Главная страница
Навигация по странице:

  • Для чего нужна органика и свобода голосового аппарата, голоса

  • Почему «спой свободнее» часто не работает

  • Психосоматика

  • Психосоматические симптомы

  • Гармонизация личности ребёнка через воспитание физического благополучия в процессе обучения вокалу


    Скачать 159.77 Kb.
    НазваниеГармонизация личности ребёнка через воспитание физического благополучия в процессе обучения вокалу
    Дата13.02.2023
    Размер159.77 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаdocument.pdf
    ТипДокументы
    #934926

    Гармонизация личности ребёнка через воспитание физического благополучия в процессе обучения вокалу.
    Начнём со словосочетания «физическое благополучие». Мы говорим «материальное благополучие», обозначающее, что человеку хватает не просто на выживание, а на жизнь и может быть ещё на какие-то дополнительные вещи. То же самое и физическое благополучие, когда человек не просто выживает, а ему хватает сил , чтобы заниматься каким-то хобби, на то чтобы заниматься профессией, на своих близких, на то, чтобы общаться с людьми, и не выгорать, не уставать. Оно очень важно актёрам, музыкантам, и, конечно вокалистам. И мы не будем отрицать, что без физического благополучия ,без хорошего физического здоровья совершить что-то творчески-цельное и драгоценное, - очень сложно, просто не хватит здоровья. И голос-это человек во всей его полноте - физический, интеллектуальный, эмоциональный, общественный. А его голосовой аппарат
    – есть всего лишь внутренний светильник, озаряющий своим мерцанием и лучами душу и тело человека, да так, что всё в нём становится прозрачным, начинает лучиться, приковывает внимание, становится выраженным.
    Несомненно, физическое здоровье зависит от здоровья головы. В теле находятся мышцы, управляемые сигналами из головы, но мышцы тоже живут своей жизнью и иногда мы не можем им помочь напрямую, и тогда обращаемся к помогающим практикам.
    У обучающихся очень часто не хватает физического благополучия, потому что сидячий образ жизни, потому что они себя загоняют часто не нужными вещами и мало двигаются.
    И ученики бывают разные – одна группа ,у которых есть фунциональные проблемы, прежде всего – с голосом. И так как я занимаюсь функциональной вокальной педагогикой, я обращаю приоритетное внимание, как работает организм ученика в целом.
    Соответственно к первой группе детей относятся дети с нарушением осанки. Начинаем призывать его, чтобы он с этим разобрался. Потому что мы знаем, что осанка влияет на дыхательную мускулатуру, она в свою очередь- на процесс дыхания и певческую координацию , и в конечном итоге -на звук. То есть, если осанка ученика находится не в норме, мы это видим, говорим, что этим нужно заниматься. Ученики же и их родители часто недооценивают это, и считают, что главный секрет пения -это освоение особых
    «фишек», приобретя которые, они начнут блестяще петь. Эта не правильная мысль не только у него в голове, но и в теле. Потому как привычка может быть застарелой, становящейся с каждым годом всё более жёсткой и твёрдой, гибкость мышечная теряется.
    Про них можно сказать, что они находятся в психологическом и мышечном скафандре, не позволяют себе быть счастливыми. Эти проблемы решаются комплексно- снятие комплекса психологических и физиологических блоков, больше и чаще бывать на воздухе.
    Мышцы должны двигаться свободно и пластично.
    Есть вторая группа учеников, у которых тоже имеются проблемы. (например, гастрит- это психосоматика , т е определённая причина, повлиявшая на появление гастрита. И казалось бы не влияет на процесс пения, а ещё как влияет, так как всё влияет на всё). Но многие во второй группе, по моему наблюдению, хотят стать физически более благополучными.

    Ученикам, выходящим на сцену, нужна органика.: голосовая органика прежде всего, а также телесная, эмоциональная и актёрская органика. Это самое важное, то, за что мы бьёмся и что является результатом нашей педагогической работы.

