Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Эволюция гендерного порядка советского и постсоветского общества

  • 3.Основные тенденции изменения гендерных отношений в условиях трансформации российского общества

  • 4.Положение в семье

  • Список использованной литературы

  • Гендерные отношения в период социальной трансформации России.. Гендерные отношения в период социальной трансформации России.


    Скачать 72.66 Kb.
    НазваниеГендерные отношения в период социальной трансформации России.
    Дата18.04.2022
    Размер72.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГендерные отношения в период социальной трансформации России..docx
    ТипРеферат
    #483720



    Реферат

    Тема: «Гендерные отношения в период социальной трансформации России.»

    Выполнил:
    номер группы:

    Проверил:

    Санкт-Петербург

    2022

    Содержание

    1.Введение

    2.Эволюция гендерного порядка советского и постсоветского общества

    3.Основные тенденции изменения гендерных отношений в условиях трансформации российского общества

    4. Положение в семье

    5.Выводы

    Введение

    Радикальные общественные преобразования, начавшиеся в России в середине 1980-х гг., приобрели всеобъемлющий характер, охватив сферы политики, экономики, социальной и культурной жизни. Системные социальные трансформации, происходящие в нашей стране, затрагивают интересы всех слоев и групп российского общества и, не в последнюю очередь, интересы женщин.

    90-е годы XX — начало XXI веков характеризуются совершенствованием правовых основ государственного обеспечения равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин в Российской Федерации. В этот период был создан и действует государственный механизм по улучшению положения женщин и обеспечению тендерного равенства: созданы соответствующие комиссии и комитеты в органах законодательной и исполнительной власти; в структуре Министерства труда и социального развития действует Департамент по делам детей, женщин и семьи; в 2001 году принят Национальный план действий по улучшению положения женщин в РФ на 2001-2005 годы; Государственная дума утвердила «Концепцию законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин». В 2002 году Министерством труда и социального развития РФ совместно с группой ученых разработана «Гендерная стратегия России». В настоящее время по инициативе ряда женских общественных объединений при поддержке Государственной думы разрабатывается законопроект «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин в Российской Федерации».

    Вместе с тем, на фоне принятия государственных решений по защите интересов женщин и продвижению идей тендерного равенства в обществе наметились негативные тенденции по снижению социально-экономического статуса женщин, ухудшению состояния их здоровья, снижению доли занятости женщин в сфере общественного производства, росту насилия в семье, незначительной представленности женщин на уровне принятия государственных решений.

    Обозначенные процессы вызывают обоснованный интерес со стороны ученых. Социологи, историки, экономисты, психологи, демографы, в том числе и зарубежные, активно изучают проблемное поле процесса адаптации женщин к новым условиям жизни в российском обществе. С середины 1980-х гг. в России получают развитие гендерные исследования.

    Нарастающее противоречие между юридическим равноправием полов и практическим неравенством женщин в профессиональной, управленческой, семейной сферах вызвали большой интерес со стороны зарубежных исследователей. К концу 1980-х годов в европейских и американских научных центрах были изданы десятки трудов и публикаций, посвященных статусным характеристикам женского социума в России. Сложившаяся в этот период обстановка гласности, демократизации, плюрализма мнений, знакомство с трудами зарубежных специалистов стимулировали научно-исследовательскую деятельность российских ученых в этой новой для отечественной науки отрасли гуманитарного знания. Приоритетными направлениями были избраны тендерные аспекты социальной политики и развития социальных отношений в постсоветской России.

    Развитие гендерных исследований в российской социологической науке изначально базировалось на теоретических подходах англоязычной феминистской теории, создававшейся преимущественно на американском континенте и в Англии, и отражающей исторические, политические и экономические реалии соответствующих обществ. Отличительными чертами европейской и американской школ тендерных исследований являются насыщение тендерной теории спецификой североамериканских социальных отношений, включение в нее теорий сексизма, множественных идентичностей женщины (разнообразия женщин в аспектах расы, этничности, класса, религии, национальности сексуальной ориентации, возраста и идентичности). Вместе с тем перенос западной феминистской теории на российскую почву без должного учета социокультурной специфики развития российского общества ограничивает получение объективной научной информации о процессах трансформации тендерных отношений в России.

