Главная страница

семинар 2 дз. Генезис всаднической культуры


Скачать 81.28 Kb.
НазваниеГенезис всаднической культуры
Дата29.10.2022
Размер81.28 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файласеминар 2 дз.docx
ТипДокументы
#761390
страница2 из 4
1   2   3   4

Саки

Информация о саках встречается в персидских источниках и сочинениях греко-римских авторов. Это связано с тем, что саки имели отношения – мирные и враждебные – со многими древними народами. Персы называли саков «великими мужами», «турами с резвыми конями». Древнегреческий историк Геродот называл саков азиатскими скифами, а также массагетами. Интересные сведения о сакских женщинах оставил другой греческий автор Ктесий, который восхищался их физической силой, участием в войнах наравне с мужчинами. Древнегреческий географ Страбон отмечал, что саки были прекрасными наездниками.

Сакские племена расселялись по всей территории нынешнего Казахстана. Так, саки-тиграхауда жили в Жетысу. Их отличали остроконечные шапки. Саки-парадарайя, или заморские саки, населяли Приаралье и низовья Сырдарьи. Южнее них расселялись саки-хаумаварга – саки, изготовлявшие напиток хаома. Саки-исседоны проживали в Центральном Казахстане. Аргиппеи и массагеты проживали северо-восточнее Арала.

Племенной союз саков обитал на территории Казахстана в период раннего железного века, в VIII–III вв. до н. э. В раннем железном веке усилилось общественное и имущественное неравенство. Мы можем судить об этом благодаря археологическим и письменным источникам. Так, представителей знати хоронили в богатых высоких курганах, а простых людей – в малых погребениях.

Сакское общество в основном состояло из трех групп: воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев. Сакские воины носили одежду красного и желто-красного цветов, жрецы предпочитали одежду белого цвета, а скотоводы и земледельцы носили одежду желтого или синего цветов. Каждое из сакских племен управлялось своим вождем, или царем. Вожди происходили из сословия воинов и обладали большой властью. Их власть передавалась по наследству. Основную массу населения составляли рядовые общинники – скотоводы. Важные вопросы племени решались на народном собрании. Женщины участвовали в собрании наряду с мужчинами. Таким образом, общественный строй саков представлял собой военную демократию. Термин «военная демократия» был впервые введен выдающимся американским ученым Льюисом Морганом в работе «Древнее общество», чтобы охарактеризовать древнегреческое общество в переходный период от первобытнообщинного строя к государству. Признаками военной демократии являются военное предводительство и народное собрание. Как мы видим, оба признака имели место в сакском обществе.

Саки занимались кочевым скотоводством. Они разводили лошадей, коров, овец и верблюдов. При этом главное значение имели коневодство и овцеводство. Кочевники жили в легко переносимых жилищах – юртах. По сведениям Геродота, саки на зимовках жили в деревянных жилищах, покрытых кошмой. Часть саков занималась земледелием. Выращивали рожь, просо, пшеницу. Кроме основных занятий, саки занимались рыболовством, ремеслами, торговлей. В VI веке до н. э. сакские племена воевали с персами. Так, в 530 году до н. э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с царем Киром. Сакскими племенами тогда управляла царица Томирис. Подойдя с войском к Сырдарье, Кир отправил к Томирис послов, пытаясь склонить саков к покорности. Сведения об отваге Томирис оставил римский историк Помпей Трог. Сакская царица отказалась вести переговоры. Кир, переправив свое войско через Сырдарью, разбил лагерь. На следующий день он применил хитрую уловку – покинул лагерь, как бы обратившись в бегство. Спаргапис, преследовавший врагов сын царицы Томирис, был неопытным военачальником. Он попал в засаду, устроенную персами, и погиб. Получив весть о гибели сына, Томирис двинулась с большим войском навстречу Киру. Вот как описывает это сражение Геродот: «Вначале оба войска обстреливали друг друга из луков на значительном расстоянии, потом, когда, стрелы были истощены, перешли врукопашную и бились копьями и мечами. Войска долго стояли друг против друга, и ни одна из сторон не обращалась в бегство. Наконец массагеты победили. Большая часть персидского войска пала на месте сражения, а сам Кир был убит».

