итог. Гамзатова Алжана Мурадовна студентка 2 курса 2 группы специальности Правовое обеспечение национальной безопасности
Скачать 31.3 Kb.
|
Гамзатова Алжана Мурадовна студентка 2 курса 2 группы специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» Северо-Кавказского института (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России) Научный руководитель: к.ю.н., Курбанова Зулейха Салаховна ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА. ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ И ПРАВА. Давно известно, что такие понятие как «Право» и «Нравственность» являются неотъемлемой частью как человека, так и его культурного наследия. Под правом понимается, совокупность юридически закрепленных правил поведения так и рядов привилегий присущих для людей в той или иной области. Под нравственностью можно отнести то, что является и моральной составляющей человека, так как эти понятия почти схожи в своем понимании, и подразумевают некие правила, которыми руководствуется человек в стоящем перед ним выборе. Отсюда можно выделить, в чем обусловлено взаимодействие этих двух понятий. Такое взаимодействие обусловлено, тем, что реальное бытие права и нравственности определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развёртываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов. Стоит отметить и важность права и нравственности, ведь именно благодаря им происходит становления и формирование как духовного мира, так и личности в целом. Ведь они являются социальными регуляторами, которые взаимосвязаны с обществом и их взаимоотношениями. С давних времен в обществе и индивидуальном сознании людей утвердилось представление о приоритете в обществе морали над правом. Нередко право с такой точки зрения рассматривается в качестве всего лишь известного "минимума морали". Взаимосвязь права с моралью является значимым и открытым вопросом для новых исследований на протяжении многих веков. Немало важным является еще то, что исходя из исторического опыта мы можем выделить значимость того, как необходимы социальные регуляторы человеческого поведения-морали и права, а также необходимость исследования их взаимосвязи, места в обществе и ценности. Право и нравственность - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом; являются самостоятельными, суверенными нормативно-регулятивными институтами, каждый из которых имеет свою особую ценность1. Взаимосвязь морали и права является одним из тех ключевых вопросов, которые продолжают оставаться актуальными, интересными и значимыми уже на протяжении многих веков. В то же время, невозможно точно и стопроцентно указать на связь между правом и нравственностью, и вопрос их точного взаимоотношения находится в подвешенном состоянии, так как, именно их явные отличия достаточно резко отражаются в их взаимоотношениях друг с другом. Исходя из понятия «нравственности» можно понять, что мораль как и нравственность объединяют ту же сферу регулирования, но понятие "мораль" чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определений данного термина. Ниже представлены объяснения наиболее выдающихся ученых в данной области. Мораль она же и нравственность обозначается как некая форма социального понимания действительности и сущности в целом, которое создается путем комплексного накапливания опыта и понимания суждений о добре и зле как таковом. Другое определение морали дает С.А. Комаров: «Мораль (нравственность) - это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.»2. Так из понятий о «морали» приведенных выше, можно заключить, что нормы нравственности и такие же нормы морали, это все нормотворчество, которое складывается в отличии от права естественным путем на протяжении всего существования человечества. Все это являются неписанными правилами людей которые как факт передаются из поколения в поколение. Но основным гарантом соблюдения всех этих норм морали и нравственности, является совесть. Под совестью же понимается, внутреннее понимание действующего состояния вещей вызванное самоанализом и оценке своих действий путем умозаключений основанных на морали и нраственности. Все это находит отражение в профессиональной этике, которая складывается благодаря, его объекту, а именно человек. Но отсюда и вытекает ее не совершенство, так как человек, существо не постоянное и образует те ситуации, которые невозможно было бы предугадать. Именно здесь и выступаю нравственно правовые требования к людям, которые являются как специальным субъектом или же имеет свою составную часть от общей морали. Взаимосвязь между ними выражается в связи между общими и особенными