    Для чего нужна органика и свобода голосового аппарата, голоса?
    Свободный голос априори звучит более красиво, объёмно, обертонно и резонансно. Если голосовой аппарат свободен, то тембр некрасивым уже не будет. Помимо красивого тембра, когда голос свободен, он вынослив. Если голос быстро устаёт, как бы красиво человек не пел, каким бы тембром он не пел, всё равно голосу, технике не будет хватать свободы. Эти вещи взаимосвязаны. Если голос зажат, ученику дискомфортно, также дискомфортно будет и слушателю.
    Процесс работы над звучанием свободного голоса – работа сложная, как для педагога, так и для ученика. Некоторые мои коллеги говорят об интонирование «из живота», имея в виду интонирование с помощью дыхания и опоры. При таком подходе внимание прежде всего обращается на вокально-технические способы улучшения интонирования. На самом деле в интонировании участвуют много мышц и мышечных групп. И это не только мышцы живота. И все они друг с другом определенным образом сочетаются. В этом сочетании еще важен тонус мышц. Ведь слова «интонирование» и «тонус» - однокоренные.
    В этом процессе «рулят»:
    ✦ Крупная мускулатура;
    ✦ Мелкая мускулатура;
    ✦ Природная нейро - мускульная координация ученика;
    ✦ Понимание педагога вокала как всё это работает вместе.
    Нейрологический фактор-самый главный. Он определяет практически всё. На практике процесс происходит в несколько этапов:
    1. Сначала включаем у ученика первую , базовую, группу дыхательных и артикуляционных мышц;
    2. Развиваем их управляемость, одновременно подключая
    3. Внутреннюю мускулатуру;
    4. Калибруем их;
    5. Получаем результат;
    6. Периодически проводим ревизию наработанного навыка.
    Возможно, надо было написать короче: «Развивайте дыхательную мускулатуру, качайте пресс, и интонация улучшится». Но это в теории.
    На практике успех - он всегда в деталях. Педагог многократно повторяет ученику «Пой свободнее». Но увы…

    Почему «спой свободнее» часто не работает?
    - У человека в опыте нет свободы, она не найдена и не пережита;
    - Если б он мог спеть свободнее, то сделал бы это уже давно. Он ведь не специально зажат. Тем не менее, можно сделать первый шаг к свободе через спокойствие.
    Рекомендации «сделай спокойнее лицевую мускулатуру или замедли движения рук» вполне доступны даже сАмому напряженному человеку.

    Контроль не за окружающими, а за собой, возможен только при спокойствии. На занятиях практически каждый вокалист проявляет мышечные напряжения, которые приносят класс из своей обычной, бытовой, жизни. Это те напряжения, с которым человек живет, часто не замечая их.
    Так же, уже на самОм занятии, могут возникать напряжения, связанные непосредственно с многочисленными стараниями во время пения.
    И тогда одни напряжения наслаиваются на другие, - получается напряжение «в кубе».
    Страх сцены , напряжение в теле и , соответственно, в голосовом аппарате ,требует от учеников психологической подготовки, выстраивание верного срежессированного номера, начиная с выхода и до момента ухода со сцены, смещения акцентов с «взять гран-при» на сущностное наполнение исполняемого произведения.
    ( Психосоматика- (психио-греч- душа, сомо-тело) – это направление в медицине и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение, течение, исход соматических (телесных) заболеваний).Психосоматические симптомы бывают разные: видимые глазу и не видимые, осознаваемые и неосознаваемые. Это может быть заметно в осанке. И пока мы не уберём этот психосоматический дефект, память стресса, допустим, мы не сможем распрямить мышцы, и соответственно наша дыхательная функция будет работать не с самым высоким КПД. Соответственно мы видим, что есть какая-то причина, почему ученик не может справиться с той, или иной задачей, но пока мы не уберём эту причину, мы продвинемся чуть-чуть, а могли бы гораздо больше. Где кроется не свобода? Это Корпус спина шея челюсть .Это то, что мы визуально можем наблюдать. Это просто видно. Напряжение в руках. Снятие блока- потряхивание, вибрация и махи. (видео). Напряжение в корпусе устраняется путем совершения
    ОСОЗНАННЫХ действий (ходьба, прыжки), которые ученики ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО должны совершать (перенести предмет с места А в место Б).
    Но напряжение может быть и в различных частях тела не видные –комок в горле, напряжение в артикуляционных мышцах. Но оно чувствуется. Преодолевается методом зажим- расслабление.
    Напряжение в области горла, связанное с техникой, т.е. связанное с не очень хорошей нейро-мускульной координацией. Проще говоря- дыхание перерабатывает, а горло не дорабатывает. Или наоборот-дыхание не дорабатывает, а горло перерабатывает. Что с этим делаем? Упражнения на координацию голоса и звука- трель губами, где нагрузка равномерно распределена между голосом и дыханием, упражнения на ложную фонацию, которые имитируют работу связок.
    Таким образом, используя в работе функциональный педагогический подход и базовые знания по психосоматике, можно добиться действенных результатов в обучении детей вокалу.



    написать администратору сайта