Главная страница

Георг Зиммель сро. Георг Зиммель исследователь, который сыграл существенную роль в становлении социологии как автономной, самостоятельной науки


Скачать 17.55 Kb.
НазваниеГеорг Зиммель исследователь, который сыграл существенную роль в становлении социологии как автономной, самостоятельной науки
Дата05.11.2022
Размер17.55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГеорг Зиммель сро.docx
ТипДокументы
#771039

Георг Зиммель – исследователь, который сыграл существенную роль в становлении социологии как автономной, самостоятельной науки. Но при этом, в отличие от многих, Зиммель оставался в тени своих великих современников, например Эмиля Дюркгейма или Макса Вебера. Зиммеля называют главным основоположником формальной социологии, в которой важную роль играют логические связи и структуры. Они медленно выделяются из общего числа форм социальной жизни и рассматриваются с точки зрения их содержательных отношений.
Основные работы Г. Зиммеля: «Социальная дифференциация» (1890), «Философия денег» (1900), «Социология» (1908), работы по философии и истории культуры.

Исходной проблемой социологических построений Г. Зиммеля является проблема определения предмета социологии. Ученый считал, что социология должна утвердить свое право на существование не посредством выбора особого предмета (который еще не занят другими науками), а как метод. Социология, по мнению Г. Зиммеля, не является наукой обладающей собственным содержанием, поскольку он не находит себе объекта, который не изучался бы какой-либо из общественных наук. Следовательно, раз социология не может определить свой предмет путем простого вычленения тех или иных социальных явлений, она должна сделать это методологически, найдя специфическую точку зрения. То есть социология, по Г. Зиммелю, должна исследовать не содержание, а формы социальной жизни, то общее, что свойственно всем социальным явлениям. Таким образом, Г. Зиммель определяет социологию как науку о процессах и формах взаимодействия.

Объясняя эту позицию, немецкий мыслитель сравнивает социологию с геометрией, которая находится в похожем положении по отношению к естественным наукам. Геометрия не изучает содержание физических и химических явлений, она изучает формы, в которых эти явления протекают.

Общество рассматривается Г. Зиммелем как совокупность форм и систем взаимодействия. Такое взаимодействие складывается на основе определенных влечений и ради определенных целей. Мотивы, побуждающие человека к деятельности, к взаимодействию, могут быть самыми разными: деловой интерес, религиозные импульсы, игра и др.

То, из чего формируется воздействие человека на других людей, можно обозначить как материю, как содержание общества. Сама по себе материя, из которой состоит человеческая жизнь, по мнению Г. Зиммеля, в сущности, не социальна. Так, например, голод, любовь, техника – все это не общественные явления. Они становятся таковыми постольку, поскольку преобразовывают изолированное существование индивидов в определенные формы совместного существования.

Общество (обобществление), следовательно, есть, по Г. Зиммелю, в бесчисленном количестве способов реализующаяся форма, в которой индивиды на основе разнообразных мотивов и интересов создают особое единство, внутри которого эти мотивы и интересы находят свое воплощение. То есть общество формируется в процессе взаимодействия людей, которые стремятся реализовать свои интересы.

Задача социологии как науки состоит, по Г, Зиммелю, в том, чтобы изучить различные формы обобществления, классифицировать и проанализировать формы социальной жизни. Таких форм он выделял три: 1) социальные процессы; 2) социальные типы; 3) модели развития.

К социальным процессам относят постоянные, не зависимые от конкретных обстоятельств их реализации явления: господство, подчинение, соревнование, примирение, конфликт и т.д. Образцом социального процесса как формы социальной жизни может служить мода. Мода, по Г. Зиммелю, предполагает одновременно и подражание и индивидуализацию личности. Человек, следующий моде, одновременно отличает себя от других и утверждает свою принадлежность к определенной группе.

Г. Зиммель изучает следующие социальные типы и характеры: бедняк, аристократ, циник, кокетка, чужой и т.д. Например, социальный тип аристократ представляет собой единство двух взаимоисключающих характеристик: с одной стороны, он поглощен своей группой, ее фамильной традицией, с другой – он отдален и даже противопоставлен ей, ибо обладает силой духа, независимостью.

Модели развития характеризуют процессы, происходящие в группах, связанные с изменением их численного состава и усилением индивидуальности их членов. Г. Зиммель отмечал, что по мере роста численности групп члены их становятся все меньше похожими друг на друга. Развитие индивидуальности членов группы сопровождается уменьшением ее сплоченности и единства. Г. Зиммель считает, что исторический процесс развивается в сторону усиления индивидуальности за счет утраты индивидами их уникальных социальных характеристик. Так, например, большая патриархальная семья сменяется самостоятельными и полноправными индивидами и нуклеарной семьей; цеховая и кровнородственная организация сменяется гражданским обществом с характерной для него высокой индивидуальной ответственностью.