компонентами. Ключевым отличием между профессиональной этикой связанной с такой же профессиональной моралью от общечеловеческой нравственности является в том, что второе закрепляет выражения связанные личность и общество в отличии от взаимосвязи первой, где здесь в отличии от общества фигурирует другой предмет взаимодействия личности, а именно, определенная профессия обладающая рядом особенностей3. Так, в профессиональной деятельности юриста включены не более чем 3 элемента составляющие нравственное данное профессии : 1) Нравственная деятельность юриста и ее специфические особенности; 2) Нравственные отношения в сфере права и правоприменения; 3) Особенности профессионально-нравственного сознания работников правоохранительных органов. Можно выделить ряд элементов профессиональной этики как сотрудников ПО так и юристов, и часть из них составляют объективизм данной отрасли а другая субъективная часть. Такое разграничение позволяет выделить как цели так и задачи юристов и сотрудников ПО, и в итоге их деятельность можно разделить на 3 элемента, а именно: 1) Цель юридической деятельности; 2) Средства, которые используются для достижения цели; 3) Результат юридической деятельности. Важно помнить, что непосредственно профессиональная этика регулирует цели и задачи как юристов, так и сотрудников ПО, и в ряде случаев данные задачи являются крайне важными, к таким относятся: 1)Обеспечение личной безопасности граждан; 2)Предупреждение и пресечение преступлений, их раскрытие; 3)Охрана общественного порядка; 4)Оказание помощи гражданам, должностным лицам, частным и государственным предприятиям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов. Так, из этих целей и задач профессиональной этики ПО строится их правовая система которая носит нормативный характер регулирующее их профессиональную деятельность. Но нельзя с уверенностью сказать, что данная деятельность хоть и регулируется законодателем, но результат не всегда может быть позитивным. Но в чем, же выражена такая разграниченность между негативным и позитивным явлением в профессиональной этике сотрудников ПО, предусмотренная правом нравственностью: 1) Противоречивость взаимодействия субъективных и материальных, материальных и духовных сторон в профессиональной деятельности юристов, когда существуют заметные расхождения интересов и целей различных участников; 2) Недостаточность экономических средств, необходимых для решения задач; 3) Недобросовестность профессиональных юристов при достижении результатов при наличии условий и средств (субъективный фактор), где может превалировать либерализм и благодушие или излишняя подозрительность, придирчивость. Стоит отметить что и присутствуют существенные отличия нравственного сознания от правового заключаются профессиональной этики, к таким отличиям относятся : 1) Правовое требование носит ограниченный характер, а нравственное -- неограниченный (в этом отношении право является низшим пределом или определенным минимумом нравственности); 2) Правовая оценка требует объективной реализации замыслов, моральная распространяется и на субъективную основу поведения; 3) Право опирается на принуждение (репрессивный аппарат государства), мораль -- на силу общественного мнения. С таким стержневым принципом нравственного сознания сотрудников является принцип законности, придерживаться которого не только служебная обязанность, но и моральный долг4. Но даже при таком достаточно важном взаимодействии права и нравственности, нужно отметить и их противоборствующие стороны, так как в де-факто мы можем столкнуться с неких противоречием, разным подходом, и конечно данному явлению свойственны следующие причины: К первой из причин относят, достаточно резкую и в то же время не ставильную подвижность принципов нравственности. Стоит подметить, что она в отличии от права не настолько консервативна. Другая причина – противоречия права и нравственности вытекает из излишней политичности права как составляющего, ибо данный феномен явно проявляется в непосредственной правотворческой работе. Давно подмеченное явление, что эффективность правотворчества и всей законодательной сферы будет возрастать только тогда , когда эти предписания будут опираться на не на власть как таковую , а на общепризнанные как нравственные так и моральные принципы. Данное примечание было введено русским философом В.