    Под спецификой социокультурного развития российского общества понимают традиционную ориентацию «защитной» политики на женщин, тем самым игнорирование интересов мужского социума; совмещение демократической правовой системы и патриархального сознания общества; своеобразие культурных традиций (приоритет ценности семьи в жизненных установках женщин, влияние православия, высокий уровень тендерной стереотипизации общественного сознания).

    Социокультурные особенности во многом определяют экономические, социальные, культурные модели общества. В зависимости от системы ценностей, господствующей в культуре, будут различными, например, оценка мужественности и женственности, значимость тендерного фактора в персональной идентичности и формировании статуса женщины в обществе.

    2.Эволюция гендерного порядка советского и постсоветского общества

    Гендерная роль – это приписанная человеку нормативная модель поведения, исходящая из его половой принадлежности. Она предполагает под собой разделение деятельности, прав и обязанностей, каких-либо ожиданий общества от человека. Гендерные роли всегда связаны с нормами, продиктованными обществом, усваиваемыми индивидом в течение всей его жизни [1].

    Для понимания процесса трансформации гендерных ролей необходимо иметь представление о таком понятии, как гендерные порядок, неотрывно связанный с понятием «гендерная роль». Согласно определению, данному австралийским социологом Рэйвин Коннелл в книге «Пол и власть» (1987), гендерный порядок есть исторически конструируемый образец властных отношений между мужчинами и женщинами и определений фемининности и маскулинности.

    Гендерный порядок советского общества можно назвать этакратическим и патримониальным. Это говорит о том, что ведущую, если не единственно главную роль в формировании гендерного порядка и отношений в Советском Союзе играло государство и партия.

    Все сферы жизни без исключения подвергались жесткому контролю со стороны власти. Как же этот порядок конструировался и изменялся?

    Первый этап длился с 1918 по начало 1930-х гг. В то время перед государством остро стоял «женский вопрос», заключающийся в борьбе с отсталостью женского пролетариата. Политика страны была направлена на создание «новой женщины» – «работницы, общественницы и матери», повышение уровня грамотности и работоспособности женщин, и реформы в сфере семейно-брачных отношений. В последнем аспекте были применены довольно радикальные меры: был узаконен гражданский брак, зарегистрированный в ЗАГСах, процедура развода стала значительно облегчённой – потерялся сакральный смысл супружества, доказывая, что семья не являлась чем-то важным в то время. Граждан не обременяли грузом семьи, ведь главной целью истинно советского гражданина было строительство светлого коммунистического будущего.

    «Женщина является трудовой единицей, брак становится личным делом, но материнство конституируется как самостоятельная социальная обязанность» – вот вся суть роли, которая отводилась женщине на данном этапе. Женщины выполняли обязанности работающих матерей, на них возлагалась двойная нагрузка, в то время, как мужчинам отводилась совершенно другая роль.

    Мужчина являлся полноценной трудовой единицей изначально, для них не требовалось создание специальных отделов, они не нуждались в раскрепощении и просвещении как женщины. Их главная функция состояла в труде на благо страны.

    Государством поддерживалась политика отчужденного отцовства, которое принимали как экономический долг. Но несмотря на все предпринятые государством меры, во многих слоях населения остался традиционный гендерный уклад, что привело к ужесточению гендерной политики.

    Второй этап начался в 1930-е годы и подошел к завершению к середине 50-х гг. Для этого этапа характерно укрепление позиции матери-работницы для женщин и единицы труда для мужчин, а также создание новой советской семьи. Отмечается тенденция к возвращению традиционного уклада в семьи, практически полное уничтожение приватной жизни. Процедура развода значительно усложнилась, введен запрет на установление отцовства внебрачных детей, вновь запрещены легализованные ранее аборты, множество мер направлено на укрепление семейно-брачных отношений.

    Также следует понимать, что в условиях постоянной нехватки потребительских товаров возвращается традиционное разделение обязанностей между полами. И вся суть гендерных ролей во время данного этапа заключается в том, что на женщине не двойная, а тройная нагрузка – материнство, работа на благо страны (с учетом тенденции того времени к овладению женщинами мужских специальностей) и полное обслуживание семьи – тогда и появляется понятие «советской суперженщины».

    На мужчине же по-прежнему сохранено «клеймо» трудовой единицы: также во время Великой Отечественной войны появляется роль защитника Отечества. Из этого следует, что отцовство, и ранее не занимавшее главенствующее положение, настойчиво отправляется на периферию общественных отношений. Стоит упомянуть, что если данные модели реализации гендерных ролей не соблюдались, то граждане были обречены на осуждение со стороны советского общества.