Через несколько лет в 519 году до н. э. поход против саков предпринял персидский царь Дарий I. Сведения об этом упоминаются в надписи Дария I на Бехистунской скале в Иране. Борьбу саков возглавил вождь Скунха. Персы и в этот раз перешли Сырдарью. В этой войне против персов прославился простой сакский пастух Ширак. Его подвиг описал древнегреческий историк Полиэн. Ширак, намеренно причинив себе увечья, перебежал в стан врага, якобы чтобы помочь персам. Однако он завел войска саков в безводную пустыню. Дарий I потерял большую часть своего войска, которая погибла от жажды и зноя, оставшиеся же в живых были уже неспособны воевать. Дарий I вынужден был вернуться в Персию, отказавшись от дальнейшей войны. Ширак был убит. Он спас родину от военной угрозы, пожертвовав своей жизнью. Однако часть территории саков осталась под властью персов. Саки должны были поставлять в персидские войска своих воинов. Известно, что сакская конница прикрывала отход персидских войск в Марафонской битве с греками в 490 году до н. э. Саки в составе персидских войск участвовали в войнах с Египтом, Грецией.

В IV веке до н. э., в 336 году до н. э. царем Македонии стал Александр, получивший прозвище Македонский. После установления своей власти над Грецией он разбил войско персов, начал вторжение в Среднюю Азию и приблизился к Сырдарье. Борьбу против греко-македонских завоевателей возглавил сакский вождь Спитамен. Почти три года он вел партизанскую войну против македонской армии. Древнегреческий историк Арриан писал о том, как Александр Македонский переправился через Сырдарью на плотах и атаковал саков. Вторжение на земли саков чуть не окончилось поражением греко-македонских войск. Страшная жара, постоянные набеги, тактика саков заставили отказаться от преследования кочевников. Саки осадили Мараканду, где находился греческий гарнизон. Македонский послал на помощь войска. Тогда Спитамен инсценировал отступление. Когда греки кинулись вслед за якобы отступающими кочевниками, Спитамен развернул войска и перешел в наступление. Далее Арриан сообщает, что греки «бежали на небольшой остров, на реке, где скифы и всадники Спитамена окружили их и перестреляли». Таким образом саки уничтожили один из крупных отрядов Александра Македонского. Жившие за Сырдарьей кочевые племена так и не были покорены завоевателями и сохранили свою независимость.

Подведем итоги. В железном веке в результате распада родовой общины, с развитием внешних связей родов и племен возникают государственные объединения. Одним из них на территории Казахстана был племенной союз саков. Саки обитали на всей территории Казахстана в эпоху раннего железа, в VIII–III вв. до н. э. Наличие сильной власти вождей, народного собрания позволяет сделать вывод о развитии военной демократии у саков. Саки были широко известны в древности. Информация о племенах встречается в персидских источниках и в сочинениях греко-римских авторов.

Сарматы

В начальный период истории сарматов, с VIII века до н. э., их называли савроматами. Термин «сармат» встречается в трудах древних авторов, начиная с III века до н. э. В этот период произошло усиление сарматов, они начали распространять свою власть на соседние племена. Сарматы проживали на западе современного Казахстана в VIII в. до н. э. – V в. н. э., дошли до земель Северного Причерноморья. Письменные сведения о сарматах оставили древнегреческие и древнеримские историки Диодор, Плиний Старший, Полибий.

Савромато-сарматские племена установили связь с соседним Боспорским царством, совершали походы в страны Передней Азии, на Кавказ, в Парфию. Сарматские племена стали связующим звеном между культурами Центральной Азии и Причерноморья.

Сарматы внешне были похожи на уйсунов, живших в древности в Жетысу. Однако в их внешнем облике было больше признаков европейских племен, живших в среднем течении Волги. В более поздний период истории у сарматов начинают преобладать монголоидные черты.

По мнению Геродота, савроматы говорили на языке, схожем с языком скифов. Савроматы были родственны сакским племенам даев, массагетов, исседонов. На рубеже I в. до н. э. – I в. н. э. произошло резкое уменьшение численности сарматов. Ученые объяснили это усилением засушливости климата и повышенной суровостью условий жизни. Из-за этого уменьшилось количество скота, увеличилась смертность. Все это вынудило сарматов присоединиться к другим племенным объединениям (в частности, к гуннам).