 Формы социальной реальности Зиммель называем формами социации, иначе определяли структуру, которая формируется на основании взаимного влияния, формирующегося между индивидами и более обширными социальными группами. Влияние было направлено на достижение общих целей и интересов, а также на реализацию некоторых потребностей, которые могут оказать значимую роль в развитии и медленном разветвлении социальных аспектов и объектов. Конкретные социальные взаимовлияния складываются из двух основных аспектов:
Форма социального влияния;

Содержание социального влияния.

Если абстрагироваться от содержания, то это, по словам Георга Зиммеля, позволяет изучать более конкретные, наглядные факты, которые мы можем воспринимать как общественную и историческую реальность. Также рассматривать эти факты можно через плоскость чисто социального, поэтому многие факторы носят социальный оттенок, в них главными действующими лицами являются люди, их действия, взаимодействия и взаимовлияния, которые на практике играют очень важную роль в распределении ресурсов, в создании сети взаимодействий, в том, чтобы развивать общество, выводить его на совершенно новый как качественный, так и количественный уровни. Содержание может стать общественным лишь в том случае, когда оно выражается в формах взаимовлияния, или, как назвал это сам Зиммель, в формах социации. Лишь так появляется возможность понять, что в обществе действительно есть то самое общество во всех его социокультурных проявлениях, в перспективах и мотивах, а также в том, чтобы в обществе все части были тесно связаны друг с другом, чтобы все элементы отвечали своим функциям, и чтобы каждый человек четко осознавал свое место в создаваемой социальной реальности.

Зиммель в своих исследованиях в некотором смысле предвосхитил положения, которые определяют современные социальные группы.

ЗАМЕЧАНИЕ 1 По мнению исследователя, социальная группа – это образование, которое имеет собственную социальную реальность, и существует благодаря собственным внутренним автономным законам, которые не зависят от идей и мнения индивидуальных носителей. Это значит, что оказываясь в рамках социальной группы, человек вынужден в некотором смысле отказываться от собственных идей и мнения, и склоняться к тому, чтобы быть больше нацеленным на создание благополучной среды для своих коллег и близких, которые также относятся к отдельной социальной группе.
Это значит, что оказываясь в рамках социальной группы, человек вынужден в некотором смысле отказываться от собственных идей и мнения, и склоняться к тому, чтобы быть больше нацеленным на создание благополучной среды для своих коллег и близких, которые также относятся к отдельной социальной группе.

Феномен конфликта в социологии Зиммеля

Социология конфликта (термин был введен в научный оборот Георгом Зиммелем в 20 веке) начинается с активной разработки конфликтной модели общества. Тем не менее, рассмотрением конфликта занимались еще задолго до того, как появились работы Зиммеля, но его принято называть одним из теоретиков и основоположников, поскольку он внес некоторые коррективы и конкретизировал отдельные части данной социологической теории. Зиммель считал, что общество образуется вокруг множества взаимодействий, и одним из них является борьба. Вся история человечества – это история противостояний и конфликтов, примирений и договоренностей, которые двигали общественную систему вперед, делали его прогрессивным. Конфликты – это неизбежный процесс, а неизбежность заложена в самой природе человека. Как правило, источником конфликтов являются противоречия, а противоречия в основном обусловлены личностными характеристиками человека – агрессивностью, стремлением к власти, к тому, чтобы доминировать над другими людьми, давая им повод также вступать в конфликт, искать пути его разрешения.

Бесконфликтных сообществ и государств не существует, так же, как и не существует таких отношений, в которых не было бы противоречий в отношении определенных явлений и процессов. Любое общество, в котором нет конфликтов – аномально, и рано или поздно оно разрушится, поскольку нет той особой движущей силы, которая позволила бы изменениям произойти, повлиять на жизни других людей, на их мнения. Также бесконфликтных сообществ не существует, поскольку принципиально невозможно устранить исходные конфликты, которые возникают между двумя важнейшими формами человеческой личности: формой индивидуализации и формой социализации.

Говоря о функциях конфликта, в основном Зиммель подчеркивал его положительное влияние на жизнедеятельность, а также отметил, что в конфликте выявляются два особо значимых типа социальных связей: противостояние и объединение. Противостояние происходит вокруг разных идей, ценностей, целей и потребностей, в отношении которых разные индивиды или более широкие социальные группы имеют разные мнения и направленность деятельности. Объединение происходит тогда, когда существует какая-либо негативная идея, исходящая из одного источника, и большая часть других людей или социальных групп не поддерживают ее. Чтобы бороться с ней, объединение крайне важно, ведь только вместе можно бороться за то, что будет устраивать многие стороны социального конфликта, позволит доказать свою состоятельность и значимость во взаимодействиях на различных уровнях развития.

ЗАМЕЧАНИЕ 2 Таким образом, Георг Зиммель внес большой вклад в развитие социологической мысли: он проанализировал возможности формальной социологии, а также рассмотрел социальный конфликт не как негативный механизм, а как процесс, который может качественным образом повлиять на развитие общества, вывести его на совершенно новый уровень.


написать администратору сайта