    Третий этап, длящийся с середины 1950-х до конца 1980-х гг., характеризуется ограниченной либерализацией гендерной политики, частичным восстановлением частной сферы жизни. Женщина по-прежнему выполняет функции матери-работницы, но акцент делается все же на роли матери, так как «идеальная советская женщина ориентирована на семью и материнство». Данный лозунг возник вследствие демографического кризиса, вызванного, во-первых, большими потерями военное время, и, во-вторых, возможностью самостоятельного принятия решения по поводу деторождения, декриминализации абортов, частичным выходом приватной сферы жизни из-под контроля государства и наблюдения соседей по «коммуналке».

    Согласно оценкам демографических потерь СССР отечественными специалистами число избыточных смертей в 1941-1945 – 26-27 миллионов. Но были еще прямые потери от голода 1946-1947 годов – около 1 миллиона человек, а также жертвы послевоенного ГУЛАГа.

    Проходящая активная агитационная политика по отождествлению настоящей женщины с материнством подразумевала, что истинно советская женщина не может не хотеть быть матерью и воспитывать нового советского гражданина. Для этого государство оказывает экономическую поддержку матерям, тем самым облегчая их работу на предприятиях и учреждениях.

    За мужчиной, как и прежне, закреплена только роль кормильца и защитника.

    И из всего выше перечисленного мы можем сделать вывод о том, что складывается ситуация неравенства полов в браке.

    Начало четвертого этапа приходится на период политических и экономических реформ конца 1980- х гг. Падение железного занавеса показало гражданам западные образы мужчин и женщин, преимущественно позицию жены-домохозяйки и мужа-кормильца, что являлось весьма престижным вариантом существования. Но из-за глубокого экономического кризиса, семьи не могли позволить себе этот престиж.

    За женщиной все еще закреплялась роль работящей матери, так как люди просто не могли не работать – нужно было обеспечивать семью. Даже несмотря на то, что влияние власти на семью стало минимальным, и перед людьми появилось большое разнообразие социальных ролей, которое они могут выполнять, мужчинам и женщинам не удалось до конца освободиться от клейма своих стереотипных ролей, какими они «должны» быть и жить, по мнению общества.

    Гендерная политика и гендерные отношения в обществе во многом определяются гендерными образами, складывающимися в общественном сознании.

    Гендерная образность в постсоветской России определяется тремя основными тенденциями. Эти тенденции, налагаясь одна на другую, порождают ряд противоречий, которые сказываются и на государственной гендерной политике, и на отношении россиян к гендерной проблеме.

    Первая тенденция – тенденция сохранения на постсоветском пространстве гендерной образности, характерной для советского периода.

    Вторая тенденция – развитие на постсоветском пространстве различных форм неотрадиционализма. Во времена СССР традиционные формы гендерных отношений во многом исчезли, в постсоветской же реальности консервативно-традиционалистские гендерно-семейные модели во многом конструируются заново и в новых условиях, хотя и поддерживаются рядом авторитетных до 1917 года институций (прежде всего, религиозных).

    Третья тенденция связана с вхождением России в единое мировое коммуникативно-информационное пространство – с открытием в 1991 году границ, что дало жителям постсоветских территорий возможность путешествовать по миру, с доступом к зарубежным источникам информации и с появлением и развитием интернета. Эту тенденцию можно охарактеризовать как встраивание части российского населения в динамику развития гендерной проблематики, характерную для западного мира.

    Весьма важным фактором в развитии гендерной проблематики стало негативное отношение к советской гендерной политике со стороны части высокообразованных слоев общества. Это негативное отношение часто было вызвано не самой гендерной политикой советской власти – оно было частью негативного отношения к советской власти как таковой, к ее идеологии и, в особенности, к ее практике в целом.

    Часть высокообразованного слоя, полностью или отчасти не принимающего гендерную политику советской власти, не была ни выслана из страны, ни уничтожена, ни репрессирована, но, напротив, интегрировалась в советскую реальность. Альтернативная советской гендерная идеология в части высокообразованного слоя существовала в полуподполье, никогда не исчезая окончательно и постепенно усиливаясь, чему способствовал отказ советской власти от радикальных форм ее раннего гендерного проекта, произошедший в конце 20-х – начале 30-х годов XX века.