По археологическим данным можно судить о социальном неравенстве в среде сарматов. Об этом говорит наличие богатых захоронений. В условиях первобытнообщинного строя все сарматы обладали равными правами. Все проблемы общины решались старейшинами и вождями совместно с членами рода, племени. Позже во время расцвета военной демократии важнейшие вопросы внутренней и внешней политики стали решаться в узком кругу вождей и старейшин, которые не считались с мнением простых общинников. Отметим, что в сарматском обществе женщины тоже входили в военное сообщество племени. Доказательством тому могут служить многочисленные находки вооружения в женских погребениях. В сарматском обществе женщина занимала более высокое положение, чем в аналогичных обществах кочевых племен того периода. Сарматские женщины были равны в правах с мужчинами.

Сарматы занимались как кочевым скотоводством, так и земледелием. В основном выращивали овец и лошадей. Разводили также верблюдов и быков. Они использовались как тягловая и гужевая сила. В жизни и быту сарматов охота имела подсобное значение, а также играла роль развлечения и соревнования в меткости, ловкости и силе. При охоте пользовались луком и использовали специально обученных собак. Посуда сарматов делалась из глины и металла. Днища глиняных горшков были глубокими и широкими. Котлы для приготовления пищи отливались из железа. Также в быту широко использовалась кожаная посуда. В курганах сарматов археологи находят стеклянные предметы. Однако сами сарматы не обладали технологией изготовления стекла. Изделия из стекла, как и многие другие предметы, покупались или обменивались ими на дорогах Великого Шелкового пути.

Представления о богатой культуре сарматов дают их археологические памятники. Так, ученые-археологи обнаружили в могильнике Бесоба курган с захоронением женщин-жриц. Внутри курган сделан из бревен. Сверху захоронение было покрыто ветвями деревьев, травой и дерном. В нем были похоронены две женщины, лежавшие на спине головой на юго-запад. Рядом с покойными были обнаружены бронзовое зеркало, золотые серьги, бусы и жертвенник с изображением оскалившегося волка.

Изучение сарматских памятников в Западном Казахстане позволило ученым выявить следующие особенности: во-первых, внутреннее устройство курганов в большинстве случаев состоит из деревянных бревен; во-вторых, могилы имеют различную форму (прямоугольные, круглые, овальные и т. д.).

Одним из наиболее исследованных памятников сарматов является могильник Сынтас. Первый из курганов могильника выложен из рядов бревен в виде сужающейся кверху пирамиды. Здесь в кургане захоронены сразу три сарматских воина. Возможно, что один из них был военачальником. Он лежал в центре и покоился на возвышенной основе. Таким образом, в могиле, скорее всего, захоронен военачальник со своими двумя воинами. Возле воинов были положены бронзовые наконечники стрел, железные кинжалы, глиняная посуда и т. п. Также при раскопках памятника Сынтас были найдены предметы с изображением волка и костяные ложки с изображениями сайги и горного козла.

При раскопках памятника позднесарматского периода Аралтобе в Атырауской области были обнаружены три кургана. Среди находок в погребениях были вооружение вождя, его одежда, богато украшенная золотом, украшения, а также части ритуального посоха жреца. Сарматский вождь считается вторым «Золотым человеком», найденным на территории Казахстана. В погребении Аралтобе были найдены стеклянные бусы, копье, стрелы, обломки кинжала. Покойный лежал на спине, головой на юг. Рядом с ним были положены более сотни стрел в колчане, а также керамическая посуда, железная сабля и нож. В могиле вместе с мужчиной была захоронена и его жена. С ними были погребены два коня. Одежда вождя была богато украшена золотыми пластинами и драгоценными камнями.

Сарматы имели высокоразвитое искусство. Мастера-ремесленники занимались ткачеством. Ювелиры изготавливали украшения из золота, серебра, меди, железа, а также делали зеркала.

Подведем итоги. Сарматы в начальный период истории были известны как савроматы. Проживали на территории Западного Казахстана в VIII в. до н. э. – V в. н. э. Сарматские племена стали связующим звеном между культурами Центральной Азии и Причерноморья. Сарматы занимались кочевым скотоводством и земледелием. Интересные находки в сарматских курганах свидетельствуют о высокоразвитой культуре сарматов и об активных торговых связях с соседними государствами на Великом Шелковом пути. У сарматов получила развитие военная демократия. Высокое положение в сарматском обществе занимали женщины.

