Главная страница
Навигация по странице:

  • Историко-социологический институт Кафедра социологии и социальной работы Доклад: по дисциплине:СоциологияТема

  • 1 Социальный дарвинизм Герберта Спенсера

  • 2 ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМАТИКА СОЦИОЛОГИИ

  • доклад по социологии. Документ Microsoft Word (3). Генетическая социология Герберта Спенсера


    Скачать 109.88 Kb.
    НазваниеГенетическая социология Герберта Спенсера
    Анкордоклад по социологии
    Дата14.11.2021
    Размер109.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Word (3).docx
    ТипЛитература
    #271564

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

    МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ИМ. Н. П. ОГАРЕВА»
    Историко-социологический институт

    Кафедра социологии и социальной работы

    Доклад:

    по дисциплине:

    Социология

    Тема:

    «Генетическая социология Герберта Спенсера»

    Выполнила:

    студентка 303 группы

    направления 19.03.01

    Теймуразян Диана Георгиевна

    Проверила:

    Кандидат психологических наук

    Полякова Ольга Осиповна

    Саранск

    2021
    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3

    1 Социальный дарвинизм Герберта Спенсера ……………………………….... 4

    2 ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМАТИКА СОЦИОЛОГИИ …………...….5

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..8

    ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………....9

    ВВЕДЕНИЕ

    Ге́рберт Спе́нсер (англ. Herbert Spencer; 27 апреля 1820, Дерби — 8 декабря 1903, Брайтон) — английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма.

    Родился в Дерби (графство Дербишир) в семье учителя. Из-за плохого здоровья до 13 лет не посещал школу и получал домашнее образование[4]. Отказался от предложения получить образование в Кембридже (впоследствии отказался от должности профессора в лондонском Университетском колледже и от членства в Королевском обществе).



    1 Социальный дарвинизм Герберта Спенсера

    Герберт Спенсер является одним из самых известных английских философов и социологов. Его называют одним из первых сторонников теории эволюции Ч. Дарвина, хотя сам Спенсер привнес в социологическую науку множество новых идей, которые вызывают исследовательский интерес и по сей день. Одним из главных трудов Спенсера является «Синтетическая философия», опубликованная в 1896 году. Она посвящена научному синтезу, и ему в этом многотомном труде подвергаются теоретические принципы социологии и психологии. Спенсер вошел в историю социологии как представитель доктрины социального дарвинизма. В соответствии с ней общие принципы эволюции относят не только к биологическим видам. Принципы эволюции присущи:

    1. человеческому обществу;

    2. социальным классам;

    3. отдельным индивидам

    Одним из главных понятий в системе становится понятие «выживание наиболее приспособленных». Приспособленные – значит социализированные, адаптированные к текущим условиям, имеющие возможность побороться за свое место в социальной системе. Только такие индивиды и социальные группы в дальнейшем могут полностью удовлетворять свои потребности и обезопасить себя от окружающих опасностей. Эволюционная доктрина становится основой социологической теории Герберта Спенсера. Он не был первопроходцем в данном направлении, поскольку попытки социобиологического уподобления производились и ранее. Но заслуга Спенсера в данном случае заключается в том, что он придал этой идее серьезный статус и сумел аргументировать ее научными данными и научной концепцией.

    Еще один труд Спенсера, который заслуживает особого внимания, - это «Основы социологии». В нем автор выделил несколько черт, отражающих сходство биологического и социального организмов:

    1. и человеческий организм, и общество не могут сводиться лишь к неорганической материи. Они способны развиваться, ребенок вырастает во взрослого, а небольшие общины разрастаются в крупные городские агломерации;

    2. рост и общества, и физического организма происходит за счет усложнения структуры. Но усложнение должно контролироваться, иначе это нерегулируемые процессы приводят к негативным последствиям и конфликтам;

    3. и организм, и общество являются сложными системы, внутри которых все элементы зависят друг от друга. Дифференциация структуры прогрессирует и сопровождается прогрессирующей дифференциацией функций системы в целом. Также дифференцируются и ее отдельные элементы, поэтому контролируемость процессов выходит на передний план.

    2 ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМАТИКА СОЦИОЛОГИИ

    Программа социологии Спенсера изложена в. «Основаниях социологии». Здесь впервые дано систематическое изложение предмета, задач и проблематики новой общественной науки. Эта книга была переведена на многие языки, способствовала не только разработке, но и пропаганде социологии.