    Особенное отторжение у части высокообразованного слоя вызывала именно радикально-феминистская сторона большевистской гендерной программы, связанная с ломкой ряда гендерных стереотипов. Наделение же женщин общегражданскими правами у интегрировавшихся в советскую реальность представителей высокообразованного слоя возражений, даже выражаемых непублично, как правило, не вызывало.

    В этой среде в той или иной степени культивировался романтический тип гендерных взаимоотношений, характерный отчасти для аристократического общества, отчасти для общества разночинского дореволюционной эпохи. С одной стороны, образ женщины частью российской интеллигенции наделялся некими высшими качествами (наследие Серебряного века), поощрялось служение ей как высшему по отношению к мужчине началу. С другой стороны, такое отношение имело своей «тенью» желание дистанцировать женщину от «ужасов» общественной жизни и ограничить ее сферой романтических отношений, семьи и быта. Стратегии этой борьбы вполне допускали, к примеру, внебрачные сексуальные связи и богемный нонконформистский образ жизни.

    Образ «строителя коммунизма», которому должна была соответствовать «советская женщина», был по преимуществу маскулинным, а потому стратегии противодействия в среде интеллигенции предполагали культивирование женственности в женщине, которая могла выступать не только в роли жены и матери, но и любовницы. К примеру, в искусстве со времен «оттепели» значительное место занимали коллизии, связанные с внебрачными отношениями, которые как таковые не рассматривались авторами в принципиально негативном ключе.

    Предлагаемый же советской властью образ мужественности вызывал реакцию отторжения в гораздо меньшей степени – именно по причине своей большей традиционности в сравнении с предлагаемым образом «советской женщины». Различие интеллигентского образа мужественности с образом, предлагаемым властью, заключалось прежде всего в том, что последний предполагал «служение делу партии», а первый был по преимуществу индивидуалистическим. Серьезный вызов традиционным мужским гендерным ролям был брошен лишь в конце 60-х первыми советскими хиппи с их культом ненасилия и «недеяния», но, в отличие от стран Запада, эта тенденция в СССР не получила массового развития.

    Важным фактором изменения гендерной политики в СССР оказались репрессии против «левых уклонистов» и дискредитация многих аспектов их идеологии. Одним из следствий этого процесса стал частичный поворот к традиционализму, в том числе и в гендерной сфере. Новые законы затруднили бракоразводный процесс, за рядом исключений оказались криминализованы аборты, практически не развивалось производство контрацептивных средств. На первый план вышел пропагандистский образ женщины как «жены и «матери» – при этом женщина должна была оставаться «бойцом трудового фронта». Сталинская власть поощряла деторождение и осуждала супружескую неверность. Радикальный раннесоветский гендерный проект был фактически свернут.

    Однако многие гендерные нововведения, пришедшие с революцией, продолжали сохраняться и поддерживаться советской властью. Женщины сохранили все обретенные в послереволюционные годы гражданские права, и если эти права властью симулировались, то эта симуляция не имела специфически гендерного акцента. Женщины не так часто занимали высшие политические и экономические руководящие посты, но их было достаточно много среди руководителей среднего звена. Наряду с этим гендерный образ женщины, культивировавшийся частью интеллигенции, оказался советской властью относительно терпим. Таким образом, вплоть до конца 80-х годов в советском обществе сосуществовали два образа женщины – официальный и «интеллигентский».

    В итоге в СССР сложилась ситуация, при которой женщины в известной степени доминировали в приватной сфере. Домашнее хозяйство лежало в основном на них, при этом именно им, как правило, принадлежала прерогатива распределения семейного бюджета и принятия тех или иных ответственных решений внутри семьи. Предполагалось, что мужчина реализует себя по большей части в общесоциальной среде, однако их инициативность нередко подавлялась существовавшей в СССР иерархическо-бюрократической системой (в результате возник мем «инициатива наказуема»). В итоге реальный гендерный образ мужчины оказался в существенной степени инфантильным.

    Глубокие социальные изменения, которые начали происходить со второй половины 80-х годов, привели к трансформации и частичной смене доминирующих в позднесоветском (а затем и постсоветском) социуме гендерных образов. На эти процессы оказывали влияние прежде всего две разнонаправленные идеологические тенденции – консервативно-традиционалистская и западническая.