Борьба саков против Александра Македонского

В 336 году до н.э. царем Македонии стал 20-летний Александр, получивший прозвище Македонский (в восточных источниках более известен как Ескендир Зулкарнай). В 30-е годы IV века до н.э. он начал завоевательные походы. После установления своей власти над Грецией он разбил Персидское царство и начал вторжение в Азию. Сокрушив Персидское царство, Александр вторгся в Среднюю Азию и приблизился к Сырдарье.

Борьбу против греко-македонских завоевателей возглавил сак Спитамен. Почти три года он вел партизанскую войну против македонской армии. Древнегреческий историк Арриан писал о том, как Александр Македонский, переправившись через Сырдарью на плотах, атаковал саков. Вторжение на земли саков чуть не окончилось поражением греко-македонских войск. Страшная жара, бездорожье, постоянные набеги саков и их «неудобная» тактика заставили отказаться от преследования кочевников. 

Саки осадили Мараканду (ныне город Самарканд, Узбекистан), где был греческий гарнизон.

Македонский послал на помощь войска. Тогда Спитамен инсценировал отступление. Когда греки кинулись вслед за «испугавшимися» кочевниками, Спитамен развернул войска и перешел в наступление. Далее Арриан сообщает, что греки «бежали на небольшой остров на реке, где скифы и всадники Спитамена окружили их и перестреляли». Так саки уничтожили один из крупных отрядов Александра Македонского. По другим древним источникам, Александр в этом сражении был ранен в ногу сакской стрелой. 

Таким образом, жившие за Сырдарьей кочевые племена так и не были покорены завоевателями и сохранили свою независимость. Сакские племена преградили греко"македонцам путь на Восток.

3-вопрос

Во III—II веках до н. э. протомонгольские и прототюркские племена на степных просторах к югу и юго-востоку от Алтая образовали народ хунну.

При раскопках городища Куль-Тобе, близ посёлка Сарыарык (Социализм) на территории Южно-Казахстанской области на керамических кирпичах-таблицах найдены 13 эпиграфических памятников — два почти полных текста и одиннадцать фрагментов[21]. Письменность после дешифровки определена как алфавитная, строчная, арамейская, которая также включает идеограммы. Она маркирует один из восточных диалектов древнеиранского языка. Палеографический и лингвистический анализ культобинского письма показал, что оно датируется II — началом III века н. э., то есть более чем на век древнее так называемых «Старых согдийских писем»[22]. Речь идёт об основании города человеком по имени Сападани[23][24].

Народ хунну во II веке н. э. распался, часть хунну осела в горах Джунгарского Алатау и образовала государство Юэ-Бань, другая часть переселилась на запад Казахстана в район Волги, Эмбы и Урала и далее на Дон, а в 375 году двинулась на запад в Европу, ознаменовав начало Великого переселения народов.
4-вопрос

