черты:1)тесная связь с религией(законы имели обяз силу),2)казуальный хар-р(случай конкр суд практики),3)нет деления на уголовн и гражд,4)формализм(формальн письм договоры),5)символизм(символьн наказ за преступл,например-отрезать пальцы у сына,ударившего отца).

    Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия.
    8. Законы Ману, Артхашастра – важнейшие памятники древнеиндийского права.

    Полное название -- Manavadharmasastra (sastra -- откровение; dharma -- разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется «Откровения царевича Ману». Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману -- это памятник сакрального права.
    В средние века Законы Ману были неоднократно переписаны и откомментированы индийскими авторами, что говорит о большом значении, которое им придавалось. До наших дней дошли комментарии Медхатитхи (IX век), Говиндараджи (XII-XIII века), Нараяны (XIV век), Куллюкабхатты (XV век), Рагхавананды (XVII-XVIII века), Нанданы и Рамачандры (XVIII век), а также анонимный кашмирский комментарий, по-видимому, довольно поздний. Естественно, что авторы данных комментариев проживали в отличных от времени составления Законов Ману общественных условиях, что не могло не влиять на их творчество, поэтому мнения различных индийских авторов при толковании отдельных стихов сильно расходятся.

    Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.

    На первый план в Законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры и неприкасаемые).

    В Законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.
    9. Основные черты права Древнего Китая.

    Источниками права Древнего Китая выступали обычаи, писаные законы, распоряжения правителя. Для древнекитайского права характерно противоборство двух учений – конфуцианской религии и идеологии легистов. Только в период правления династии Хань произошло слияние конфуцианства (считавшего главным регулятором поведения нормы морали, идеальные образцы отношений между людьми) и легизма (считавшего главным регулятором поведения закон, выражающий интересы государственной власти).

    В древнекитайском обществе слабо была развита частная собственность. Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы.

    Древнекитайское право регламентировало различные виды договоров – договор мены, купли-продажи, дарения, займа, аренды земли, личного найма.

    В Древнем Китае брак заключался родителями жениха и невесты. Браки представителей разных сословий, родственников и лиц, носящих одну фамилию, запрещались вплоть до угрозы наказания. Отец мог безнаказанно продать или убить своих детей, что подтверждает его абсолютную власть в семье. Развод разрешался, но только если инициатором выступал мужчина, по причине бесплодия, распутства или болезни жены.

    Среди видов преступлений, а их насчитывалось более 3000 тысяч, Древнего Китая выделяют: государственные (мятеж, заговор); религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу); против личности (убийство, нанесение телесных повреждений); против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота); воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, трусости др.).

    Виды наказаний – смертная казнь в самых разнообразных видах; членовредительские наказания; штрафы, позволявшие откупиться от наказания; тюремное заключение, также предусматривались клеймо тушью на лице, превращение женщин в рабынь-затворниц, битье палками, удары плетью и другие виды наказаний.

    Высшей же судебной инстанцией являлся император. Судебный процесс в периоды Инь и Чжоу носил обвинительно-состязательный характер, позднее он сменился розыскным. Расследование преступлений возбуждалось с момента подачи заявления. Доносительство на близких родственников было запрещено, равно как и доносительство рабов на своих хозяев. Представители местной администрации исполняли судебные функции на местах. Судебные функции не отделялись от управленческих. Решения выносились по аналогии. При разбирательстве дела в суде применялись пытки. Характерно наличие принципа презумпции виновности обвиняемого.


    написать администратору сайта