    Особую силу консервативному традиционализму придал тот факт, что его поддержала существенная часть высокообразованных слоев населения, сохранившая неприятие советского гендерного проекта, которое в итоге обнаружило себя как частичное или полное отрицание модернистского проекта как такового и тяготение к различным проектам «традиционного общества». В постсоветском обществе существенную роль стали играть консервативно-традиционалистски настроенные интеллектуалы. В отличие от западных консерваторов, постсоветские консерваторы были вынуждены реконструировать дореволюционную консервативную идеологию вековой и более давности или использовать радикальные «консервативно-революционные» неотрадиционалистские модели типа евразийской. В результате постсоветский консерватизм оказался идеологически близок к явлению, которое на Западе получило наименование «альтернативные правые».

    Криминализация социально-экономической сферы способствовала распространению культа брутальной архаической мужественности и инфантилизации образов женщины. В этой ситуации в социуме широкое распространение получило представление о мужчине как о «добытчике» и «главе семьи» и о женщине как о «хранительнице домашнего очага». В итоге для женщин вновь стали предельно актуальными, к примеру, проблемы с домашним насилием и с трудоустройством.

    С другой стороны, на гендерную социопсихологическую динамику влияли и продолжают влиять развитие систем коммуникации (в особенности интернет), значительная большая, чем в СССР, доступность разного рода информации и открытость государственных границ. В итоге на постсоветском пространстве в той или иной степени утверждаются тенденции, характерные для стран Запада: снижение рождаемости, более позднее вступление в брак, удлинение времени между вступлением в брак и рождением первого ребенка, рост количества людей, осознанно не желающих иметь детей и т.д. В части общества происходит утверждение гендерной образности, характерной для стран Запада, размывание жестких гендерных стереотипов и ролей.

    Отдельно следует сказать об образе феминистского движения в сознании «постсоветского человека». С одной стороны, феминизм на постсоветском пространстве многими воспринимается как «ужасный большевистский эксперимент». С другой – видится частью населения как элемент «разлагающейся» культуры Запада, оружие Запада в борьбе с «традициями». Достаточно распространено мнение, что женщины в России завоевали себе равенство прав раньше женщин других стран мира. Такая позиция способствует восприятию современного западного феминизма как явления нелепого, излишнего или устаревшего.

    3.Основные тенденции изменения гендерных отношений в условиях трансформации российского общества

    Экономическая, социальная, политическая и духовно-культурная трансформация российского общества сопровождалась в 90-ые годы и продолжает сопровождаться в начале двадцать первого столетия существенными изменениями гендерных отношений, которые создают новую ситуацию для взаимодействия гендеров как в публичной, так и в частной жизни.

    Охарактеризуем некоторые из этих изменений в трех выделенных областях: в сфере труда и занятости, в сфере политической власти и сфере сексуальности. Значительные изменения произошли в разделении между двумя гендерами общественного, производительного труда, в рыночной занятости.

    С переходом к рыночным отношениям произошло снижение конкурентоспособности женщин на рынке труда, возникло гендерное неравенство в доступе к рабочим местам. Одним из показателей этого является безработица, официальная часть которой, т.е. зарегистрированная безработица, устойчиво характеризуется существенным превышением количества женщин во все годы. Безработные женщины дольше ищут работу по сравнению с мужчинами. Наблюдается закономерность: с увеличением времени поиска работы доля женщин в составе зарегистрированных безработных увеличивается. Одна из характерных черт социально-экономических гендерных отношений – на рынке труда существует скрытая дискриминация женщин. Одна из ее форм – нарушение прав при приеме на работу. Социологические опросы свидетельствуют, что препятствием при трудоустройстве женщин становятся их семейные, материнские обязанности, а также потенциальная возможность временного ухода с работы из-за рождения ребенка. В условиях высокой конкуренции за рабочие места работодатели предпочитают работников, которые готовы к трудовым перегрузкам, экстренным переменам рабочего графика (к выходам в выходные и праздничные дни, к сверхурочным), что менее приемлемо для женщин из-за их семейных обязанностей.