Тюркская средневековая культура вошла в мировую сокровищницу культур. Уникальное сочетание двух видов хозяйства, смешение народов, языков, вызвали к жизни культурные феномены, до сегодняшнего дня поражающие своей глубиной, отточенностью мысли, красотой. 
Материальная культура включает в себя жилища, одежду, предметы домашнего быта. Жилища представлены разборными домами – юртами и стационарными зимовками в кочевой зоне, каменными и саманными домами в оседлой зоне. По сохранившимся письменным описаниям мы можем сделать вывод, что средневековая юрта была похожа на традиционную казахскую, покрывалась войлоком, вход был всегда с восточной стороны. Очаг устраивался в центре. На зимовках жилища строились в основном из саманного кирпича, дерева. В качестве отделки служили войлоки, кошмы, шерстяные ковры. 
Одежда тюрков шилась из шерсти, шкур и кож, тонкого войлока. Общими для тюрков были длиннополый кафтан с кантами. 
Пища кочевого населения определялась образом жизни. Это молочные и мясные продукты. Однако, не следует считать, что растительная пища была исключена из рациона. Широко использовались дикорастущие растения, ягоды, фрукты, злаковые культуры. 
Большую роль в развитии тюркской цивилизации сыграли города VI -XII веков. Города возникали на месте древних кангюйских городов-крепостей, на месте земледельческих оазисов. В X – XII веках только в Илийской долине возникло 56 новых городов. Это было связано с тем, что города стали транзитными точками на Великом Шелковом пути. Они вели торговлю не только между городами, но и между городами и степью. 
Крупнейший из средневековых городов – Отрар – занимал площадь в 200 гектар. Нельзя думать, что города строились и развивались только на юге и юго-востоке Казахстана. В Центральном Казахстане города располагались в предгорьях Улытау, в долинах рек Сарысу, Кенгир, в горах Кент. 
Города отличались высоким уровнем благоустройства. Обычными для них были водопровод, канализация (ташнау), проложенные из специальных гончарных труб. Это диктовалось необходимостью поддерживать чистоту в условиях жаркого климата, наличии природных очагов опасных инфекций. В каждом из городов имелись резервуары для хранения питьевой воды на случай осады, запасы продовольствия. Каждый из городов имел общественные здания – мечети, библиотеки, бани. 
Важным элементом городов было развитое ремесло. Особое развитие получило гончарное и стеклодувное ремесло, ювелирное дело. Ювелиры средневековых городов Казахстана знали такие техники, как зернь, скань, литье, чеканка, чернь и т.д. 
Особо следует сказать о семейных отношениях у тюрков. Семья была моногамной. Уже существовал обычай левирата (аменгерство). Группа родственников по различным линиям называлась особым термином. Строгим было разделение родственников на старших и младших, что позже сохраняется почти у всех тюркских народов до сегодняшнего дня. В таласских текстах есть названия некоторых категорий родственников: инилери – младшие братья или младшие родственники по мужской линии, синил – младшая сестра. 
Безусловно, речь о тюркской культуре средневековья была бы неполной без рассказа о выдающихся деятелях тюркской цивилизации – Абу Насре аль-Фараби, Махмуде Кашагари, Жусупе Баласагуни, Ахмеде Яссауи. 
Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Узлаг ибн Тархан аль-Фараби ат-Тюрки – именно таково его полное имя, из которого мы видим, что он был из знатной тюркской отрарской семьи (Фараб - одно из названий города Отрар). Родился он в 870 году. 
Умер аль-Фараби в 950 году в Дамаске, где и похоронен у Малых ворот. По сведениям его современников, он отличался скромностью, не интересовался материальными благами, получая у правителя Дамаска в месяц всего 4 серебряных дирхема (прожиточный минимум того времени). 
Самые ранние переводы трудов ученого на латинский язык – язык науки средневековой Европы - были сделаны еще в XI-XII веках и хранятся в Оксфордской, Парижской и Мадридской библиотеках. Труды аль-Фараби были авторитетом для целой плеяды выдающихся ученых эпохи мусульманского Ренессанса (Джами, Руми, Ибн-Сина и т.д.) и европейского Возрождения (Леонардо да Винчи, Роджер Бэкон). 

К XI веку относится творчество Махмуда Кашгари (Махмуд ибн Хусейн ибн Мухаммад Кашгари), правнука Богра-хана. В 1074 году он закончил главный труд своей жизни – «Диуан лугат-ат тюрк» - «Словарь тюркских языков». 
В X-XI веках, в государстве Караханидов жил и творил Жусуп Баласагуни (родился в Баласагуне в 1015 или 1016 году), автор поэмы «Кутадгу билик» - «Благодатное знание». 
Неполным было бы изложение материала по тюркской культуре, если бы мы не поговорили о творчестве Ходжи Ахмеда Яссауи. Основатель тюркской ветви суфизма, он родился в Туркестане в 1093 году. Ахмет Яссауи писал на тюркском, персидском, арабском, чагатайском языках. Главное его сочинение – «Диуани хикмет» или «Книга мудрости». 
Учеником Ахмета Яссауи был Ахмет Иугнеки, известнейший поэт. В своем труде «Вознаграждение истины» он писал о равенстве всех людей перед лицом Бога, о предопределенности всего происходящего. Он считал, что человек должен довольствоваться малым, тем, что у него есть. 
Можно было бы еще долго говорить о тех сверкающих вершинах, которых достигла тюркская культура в средневековье, на долгие годы став путеводной звездой для многих поколений людей не только в Казахстане и Центральной Азии, но и во всем мире. Отмечу лишь, что для этого были свои объективные причины. Смешение народов и языков, их религий и культур привело к выработке человеческой и культурной толерантности жителей региона, сохранившейся до сегодняшних дней.
1   2   3   4


написать администратору сайта