С. Соловьевым и с ним можно согласиться, ведь только в таком случае право как таковое будет не только соблюдать, но и защищать саму демократию, гуманность и справедливость. Так в чем же проявляется разногласие данных сущностей и принципов понятий права и нравственности, их противоречие в основном связывают с такие явлениями как: Проступок как гражданского так и административного характера; Проступок или же полноценные преступление уголовного характера. И естественно данное разногласие с каждым годом стараются уменьшить с помощью создания и приданию силы нормам и принципам, которые должны развивать общество, благодаря вносимым коррективам в настоящее законодательство. Наиболее важным выступает то, что бы право как таковое выработало для себя ряд противоречий относящимися к нравственности, тем самым выделяя свою обособленность. К более эффективным из методов данного обособления является определение явных границ отдельных личностей между собой5. Не редко можно столкнуться с косвенными угрозами, которые, тем или иным образом, находят отражения в законе, где в итоге из-за их не исполнения, аппарат в лице внешних средств выражает его обязательное значение. Наиболее полезно для общества и в целом профессиональной этики право которое имеет в себе достаточно положительные черты. Данная надобность появляется в той жизненной ситуации, когда само нравственное составляющее личности строит себе противоречивую установку и против того, что бы следовать авторитету общественного мнения. В случае столкновения данный понятий, то обществом и населением начинается анализ своего рода требований данных норм, где выявляются сторонники и противники данных правовых норм, которые выражают свое согласие и не согласие в процессе реализации6. Некоторые системы нравственности при отсутствии согласия лица с теми или иными высказываниями, и при сталкивании лица с потенциальным не согласием ему приходится прибегать в лицемерию. Ключевым в данном действии имеет и общественное мнение, воздействие которого оказывает непосредственно видимое влияние на внутреннее, а в следствии и внешнее настроение многих лиц являются неизменными, и влияние на них осуществляется крайне сложно. Как известно, закон не запрещает молодой матери оставлять своего ребенка в роддоме, хотя в большинстве случаев окружающие нравственно осуждают ее. Так, мораль в принципе отвергает смертную казнь как вид наказания. Между тем во многих странах мира она предусмотрена законом. Здесь непосредственно в итоге мы сталкиваемся с дилеммой, сущность которой говорит нам, о том, что те нормы и порядок поведения гарантированное на правом, в итоге запрещается нам же нашей нравственностью и моралью, которая предписывается чем-то более важным и высшим. Проводя аналогию нравственности и правом, нужно провести разделение сущности данных сфер, тем самым можно выделить их жизненную обособленность, при их взаимодействии. Но, тем не менее, необходимость право и морали является крайне важным в наш век, ибо без первого и второго, существовало бы просто анархия без контроля и соблюдения прав, как демократических, так и правовых. Возможно, в будущем взаимосвязь права и нравственности и будут достаточно лояльны, и гуманны, на что должно, и совершить наше законодательство. Где право будет руководствоваться нравственностью, а нравственность будет исходить от права, именно в таком случае будет достигнуть консенсус между этими двумя понятиями и субъектами. Пристатейный список источников Алексеев, С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения / / С.С. Алексеев - М.: Юрист, 2010.- 278с. Алексеев, С.С. Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов / / С.С. Алексеев - М.: Статут,2015.- 400с. Матузов, Н.И. Теория государства и права : Курс лекций. / Н.И. Матузов, Малько А.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2015. - 503с Юридическая энциклопедия // Под ред. Тихомировой Л.В., Тихомирова М.Ю. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Российская энциклопедия, 2016.- 876с. Комаров, С.А. Общая теория государства и права // Автореф. – Москва, 2017. С.12. Соловьев В. С. Нравственность и право // Автореф. – Москва, 2016.С.25 1 Алексеев, С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения / / С.С. Алексеев - М.: Юрист, 2010.- 278с. 2 Комаров, С.А. Общая теория государства и права // Автореф. – Москва, 2017. С.12. 3 Соловьев В. С. Нравственность и право // Автореф. – Москва, 2016.С.25 4 Матузов, Н.И. Теория государства и права : Курс лекций. / Н.И. Матузов, Малько А.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2015. - 503с 5 Юридическая энциклопедия // Под ред. Тихомировой Л.В., Тихомирова М.Ю. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Российская энциклопедия, 2016.- 876с. 6 Алексеев, С.С. Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов / / С.С. Алексеев - М.: Статут,2015.- 400с. |