    Существенным изменениям подверглись гендерные отношения в сфере управления и политической власти. Несмотря на формально провозглашенную приверженность демократической России принципу гендерного равенства, несмотря на принятые в соответствии с ним декреты, указы, международные обязательства, гендерная асимметрия по-прежнему остается одной из наиболее характерных черт сферы государственного управления, российской политики. В условиях слома советской политической системы и формирования новой в политической сфере возникли такие острые гендерные проблемы, как снижение политического статуса женщин, низкий процент их участия в политике на всех уровнях. Можно констатировать, что были потеряны завоевания предшествующего периода, связанные с участием женщин в политической жизни, которые поддерживались партийно-государственными институтами. Доля женщин в высших органах законодательной власти снизилась с 30–35% в советский период до менее 10%. Женщин в составе Государственной Думы первого созыва (1993–1995 годов) было 13.6%, второго созыва (1995–1999 годы) – 10%, третьего созыва (1999–2003 годы) – 7.7% . В Совете Федерации 1991– 1993 годов – не было женщин, в 1994–1996 годах – 4.5%, в 1996–2001 годах – 1% и в 2002 году – 3%. Среди депутатов законодательных собраний субъектов РФ в 1999–2000 годах было лишь около 9% женщин.

    Изменения, происходящие в условиях трансформации в политической сфере, характеризуются также и снижением участия женщин в политических партиях, что отражается в невысокой доле женщин среди выдвигаемых кандидатов в депутаты законодательных собраний. При невысокой доле женщин, выдвинутых на выборах в Государственную Думу России в 90-ые годы, все же имелась позитивная динамика ее роста от выборов к выборам. В 1993 году женщины среди кандидатов в депутаты в ГД составляли 7%, в 1995 году – 14%, в 1999 году – 16%.

    Следующая сфера гендерных отношений, в которой в 90-е годы в российском обществе произошли существенные изменения, это сексуальная сфера. Быстрая и достаточно радикальная трансформация сексуальных ценностей, норм и практик российского населения дала основание называть эти изменения сексуальной революцией, или новым этапом сексуальной революции. Появились и быстро распространились негативные явления, которых в советский период или не было совсем, или они существовали в латентных формах и малых масштабах, – проституция, торговля женщинами, сексуальная эксплуатация. Появились такие явления, как содержание богатыми мужчинами молодых женщин, содержание богатыми женщинами молодых мужчин, мужская проституция, изменилось отношение к мужской и женской гомосексуальности, стали возникать гомосексуальные сожительства. Гетеросексуальность перестала рассматриваться как единственно возможный и допустимый тип ориентации.

    Все рассмотренные выше изменения весь трансформационный период шли в направлении отказа от существовавших в советский период гендерных идеалов, ценностей, норм и практик и формирования новых, которые соответствуют рыночным экономическим отношениям и ценностям гендерного равенства прав и возможностей. Отказ от прежней системы ценностей и практик произошел достаточно быстро, а формирование новых – длительный процесс. Как отмечают все исследователи, процесс этот идет достаточно противоречиво, испытывает трудности.

    Обобщая вышесказанное-одной из главных особенностей процесса изменения гендерных отношений, происходившего на рубеже веков в российском обществе является слом советской гендерной системы и отказ от имевших место позитивных достижений того периода, что привело к существенному снижению экономического, социального и политического статуса женщин, к ухудшению их положения по сравнению с мужчинами. Это относится как к сфере рыночной занятости, доходам, так и к политическому участию, распределению публичной власти.

    Вторая важная черта изменений – произошло обострение гендерных проблем, существовавших в предыдущий период в латентной форме, и формирование новых, которых ранее в обществе не существовало.

    В сфере социально-экономического развития возникло неравенство возможностей на рынке труда и занятости между мужчинами и женщинами, появились гендерная дискриминация и гендерная сегрегация (отраслевая, вертикальная, по формам собственности). Женщины как группа оказались более бедными, сформировалась гендерная стратификация. В сфере политики к острым проблемам относятся неравенство возможностей в доступе к политической власти, низкий уровень участия в органах законодательной власти, слабое представительство женщин среди руководителей органов власти и управления. В сфере сексуальности значимыми социальными проблемами стали сексуальная эксплуатации, сексуальное насилие и торговля женщинами, женская проституция.