    Спенсер уделяет значительное внимание обоснованию самой возможности социологии как науки, подвергает критике многочисленные аргументы ее противников. Социология возможна уже потому, что общество -часть природы и подчиняется закону «естественной причинности». Спенсер опровергает не только теологические представления об обществе, но и теоретиков «свободной воли», философов, приписывавших решающую роль в истории «выдающимся мыслителям», «общественному договору», выдвигавших на первый план субъективные факторы или указывавших на отсутствие повторяемости в общественной жизни. «Конт предлагает описывать необходимую и реальную филиацию идей, - пишет Спенсер. - Я предлагаю описывать необходимую и реальную филиацию вещей. Конт претендует на то, чтобы объяснить генезис наших знаний о природе. Моя цель - объяснить... генезис явлений, составляющих природу. История, по мнению Спенсера, не является продуктом сознательного творчества социальных групп или отдельных личностей, напротив, сама деятельность, ее цели и намерения должны получить естественное обоснование в законах социальной эволюции. Ссылки на неповторимость и уникальность исторических событий опровергаются очевидной статистической регулярностью повседневных поступков людей, к тому же абсолютной повторяемости в мире нет вообще.

    Задача социологии, по Спенсеру, - изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений. Этим социология отличается от истории, которую интересуют конкретные факты. Отрицание социологии, утверждает Спенсер, часто происходит от смешений двух групп явлений: массовых, типичных, повторяющихся и индивидуальных, случайных, единичных.

    Следующий тип социальных институтов Спенсер обозначил как обрядовые , или церемониальные . Последние призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т. п. Обрядовые институты возникают раньше других и продолжают действовать в любом обществе как необходимый элемент социальной организации, особое, и часто гипертрофированное, развитие они получают в милитаризованном обществе.

    Спенсером было выделено несколько социальных институтов:

    1. домашние институты – семья и брак, которые делают свой вклад в социализацию личности и ее воспитание;

    2. обрядовые – это социальные институты, которые регулируют ежедневное поведение людей, устанавливают обряды, нормы этикета и этики в целом;

    3. политические – появление этих социальных институтов обусловлено переносом внутригрупповых конфликтов в отрасль межгруппового взаимодействия;

    4. церковные – приходские школы, церкви и храмы, которые сохраняют в себе религиозные традиции;

    5. профессиональные – иными словами их еще называют промышленными институтами. Они формируются на базе разделения труда.

    Герберт Спенсер отразил новый этап становления социологической науки. Спенсер является одним из первых социологов, который разработал системный подход в отношении общества и соединил его с эволюционизмом. Он заложил основы структурно-функционального метода, получившего в дальнейшем широкое распространение в социологии. Так же им впервые были применены многие важнейшие социологические категории (социальная система, социальная структура, социальная функция, социальный институт, социальный контроль и другие). По сей день его работы не утратили своей востребованности и актуальности, и многие современные исследователи используют их в качестве основы для объяснения явлений и процессов, происходящих в обществе. Социальные институты не изменились по своему содержанию, хотя инновационные процессы и научные открытия, несомненно, затронули и их.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Социология Спенсера была подвергнута острой критике, что не составило труда, поскольку вся система опиралась на общий принцип эволюционизма. С опровержением этого принципа рушилась вся теоретическая конструкция. В истории социологии творческое наследие Спенсера часто оценивается односторонне. Однако в отличие от многих эволюционистов Спенсер никогда не придерживался крайних биологизаторских трактовок общественных явлений. Большое значение имели разработанные им принципы системного анализа общества, несмотря на несовершенный понятийный аппарат. Спенсер способствовал росту интереса к исследованиям первобытного общества, исследованию истории социальных институтов и развития культуры.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. А.Н.Елсукова «История социологии», Минск, «Выcшая школа», 1997.

    2. И.А.Громов, А.Ю.Мацкевич, В.А.Семенов «Западная социология», Санкт - Петербург, Издательство «Ольга», 1997.

    3. И.А.Громов, А.Ю.Мацкевич, В.А.Семенов «Западная теоретическая социология». – М., 2006.

    4. «Западно - европейская социология 19 века»: О. Конт, Д.С. Милль, Г. Спенсер / Под ред. В.И.Добренькова. – М., 1996.


    написать администратору сайта