доклад, теория волшебной пули. теория волшебной пули. Гарольдом Лассвеллом после
Скачать 348.63 Kb.
|
Теория волшебной пули является одной из самых ранних теорий в области массовой коммуникации. Она была выдвинута американским политологом Гарольдом Лассвеллом после Первой мировой войны, в 1930-х годах.[4] В этот период различные виды медиа (радио, фильмы, реклама) приобретали огромную популярность, которая росла быстрыми темпами. Соответственно, существенное влияние СМИ на поведение людей казалось очевидным и, в некоторых случаях, чрезвычайно пугающим. Так, реклама в газетах и журналах заметно увеличила потребительский спрос в Америке, привлекая даже экономных людей в экстравагантные универмаги; выступления президента Франклина Д. Рузвельта на радио, известные как «беседы у камина», вдохновили миллионы граждан поддержать его политику Нового курса после Великой депрессии; Адольф Гитлер использовал СМИ для распространения нацистской пропаганды в Германии, объединив немецкое общество под контролем нацистов.[5][6] Для обыденного наблюдателя люди действительно казались бессильными противостоять сообщениям, которые поступали от СМИ. Ранние разработки теории встречаются в труде Лассуэлла «Техника пропаганды в мировой войне»,[7] где он поддержал позицию писателя Джорджа Уильяма Кертиса, считавшего, что «мысли — это пули».[8] В дальнейшем Лассуэлл начал использовать метафору «волшебная пуля», чтобы охарактеризовать суть массово-информационного процесса: «коммуникация похожа на волшебную пулю, которую коммуникатор направляет в мозг реципиента, где она незамедлительно изменяет идеи, чувства и, главное, мотивацию, служащую основанием последующих действий».[2] Лассвелл основывал свою работу на принципе стимул-реакция, основанном на теории обучения.[6] В это время ряд других исследователей человеческого поведения начали всерьёз изучать влияние СМИ на общество. Однако далеко не все учёные и социологи были согласны с её утверждениями, в основном из-за того, что теория опиралась на традиционные индуктивные рассуждения и метод наблюдения, а не на современные дедуктивные рассуждения, подкреплённые тестированием.[5] Так, среди исследователей, заинтересованных теорией, были Пол Лазарсфельд и Герта Херцог, которые позже её опровергли. В дальнейшем Лассуэлл начал использовать метафору «волшебная пуля», чтобы охарактеризовать суть массово-информационного процесса: «коммуникация похожа на волшебную пулю, которую СМИ направляет в мозг человека, где она незамедлительно изменяет идеи, чувства и, главное, мотивацию, служащую основанием последующих действий». Первые представления о природе и силе массовой коммуникации, существовавшие в то время (Первая мировая война), фактически не были обобщены, но ретроспективно их стали называть теорией «магической пули». (Были и другие, не менее звучные названия, например «теория инъекций» или «теория приводного ремня».) Основная мысль заключается в том, что сообщения масс-медиа принимаются всеми членами аудитории одинаково и такие стимулы вызывают мгновенные и непосредственные отклики. Сегодня, когда о процессе массовой коммуникации известно намного больше, теория «магической пули» может показаться наивной и простодушной, но она полностью соответствовала теоретическим воззрениям в социологии и психологии того времени. Кроме того, был пример огромного воздействия военной пропаганды. Это казалось надежным доказательством того, что сила средств массовой коммуникации действительно так велика, как эмоционально описал Лассуэлл, назвав их «новыми молотом и наковальней социальной солидарности»1. Кроме того, якобы на основе неоспоримых фактов о силе массовой рекламы того времени можно было сделать вывод о том, что медиа способны заставить людей покупать товары в неслыханном прежде количестве и ассортименте. Это убеждение укрепляло уверенность в огромной силе медиа и усиливало кажущуюся достоверность теории «магической пули». |