    Третья черта произошедших изменений в гендерной сфере российского общества – гендерная асимметрия, неравенство возможностей мужчин и женщин в целом усилилась по сравнению с предыдущим периодом. В социально-экономической сфере это проявляется в увеличении разрыва доходов, в росте неравенства доступа к рабочим местам, в скрытой дискриминации женщин. В области политической власти – в возросшей асимметрии участия женщин в государственном управлении, в высших органах государственной власти, в органах законодательной власти

    Четвертая черта анализируемых перемен связана с вышеотмеченными явлениями усиления гендерной дифференциации, асимметрии и неравенства. Происходящие изменения создали новую, отличающуюся от советского периода ситуацию для взаимодействия двух гендеров на всех уровнях общественной жизни. Они привели к углублению противоречий между двумя гендерами. В целом гендерные отношения в области труда и занятости, политической власти, сексуальности обладают сегодня большим потенциалом конфликтности, чем раньше.

    Однако конфликтный потенциал носит по преимуществу скрытый характер, не проявляется во вне в форме организованного женского движения. Из всех типов конфликтов, которые за период реформ разворачивались в российском обществе (политические, национальные, территориальные и другие), гендерные конфликты не приобретали характера открытых столкновений, массовых движений. Этому способствует утрата традиций женского организованного движения, низкий уровень консолидации заинтересованных сил, ориентация населения на тип политики в отношении женщин, который проводился раньше, в советский период, и характеризовался как патерналистская (протекционистская) политика.

    Женщины как социальная группа пока не являются самостоятельным активным субъектом решения гендерных проблем, плохо организованы, не имеют соответствующей их интересам, привлекательной для их различных групп идеологии.

    Пятая характерная черта изменений – в сложившихся к настоящему времени гендерных отношениях противоречиво сочетаются новое и старое, позитивное и негативное. При этом весь переходный период негативные процессы преобладали над позитивными, а негативная динамика – над позитивной динамикой.

    4.Положение в семье

    Два существенных процесса характерны для состояния российских домохозяйств:

    1. в условиях резкого падения жизненного уровня населения, «шока» и стресса, которым подверглись почти все группы населения, семья становится единственным убежищем и главным фактором физического выживания;

    2. семья принимает на себя не только потребительские, но и производственные функции: расширяется надомный труд женщин, а также семейный бизнес; возникают фермерские хозяйства, базирующиеся на семейном труде; семья отчасти берет на себя функции разрушенной сферы обслуживания.

    Вытеснение женщины из сферы производства усиливает гендерную асимметрию внутри семьи за счет увеличения объема бытовых нагрузок. Успех выполнения семьей своих репродуктивных и, в целом, воспроизводственных функций, зависит в первую очередь от стабильности и устойчивости брака, т.е. от его качественных характеристик.

    Исследования показывают, что главный фактор, характеризующий брак - это удовлетворенность супругов разделением труда в сфере ведения домашнего хозяйства и в уходе за детьми. Реальное разделение труда мужчин и женщин в России пока что чрезвычайно патриархально: в политической сфере и профессиональной деятельности доминируют мужчины, а в семейной - женщины. Особенно это касается «эмоциональной работы». Воспитание детей фактически является функцией женщины (феномен «отсутствующего отца», роль «русской бабушки» становятся частью истории, семейным бюджетом призвана управлять чаще женщина). Поэтому климат в семье зависит, прежде всего, от женщины, от ее социального статуса и трудовой активности.

    Достигнутое в тоталитарную эпоху «равенство» женщины и мужчины в общественной сфере (это преимущественно, уровень образования и занятости), а также экономическая независимость женщины, возникшая вследствие всеобщего вовлечения в производство - это то колесо российской истории, которое не только трудно, но практически невозможно безболезненно повернуть назад.

    «Ренессанс» патриархата, возникший в результате социальных осложнений, вызванных реформами, повлек за собой усиление неконкурентоспособности женщин на рынке труда, привел к снижению их трудовой занятости в общественном производстве и падению их социального статуса. Такие перемены ведут к ухудшению положения женщины в семье, а это, в свою очередь, - к нестабильности брака и семейных отношений, падению его качества, когда развод становится конечным этапом деструктивных отношений. Дестабилизация семейных структур, являющихся фундаментом любого общества, ведет к разрушению его социальных основ и нормального воспроизводства населения, что в дальнейшем сужает основу демографических процессов, вызывая депопуляцию и деградацию генофонда.

    Существенно трансформировалось положение мужчин и женщин в различных группах семей. В богатых семьях (у «новых русских») женщина, как правило, ушла с работы и «ублажает» мужа. В бедных семьях, она еле сводит концы с концами (собенно, если оказалась безработной) и, не покладая рук, трудится в доме и на огороде. Однако появился немногочисленный слой преуспевающих в бизнесе женщин, в семьях которых домашняя нагрузка уменьшилась.

    Если оценивать ситуацию в целом, то женщина оказалась больше занята в семье, как бы «ушла» в семью. А учитывая то обстоятельство, что семья стала главной цитаделью, которая может защитить человека в условиях экономических напряжений, значимость женщин в приватной жизни возросла. Вместе с тем обследования показывают, что состояние внутрисемейных взаимоотношений существенным образом зависит от уровня материальной обеспеченности семьи: чем она выше, тем лучше взаимоотношения. Это - общая тенденция. Только около пятой части семей характеризуются напряженными отношениями, частыми ссорами и конфликтами среди имеющих наиболее высокие доходы. В бедных семьях конфликты возникают намного чаще.

    Вывод

    Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы: в социально-экономической области нарастали, например, такие негативные процессы, как рост гендерного разрыва в оплате труда, рост женской зарегистрированной безработицы, отраслевой профессиональной сегрегации, нисходящая трудовая, профессиональная мобильность преобладала над восходящей. В сфере политики падал процент участия женщин в Государственной Думе, их присутствия в законодательных органах регионов, то есть в законодательных собраниях субъектов РФ. Данные о проституции, сексуальной эксплуатации и торговле женщинами также подтверждают негативную динамику.

    Выше сказанное свидетельствует о том, что в стране сложились две идеологии относительно статуса женщин в обществе. Одна - идеология равенства, всегда присутствовавшая в законодательных актах и нормативных документах; другая - патриархальная, доминирующая в реальной жизни. Соответственно этому складывается и противоречивая тенденция. С одной стороны, демократические преобразования в обществе открывают действительно широкие возможности для самореализации женщины, что находит свое воплощение в различных инициативах. С другой стороны, реализация появляющихся для женщин возможностей ставит новые проблемы, связанные с неконкурентностью их как рабочей силы на рынке труда. Объективно возможности расширяются, а субъективно трудности возрастают и для женщин, и для мужчин.

    Комплексное рассмотрение различных аспектов гендерной асимметрии, а также равных возможностей для женщин и мужчин в условиях социально-экономических трансформаций в России подтверждает уже ранее сделанный нами вывод о посткоммунистическом ренессансе патриархата.

    В настоящее время в массовом сознании, не без помощи средств массовой информации, все большую силу набирают патриархатные настроения: женщина должна выполнять традиционные роли жены, матери, домашней хозяйки. Широкое распространение получила идеология «естественного предназначения». Однако такой «поворот назад» происходит не прямолинейно. Возникает источник дополнительного социального напряжения, социальной «ошибки», когда декларируемые новые возможности приходят в противоречие с реальностью их осуществления. Об этом, в частности, свидетельствует рост кризисных ситуаций и суицида у женщин. Меры, которые должны препятствовать негативным тенденциям, не так просты, как казалось бы. Одних законодательных актов будет явно не хватать. Нужны перемены в менталитете и появление женщин-лидеров.

    Список использованной литературы

    1.Айвазова C. Г., Кертман Г. А. Мужчины и женщины на выборах: гендерный анализ избирательных кампаний 1999 и 2000 гг. в России. М.: 2019. –225 с.

    2.Айвазова С. Г., Хасбулатова О. А. Гендерные аспекты политической социологии. М.: РОССПЭН, 2017. –183 с.

    3.Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского общества. Деятельно-структурная концепция. М.: 2019. –385 с.

    4.Коннелл Р. Гендер и власть. Общество, личность и гендерная политика/ пер. с англ. Т. Барчуновой, ред. И. Калининым. – М.: Издательство «Новое литературное обозрение», 2018. – 432 с.

    5.Рябкова Е.С. Женщины и женский быт в СССР 1950-1960-х гг. в советской и современной российской историографии / Е.С. Рябкова // Вестник РУДН. Серия: История России. – 2017. – № 4. – С. 670–685.

    6. [Электронный ресурс] «Евразийское Научное Объединение» • № 5 (63) • Май, 2020 URL: https://еsa-cоnfеrеncе.ru/wp-cоntеnt/uplоads/2020/06/еsa-may-2020-part5.pdf


    написать администратору сайта